Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности на прогулке
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.   В период от пяти до семи лет у ребенка активно развивается связная речь.                                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Образовательная программа191 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 детский сад №6 Калининского района Санкт-Петербурга

«ПРИНЯТО»                                                                      «УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим советом                                                  Заведующий ГБДОУ №6

Протокол №____                                                                В.К.Куприянова ______________

от «_____»__________ 201___г.                                       «___» __________ 201___г.

Образовательная программа                                                                             «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста                        в совместной деятельности на прогулке»

Возраст детей 5– 7 лет

Срок реализации 2 года

Автор – составитель: воспитатель Н.Н.Негара

Санкт-Петербург

2014

                             Актуальность и целесообразность программы

     Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.   В период от пяти до семи лет у ребенка активно развивается связная речь.                                                                                                          

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

Половина детей  дошкольного возраста,  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

- связные высказывания короткие;

- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы,  но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.  При  рассматривании картины,  проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи. Речь педагога должна быть четкая, ясная,  полная, грамматически правильная; в  речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследования в области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметить тесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки.

Вопросы обучения детей монологической речи  изучали А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, Н.В. Гавриш, Т.И.Гризик, А.А.Зрожевская, Э.П. Короткова, А.В. Колосовская, Н.И. Кузина, Н.А.Орланова, Н.Г.Смольникова,Н.В. Смирнова, О.С.Ушакова, Л.Г. Шадрина и многие др.); а с развитием диалогической речи детей - (А.Г. Арушанова,Л.Ф. Артеменкова,Н.В. Дурова, Р.А.Иванова, Е.С.Рычагова, А.А.Соколова, Н.К.Усольцева, И.С.Назметдинова,А.К. Чулкова).

Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.). Но все-таки вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речи дошкольников-шестилеток.

До недавнего времени в традиционной методике сохранялось положение о том, что в дошкольном детстве родной язык осваивается только путем подражания. Но уже в работах К.Д. Ушинского отмечалось, что речевые навыки усваиваются детьми благодаря наблюдению за языком и собственной практике в языке. И в современных концепциях речевого развития детей подчеркивается, что усвоение родного языка ребенком предполагает не только заимствование готовых форм, но и их творческую переработку, поиск связей, обобщение отношений между наблюдаемыми элементами языка и создание собственных речевых конструкций.

Результат развития речи зависит от многих причин, но, прежде всего, от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевой общение. С точки зрения Л.П.Федоренко, для нормального развития связной речи детей, а, следовательно, для развития их интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала достаточно развивающими возможностями, развивающим потенциалом, который определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка в процессе обучения языку, его способности к обучению.

Психолого-педагогический анализ вопросов развития речи дошкольников выявил, что стержневой задачей в этом возрасте является развитие у детей связной речи, т.е. речи, передающей мысль или желание говорящего. Именно связная речь обслуживает основную, генетически исходную функцию речи – коммуникативную.

Почему речевое развитие так важно и актуально именно на прогулке? Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. В группе ДОУ  и дома в основном все предметы стационарны, знакомы ребенку, а поскольку внимание нестабильно, малыш быстро утрачивает к ним интерес, даже несмотря на частую смену речевой среды в группе. На прогулке же речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас ребенка, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения. В возрасте «почемучек» ребенок начинает задавать вопросы, получает на них грамотно сформулированные ответы. Педагог задает встречные вопросы. Таким образом, происходят постоянные упражнения в речи ребенка. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания. Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания ребенка. На протяжении всего времени прогулки взрослый не раз уточняет, закрепляет данные, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений, знаний. Таким образом, правильная организация и проведение прогулки способствует не только укреплению здоровья и развитию двигательной активности детей, но и является самым действенным средством развития  всех компонентов устной         речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

  1. Целевое назначение программы

Цель: Содействие развитию связной монологической и диалогической речи детей старшего дошкольного возраста на прогулке

Задачи:

1. Развивать образную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, фразеологизмы) .

2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей

3. Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему, составление описательных рассказов по увиденному на прогулке, рассказов - загадок: по игрушкам, по предметам) .

4. Развивать выразительную речь детей.

5. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов).

6. Развивать воображение и творческое мышление.

7. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

         При распределении разделов программы по годам обучения учитываются основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психологические особенности ребенка от 5 до 7 лет.


