Главные вкладки

    Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»
    проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Опарина Анна Станиславовна

    Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    Обучающие:

    1. Изучить различные приемы мнемотехники

    2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные темы (пополнить развивающую среду по речевому развитию)

    3. Познакомить родителей с приемами мнемотехники

     4. Способствовать развитию у детей памяти, внимания, образного мышления.

    2.Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.

    3. Расширять и обогащать словарный запас детей.

    4. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

    Развивающие:1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

    2. Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

    3. Развивать умственную активность, сообразительность.

    Воспитывающие: 1. Воспитывать  умение свободно  общаться со взрослыми и детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie.docx22.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Дебесский детский сад №1»

    Опарина Анна Станиславовна

    Воспитатель подготовительной группы №9 «Лесная сказка»

    Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

                                       2017-2018 учебный год

                                         Актуальность

     «Учите ребёнка каким-нибудь пяти

    неизвестным ему словам, и он будет

    долго  и напрасно мучиться над ними,

    но свяжите с картинками двадцать

    таких слов – и ребёнок усвоит их на  лету…»

     К.Д.Ушинский

    Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество.

    Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. Дети подготовительной группы часто испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

    Это связано с тем, что  речь дошкольников односложная, состоящая из простых предложений речь. Они ещё неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение.

    Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.    

    Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа.

    Использование  приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

    Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,

    но рациональнее вводить её в  занятия с 4-5 лет, когда у детей уже накоплен основной словарный запас.

    Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

    Для обучения детей младшего и среднего возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно использовать таблицы, выполненные в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.                                              

    Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать  интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться  перед аудиторией.

    Использование метода мнемотехники позволяет повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

    Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    Обучающие:

    1. Изучить различные приемы мнемотехники

    2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные темы (пополнить развивающую среду по речевому развитию)

    3. Познакомить родителей с приемами мнемотехники

     4. Способствовать развитию у детей памяти, внимания, образного мышления.

    2.Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.

    3. Расширять и обогащать словарный запас детей.

    4. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

    Развивающие:1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

    2. Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

    3. Развивать умственную активность, сообразительность.

    Воспитывающие: 1. Воспитывать  умение свободно  общаться со взрослыми и детьми.

    Годовой план работы по самообразованию

    План действий

    Сроки

        Практическая     деятельность

    1 этап: Организационный

    Изучение литературы по данной теме

    Сентябрь

    Подобрать дидактические игры и упражнения, сюжетные картинки.

    Изучить опыт работы других педагогов на интернет-сайтах.

    2 этап: Практический

    Консультация на тему:  «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

    Октябрь

     Познакомить родителей с приемами мнемотехники.

    Разработать и изготовить дидактические игры и упражнения по развитию речи при помощи схем-моделей, привлечь родителей в изготовлении игр.

    Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем

    Ноябрь

    Изготовление мнемотаблиц о временах года.

    Формировать умение детей составлять связной рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

    Заучивание стихотворений при помощи мнемосхем

    Декабрь

    Изготовление мнемотаблиц для заучивания стихотворений.

    Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворений перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.

    Работа с загадками, составление загадок.

    Январь

    Изготовление мнемосхем для отгадывания загадок.

    Учить детей составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь у детей.

    Работа над пересказами с использованием  опорных схем

    Февраль

    Изготовление мнемотаблиц для составления рассказа.

    Обучить детей приемам планирования собственного пересказа, активизировать и обогащать словарный запас детей.

    Обучение сочинению сказок.

    Март

    Изготовление картинок  для составления мнемотаблиц.

     Учить детей сочинять сказку по модели-схеме, последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки, учить придумывать название своей сказке.

    Работа по составлению рассказа по сюжетным картинам.

    Апрель

    Изготовление сюжетных картинок.

    Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики, учить исследовательским действиям при рассмотрении картины, учить детей составлять связной рассказ по картине с опорой на схему. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

    Проведение различных игр на закрепление пройденного материала.

    Май

    Обобщение знаний и умений, приобретенных за год.

    Принципы реализации:

    • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
    • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
    • Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.

    Результатами работы должны стать:

    •   Улучшение  показателей связной речи у  детей.
    • Обогащение словарного запаса, формирование ассоциативного мышления, развитие зрительной и слуховой памяти, развитие зрительного и слухового внимания, развитие воображения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА Г. ТУЛЫ  БАЗОВАЯ МОДЕЛЬОБОБЩЕННОГО ОПЫТА Валуевой Галины Петровны ВОСПИТАТЕЛЯ ...

    Семинар педагогических работников "Билингвальное образование дошкольников как одно из условий реализации ФГОС д/о Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»

    Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспек...

    Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.

    Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

    Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

    В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...

    Статья по логопедии.Тема "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в семье"

    Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно....

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...