Инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть».
опыты и эксперименты по развитию речи (младшая группа) на тему

Маслова Н.В.

«Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть».

 

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.

В современном обществе происходят значимые изменения, которые не могли не сказаться на образовательной политике страны, на тех существенных изменениях, которые привнесены в содержание развития и воспитания детей. Проблема развития умений  личности в широком смысле относятся к числу проблем, поставленных всем  ходом человечества. Особое значение формирование личности имеет в дошкольный период детства – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ его индивидуальности, развитие способностей и умений (Л. С. Выготский, А. В.  Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн.). В дошкольном возрасте процесс  познания происходит эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник - это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий  для себя окружающий мир. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима, и отвечает природе ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности, развиваются умения: речевые, эстетические, художественные, исполнительские и др.

Многие задачи программы дошкольного учреждения, в том числе и развитие исполнительских умений, позволяет решать проблему выразительного чтения наизусть: разнообразие тематики, богатство художественных образов литературы дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Велико значение выразительного чтения наизусть для речевого развития, формирования исполнительских умений детей.

Несмотря на широкий круг исследований, проблема развития исполнительских умений детей  дошкольного возраста в процессе обучения выразительного чтения остается актуальной. Однако эта проблема недостаточно теоретически разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обуславливает выбор темы настоящего исследования: развитие исполнительских умений у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения выразительного чтению наизусть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт

воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

Чамзинского муниципального района

Республики Мордовия

Масловой Натальи Владимировны

по теме: «Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.

В современном обществе происходят значимые изменения, которые не могли не сказаться на образовательной политике страны, на тех существенных изменениях, которые привнесены в содержание развития и воспитания детей. Проблема развития умений  личности в широком смысле относятся к числу проблем, поставленных всем  ходом человечества. Особое значение формирование личности имеет в дошкольный период детства – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ его индивидуальности, развитие способностей и умений (Л. С. Выготский, А. В.  Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн.). В дошкольном возрасте процесс  познания происходит эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник - это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий  для себя окружающий мир. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима, и отвечает природе ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности, развиваются умения: речевые, эстетические, художественные, исполнительские и др.

Многие задачи программы дошкольного учреждения, в том числе и развитие исполнительских умений, позволяет решать проблему выразительного чтения наизусть: разнообразие тематики, богатство художественных образов литературы дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Велико значение выразительного чтения наизусть для речевого развития, формирования исполнительских умений детей.

Несмотря на широкий круг исследований, проблема развития исполнительских умений детей  дошкольного возраста в процессе обучения выразительного чтения остается актуальной. Однако эта проблема недостаточно теоретически разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обуславливает выбор темы настоящего исследования: развитие исполнительских умений у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения выразительного чтению наизусть.

 Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В процессе работы с детьми младшего  дошкольного возраста, я обратила внимание на низкий  уровень развития исполнительских умений  

Моей целью в работе стало изучение эффективности использования выразительного чтения наизусть в процессе развития исполнительских умений детей младшего дошкольного возраста.

Перед собой поставила ряд задач:

1. Изучить и проанализировать проблему исследования в теории и практике дошкольного образования.

2. Изучить особенности и педагогические условия развития исполнительских умений  детей младшего дошкольного возраста.

3. Выявить уровни сформированности исполнительских умений детей младшего дошкольного возраста.

4. Разработать ряд мероприятий, направленных на развитие исполнительских умений детей младшего дошкольного возраста  в процессе обучения выразительному чтению наизусть.

5.  Выявить эффективность опытно-экспериментальной работы.

6. Выработать методические рекомендации по оптимизации, проблемы развития исполнительских умений детей младшего дошкольного возраста  в процессе выразительного чтения наизусть.

При определении целей воспитания по развитию речи у детей дошкольного возраста я ориентировалась на программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы». Использовала методическую литературу «Развитие речи детей 3-5 лет» под редакцией О. С. Ушакова, «Ра развитие речи в детском саду» под редакцией В. В. Гербова.

Практическая значимость исследования: разработанная система работы по развитию исполнительских умений детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть может быть использована в рамках целостного педагогического процесса, дошкольного образовательного учреждения воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта.

Для своей работы с детьми, я использовала методическую литературу.

1. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

3.   Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи во второй младшей

группе детского сада. Планы занятий  

4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . – М.: Просвещение, 1981

5. Ушакова О.С. - Развитие речи детей 3-5 лет

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В младшем дошкольном возрасте для заучивания я использовала коротенькие потешки  и стихи (А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучивали в процессе многократного чтения, пользуясь разными приемами. Так, читая стихотворение А. Барто «Лошадка» дети изображали, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включает и другие занятия,  дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

Также я использовала  новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».

