Главные вкладки

    План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
    учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

    Серякова Ольга Сергеевна

    В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план реализации темы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_samorazvitiya_seryakovoy_o.s._2018.docx29.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     детский сад №41 комбинированного вида  

    План самообразования

    воспитателя первой кв. категории

    Серяковой Ольги Сергеевны

    2018 – 2019 учебный год

    на тему:

    «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

    посредством театрализованной деятельности».

     

     

    г.о.г. Шахунья

    2018 год

     «Через сказку, фантазию, игру,

    через неповторимое детское творчество –

    верная дорога к сердцу ребенка.

    Сказка, фантазия – это ключик,

    с помощью которого можно открыть эти истоки,

    и они забьют животворными ключами».

                                                                                                В.Сухомлинский

         Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. В связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

    Требования ФГОС ДО п.2.6:  «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы».

         Главной и отличительной чертой общества на данный момент является глобальное снижение общего уровня культуры; изменение процесса общения: технические средства  заменили коммуникативные навыки и уменьшили личные визиты и встречи  между людьми, наблюдается подмена живого человеческого общения общением через гаджеты.         Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

         Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. В связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими учеными. А. А. Леонтьев, рассматривая речь, пишет: «Связная речь- это не просто последовательность слов и предложений, это- последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях». Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

    Актуальность

         Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей методы и приемы. Проанализировав данную ситуацию и проведя диагностику развития речи детей, выяснила, что дети нашей группы испытывают затруднения в развитии связной речи. Передо мной стояла проблема, как помочь детям.

    Возникает необходимость поиска эффективных путей  развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. По мнению психологов и педагогов, театрализованная деятельность является наиболее эффективным и универсальным комплексным методом работы. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.  Это и повлияло на мое решение развивать связную речь детей посредством театрализованной деятельности, что позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на детей, решая при этом обучающие и воспитательные задачи.  

    Хотелось, чтобы работа по развитию речи была плодотворной, интересной, доставляла удовольствие и детям, и педагогу, поэтому в своей работе стараюсь применять интерактивные методы, особенностью которых является взаимодействие воспитателя и детей, где взрослые и дети, равноправные участники воспитательно - образовательного процесса. Кроме того, выбранные методы должны быть адекватны возрастным возможностям детей.

    Участники:

    Дети, родители, педагоги ДОУ.

    Цель: повышение своей профессиональной компетентности, теоретического и практического уровня для совершенствования системы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

    Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.

    Задачи:

    1. Подобрать и изучить научно-методические источники и передовой опыт по развитию  связной речи детей старшего дошкольного возраста.  

    2. Выявить уровень сформированности связной речи у детей в начале и в конце учебного года.

    3. Разработать перспективный план работы с детьми.

    4. Изготовить пособия и систему работы по ним.

    5. Пополнить методическую копилку.

    6. Создать картотеку дидактических игр и упражнений.

    7. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

    8. Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов.

    В реализации плана саморазвития опиралась на принципы работы:

    принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса;

    принцип единства диагностики и непосредственного педагогического процесса;

    принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями;

    принцип учёта интересов всех участников педагогического процесса;

    принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе развития у них связной речи.

    Ожидаемые результаты:

    Систематизация теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.  

    Подобран диагностический инструментарий по развитию связной речи.

    Разработан перспективный план.

    Пополнена медиатека.

    Создана картотека дидактических игр и упражнений.

    Обогащена развивающая предметно-игровая среда.

    Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.

    У меня, как педагога-воспитателя, сформируются:

    умение анализировать научно-методическую литературу;

    умение применять полученные знания на практике;

    умение применять разнообразные формы работы с детьми и родителями.

    Реализация плана саморазвития на 2018 – 2019 г.

    Сроки

    Содержание работы

    Цель

    Практический выход

    Сентябрь – октябрь

    Подготовительный этап

    Ноябрь – апрель (2018 – 2019)

    Практический этап

    Май - 2019

    Обобщающий этап

    Анализ своей деятельности, самоизучение, осознание своих успехов и неудач. Заполнение тестов и оценочных листов.   Изучение требований ФГОС ДО.                             Изучение методической литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной проблеме: Алексеева М.М,  Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»; Бородич А.М. «Методика развития речи детей»; Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи»; Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. «Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников»; Сомкова О.Н.«Образовательная область «Речевое развитие»;

    Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста»; Ушакова О.С «Теория и практика развития речи дошкольника»;

    Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников»;

     Антипина, Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии», Артемова, Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»,

    Маханева, М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр».

    Знакомство с опытом работы педагогов-новаторов округа, ДОУ и педагогов сетевых педагогических сообществ по данной проблеме, их увлеченностью, позицией, основными идеями.        Подбор дидактических игр. Овладеть способами педагогической диагностики на развитие связной речи; овладеть способами проектирования;       разработка перспективного плана;                     составление системы работы; создание проекта;                      разработка конспектов ООД;  составление картотек (игр, ситуаций, упражнений); подбор материала для планирования работы с семьёй и реализации плана. Выступление с опытом работы на педсовете.          Оформление материала для публикации материалов в интернетсообществах. Оформление сборника консультаций для родителей.

    Проведение итоговой диагностики детей.

    Разработка плана по самообразованию на новый учебный год: определение перечня игр для детей подготовительной группы.

    Перспективно-тематическое планирование.

    Выявить «пробелы», «слабые места» в работе.

    Сформировать представление о значении сказок для развития связной речи детей, принципах и подходах к планированию работы;

    разработать перспективное планирование в старшей группе; овладевать способами проектирования и реализации развивающего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО (вовлекая в этот процесс родителей);   обогатить педагогическую копилку. Демонстрация новых способов работы с детьми и родителями среди коллег; отрефлексировать степень реализации целей, оценить результаты саморазвития; определить перспективы и направления саморазвития на следующий год.

    Результаты самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности; постановка целей на саморазвитие, план саморазвития

    Система планирования Оформление дидактических игр по данной теме. Создание картотеки дидактических игр и упражнений.   Посещение методических объединений. Оформление папок передвижек на тему: Консультации «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?», «Какие сказки читать детям на ночь?», «Как подружить ребенка с книгой?». Участие родителей в изготовлении пособий, декораций, масок, костюмов.   Консультация для педагогов «Использование театрализованной деятельности для  развития связной речи».                    Разработка и серия конспектов ООД с детьми.                 Паспорт проекта.      Выступление на ММО и семинарах с презентацией. Сообщение на родительском собрании по итогам года. Материал для публикации статьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

    План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

    План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

    ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

    Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...

    "Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"

    Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...

    План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

    Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

    Самообразование: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

    План содержит работу с педагогами, родителями, учащимися...

    План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

    План самообразования «Развитие связной речи детей  старшего дошкольного возраста»...