Педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Абдуллаева Назире Низамиевна

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metsotsializatsiya_uksloviya_starshiy_.doc30 КБ
Office presentation icon metsotsializatsiya.ppt192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.

        Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

        Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

        Одним из педагогических условий социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами,, является включение в игровую среду зоны, с дидактическими  играми (настольно-печатные, словесные игры).

        Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.

        Все компоненты предметно-игровой среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-игровой мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметно-игровая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

        Игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, песта и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр .

        Принцип универсальности игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития .

        Именно поэтому игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.

        Развивающая игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность предметно-развивающей среды.

        В дидактической игре воспитатель создает условия для развития умений детей сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата .

        В беседе с детьми по поводу игр воспитатель предлагает объяснить содержание и правила игры, ответить на вопросы об игре. Дошкольники учатся действовать в игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку. Контролировать свои действия и действия других играющих, исправлять ошибки. Проявлять настойчивость в поиске решения, видеть правильность результата. Объяснить сверстнику ход решения игровой задачи. Знают несколько игр и умеют их организовать. Упражняются в придумывании новых правил в играх, стараются разнообразить их содержание за счет новых игровых действий .

        К дидактическим играм ученые относят настольно-печатные, словесные игры и игры с предметами. Для нас наибольшей интерес представляют настольно-печатные и словесные игры.

        Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать лары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

        В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

        В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др. .

        Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

        Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?»; называют профессии в игре «Кем быть?», определяют то или иное событие в игре «Когда это бывает?» и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А.С.Пушкина, Л.Никитина, И.Сурикова, С.Маршака, Д.Родари), которые читает (наизусть) воспитатель или ребенок. Подобные игры ценны тем, что учат слушать поэтический текст, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление. Не меньшее педагогическое значение имеют игры- загадки, игры- предположения («Что было бы, если бы?..»), разработанные А. И. Сорокиной: они стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. В книге «Чего на свете не бывает?» (под ред. О. М.Дьяченко, Е. Л. Агаевой. - М., 1991) представлены словесные игры, которые помогут ребенку научиться сочинять сказки («Шкатулка сказок», «Про что сочиним?»), разбиваться в реальных и нереальных ситуациях («Бывает - не 5ывает?») [13].

        Следующим педагогическим условием социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами, по мнению педагогов и психологов В. В. Гриневского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и др., является включение детей в подвижные игры.

        Подвижная игра, должна быть для ребенка не просто времяпрепровождением, а настоящей школой жизни. П. Ф. Лесгафт писал: «Дело воспитания в руках не одних только преподавателей, важную роль в нем играют сами юноши своим взаимным воспитанием. Не говоря уже о физической силе, обыкновенной спутнице силы нравственной, я полагаю, что настоящий, мужественный и сильный закал характера приобретается гораздо более на площадке для игр, нежели в классной комнате. Я не высоко ценю мальчика, не имеющего пристрастия к играм и развлечениям; такой мальчик редко пристрастится и к работе» .

        По мнению А.Н. Леонтьева, игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». Игровая роль определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т.е. необходимо обогащать ее таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает воспитательным потенциалом. А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин, выделяя эти особенности роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений.

        Самый главный социальный эффект от подвижных игр для социализации личности состоит в том, что игра оказывает целостное гуманистическое воздействие на личность ребенка .

        Подвижная игра учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит чувству ритма, способствует овладению пространственным ориентированием.

        Именно в коллективной игровой (спортивной) деятельности, в процессе освоения детьми правил взаимоотношений и получения непосредственного опыта, в их применении при решении игровых задач у детей формируются представления о себе, развиваются оценочные отношения, формирующие самооценку и оценку друг друга, что является важным источником осознания ребенком себя как субъекта деятельности].

        Приобретенный опыт и позитивные знания в подвижных играх создают основу для формирования сознательных способов взаимодействия со сверстниками, обеспечивающих успешность социальной адаптации с оптимальным достижением индивидуальных и коллективных целей.

        Таким образом, педагогическими условиями социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами являются:

- включение в игровую среду зоны, включающей дидактические игры (настольно-печатные, словесные игры, игры с предметами);

- включение детей в подвижные игры.

        Опытно-экспериментальная работа по социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами и диагностика уровня социализации детей старшего дошкольного возраста будут рассмотрены в следующей главе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга Методическая разработка: „Педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами“ Автор: Абдуллаева Назире Низамиевна 2016г.

Слайд 2

Актуальность темы Важными задачами государства и общества, по отношению к детям, является обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим,приобщение к общечеловеческим ценностям.

Слайд 3

Педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами являются: - включение в игровую среду зоны, включающей дидактические игры (настольно - печатные, словесные игры, игры с предметами); - включение детей в подвижные игры

Слайд 4

Включение в игровую среду зоны дидактических игр - настольно – печатные; (пример) - „Парные картинки“; - Лото; - Домино. Тематика этих игр разнообразна, например: „ Зоологические лото“,“Цветут цветы“, „Мы считаем“, „Сказки“.

Слайд 5

Включение в игровую среду зоны дидактических игр - словесные игры ; (примеры) Среди этих игр много игр народных, связанных с потешками , прибаутками, загадками – перевёртышами, часть из которых доступна малышам в силу образностиречевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детского опыта. Так же создаются игры в которых дети сами решают игровую задачу( „Когда это бывает?“, „Кем быть?“, „Какое время года?“ и др.), игры – загадки, предположения ( „Чтобыло бы , если бы ...?“), игры – помогалки в сочинении сказок („ Шкатулка сказок“, „Про что сочиним?“, „бывает – не бывает?“).

Слайд 6

Включение в игровую среду зоны подвижных игр ; Главный социальный эффект от подвижных игр для социализации личности состоит в том , что игра игра оказывает целостное гуманистическое воздействие на личность ребёнка. Приобретённый опыт и позитивные знания в подвижных играх оздают основу для формирования сознательных способов взаимодействия со сверстниками, обеспечивающих успешность социальной адаптации с оптимальным достижением индивидуальных и коллективных целей.

Слайд 7

Вывод: Из опыта многолетней работы по социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами, стало ясно , что обязательным педагогическим условием социализации является - включение в развивающую предметно – пространственную среду , дидактических и подвижных игр.

Слайд 8

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру.

Для достижения поставленной цели в качестве ведущего средства формирования навыков речевого общения у дошкольников была выбрана игровая деятельность. Разрабатывая методику обучения, мы опирались...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...

Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

в презентации представлена работа проводимая с детьми старшей ргуппы по развитию произвольной памяти средствами дидактичеких игр. Разработана и опробирована система работы , описаны методики и практич...

Формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский...

«Развитие потребностей в творческом самовыражении и инициативности детей старшего дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Обучение детей игре на  музыкальных инструментах, приобщение эмоционально переживать музыку как выражение некоторого содержания. Основами носителями этого содержания являются в музыке звуко...

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

   Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются  природные спосо...