2. Содержательная характеристика курса

В программе выделено 17 тем занятий (51 час) для каждой возрастной группы

2.1. Тематическое планирование курса

Тема

Количество часов по данной теме

Всего

Старшая группа

Подготовительная группа

Теория

Практика

Теория

Практика

1

Осень. Периоды, признаки осени.

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

                2.5ч.

2

Фрукты.

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

2.5ч.

3

Насекомые

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

2.5ч.

4

Одежда.

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

                2.5ч.

5

Обувь

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

2.5ч.

6

Игрушки

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

2.5ч.

7

Зима.

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

                2.5ч.

8

Дикие животные.

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

2.5ч.

9

Новый год.

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

2.5ч.

10

Транспорт

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

                2.5ч.

11

Профессии

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

2.5ч.

12

Детский сад

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

2.5ч.

13

Наша армия

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

                2.5ч.

14

Весна. Признаки весны.

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

2.5ч.

15

Растения и животные весной.

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

2.5ч.

16

Перелётные птицы

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

                2.5ч.

17

Знакомство с творчеством А.Пушкина

3

45мин.

0.5ч

2ч.15мин.

2.5ч.

Итого

51ч


2.2. Содержание программы

В начале каждой прогулки проводятся наблюдения за окружающей природой, трудом взрослых и т.д.

Название темы

Цели

Краткое содержание занятий

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

Осень. Периоды, признаки осени.

Учить детей отвечать на вопросы и задавать их. Активизировать словарь по теме. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе. Учить пересказывать рассказ с опорой на картинки. Активизировать словарь по теме. Воспитывать художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Игра "Подбери признак"; чтение и беседа по стихотворениям Ф.Тютчева, А.Толстого, П.Плещеева, А.Пушкина.

Д/и «Размытое письмо»

«Дополни предложение»

Игра "Подбери признак"; чтение и беседа по стихотворениям Ф.Тютчева, А.Толстого, П.Плещеева, А.Пушкина.

Д/и «Живые слова»

«Придумай предложение»

Фрукты.

Обучать составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок. Развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить своё высказывание. Воспитывать желание честно оценивать свои поступки.

Игры "Определи на вкус", "Отгадай по описанию"; чтение и беседа по рассказам Б.Житкова "Баштан", "Сад".

Д/и  «Кузовок»

Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка".

Д/и  «Вершки-корешки»

«Фрукты – овощи»

Насекомые.

Обучать составлению описательного рассказа с опорой на схему. Развивать умение логически последовательно выстраивать своё высказывание. Воспитывать самоконтроль за речью.

Рассматривание картинок с изображением насекомых.

Д/и  «Летает, а не птица» 

"Узнай по описанию".

Детские рассказы о насекомых. www.ozeroskazok.com

Д/и  «Поиграем в сказку»

«Испорченный телефон»

Одежда.

Учить составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания. Активизировать словарь по теме. Развивать умение узнавать предмет по описанию. Воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.

Составление описательных рассказов об одежде. Г.Снегирёв "Верблюжья варежка"

Д/и  «Переезжаем на новую квартиру»

«Назови три предмета»

Русская народная сказка "Василиса Прекрасная" и украинская "Рукавичка".

Составление рассказов об одежде.

Д/и  «Одень правильно»

 

Обувь.

Учить составлять рассказ по увиденному знакомому предмету. Активизировать словарь по теме. Воспитывать трудолюбие.

Чтение и беседа: Ш.Перро "Кот в сапогах", Л.Воронкова "Маша - растеряша",

Д/и  «Новоселье»

Е.Благинина "Научу обуваться и братца", С.Чёрный "На коньках"

Д/и  «Похожи – не похожи»

Игрушки

Учить составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ. Активизировать словарь по теме. Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.

Беседа о бережном отношении к игрушкам.

Д/и  «Доскажи словечко»

«Напишем кукле письмо»

А.Барто «Игрушки»

Д/и  «Японская печатная машинка»

Зима.

Развивать связную речь. Учить составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания. Активизировать словарь по теме. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.

Рассматривание и сравнивание снега и льда. Рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры. Наблюдение за зимующими птицами. Подбор определений к предметам и объектам.

Д/и  «Два мороза»

Учить составлять рассказ по опорным картинкам и словам. Развивать умение подбирать антонимы и приставочные глаголы. Воспитывать навык самоконтроля за речью.

