Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»
материал (подготовительная группа) на тему

Аршинова Ольга Николаевна

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. А владение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.  "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи". /Ушакова О.С./ 

Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу.  Альтернативы такому речевому поведению, а следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые не имеют ничего против. Поэтому тема выбранная мной является актуальной, так как заботиться о правильности речи ребенка надо начинать как можно раньше.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно, т.е. лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Попытка ребенка запомнить абстрактную информацию, не подкрепленную наглядностью, вряд ли будет успешной. Использование мнемотехники позволяет упростить запоминание, развить ассоциативное воображение и мышление, а также повысить внимательность. Символы максимально приближают к речевому материалу.

-Условие формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Цель: изучить эффективность использования метода мнемотехники при развитии связной речи старших дошкольников с ОНР.

 Задачи:

1.            Анализировать психолого-педагогическую литературу.

2.            Изучить значение метода мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР.

Выявить эффективность использования метода мнемотехники при развитии связной речи старших дошкольников  с ОНР.

 Гипотеза:  Если в дошкольном  образовательном учреждении  использовать метод мнемотехники, то это поможет развитию связной  речи старших дошкольников с ОНР. Так как дети с ОНР эффективнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют и воспроизводят увиденное и услышанное.

Работа по развитию связной речи детей с ОНР  ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся  видеть главное, систематизировать полученные знания.
 

Работу по формированию речи у дошкольников проводится комплексно, по следующим направлениям:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

- формирование лексико-грамматических категорий;

- формирование связной речи;

 Исходя из этого, следует, что многим детям требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения. Метод наглядного моделирования помогает детям с ОНР облегчить этот процесс, разнообразить его, сделать его более интересным. Новизной и отличительной особенностью инновационного опыта является то, что ребенок сам делегирует идею по созданию моделей. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. 

-Наличие теоритической базы.  Инновационная педагогическая деятельность имеет достаточное теоретическое обоснование.  Искусством памяти интересовались и занимались многие известные ученые и исторические деятели: Цицерон написал один из первых сохранившихся трудов по мнемонике, Аристотель обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского, феноменальной памятью, основанной на приемах запоминания, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт, изучал и преподавал мнемотехнику Джордано Бруно.

В настоящее время виды мнемонической техники постоянно развиваются и совершенствуются. Вплотную занимаются этим Зиганов Марат Александрович, доктор педагогических наук (МАН), профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения, основатель Ломоносовской школы; Козаренко Владимир Алексеевич, преподаватель курса мнемотехники Школы рационального чтения. Авторы удостоены медали Кембриджа и включены Кембриджским биографическим центром в число выдающихся ученых XX века по направлению «Развитие интеллектуальных способностей. По их мнению ,метод эффективного запоминания  может усвоить и использовать любой человек, желающий совершенствовать себя. Возможности мозга человека огромны, ученые полагают, что вся воспринимаемая нами информация сохраняется. Бывает лишь затруднён к ней доступ и последующее извлечение из недр нашего сознания. Процессом запоминания можно управлять сознательно с помощью специальных мыслительных преобразований. Актуальность и значимость работы в данном направлении определяется все возрастающим объемом информации, который необходимо усвоить современному дошкольнику за весьма ограниченное время.

Мнемотехника в дошкольной педагогике представлена следующими авторами: Воробьева В.К. (сенсорно-графическая схема), Глухов В.П. (блок-квадрат), Ткаченко Т.А. (предметно-схематическая модель), Ефименкова Л.Н. (схема составления рассказа), Большева Т.В. (коллаж). При обучении детей составлению рассказов-описаний я пользуюсь схемами Ткаченко Т.А. и сенсорно графической схемой Воробьевой В.К., которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение нескольких лет я использую в работе по обучению старших дошкольников с ОНР связной речи приемы мнемотехники.

Теоретическая значимость инновационной деятельности: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования  «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»

-Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную  деятельность, и как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание. Не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интерес к поисковой деятельности  и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевой патологией не любят учить стихи. Пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приемами методами запоминания. Все это вызывает у них трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Моя многолетняя практика показывает, что детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения. Использование опорных рисунков для обучения пересказу, составлению рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи у детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадыванию загадок, заучиванию стихов. Мнемотехника помогает развивать зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Возможность использования интеграции образовательных областей. Используются имеющиеся методические и дидактические средства, не требующие финансовых затрат. Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога. Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.

-Анализ результативности опыта:  Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: связная речь детей с ОНР значительно улучшилась, расширился и обогатился словарный запас, дошкольники последовательно и выразительно стали предавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции. У дошкольников сформировались  целостное восприятие окружающего мира, навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми с ОНР, так и в работе с детьми массовых групп детского сада. Мнемотехника  расширяет представление детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

-Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Затруднения у детей возникают только на первоначальном этапе ознакомления с методом мн6емотехники. Это объясняется низким познавательным интересом у детей с ОНР и небольшим количеством представлений и образов. При систематическом использовании метода мнемотехники трудности и проблемы сходят на нет.

-Адресные рекомендации по использованию опыта.

