Главные вкладки

    Формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Лисогор Оксана Михайловна

    "Родное слово является основой

     всякого умственного развития

     и сокровищницей всех знаний"

     К.Д.Ушинский 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_lisogor_dokument_microsoft_office_word.docx22.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

    "Родное слово является основой

     всякого умственного развития

     и сокровищницей всех знаний"

     К.Д.Ушинский

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Значительную роль играют дидактические игры  в развитие речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

    Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя, решает дидактическую задачу. Дидактические игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. Значительную роль играют дидактические игры и в развитие речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

    Методы и приемы развития речи

    Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

    Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

    Дидактические игры относятся к практическим методам  и направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

    Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

    Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

    Работая в подготовительной группе , и проводя диагностические исследования, выявила средний и допустимый  уровень развития связной речи. Дети затруднялись устанавливать причинно следственные связи, поэтому допускали содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, нуждались в постоянной помощи педагога.

     Анализ диагностических данных показал: речь детей характеризовалась пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами. Дети были пассивны в ходе обсуждения текста. Таким образом, пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры и упражнения. Они используются для решения всех речевых задач.

    Предположение: Развитие связной речи детей дошкольного возраста осуществляется посредством использования дидактических игр и игровых приемов. Свою работу я разделила на два этапа:

    I этап. Цель: усвоение детьми структуры сюжетного повествования.

     Свою работу начала с метода совместных рассказывании, где использовала такой игровой прием «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».

     Практическая часть:

     - Выпал первый… .

    -Утром дети …

    -Девочка Маша играет… .

     В процессе обучения планированию высказываний задавала схему, называя начало предложения, подсказывала последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей. »). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

    Дидактическая игра : «Найди ошибку»

     1Девочка ушиблась о камень.

     Пол ударился о мячик.

     2. Веревочка прыгала через девочку.

    Девочки прыгали через веревочку.

     3. Туча спряталась за солнце.

     Солнце спряталось за тучу.

     Далее давала свой образец рассказа - это короткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. В данном случае я использовала прием рассказывание по игрушкам, так как игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться. На данном этапе использовала дидактические игры «Магазин игрушек», «Кто это? », «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Реклама».

    В качестве наглядной опоры предлагала детям «Схему описания игрушек». Эти игры побуждали детей к активному речевому участию. С целью усложнения игры стала использовать загадки-описания. Так, сначала учила детей отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Здесь побуждала детей использовать схему самостоятельно.

      Послушайте и догадайтесь, о чем идет речь. (Он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу. Еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице.) Составьте рассказ с опорой на схему по любой из игрушек.

     На данном этапе работы использовала следующие виды игрушек: дидактические (матрешки, пирамидки) ; сюжетные (образные) : куклы, машинки, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы, составленные воспитателем или детьми - мальчик, девочка, собака; девочка, домик, курица, кошка.

     Также включала в работу и рассматривание сюжетных картин. Для рассказывания отобрала картины с упрощенным сюжетом и дала образец своего рассказа по картине. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики.

     В продолжение работы по развитию связной речи включила рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Вместе с детьми рассматривали и описывали каждую картину из серии, а затем объединяли в один сюжет, выстраивая законченный рассказ. Здесь в процессе рассматривания выделили: начало, середина, конец рассказа.

     Далее один из интересных приемов это «Работа с сюжетными картинками» (из трех частей) посмотрите на серию картинок. Давайте вместе составим рассказ.

     В результате проведенной работы дети овладели умениями точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов. С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа. Дети стали внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать ошибки и исправлять их.

    На II этапе своей работы усложнила все виды игр и игровых приемов. В совместном рассказывании использовала уже частичный образец - начало или конец рассказа, так как этот прием облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста.

    Игра «Реклама» с использованием схемы. Одному из участников завязывают глаза, он должен догадаться, о чем идет речь. Другой участник должен описать предмет не называя его.