Д/и  «Подбери слово»

Дикие животные

Учить пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев. Упражнять в логическом изложении высказывания. Воспитывать артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

В.Бианки «Приключения муравьишки»

Д/и  «Отгадай-ка»

«Летает — ползает — прыгает»

Русские народные сказки

Д/и «Три медведя»

Новый год.

Развивать речевой слух. Активизировать словарь по теме. Воспитывать художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

К.Бальмонт «Снежинка» Подкармливание птиц на участке детского сада. Составление предложений с противопоставлением на занятиях. Разучивание песен к новогоднему утреннику.

Д/и  «Снежки – говорушки»

Пересказ рассказа Н.Петровой "Птичья ёлка". Наблюдения за зимним пейзажем, зимующими птицами и т.д.

Д/и  «Назови одним словом»

Транспорт

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке по увиденному, с придумыванием предшествующих и последующих событий. Развивать умение рассказывать по плану. Воспитывать умение следовать правилам дорожного движения.

Чтение и беседа: И.Калинина "Как ребята переходили улицу", М.Коршунова "Едет, спешит мальчик".

Д/и  «Правильно или нет?»

Чтение и беседы:                           1.Изобретение колеса.
2.История появления автомобиля.
3.Из истории развития правил дорожного движения на Руси.

Д/и  «Поиск пропавших деталей»

«Зачем нам эти вещи»

Профессии

Развивать связную речь. Учить образовывать форму множественного числа. существительных и прилагательных.

Оформление фотовыставки "Мамы всякие нужны". Экскурсии в библиотеку и магазин.

Д/и  «Фотограф»     «А я бы…»

Составление описательных рассказов о профессиях.

Д/и  «Объясните, почему…»

Детский сад

Учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям. Активизировать словарь по теме. Воспитывать умение внимательно наблюдать за происходящими событиями.

Экскурсия по детскому саду. Чтение и беседа: В.Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо", О.Панку - Яшь "Не только в детском саду".

Д/и  «Кого я вижу, что я вижу»

«Распутай слова»

Обучать пересказу, составленного по серии сюжетных картин. Употребление в речи сущ. в в.п. Воспитывать уважительное и бережное

Д/и  «Один и много»

«Чего на свете не бывает»

Наша армия

Формировать умение связно и последовательно пересказывать текст. Учить образовывать форму множественного числа. существительных и прилагательных.  Воспитывать любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества.

Чтение и беседа: С.Алексеев "Первая колонна". Учить составлять, а затем пересказывать небольшой рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам.

Д/и  «Поймай звук»

«Замкни цепочку»

А.Митяев "Мешок овсянки", Е.Благинина "Шинель". Упражнять в подборе существительных к прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже. Воспитывать культурные навыки общения.

Д/и  «Добавь слова»  «Четвёртый лишний»

Весна. Признаки весны.

Развивать эмоциональный мир, творческое воображение. Развивать умение узнавать предмет по описанию. Учить детей отвечать на вопросы и задавать их. Активизировать словарь по теме. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.

Наблюдения на прогулках за изменениями в природе, за тем, как на солнцепёке с крыш начинается капель, а вечером с крыш свисают сосульки. Разучивание стихотворений

Д/и  «Какая картинка не нужна?»

«Пройди вокруг и не заблудись»

Развивать общие речевые навыки, творческое воображение, речевой слух.

Д/и  «В мире растений»

«Найди фишке место»

Растения и животные весной.

Учить добавлять последующие события, логически завершающие рассказ. Развивать творческое воображение и логическое мышление. Воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.

Чтение и беседа: А.Плещеев "Весна", Е.Серова "Подснежник",

Д/и  «Похоже - не похоже»

«Собери пять»

Ф.Тютчев "Весенние воды".

Д/и  «Кого позовут в гости»

«Кто как голос подаёт»

Перелётные птицы

Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин. Учить различать понятия перелётные и зимующие птицы. Развивать навыки словообразования.

Игры "Подбери признак", "Подбери действие". А.Майков "Ласточка".

Д/и  «Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

Чтение и беседа: В.Бианки "Лесные домишки", "Грачи".

Д/и  «Наоборот»

«У кого такие глазки?»

Знакомство с творчеством А.Пушкина

Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Развивать диалогическую речь.

Чтение и беседа по "Сказке о рыбаке и рыбке". Беседа о творчестве А.Пушкина.