Возможность тиражирования

Опыт представлен:

1.      личная страница на сайте maam.ru

2.      Занятие и мастер-классы для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Собственный инновационный педагогический опыт по теме:

«Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»

Воспитателя Аршиновой Ольги Николаевны

-Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. А владение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.  "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи". /Ушакова О.С./ 

Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу.  Альтернативы такому речевому поведению, а следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые не имеют ничего против. Поэтому тема выбранная мной является актуальной, так как заботиться о правильности речи ребенка надо начинать как можно раньше.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно, т.е. лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Попытка ребенка запомнить абстрактную информацию, не подкрепленную наглядностью, вряд ли будет успешной. Использование мнемотехники позволяет упростить запоминание, развить ассоциативное воображение и мышление, а также повысить внимательность. Символы максимально приближают к речевому материалу.

-Условие формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Цель: изучить эффективность использования метода мнемотехники при развитии связной речи старших дошкольников с ОНР.

 Задачи:

  1. Анализировать психолого-педагогическую литературу.
  2. Изучить значение метода мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР.

Выявить эффективность использования метода мнемотехники при развитии связной речи старших дошкольников  с ОНР.

 Гипотеза:  Если в дошкольном  образовательном учреждении  использовать метод мнемотехники, то это поможет развитию связной  речи старших дошкольников с ОНР. Так как дети с ОНР эффективнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют и воспроизводят увиденное и услышанное.

Работа по развитию связной речи детей с ОНР  ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся  видеть главное, систематизировать полученные знания.

Работу по формированию речи у дошкольников проводится комплексно, по следующим направлениям:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

- формирование лексико-грамматических категорий;

- формирование связной речи;

 Исходя из этого, следует, что многим детям требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения. Метод наглядного моделирования помогает детям с ОНР облегчить этот процесс, разнообразить его, сделать его более интересным. Новизной и отличительной особенностью инновационного опыта является то, что ребенок сам делегирует идею по созданию моделей. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. 

-Наличие теоритической базы.  Инновационная педагогическая деятельность имеет достаточное теоретическое обоснование.  Искусством памяти интересовались и занимались многие известные ученые и исторические деятели: Цицерон написал один из первых сохранившихся трудов по мнемонике, Аристотель обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского, феноменальной памятью, основанной на приемах запоминания, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт, изучал и преподавал мнемотехнику Джордано Бруно.

В настоящее время виды мнемонической техники постоянно развиваются и совершенствуются. Вплотную занимаются этим Зиганов Марат Александрович, доктор педагогических наук (МАН), профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения, основатель Ломоносовской школы; Козаренко Владимир Алексеевич, преподаватель курса мнемотехники Школы рационального чтения. Авторы удостоены медали Кембриджа и включены Кембриджским биографическим центром в число выдающихся ученых XX века по направлению «Развитие интеллектуальных способностей. По их мнению ,метод эффективного запоминания  может усвоить и использовать любой человек, желающий совершенствовать себя. Возможности мозга человека огромны, ученые полагают, что вся воспринимаемая нами информация сохраняется. Бывает лишь затруднён к ней доступ и последующее извлечение из недр нашего сознания. Процессом запоминания можно управлять сознательно с помощью специальных мыслительных преобразований. Актуальность и значимость работы в данном направлении определяется все возрастающим объемом информации, который необходимо усвоить современному дошкольнику за весьма ограниченное время.

Мнемотехника в дошкольной педагогике представлена следующими авторами: Воробьева В.К. (сенсорно-графическая схема), Глухов В.П. (блок-квадрат), Ткаченко Т.А. (предметно-схематическая модель), Ефименкова Л.Н. (схема составления рассказа), Большева Т.В. (коллаж). При обучении детей составлению рассказов-описаний я пользуюсь схемами Ткаченко Т.А. и сенсорно графической схемой Воробьевой В.К., которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение нескольких лет я использую в работе по обучению старших дошкольников с ОНР связной речи приемы мнемотехники.

Теоретическая значимость инновационной деятельности: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования  «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»

-Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную  деятельность, и как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание. Не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интерес к поисковой деятельности  и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевой патологией не любят учить стихи. Пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приемами методами запоминания. Все это вызывает у них трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Моя многолетняя практика показывает, что детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения. Использование опорных рисунков для обучения пересказу, составлению рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи у детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадыванию загадок, заучиванию стихов. Мнемотехника помогает развивать зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Возможность использования интеграции образовательных областей. Используются имеющиеся методические и дидактические средства, не требующие финансовых затрат. Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога. Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.

-Анализ результативности опыта:  Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: связная речь детей с ОНР значительно улучшилась, расширился и обогатился словарный запас, дошкольники последовательно и выразительно стали предавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции. У дошкольников сформировались  целостное восприятие окружающего мира, навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми с ОНР, так и в работе с детьми массовых групп детского сада. Мнемотехника  расширяет представление детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

-Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Затруднения у детей возникают только на первоначальном этапе ознакомления с методом мн6емотехники. Это объясняется низким познавательным интересом у детей с ОНР и небольшим количеством представлений и образов. При систематическом использовании метода мнемотехники трудности и проблемы сходят на нет.

-Адресные рекомендации по использованию опыта.

Возможность тиражирования

Опыт представлен:

  1. личная страница на сайте maam.ru
  2. Занятие и мастер-классы для педагогов ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:1. Изучить различные приемы мнемотехники2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные те...

Конспект родительского собрания в старше-подготовительной группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи старших дошкольников»

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.План:1. Вступительное слово педагога.2. Просмотр презентации.3...

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации»

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации». ...

Инновационный педагогический проект по теме: «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через использование игровых приёмов программы «ЛОГОша» (логика и мышление)».

Разработка и внедрение игр на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....