Моя задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли их.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Построение занятия по заучиванию стихотворения:

В начале занятия  я создавала эмоциональный настрой,  пыталась вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводила небольшую беседу, связанную с темой стихотворения. По сути, она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаического произведения. В ходе ее использую вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настраивала  детей  картинкой, игрушкой. Показываю детям литературный портрет поэта.

Заинтересовав детей и создав у них настроение,  называю жанр, автора.

После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения.

От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми.

Делаю паузу после чтения, что дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.

С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению провожу анализ произведения.

Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняем с детьми, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось.

Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения.

Помогаю детям понять трудные места, дать возможность еще раз их послушать.

Вопросы ставлю так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.

Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять

его, устанавливать логическую связь между частями.

После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать.

Занятие заканчивается выразительным чтением мной или детей. После заучивания  рассматриваем иллюстрации, близкие к теме стихотворения.

В последующие дни вновь обращаюсь к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения.

Хорошо детям запоминались стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других. 

Я стараюсь довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмованные слова, отчего может искажаться смысл произведения. В данной методике не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными.

Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

«Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».

В процессе заучивания стихов я учитывала  индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаю ритмичные стихи,  потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

Стараюсь создавать «атмосферу поэзии» когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Считаю важно читать детям стихи не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.        

Анализ результативности

С целью выявления у детей уровня развития исполнительских умений

в процессе обучения выразительному чтению наизусть, мною была проведена диагностика детей младшей группы.

Результаты обследования таковы:

Средний балл – 2,5

60% детей – высокого уровня всестороннего развития.

30% - среднего уровня.

10% - низкого уровня

Исходя из результатов диагностирования, отметила:

- индивидуальную работу с детьми низкого уровня;

- работу по схемам – алгоритмам вне занятий;

-расширение диапазона дидактических игр направленных на мышление.

На практическом материале схемах, моделях, я старалась выявить насколько важно, использовать в работе с детьми разнообразные дидактические развивающие игры по развитию речи с целью развития у детей мыслительных операций, логического мышления, памяти, эмоционального восприятия.

В работе с родителями своих воспитанников по проблеме развития речи исполнительских умений детей  в процессе обучения выразительному чтению наизусть, использую активные формы: Дни открытых дверей, папки – ширмы. Постоянно оказываю консультативную помощь родителям по проблеме, разработала перспективный план работы с родителями, подобрала тематику общих и индивидуальных консультаций. Дала рекомендации родителям по художественной литературе для чтения дома. Предложила использовать дома скороговорки, для развития речи детей. Провела консультацию на тему: «Учим стихи весело». На мой взгляд, такие формы работы  способствуют повышению педагогической культуры родителей. Работа с родителями помогает систематически и целенаправленно осуществлять развитие речи детей, повышать их исполнительские умения в процессе обучения выразительному чтению наизусть.

      Таким образом, изучая проблему  исполнительских умений детей в процессе обучения выразительному чтению наизусть, я пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом, а наоборот, нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедрять новые технологии.

    С этой целью в дальнейшем намечены следующие мероприятия:

- систематически включать в занятия по развитию речи дидактические игры, направленные на развитие психических процессов.

- большое внимание уделять моделированию, схемам по исполнительским умениям чтению наизусть.

 Благодаря системе в работе можно развивать, умственны способности детей, что крайне важно для дальнейшего успешного обучения в школе. Моей дальнейшей целью является работа по формированию навыков совместной учебной деятельности. Моя цель добиться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу владел, таким сложным умением, как  выразительно исполнять чтение наизусть.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Любая программа нуждается в корректировке под индивидуальные особенности и возможности детей. Одной из проблем было слабое исполнительское умение при чтение стихов наизусть. Атак же столкнулась с немаловажной проблемой как не активное участие родителей в помощи организации детей и решением проблемы. Для привлечения родителей к этой проблеме я организовывала совместные досуги, дополнительные консультации, папки передвижки в родительском уголке. В итоге был виден результат моей работы. Дети стали лучше исполнять чтение стихотворений, более эмоционально, и выразительно.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный опыт может быть использован педагогами с детьми младшего  дошкольного возраста в организованной образовательной и совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Уважаемые коллеги!   Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.  Своё сооб...

Опыт работы по теме "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков""

Представление опыта работыТема: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков»....

Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме:«Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»...