Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Опыт работы по теме

 

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного  

    возраста через придумывание рассказов и сказок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty_v_papku.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

                        Опыт работы по теме

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного  

    возраста через придумывание рассказов и сказок».

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. В это время дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, выразительном чтении стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.

Творческое рассказывание - наиболее сложный вид деятельности  детей. Словесное творчество рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

«Творческие рассказы» – условное название рассказов, которые придумывают сами дети. Особенности такого рассказывания заключается в том, что дети должны самостоятельно придумывать содержание,  завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача, как можно точно, выразительно и интересно передавать свой замысел. Дети могут выбирать из уже имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.  

Цель моей работы – содействовать развитию словесного творчества детей, используя различные методы сочинения сказок.

           Поскольку в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, то и сочинять сказку можно тоже через игру. Такая игра доставит радость и удовольствие не только детям, но и взрослым.

           Все методы использую, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения, развитие познавательной активности, творческих способностей, навыков общения, эмоциональную отзывчивость.

Обучение детей творческому рассказыванию – процесс постепенный и достаточно сложный, поэтому он длится на протяжении старшей и подготовительной группы.

           Чтобы вызвать наибольший интерес детей к придумыванию, на каждом этапе предлагала новые игровые ситуации, атрибуты, иллюстрации.

             Придумывание  может проходить как в специально организованной деятельности, так и в разных видах деятельности детей таких как: совместная, индивидуальная, самостоятельная деятельность. Дошкольники в старшем возрасте уже могут придумывать сказки и рассказы о события  из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, темы из личного опыта.

Обучение рассказыванию начинается с простого пересказа коротких литературных произведений  и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

Совместную деятельность с детьми по данной теме, педагоги  условно разделили на три этапа.

                                        1этап. Накопление опыта.

           Цель: Обогащать опыт детей знанием новых сказок, пробудить желание самостоятельно или с помощью взрослого рассказывать сказку полностью или часть.

             Этап направлен на активизацию запаса знаний, влияющих на детское творчество. На данном этапе организовывала наблюдения, беседы, презентации. В исследованиях О.С.Ушаковой, показано, что в основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в частности сказок. Поэтому на начальном этапе начинаю работу с активного чтения художественной литературы, сказок. В своей работе использовала приемы помогающие детям усвоить логику и последовательность развития событий в сказке: беседа по ее содержанию, пересказ по частям, пересказ от лица разных персонажей, составления плана изложения, а так же умение классифицировать по признакам: авторская, народная, волшебная, о животных.  Ребята анализируют композицию сказки (зачин, завязку, кульминацию и развязку), отвечают на вопросы.

        Совместно с детьми рассматривали  иллюстрации к сказкам. В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве. Вместе с детьми играли в игры помогающие освоить выразительные средства языка. Это придумывание эпитетов, сравнений, приемов словоизменения или словообразования, придумывание синонимов или антонимов к словам, а так же играть в развивающие игры и упражнения с предметными и сюжетными картинками, иллюстрациями из сказок. Использовала такие игры  как:                  «Синонимы» (маленький - крошечный, Зима- зимушка), «Противоположности»,  «Что делают предметы?» «Времена года?»  ( Снежная, холодная, белая..), «Найди по описанию предмет», «Веселые картинки»  (как «бином»). Игры по сказкам: «Узнай сказку по предмету», «Узнай сказку по сказочному герою», « Исправь ошибку», «Найди всех героев сказки», «Придумай другой конец сказки», «Узнай героя по описанию», «Из какой сказки эти слова?», «Кто где живет?», « Расскажи сказку», «Герои сказок» («Назовите персонажей девочек из разных сказок), «Волшебные слова» (заклинания в сказках).

          Для повышения уровня эмоционального и интеллектуального развития я использовала симбиоз игры и сказки.  В этом мне очень помогла театрализованная деятельность. Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного  выражения ребенком своих мыслей. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Мы обыгрывали сказки, которые дети знают с самого раннего детства с использованием разных, видов театра.

                               

                                   2этап. Направлен на процесс  сочинения

                               рассказов и сказок, когда возникает замысел.

           Цель данного этапа: Научить детей различным способам создания сказочных образов.

           Всю совместную деятельность с детьми планировала  по принципу от простого, к сложному, темы подбирала с учетом сезона и календарных праздников.

