Сообщение (из опыта работы) «Использование личностно – ориентированной технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
материал

В сообщении говорится, что при использовании этой технологии происходит раскрытие индивидуальности ребенка, создаются комфортные условия для развития его личности и природных потенциалов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 4 «Огонек»

 города Сафоново  Смоленской  области

Сообщение (из опыта работы)

«Использование личностно – ориентированной технологии

в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Романцова М.В.

г. Сафоново

2018г.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. 

  Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель -  содействовать становлению ребенка как личности.

   Личностно - ориентированная технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: само ценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

В нашей группе одной из приоритетных технологий является личностно – ориентированная технология. При этом главная задача - раскрытие индивидуальности ребенка, создание комфортных условий для развития его личности и развитие его природных потенциалов. Очень важно научить ребенка отстаивать свое мнение. В связи с этим изменился мой подход к планированию и проведению организованной деятельности детей.

Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поэтому в группе ведутся карты индивидуального развития ребенка, где фиксируются особенности ребенка, его адаптация. Большое значение имеют и наблюдения за детьми. А также индивидуальные беседы с родителями.

Формы личностно – ориентированной технологии:

  • экспериментальная деятельность

в группе есть мини – лаборатория, где имеется необходимое оборудование для каждого ребенка, материалы постоянно меняются в соответствии с планированием. Дети с удовольствием экспериментируют с различными материалами в свободной деятельности. Я поощряю детей, предлагаю подумать, что будет, если организовать тот или иной эксперимент. Это развивает интерес у детей, они приобретают ценный опыт, учатся делать самостоятельно выводы.

  • игры, игровые упражнения

в нашей группе большое внимание я уделяю сюжетным играм. Вместе с детьми по их желанию изготавливаю новые атрибуты к играм, постоянно обновляю игровые зоны, иногда даже мелочь (пузырек, салфеточка и т. д.) способствует развитию сюжета игры. Часто ненавязчиво предлагаю застенчивым детям выполнить главную роль, подбадривая их; хвалю, когда у ребенка все получается.

Для того, чтобы детям было интересно в нашей группе, имеется много различных конструкторов, и каждый ребенок может выбрать то, что ему хочется. Игровые упражнения мы часто используем при организованной деятельности. Так на занятиях по ФЭМП мы систематически используем палочки Кюизенера.

  • наблюдения 

 наблюдения за детьми помогают мне лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности; помогают педагогам понять, как можно помочь ребенку, если это требуется. С детьми нашей группы мы постоянно проводим наблюдения за живой и неживой природой, что развивает у них любознательность, интерес.

  • этюды

разыгрывая этюды с детьми, мы развиваем чувство ритма, музыкальные способности, каждый ребенок может самореализоваться. Здесь мы часто используем похвалу, подбадриваем ребенка, обращаем внимание на его достижения.

  • праздники и досуги 

дети любят участвовать в праздниках, поэтому каждому ребенку мы стараемся дать маленькую роль. Благодаря этому, наши стеснительные дети уверенно выступают перед гостями. Вместе с детьми мы тщательно продумываем украшение группы, учитываем предложения всех детей, изготавливаем подарки родителям и малышам. При этом неважно насколько красив подарок, важно похвалить ребенка, обратить внимание, что он проявляет заботу о других.

  • подвижные игры

при организации подвижных игр мы стараемся вовлечь в игру каждого ребенка. При этом, не принуждая к игре, придумываем игры вместе на правах партнерства, усложняем правила. Каждый раз мы хвалим детей за что – то новое, интересное, за ловкость, быстроту, подбадриваем тех, кто стесняется.

  • гимнастика – утренняя, после сна проводятся ежедневно, во время

проведения НОД организуются: гимнастика для глаз, дыхательная, динамические паузы, физкультминутки, пальчиковая.  При этом я принуждаю детей, постоянно использую похвалу.

При новом подходе к обучению и воспитанию в группе мы нацелены на достижение положительного результата. Поэтому большое значение мы придаем изготовлению дидактического материала в соответствии с целями и задачами организационной деятельности. В группе много пособий по речевому, познавательному, художественно – эстетическому развитию. Планируя работу с детьми, мы опираемся на уровень развития ребенка. С этой целью вначале и конце года мы проводим мониторинг развития каждого ребенка.