 Д/и  «Где начало рассказа?»

«Повтори»

Чтение и беседа: А.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне - Лебеди",

Д/и  «Кто больше заметит небылиц?»

«Кто больше знает»


3. Характеристика целесообразной методики построения курса

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

1. Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;

2.  Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

3.  Последовательность;

4.  Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;

5.  Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

6.  Культура изложения в широком смысле слова:

7.  правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,

8.  интонационная выразительность речи,

9. достаточная громкость,

10.  отчетливость произношения.

Возраст детей, продолжительность реализации программы                              Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет. Период реализации – 2 года.

Время проведения занятий

Занятия проводятся во время утренней и вечерней прогулки

Этапы реализации программы.

Первый этап:  старшая группа, 5-6 лет                                                                                            

Второй этап: подготовительная группа, 6-7 лет

Длительность занятий:

Старшая группа – 25 минут

Подготовительная группа – 30 минут

Кроме того, проводится индивидуальная работа с каждым ребенком.

Виды деятельности на занятиях

1. Наблюдения.

2. Рассматривание предметов, картинок.

3. Загадывание загадок.

4. Дидактические игры:

- пальчиковые; - стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы); сюжетно-ролевые игры.

5. Артикуляционная гимнастика,  дыхательная гимнастика (в зависимости от погоды)

6. Чтение художественной литературы.

Формы подведения итогов

Открытые занятия для педагогов, родителей, участие детей в праздниках, конкурсах, викторинах, беседы с детьми

Способы проверки:

Целевые посещения занятий, наблюдения, беседы,  проверка документации

3. Параметры результативности и диагностика

Ожидаемый результат:

Первый этап старшая группа                                   5-6 лет

Второй этап подготовительная группа                                6-7 лет

К концу старшей группы дети могут:

- понимать тему рассказа или картины, раскрывать ее в рассказе, давать название картине, заголовок рассказу;

- соблюдать структуру рассказа, понимать, о чем говорится в каждой части рассказа; составлять план-схему, план-рисунок рассказа;

-  использовать разные средства связи между предложениями, между частями рассказа;

-  плавно рассказывать, без пауз;

-  использовать интонацию и выразительные средства языка (красивые слова)

- составлять разные по способу высказывания рассказы.

- использовать в речи обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

К концу дошкольного возраста дети умеют: - самостоятельно согласовывать и образовывать слова, строить сложные конструкции предложений.

- быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

- самостоятельно, без помощи воспитателя пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам.

-дифференцировать звуки, регулировать темп речи и речевое дыхание,

владеть навыком рифмотворчества и словотворчества.

- использовать действия детализации (знаково – символическое моделирование)

- внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу. 

4. Организационно-педагогические условия

  Методическое обеспечение

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

1

Подгрупповые

и индивидуальные

Наблюдение, пояснение. Включение ребенка в активное обсуждение. Показ, объяснение педагога, игровые формы, игровые персонажи

Словесные, практические.

Выносной материал (для обычной прогулки), дидактические сюжетные и предметные картинки, картотеки, маски и костюмы героев, художественная литература, магнитола с аудиозаписями, методические материалы, необходимые для конкретного занятия.

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка.  Возрастает удивительный  вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное усвоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).  В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая их структуру (начало, середина, конец).

Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм. И конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит, к неправильному соединению слов  в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают в те разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача как по содержанию, так и по методике обучения.

Методика выявления отдельных сторон речевого развития детей. В разделе рассматриваются отдельные методики, выявляющие особенности владения ребенком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка.

К концу дошкольного образовани дети могут:

1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Грамматика

1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;

2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! Потанцуй! искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

3) строить сложные предложения разных типов.

Фонетика

1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;

2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;

3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь

1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;

2) составлять описание, повествование или рассуждение;

3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Для диагностики используются методики по Стребелевой Е.А., Ушаковой О.С., Струниной Е.М.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким  лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.

Обследование словаря

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Последовательность

картинок

Главная тема

Рассказ ребенка

1.

Иванов П.

+

-

Условные обозначения: «+» - задание выполнено правильно; «-» - задание не выполнено; «×» - задание выполнено частично.

Обследование грамматического строя детей

№п/п

Фамилия,

имя ребенка

Образование сущ.

множ. числа.    

Образование

сущ. мн.ч.