           В старшей группе начинаю с простейшего приема рассказывания детей вместе с вос    питателем по вопросам. Вопросы по мнению Л.А. Пеньевской являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение задачи, влияющим на связность и выразительность речи. Больше 3-4 вопросов не нужно это ведет к детализации и тормазит самостоятельность детского замысла. Я предлагаю тему близкую к опыту детей, доступную их пониманию, задаю вопросы. Из лучших ответов детей составляем рассказ. Например: «Что случилось с девочкой? Вопросы: « Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она стала звать маму? Кто ее увидел? Чем все закончилось?» Использовала следующие темы: « Подарок маме», «Прогулка в парке», «Мой день в детском саду», «Волшебный праздник Новый год».

          Следующий прием, продолжение авторского текста, я даю образец, который содержит завязку и определяю пути развития сюжета. Начало сюжета должно заинтересовать детей, знакомлю с главным героем, его характером с обстановкой, в которой происходит действия. Дети продолжают и развивают сюжет до развязки. (по Е.И.Тихеевой) Например: «Мальчик гулял по лесу, устал и сел на пенек, а перед ним три дороги…..» дети должны додумать, как мальчик вышел из леса. ( по Л.А.Пеньевской)

          Систему НОД по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала  Э.П. Короткова.

       Когда дети научатся придумывать рассказы с конкретным содержанием, то мы с ребятами переходим к рассказыванию на отвлеченную тему. Например: «Про интересный случай», «Про смешной случай».

          Завершающим этапом работы над рассказом и переходным этапом к придумыванию сказок, является придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему. Этот прием можно использовать только когда дети знают элементарные знания о структуре повествования, а так же умение озаглавливать свой рассказ. Эту работу провожу индивидуально, а иногда в подгруппах. Использовала наглядность - модель «Волшебный паровоз».

           Возникновение замысла проходит более успешно если создана обстановка на новую деятельность (придумаем рассказ). Ребятам предлагала новые виды работы со сказкой.

         Для развития навыка придумывания сказки ввожу элементы фантастики в реалистических сюжетах. Первые такие сказки стараюсь ограничивать сюжетами о животных. Например: «Что случилось с зайцем в лесу?», «Как подружились лось и еж», «Приключение белки»

 На этом этапе, нужно чтоб дети знали о повадках зверей, их внешнем

виде. Поэтому я читаю ребятам русские народные сказки мы с ними рассматриванием картины, игрушки на тему животные.

          В подготовительной группе задачи усложняются. Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

          В своей работе активно использую такие методы как: «Сказка о любимых игрушках», «Новое свойство» ( Колобок не из теста, а из резины..), «Сказка наизнанку» (Баба Яга добрая, Золушка хулиганит), «Новый предмет» (Теремок – паровоз), «Сказки с новым концом»,«Знакомые герои в новых обстоятельствах», « Сказка о бытовых предметах», «Сказки по –новому», «Коллаж из сказок», «Бином».

              К концу подготовительной группы мои дети могут придумать собственную сказку с сюжетом, оригинальными образами новых героев, соблюдая последовательность изложения событий. Очень приятным результатом нашей   деятельности стали самодельные книги сказок, альбомы сказок- рисунков.

Я считаю, совместная деятельность по придумыванию рассказов, сказок являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи и играют большую роль в развитии творческой активности и самостоятельности.

                                      3этап. Новый творческий продукт.

Цель этого этапа – анализ результатов творчества, для формирования художественного вкуса.

           Дети интересуются ее качеством, стремятся завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому очень важно  анализ результатов творчества взрослым, его интерес к результату.

Не менее важным является анализ результата детьми, умению его анализировать, объяснять. Дети могут отметить интересно придуманный сюжет, его оригинальность, повторять наиболее понравившиеся слова, выражения.

Я всегда отмечала оригинальность и самобытность работы каждого ребенка.

          Надо отметить, что важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. Самое важное – это творческая деятельность и создание чего-то нового.

          Процесс обучения сочинения сказок, несомненно, оказывает большое влияние на развитие речи детей. Но и обратный эффект  очевиден: чем лучше подготовлен ребенок, тем легче он справляется со всеми заданиями,  тем больше развиты у него воображение, творческие способности, которые он затем воплощает в сказках. В сказке ребенок воплощает свои желания, свою мечту, а затем реально стремиться ее осуществить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

Опыт работы "Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Развитие связной речи детей - актуальная проблема в современном мире. В её решении помогают современные образовательные технологии.Мнемотехника способствует развитию связной, последовательной, граммат...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

опыт работы по теме"Развитие связной речи у дошкольников через приём мнемотехники"

Использование приёма мнемотехники для развития у детей связной речи....

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

Опыт работы на тему"Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

В данном материале я поделилась опытом работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста".Рассказала чем занимались с детьми в течении года.Результаты оказались положительными...

Опыт работы по теме: "Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности"

laquo;Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей»В. А. Сухомлинский      Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенк...