Материалы по теме самообразования "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок"
учебно-методический материал (средняя, старшая группа) на тему

Гончарова Анна Валерьевна

 "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и  серии сюжетных картинок" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestats.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Материалы по теме самообразования

«Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

                                                                                                                 

                               Воспитатель: Гончарова А.В.

                   

                      Югорск  2017 год

Технология использования конспектов занятий по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок для развития связной речи детей.

           Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.                                                                 Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.                                                                                                                                Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит "Игротека" - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также записанные под диктовку детей рассказы по картинам, сериям сюжетных картинок, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.

Актуальность.                                                                                   

        Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

        Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

          Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

          Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что при списочном составе в 23 детей, 14 из них имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден).Семь - средний уровень (в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий).Два человека владеет теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (дети самостоятельны в придумывании рассказов, не повторяют рассказов других детей; имеет широкий словарный запас).

Составление рассказов по серии картинок  с детьми 4-3 лет

 

Общеизвестно, что речь и мышление взаимосвязаны и взаимозависимы от того насколько развиты умения устанавливать причинно – следственную связь сравнивать, анализировать  и обобщать информацию. Зависит и умение детей выражать свои мысли. Поэтому очень важно учить детей  правильно устанавливать причинно – следственные связи. В традиционной педагогике этой проблемой занимались следующие педагоги: О.С. Ушакова, В.В. Гербова, А.Г. Арушанова, А.И. Моксаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина, М.М. Алексеева, В.И. Яшина.

Согласно их взглядом работа с сериями картинок сводится к маниполизации. Причинно – следственная связь устанавливается с помощью инсайта (открытия, догадки).

Мы позвали себе разработать этапы обучения детей 4-5 лет работы с сериями картинок.

Этапы:

I «Паровозик из картинок» – на учить ребенка раскладывать серию картинок с лева направо в одну линию.

II Найди общих героев на картинках – научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках (героев и предметы).

III Найди место, в котором происходит события – научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов. Определить место действия.

IV Определить время событий. Научить детей определять время событий, происходящие на картинках. Определить время года или части суток на картинке.

V Назови действия героев – научить детей выявлять сквозных героев на каждый картинке, назвать их действия и делать умозаключения о цели их действия. Кто изображен? Что он делает? Зачем это делает?

VI «Что за чем?» – учить детей устанавливать последующие действия на картинке. Продолжить ребенку взять любую конкретную картину и переложить ее ближе к себе. Назвать действия объекта и его цель. Затем поиграть в игру «Что было раньше?», «Что будет позже?» - выстраиваем картинки в логический ряд.

VII Составить рассказ – учить детей составлять связный рассказ на основе последующего выкладывание серии картинок.

VIII Вспомним, как играем с картинками – научить ребенка выделять последующие действия  необходимые для составления логически верной серии картинок. Предложить вспомнить.

Ниже предлагаются конспекты занятий, рассказы детей и схема составления рассказов по серии картинок с детьми 4-5 лет.

Тема:  Серия картинок по сказки «Репка».

Организация

Содержание

Дети сидят за столами.

В.- Разложите картинки слева направо в одну линию. (Дети раскладывают картинки)

В.- Назовите мне кто изображен на картинках.

Д.- Бабушка, дедушка, репка, девочка, дом, собака, кошка, мышка.

В.- Где происходит события?

Д.- В сказке.

В.- Когда это происходит?

Д.- Летом, днем.

В.- Кто изображен на первой картинке?

Д.- Дедушка.

В.- Что он делает?

Д.- Сажает семена, чешет голову.

В.- Зачем он это делает?

Д.- Что бы выросла репка. Думает.

В.- Кто изображен на другой картинке?

Д.- Дедушка, бабушка, внучка, собачка, кошка, мышка.

В.- Что они делают?

Д.- Тянут репку.

В.- Зачем они это делают?

Д.- Чтобы кушать.

В.- Кто изображен на следующей картинке?

Д.- Дедушка, бабушка, внучка (девочка), собачка, кошка, мышка.

В.- Что они делают?

Д.- Вытянули репку и сидят.

В.- Зачем они это делают?

Д.- Чтобы отдохнуть.

В.- Настя возьми, картину, которая тебе понравилась и положи поближе к себе.

