Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
консультация на тему

Ежикова Нина Борисовна

Инновационный педагогический опыт работы

по теме: «Развитие связной речи детей

дошкольного возраста через

игровую деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_detey.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №68»

Инновационный педагогический опыт работы

по теме: «Развитие связной речи детей

дошкольного возраста через

игровую деятельность»

Выполнила: Ежикова.Н.Б.

Саранск

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».

Актуальность исследования. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития  речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в  речи реализуется основная  коммуникативная  функция языка и речи.

 Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Проблемы содержания и методов обучения связной речи в ДОУ разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой и др.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является игра, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природо-сообразности и культуро- сообразности воспитания.

Игровая деятельность- одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности, речи.

Игра- это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры- взаимоотношение между взрослыми людьми- в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Развитие всех сторон речи, в том числе и связной, происходит не только в самостоятельной деятельности детей и в процессе свободной игровой деятельности.

Исследование по данному направлению было выбрано не случайно. У детей дошкольного возраста уровень развития связной речи недостаточный, ведущей деятельностью детей- дошкольников является игровая деятельность, отсюда была определена тема исследования: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Целью исследовательской работы является определение влияния процесса игровой деятельности на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Задача № 1: на основе психолого-педагогической и методической литературы обосновать понятия «связная речь» и «игровая деятельность».

Задача № 2: установить зависимость между уровнем развития связной речи детей дошкольного возраста и методически правильным применением игр.

          Гипотеза: уровень развития связной речи детей дошкольного возраста будет достаточно высоким, если, на ряду с другими условиями, будет уделяться должное внимание следующим обстоятельствам:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- широкое применение игровой практики детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- активное вовлечение детей в процесс игровой деятельности при помощи атрибутики и личного примера взрослого.

Новизной является систематизация игр и игровых упражнений при планировании воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Практической значимостью может являться использование систематизированных игр и игровых упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, при планировании, в работе с родителями воспитанников в совместной деятельности с детьми дома, а также использование связной речи в общении детей со сверстниками и взрослыми для правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Исследование данной темы проходило в несколько этапов:

 Первый констатирующий этап, включает в себя беседу с целью уточнить и обобщить знания детей об игрушках; совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей любимой игрушке; развивать связную речь детей; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение делиться друг с другом игрушками; наблюдение процесса игровой деятельности детей с целью выявить умение детей взаимодействовать друг с другом, брать на себя различные роли и выполнять действия в соответствии с выбранной ролью, выявить уровень развития связной речи детей; диагностика с целью выявления  уровня развития связной речи детей дошкольного возраста. Для диагностирования воспользовались пособием Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов; анкетирование родителей с целью узнать, насколько родители информированы по поводу развития связной речи детей, дальнейшего построения работы с учётом реальных проблем, возникающих у родителей в процессе занятий с детьми, оказания помощи родителям, учитывая индивидуальные особенности развития ребёнка.

На формирующем этапе: проведены мероприятия, направленные на развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, а так же работа с родителями, направленная на педагогическое просвещение и практическую помощь в вопросах развития связной речи детей дошкольного возраста.

Каждая запланированная деятельность носит воспитательный и обучающий характер.

Все проводимые мероприятия, несомненно, являются важнейшим фактором в процессе развития всех сторон речи детей, а это является главной задачей всестороннего развития ребёнка.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приемов"

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словар­ным составом, грамматическим строем. Содержательность речи зависит от содержательности жизни д...

Инновационный педагогический опыт на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников с использованием информационно - комунникационных технологий"

Инновационный педагогический опыт на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников с использованием информационно - коммуникационных технологий" Содержание образования является одним и...

Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...

Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме:«Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть».

laquo;Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть». Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение ...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие любознательности дошкольников в процессе образовательной деятельности». воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Шумкиной Елены Вячеславовны

Современному обществу на новом этапе его развития необходимы активные, интеллектуальные, всесторонне развитые личности, которые способны творчески мыслить, видеть проблему, принимать не стандарт...