в род. падеже                              

Употребление

сложных

предлогов

Согласование

существительных

с числительными

1

Иванов П.

Обследование звукопроизношения детей (проводится логопедом)

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

[с]

[с,]

[з]

[з,]

[ц]

[ш]

[ж]

[щ]

[ч]

[р]

[р,]

[л]

[л,]

[й]

1.

Иванов П.

+

+

+

+

+

Ш-

С суба

Ж - з

зук

×

+

-

-

-

+

+

Обследование связной речи

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Последовательность

картинок

Главная тема

Рассказ ребенка

1.

Иванов П.

+

-

Условные обозначения: «+» - задание выполнено правильно; «-» - задание не выполнено; «×» - задание выполнено частично.

Обследование связной речи (описание)

№ п\п

Фамилия,  имя ребенка

Объект речи

Логика перечисления

признаки

Дополнительные наблюдения

1гр.

2гр.

1

Иванов П.

+

-

+

+

Внеречевые реакции, подмена слов показом -3

Условные обозначения: «+» - объект назван; логика описания выдержана или явно

         прослеживается; минимум внеречевых реакций, практическое отсутствие замены слов действиями(показом) или их количество минимально(1-2); «-» - объект не назван; перечислено малое количество признаков из двух групп вперемежку; тенденции к повествованию; «×» - объект не назван; перечисляются признаки из двух групп, но вперемежку; интерес есть, явные внеречевые реакции, подмена слов показом(больше чем 2).

4.2. Требования к квалификации педагога, реализующего данную программу

В первую очередь, предъявляются требования к речи педагога:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Кроме того, педагог должен знать данную программу (цели, задачи, содержание и т.д.), владеть детским коллективом


5. Литература

Дидактические материалы к программе:

1. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. - СПб., ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.

2. Методика развития речи детей дошкольного возраста под редакцией Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёвой, В. К. Лотарева, А. П. Николаевича. - М., 1990.

3. Нищева Н. Комплект книжек - раскрасок. - СПб., ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005.

4. Гомзяк О. Говорим правильно в 6 - 7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

5. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок. Дошкольное воспитание № 8, 1998 г.

Методическая литература:

1.. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, - М.: Просвещение, 1983.

2.Диментьева А.М. Обучение пересказыванию в старших группах детского сада. - М., 1999.

3. Козак О. Большая книга игр для детей от 3 до 7. - СПб., "Союз", 2000.

4.Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000.- 97с.

5. Методика музыкального воспитания / Под ред. Н.Ветлугиной. - М., Просвещение, 1982.

6. Методика развития речи детей дошкольного возраста под редакцией Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёвой, В. К. Лотарева, А. П. Николаевича. - М., 1990.

7. Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.

8. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2004.

9. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. - 5-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1983.

Детская художественная литература

1. Васильев В. Десять книжек для детей. - Л., 1976.

2. Ермолаева Л., Лебедева И. Чудесный город. - СПб., 1996.

           3. КубилинскасК. Дрозд - богатырь. - М., 1969.

4. Пушкин А. Сказки. - М., 1984.

5. Шиф Л. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. - СПб., 1993.

6. Русская народная сказка "Вершки и корешки".

7. Александрова Т. Зверик. - М.: Издательство "Стрекоза", 2008.

8. Маяковский В. Кем быть. - М.: Издательство "Яблоко", 2011.

9. Толстой Л. Косточка. - Киев.: Издательство "Весёлка", 1984.

10. Житков Б. Баштан. - М.: Издательство "Эксмо", 2009.

11. Русская народная сказка "Лиса и журавль".

12. Чуковский К. Федорино горе. - М.: Издательство "Проф - Пресс", 2011.

13. Скребицкий Б. Весна. - М.: Малыш, 1984.

14.Плещеев А. Стихотворения.- М.: Издательство "Советская Россия", 1989.

15. Пришвин М. Лисичкин хлеб. - М.: Детская литература, 1987.

16. Катаев. Цветик - семицветик. - М.: Издательство "Оникс", 2011.

17. Пермяк Е. Первая рыбка. - М.: Издательство "Астрель", 2012.

18. Воронкова Л. Лебеди. - М.: Детская литература, 1970.

19. Украинская народная сказка "Колосок".

+ литература, указанная в содержании программы




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность учителя-логопеда и педагога по LEGO-конструированию

Анализируя различные формы и планируя организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенн...

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Связная речь – такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для инте...

Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...