Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность учителя-логопеда и педагога по LEGO-конструированию
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Короткова Венера Фоатовна
Анализируя различные формы и планируя организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода проекта как одного из эффективных приёмов взаимодействия учителя–логопеда и педагога по LEGO-конструированию в условиях логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_logopeda_i_vospitatelya.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете

«Профессиональная активность педагога

в условиях современного образования»

Подготовили: В.Ф. Короткова,

учитель-логопед 1-й кв. категории,

Е.Н. Коноплева,

воспитатель высшей кв. категории;

10.04.2019 г.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

через совместную проектную деятельность

учителя-логопеда и педагога по LEGO-конструированию

Введение ФГОС ДО предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых является LEGO-технология. В образовательной среде LEGO-конструктора легко реализовать системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка, поскольку конструкторы LEGO позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Ни для кого не секрет, что грамотная речь – это важная составляющая в полноценном формировании личности человека. Ведь речь – это особый вид деятельности, который тесно связан с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте.

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами – нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и, как следствие, несформированность связной речи ребёнка. Эти проблемы необходимо решать до школы, т.к. таким детям трудно усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу, поскольку требования к уровню развития связной речи воспитанников на момент поступления в школу значительно возросли. В связи с этим развитие связной речи у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

Анализируя различные формы и планируя организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода проекта как одного из эффективных приёмов взаимодействия учителя–логопеда и педагога по LEGO-конструированию в условиях логопедической группы.

Исходя из вышесказанного, нами была выбрана тема проекта: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность учителя-логопеда и педагога по LEGO-конструированию».

Цель проекта – создание оптимальных условий для самостоятельной творческой конструкторской и речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать все компоненты устной речи дошкольников.
  2. Развивать творческие способности детей по средствам придумывания повествований, рифмования слов, словообразования, подбора синонимов, антонимов, омонимов.
  3. Поддержка речевой инициативы и творчества детей в общении.

Вид проекта: практико-ориентированный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги ДОУ.

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием LEGO-конструирования мы выделяем несколько основных компонентов:

  1.  Развитие лексико-грамматических средств речи в рамках определённых лексических тем.

        Широкий выбор наборов LEGO-конструктора даёт возможность детям с речевыми нарушениями запоминать  новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы.  Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: обрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов.

  1.  Конструирование декораций, а также моделей с последующим их описанием.

Дети часто сами создают  декорации – на занятиях по конструированию, в свободное время, дома с родителями. Надо отметить, что учитель-логопед, участвуя в создании  конструкций,  занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи. Когда конструирование закончено, начинается работа со всей группой.

Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

  1.  Воспроизведение действий персонажей с озвучиванием.

Этот вид работы с LEGO-конструктором помогает детям более эмоционально проявить свои познавательные возможности. Можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений, транспорта, строительства зданий, при закреплении ПДД.  Конструктор приходит на помощь и в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке. Поправляя детей, педагог указывает на ошибки их героев, а не их самих, что позволяет некоторым ребятам перестать бояться совершить ошибку.

  1.  Работа над пересказом, рассказами, диалогами (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, сказки собственного сочинения).

Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. При этом работа над связной речью ведется в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Дети не только пересказывают различные сказки и рассказы, но и сами придумывают сюжеты сказок, по которым в дальнейшем снимают мультфильмы для детей младших групп, родителей, педагогов. Так, например, дети сняли мультфильм «Краденое солнце» (по мотивам сказки К.И. Чуковского), сочинили собственные сказки: «Приключения Макса и Маши», «Новогодняя история», «Космические шахматы». 

  1.  Создание проектов, их защита.

Этот этап работы по развитию связной речи детей с использованием LEGO-конструирования объединяет в одно единое все предыдущие компоненты. По итогу лексической темы «Профессии нашего города» дети презентовали проект «Оружейная мастерская», тема «Транспорт» - «Робот-дворник», «Строительная техника» и пр.

  1.  Участие в конкурсах.

Дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями принимают участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня: городские лего-фестивали, региональные мероприятия, Всероссийские конкурсы. Мы считаем, что участие в различных конкурсах детей с ОНР является одним из эффективных методов развития коммуникативных навыков, а также позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. И как результат – дипломы и сертификаты участников и победителей:

– Диплом победителя городского лего-фестиваля среди ДОУ Златоустовского городского округа  «Удивительная страна LEGO», октябрь 2018 г. (групповой проект «Оружейная мастерская»);

– Свидетельство участника Всероссийского конкурса для детей с ОВЗ «ИКаРёнок без границ», ноябрь 2018 г. (проект «Динамическая игрушка «Кузнецы», Чичигин Гордей);

– Диплом за 1-е место в выставке творческих проектов «Робот мечты» открытого городского лего-фестиваля «Лего-фантазии – 2018», декабрь 2018 г. (индивидуальный проект «Робот-дворник», Ермилин Данил);

– Диплом за 1-е место в номинации «Защита проекта» Всероссийского робототехнического фестиваля «Робофест-Челябинская область-2019» (региональный этап), г. Челябинск, январь 2019 г. (проект «Оружейная мастерская», команда «Лего-солнышко»).

        Кроме этого, мы обобщили наш педагогический опыт во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Моя Россия» (диплом победителе 2-й степени, г. Казань) и на городском методическом объединении учителей-логопедов «Логопедическая помощь детям с нарушением речевого развития» (стендовый доклад  «LEGO-конструирование как средство развития связной речи у детей с ОНР», март 2019 г.).

Таким образом, мы пришли к выводу, что работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением LEGO-конструктора делает коррекционный процесс более результативным. Работа над проектом позволяет детям познакомиться с технологией LEGO-конструирования, приобрести навыки конструирования небольших моделей. В процессе конструирования дети рассказывают о своих действиях, активно пополняя словарный запас названиями деталей конструктора, описывают свои модели, придумывают новые сюжеты для игры с готовыми моделями, составляют связные рассказы, совершенствуя навыки словообразования и словоизменения, автоматизируя звуки в самостоятельной речи. Работа с мелкими деталями конструктора позволяет развивать мелкую моторику пальцев детей, что благоприятным образом также будет влиять на развитие речи и их интеллектуальное развитие в целом.

Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Что в свою очередь помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Таким образом, можно сказать, что применение LEGO-технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Ведь чем разнообразнее приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем успешнее формирование связной речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности на прогулке

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ...

Формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский...

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок».

Опыт работы по теме  «Развитие связной речи детей старшего дошкольного      возраста через придумывание рассказов и сказок»....

Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов с использованием метода моделирования.

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши до...

« Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Исследования: выявить пути развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде....

Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно ра...