Умение проявить себя является неотъемлемой частью личностно – ориентированного подхода к ребенку. Поэтому, планируя деятельность с детьми, мы строим воспитательно – образовательный процесс так, чтобы

каждый ребенок мог проявить себя, показать, что у него получается лучше всего, открыться с лучшей стороны.

Для того, чтобы реализовать личностно – ориентированную технологию необходима развивающая среда. Поэтому мы в группе тщательно продумываем все игровые зоны. В группе имеются легкие мягкие модули, которые дети передвигают по группе, разнообразные наборы конструкторов, стеллажи с игрушками. Развивающая среда постоянно обновляется в соответствии с планированием в группе и годовыми задачами в ДОУ Иногда дети сами предлагают изготовить тот или иной атрибут, мы это только поощряем. Хвалим за инициативу.

Личностно – ориентированный подход, с одной стороны направлен на гуманное отношение к ребенку. В нашем учреждении есть музыкальный, физкультурный зал, оборудование для индивидуальных занятий. Мы ведем учет часто болеющих детей и стараемся лишний раз похвалить ребенка, не принуждать его к деятельности. С другой стороны, весь процесс строится на технологии «сотрудничества». Педагог организует деятельность так, чтобы ребенок видел рядом партнера по игре, помощника, друга. Мы в группе стараемся создать практичную развивающую среду.

Применение личностно – ориентированной технологии невозможно без соблюдения безопасных условий для развития личности ребенка. В нашей группе все оборудование подобрано в соответствии с возрастными особенностями, надежно прикреплено. На участке вместе с родителями мы устраняем неполадки. При планировании деятельности с детьми мы уделяем большое внимание личностным отношениям. Стараемся при этом учитывать привязанности детей, их интересы.

Одной из важнейших задач является создание условий для формирования таких отношений в группе, которые бы позволили ребенку чувствовать себя очень комфортно. Мы с коллегой стараемся уважать каждого ребенка в группе. В течение рабочей смены с каждым ребенком мы устанавливаем тактильный контакт (для кого- то это рукопожатие, поглаживание по руке, голове и т. д.). С утра мы обращаем внимание на эмоциональное состояние детей. Обсуждая с детьми разные возникающие ситуации, мы учим детей сопереживать, жалеть других людей. Режимные моменты занимают много места в деятельности дошкольника. Поэтому очень важно обращать внимание на достижения детей, чаще их хвалить, разговаривать спокойно и ласково.

Поскольку игра – это ведущий вид деятельности каждого дошкольника, то и организованную деятельность с детьми мы планируем в форме игры. При этом руководим игрой таким образом, чтобы каждый ребенок был чем - то занят. Это должно соответствовать его интересам. Организуя образовательную деятельность с детьми, часто используем такие методы, как непринуждённая помощь, поощрение.

При организации совместной игры мы не заставляем ребенка заниматься тем, чем ему не хочется. Для того, чтобы заинтересовать детей игрой, для сюжетных игр всегда обновляем развивающую среду. Предлагаем менее инициативным детям брать на себя главные роли, при этом направляем игру, вносим свои предложения по развитию сюжета. 

В группе поддерживаем веселый разговор и смех детей. С детьми мы разговариваем спокойно. При планировании большое значение мы придаем чтению художественной литературы, наблюдениям в живой и неживой природе, обсуждаем события, произошедшие в группе, праздники. Выстраиваем экологические цепочки с детьми. Иногда после выходных мы беседуем о том, как ребята провели эти дни, что сближает детский коллектив.

Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, на мой взгляд, личностно – ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.

Используемая литература:

1.Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

2. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение личностно-ориентированой технологии в работе с детьми

Реализация личностно-ориентированной технологии в работе с детьми...

Консультаия на тему:" Использование личностно- ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Эти технологии эффективно позваляют реализовать задачи воспитания и обучения детей ....

Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми.

Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям...

Методическая разработка «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

   Личностно – ориентировочная технология является – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, откр...

Методическая разработка "Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка предназначена в помощь воспитателям ДОУ, ориентирована на детей 3-7 лет....

Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"

Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"...