    Применяла при закреплении умения рассказывать или демонстрации детям вариантов творческого задания. Вместе с детьми анализировали образец рассказа, это побуждает детей к последовательному изложению и структуры рассказа. Этот прием подсказывает им план будущих рассказов. План рассказа сопровождался коллективным обсуждением. В процессе последовательного обсуждения плана, вместе отбирали наиболее интересные высказывания и объединяли в целостный рассказ.

    Усложнила и содержание дидактических игр на описание их содержанием. В игре «Магазин  игрушек» ребенок - покупатель должен описать игрушку, опираясь на схему- модель, а продавец - отгадать, какая эта игрушка и продать ее. Условием получения игрушки кроме описания поставила требование: назвать отдел, полку, на которой она стоит. В индивидуальной работе с детьми вносила соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»).

     В составлении рассказов по картине добивалась последовательного описания всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции.

    В работе по серии сюжетных картин использовала различные игровые приемы. Упражнение «Найди ошибку» - на доске выставляется набор картинок заведомо нарушенной последовательностью. Участники должны найти ошибку, исправить ее, придумать название рассказа и содержание по всем картинкам.

     В задании «Продолжи рассказ» - вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце дети давали название серии. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитее сюжета.

    В упражнении «Что пропустили? » расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Участникам дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название. Только после этого открываются закрытые картинки и опять составляется рассказ, и сравнивают рассказы между собой.

     Каждый из вариантов решает ряд задач: формировать представления о композиции; развивать умения описывать сюжет, предвидеть его развитие; придумывать начало и середину, когда известен конец. Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

    Обучение умению придумывать сказки начала с игры «Перевертыши» или «Сказка наоборот».

    Игра «Перевертыши». Все вы знаете сказку «Красная шапочка». Сейчас я предлагаю вам сочинить сказку наоборот. Пусть она будет называться, допустим «Зеленый беретик», по аналогии сочиняется сказка, заменяя только персонажей сказки, но остается описание хода событий без изменений.

    В игре «Сказочники» использовала различные виды театра, вместе с детьми сочиняли уже новые сказки. В своих сочинениях старались сохранить и описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка. Использовала сказки о животных, так как у ребенка, с его наблюдательностью и любовью к животным, больше возможности мысленно представит их в разных условиях.

    Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки проводила поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. Далее на втором этапе совместно с детьми осуществляли анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Вместе с детьми выбирали тему, называли персонажей - героев будущей сказки, продумывали план развития сюжета. На третьем этапе активизировала самостоятельное развитие сказочного повествования. Предлагала детям придумать сказку по готовой теме, сюжету, персонажами.

    В результате речь детей стала грамматически правильная, расширился их словарный запас, дети легко пользовались схемами - моделями, свободно пользовались структурой сюжетного повествования. Речь детей стала логична и последовательна. Дети стали проявлять интерес к самостоятельному сочинению, отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета, пользоваться разнообразными средствами выразительности. Безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями.

    Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому темпу умственной  и речевой деятельности.

    В современной педагогической практике дошкольного воспитания роль взрослого в дидактической игре обычно крайне сужена. Она сводится к тому, что воспитатель объясняет игру и руководит её ходом, не участвуя в ней сам. Критерием хорошей дидактической игры считается самостоятельность детей. Однако задача взрослого состоит не только в том, чтобы донести до детей правило действия и контролировать его выполнение, но и в том (и то главное!), чтобы сделать его увлекательным, субъективно значимым, осмысленным. А это возможно только при непосредственном участии взрослого в игре. Предполагается, что критерием хорошей развивающей игры должна быть не самостоятельность, а активность, увлеченность ребёнка, которую на первых этапах знакомства с игрой может обеспечить только взрослый. Для этого он должен быть не руководителем, не контролером, но непосредственным участником игры, её эмоциональным центром, «заражающим» своей увлеченностью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

    Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок».

    Опыт работы по теме  «Развитие связной речи детей старшего дошкольного      возраста через придумывание рассказов и сказок»....

    Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...

    Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов с использованием метода моделирования.

    Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши до...

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность учителя-логопеда и педагога по LEGO-конструированию

    Анализируя различные формы и планируя организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенн...

    « Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Исследования: выявить пути развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде....