Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"
материал по развитию речи по теме

Семенова Вера Сергеевна

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Тема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_rech.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Тема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"

Выполнила:

воспитатель МАДОУ №95 Семенова Вера Сергеевна

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОПЫТА: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Задачи, решаемые в опыте:

  1. Проверить эффективность педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста.
  2. Подобрать диагностический инструментарий изучения уровня связной речи детей дошкольного возраста.
  3. Привлечь родителей к данной проблеме.
  4. Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;
  5. Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картинам художников;
  6. Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картинами художников.
  7. Разработать систему игр и упражнений.
  8. Создать образовательное пространство, способствующее речевому развитию детей дошкольного возраста

Информационные сведения об опыте.

Тема: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников" .

Настоящий опыт накапливался в течение двух лет.

По степени новизны опыт является поисково-изобретательским, т. к. при разработке авторских конспектов мною применяются новые сочетания известных методов и приёмов, по-новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к речевой деятельности в процессе специально организованного обучения, а также эффективного влияния на развитие речи в целом.

         

ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЫТА.

Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей по составлению рассказов по картинам художников я опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта:

- Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста" ;

- Е. И.Тихеева "Развитие речи детей" ;

- "Методические рекомендации по программе  "Успех" ;

- О.Ушакова "Развитие речи детей" ;

Статьи журнала "Дошкольное воспитание" :

- В. Гербова "Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок" , N 8, 1998 г.;

- Т. Гризик "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" , N 6, 2000 г;

- О. Ушакова, Л. Щадрина "Развивайте речь дошкольника" , N 2, 1997 г.;

- В. Гербова "Занятия по развитию речи" , N 12, 1999 г.;

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Занятия по данным видам обучения рассказывания предлагается проводить один раз в месяц. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

Месяц

Тема недели

Подборка картин художников согласно возрасту

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

День знаний

И. И. Левитан "Золотая осень"

В. Маковский "В сельской школе"

Октябрь

Международный день врача (Я выросту здоровым)

Т. Н. Яблонская "Утро"

А. М. Шилов "Портрет хирурга Федорова"

Ноябрь

День народного единства

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Икона Казанской Божьей Матери

Декабрь

Зимушка хрустальная

В. М. Васнецов

"Снегурочка"

И. И. Шишкин "Зима"

Январь

Всемирный день "Спасибо"

К. Е. Маковский "Семейный портрет"

Н. Рерих

"Горные вершины"

Февраль

День защитника Отечества

В. М. Васнецов "Богатыри"

А. А. Дейнека

"Левый марш"

Март

Международный женский день

В. Серов "Девочка с персиками"

Рембрандт "Портрет старушки"

Апрель

Международный день птиц

 (12 апреля - день космонавтики)

А. К. Соврасов "Грачи прилетели"

А. М. Шилов "Сын Родины"

(портрет Ю. Гагарина)

Май

9 мая - День Победы

К. Юон

"Парад на Красной площади"

А. И. Локтинов "Письмо с фронта"

Июнь

Пушкинский день России

О. А. Кипренский

"Портрет А. С. Пушкина"

В. Васнецов

"Спящяя царевна"

Июль

День Российской почты

В. Талашенко

"Почтальон"

А. Ткачев "Девушка почтальон"

Август

День физкультурника

В. А. Малиновский "Гимнастка"

А. А. Дейнека "Бег"

 

Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит "Игротека" - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также записанные под диктовку детей рассказы по картинам художников. Творческие рассказы ребят позволяют родителям сравнить успехи собственного ребёнка, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.

ИГРОТЕКА В КРУГУ СЕМЬИ.

"Только весёлые слова".

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди,

допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

"Автобиография".

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе:". (Лампочка).

Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался:" (Пятачок).

"Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

"Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

"Антонимы в сказках и фильмах".

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");

"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");

"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");

"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");

"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");

"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");

"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");

"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

"Подбери слово".

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

"Если вдруг:"

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

  • Все пуговицы;
  • Все ножницы;
  • Все спички;
  • Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

  • Живая вода;
  • Цветик-семицветик;
  • Сапоги-скороходы;
  • Ковёр-самолёт и т. д.

"Кто что умеет делать".

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

"Антонимы для загадок".

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".

Обитает в воде (значит, на суше);

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

Хвост очень длинный (значит, короткий);

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Очень любит солёное (значит, сладкое).

Кто это?

"Весёлые рифмы".

Играющие должны подбирать к словам рифмы.

Свечка - :. печка;

Трубы - : губы;

Ракетка - пипетка;

Слон - :поклон;

Сапоги - :пироги и т. д.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.

Диагностика умения составлять рассказы по картинам художников показала, что при списочном составе большинство из них 60% имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). 30% - средний уровень (в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий). И 10% воспитанников владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (дети самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет широкий словарный запас). 

Умения, навыки детей при составлении рассказов по картине.

Низкий - Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по картине. Не пользуется планом, предложенным воспитателем. Содержание рассказов не последовательно и не логично, т. к. нарушена структура повествования.

Средний - Ребёнок при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога.

Высокий - Ребёнок строит рассказ в соответствии с пунктами плана. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.

Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

В этой связи передо мной встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картинам художников в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Общение с детьми, наблюдения за ними в повседневной жизни, изучение уровня освоения умений и навыков детей в процессе составления рассказов по картинам художников, изучение методических советов программы "Успех" убедили меня в том, что необходимо создать систему обучения по данным видам рассказывания. Для этого следует отобрать более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.

В процессе работы целесообразно придерживаться основ методики развития связной речи.

Работу по созданию системы я начала с того, что изучила план-программу воспитательно-образовательной работы в детском саду, рекомендованной программой "Успех". Отобрала из неё названия произведений для пересказа, названия тех картин художников, которые имеются в наличии в детском саду N 95. На основе этого списка составила тематическое планирование по развитию связной речи на весь период учебного года.

Затем стала думать, какие виды занятий по развитию связной речи требуют больше всего внимания? Какие занятия создают больше проблем в плане подготовки и проведения? Диагностика и наблюдения за детьми показали, что выполнить задание по составлению рассказа по картине детям очень трудно. Хотя пересказывать литературные произведения тоже довольно нелегко, а придумывать творческие рассказы ещё труднее. Но охватить все виды занятий по обучению связной речи и разработать развёрнутые конспекты занятий нереально, т. к. каждое занятие требует тщательной подготовки: подбора методов, приёмов, средств. Поэтому на данном этапе своей работы я остановилась именно на картинах художников.

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из важных направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Восприятию картин ребёнка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено.

Так в старшей группе важно научить детей правильно понимать содержание картины, учить составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей, развивать память, внимание, инициативное мышление. Рассказ-образец даётся воспитателем для обобщённого подражания, а не для простого воспроизведения. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Таким образом, придумывая начало или конец к изображённому, дети приобретают умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

На занятиях с детьми подготовительной группы используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве образца часто используется художественное произведение.

Структура занятия:

  1. Рассматривание картин осуществляется по частям.
  2. Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.
  3. Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают; можно использовать указания, кому начинать, о чём рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.
  4. После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

  • Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
  • Составление описательного рассказа по предметной картине.
  • Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
  • Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.
  • Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
  • Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Требования к картине:

  • Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
  • Реалистичное изображение.
  • Картина должна быть высокохудожественной.
  • Доступность содержания и изображения ( отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).

Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картинам художников мною были подобраны и систематизированы ниже игры и творческие задания.

Первоначально при предъявлении любой новой картины была разработана модель мыслительных операций детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы.

МОДЕЛЬ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМОЙ

  • Выделение объектов, изображенных на картине.
  • Установление взаимосвязей между объектами.
  • Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств).
  • Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры).
  • Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после).
  • Описание местонахождения объектов на картине.
  • Представление себя на картине в качестве одного из объектов.
  • Поиски многозначности смысла сюжета картины.
  • Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.
  • Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине.
  • Составление рифмованных текстов по содержанию картины.

ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ АНАЛИЗА ОБЪЕКТА КАРТИНЫ

  • Выбор основной (возможной) функции объекта.
  • Перечисление составляющих объект элементов, частей.
  • Обозначение сети взаимосвязей данного объекта с другими объектами, изображенными на картине.
  • Представление возможных изменений данного объекта во времени.
  • Выявление признаков объекта, подбор объектов с похожими признаками.

Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, целесообразно проводить описанные ниже игры и творческие задания.

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР:
- Воробей что делает?
- Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.
Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ АЛГОРИТМОВ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ.

Название игры, цель

Методические рекомендации

Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.

В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.

«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.

«Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство).
Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.

«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».

К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.

Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами.
Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи».

К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи.

Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками».

К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.

Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.

«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.

Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. ПР: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию.

        Для более успешной реализации проекта была разработана серия конспектов занятий по речевому развитию; использовались технологические карты, по которым можно составлять предложения или отвечать на вопросы:

  1. Как называется картина?
  2. Какое время года изображено?
  3. Что мы видим близко, а что далеко?
  4. Что в центре картины, слева, справа?
  5. Какое настроение вызывает эта картина?
  6. Что тебе нравится, почему, что бы делал, войдя в картину?

(Дети называют предмет или объект, его признаки и действия с ним).

Это позволяет работать с картиной как целостной системой. Были использованы следующие материалы и оборудование: - сюжетные картины для рассматривания; - визуальные изображения волшебников «Деления», «Объединения», «Я только слышу», «Я ощущаю запах», «Я ощущаю лицом и руками», «Я пробую на вкус»; - схематические изображения объектов на картинах; - «подзорные трубы» «волшебные лупы» из бумаги (раздаточный материал)

При организации непосредственно – образовательной деятельности

использовался комплекс методов и приемов:

 - вопросы педагога, побуждающие детей к активизации мыслительной деятельности;

- схематическое моделирование (изображения объектов на картине);

- наблюдения за реальными явлениями и объектами;

- прием «вхождения» в картину с целью описания изображенного с точки зрения восприятия различными анализаторами;

- создание проблемных ситуаций;

- создание мотивационных ситуаций;

Основные принципы распределения деятельности в процессе реализации проекта:

1. «От простого к сложному»: от определения состава картины и составления описательных рассказов к составлению рассказов – фантазий и рифмованных текстов по мотивам содержания картины; 2. «От частного к общему»: от локальности каждого этапа работы (серии игр) до работы с картиной как целостной системой;

3. Активности ребенка: ребенок выступает как субъект речевой деятельности;

4. Многовариантности решений: в ходе решения изобретательских задач ребёнок приходит к пониманию сложности и неоднозначности окружающего мира, что позволяет искать и находить несколько адекватных решений одной и той же проблемы;

5. Успешности каждого: каждый ребёнок имеет возможность успешно выполнить задание и получить содержательную оценку своих достижений.

2 года работы в данном направлении позволяют говорить об эффективности работы над проблемой. Целесообразность использования данных методов  при обучении дошкольников рассказыванию по картине подтверждает и положительная динамика повышения уровня освоения программы по разделу «Речевое развитие» детьми, выявленная в процессе проведения диагностики по программе «Успех».

В процессе поэтапной работы над картинами художников были достигнуты следующие результаты:

- дети научились выделять конкретные объекты на картине и устанавливать взаимозависимости между ними по разнообразным параметрам;

 - воспринимать и описывать изображенное на картине через различные органы чувств;

 - обогатили свой словарь образными выражениями;

- научились представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки;

 - упражнялись в умении перевоплощаться и составлять связный творческий рассказ от первого лица;

- научились составлять загадки на основе сравнения об объектах на картине;

 - научились описывать местонахождение объектов на картине, формируя тем самым умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное;

 - упражнялись в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок;

 - учились составлять рассказы фантастического содержания по мотивам картины.

Благодаря целенаправленной работе по обучению творческому рассказыванию по картине дети стали намного наблюдательнее и внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображенных на картинах, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев. Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей. Таким образом, творческое рассматривание и составление рассказов по картине, используя адаптированные методы развития воображения считаем эффективным средством развития связной речи детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
  2. Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста" ;
  3. Е. И.Тихеева "Развитие речи детей" ;
  4. "Методические рекомендации по программе  "Успех" ;
  5. О.Ушакова "Развитие речи детей" ;
  6. Статьи журнала "Дошкольное воспитание" :
  7. В. Гербова "Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок" , N 8, 1998 г.;
  8. Т. Гризик "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" , N 6, 2000 г;
  9. О. Ушакова, Л. Щадрина "Развивайте речь дошкольника" , N 2, 1997 г.;
  10. В. Гербова "Занятия по развитию речи" , N 12, 1999 г.;
  11. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. - М., 1977.
  12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1988.
  13. Журавлева Н.М. Методика составления рифмованных текстов юмористического характера детьми дошкольного возраста.// Тезисы докладов 3-й региональной научно - практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 2 - 3 июня, 2000. -С.21-22.
  14. Зак А.З. Различия в мышлении и речи детей. - М., 1999.
  15. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.- 97с.
  16. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. - С.-Пб.,"ТРИЗ - ШАНС", 1995. - 39с.
  17. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск, 1997. - 74с.
  18. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ - инфо". 2000. - 44 с.
  19. Хоменко Н.Н. Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ. Материалы к семинару, - Минск, 1995.
  20. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования. // Тезисы докладов 2-й региональной научно - практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 4 - 5 июня, 1999. - С.19-21.

Список литературы на сайте

  1. Корзун А.В. Обзор материалов сайта Минского центра ОТСМ-ТРИЗ технологий по работе со сказкой. http://www.trizminsk.org/e/260021.htm 
  2. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. http://www.trizminsk.org/e/233007.htm 
  3. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. http://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm 
  4. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. http://www.trizminsk.org/e/2312.htm 
  5. Нестеренко А.А. Страна Загадок (методическая разработка). http://www.trizminsk.org/e/23105.htm 
  6. Сидорчук Т.А. ТРИЗ в детском саду и педагогическом колледже. Авторская страница. http://www.trizminsk.org/e/prs/si.htm
  7. Хоменко Н.Н. ТРИЗ как Общая теория сильного мышления. Авторская страница. http://www.trizminsk.org/e/prs/kho.htm