В.- Что делает дедушка на твоей картинке?

Настя. – Сажает семена.

В.- А что было потом после того когда дедушка посадил семена?

(Дети раскладывают картинки в логический ряд).

В.- А теперь давайте все вмести составим рассказ по картинкам. (Дети рассказывают сказку про репку по картинке).

Посадил дед репку. Выросла репка большая. Но один он не смог вытащить репку. И по этому он позвал к себе на помощь Бабку, внучку, жучку, кошку, мышку. Все вмести они вытащили репку. Принесли ее домой и приготовили кушать из репки.

Тема:  Серия картинок по сказке «Курочка ряба».

Организация

Содержание

Дети сидят за столами.

В.- Разложите картинки с право налево в одну линию.

(Дети раскладывают картинки).

В.- Назовите мне, что изображено на картинках?

Д.- Бабушка, дедушка, курочка, яичко, мышка.

В.- Где происходят события?

Д.-  В доме. В сказке.

В.- Когда  это происходит?

Д.- Вечером, летом.

В.- Кто изображен на первой картинке?

Д.- Курочка.

В.- На второй?

Д.- Дедушка, бабушка.

В.- Кто изображен на двух других картинках.

Д.- Мышка, дедушка, бабушка, курочка.

В.- Что делает герой на этих картинках?

Д.- На одной дедушка и бабушка сидят, на другой плачут.

В.- Зачем они это делают?

Д.- Отдыхают, жалко яичко.

В.- Алена возьми картинку, которая тебе понравилась.

(Ребенок берет картинку и кладет ее перед собой).

В.- Что изображено на твоей картинке?

Алена. – Мышка разбила яичко.

В.- А что было до этого?

Д.- Курочка снесла яичко дедушка и бабушка радовались.

В.- Расскажите мне сказку по картинкам.

Дети рассказывают сказку по картинкам.

Жили были дедушка и бабушка. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка золотое яичко. Они не смогли разбить яичко. Мышка бежала, хвостиком махнула яичко разбилось. Дедушка и бабушка стали плакать. А курочка их успокоила и снесла им другое яичко.

В.- Что мы с вами делали?

Д.- Раскладывали картинки, рассматривали их, рассказывали что нарисовано на картинках. Рассказывали сказку по картинкам.  

Тема: Серия картинок по сказке «Лиса и волк».

Организация

Содержание

Дети сидят за столом.

В.- Разложите картинки справа налево в одну линию.

(Дети раскладывают картинки).

В.- Назовите мне, что изображено на картинках.

Д.- Лиса, волк, лошадь, дед, повозка, в далеке дома, рыба.

В.- Где происходят события.

Д.- В сказке, в лесу.

В.- Какое время года изображено на картинках?

Д.- Зима.

В.- Какое время суток изображено на каждой картине?

Д.- На одно картине изображено утро, на другой вечер.

В.- Кто изображен на первой картине?

Д.- Дедушка.

В.- Что он делает?

Д.- Сидит на санях, везет рыбу.

В.- Кто еще изображен на этой картине?

Д.- Лиса.

В.- Что она делает?

Д.- Выбрасывает рыбу из санях.

В.- Зачем она это делает?

Д.- Чтобы кушать.

В.- Кто изображен на другой картинке?

Д.- Лиса, волк.

В.- Что они делают?

Д.- Лиса ест рыбу, а волк у нее просит.

В.- Кто изображен на других картинках?

Д.- Волк. Он ловит рыбу хвостом. Волк везет лису на спине.

В.- Зачем волк ловит рыбу хвостом?

Д.- Он хочет кушать.

В.- Настя возьми любую картинку и положи ее поближе к себе. Что изображено на твоей картинке?

Настя. – Волк, он ловит рыбу.

В.- А что было раньше? Что стало потом?

Дети раскладывают картинки  по порядку.

В.- А теперь давайте все вместе составим рассказ по картинкам.

Однажды дедушка, зимним утром, поехал ловить рыбу. Наловил очень много и поехал домой. Увидел на дороге лежит мертвая лиса. Положил ее в сани и поехал домой. Лиса оказалась жива. Выкинула всю рыбу из саней. Сидит на дороге и ест. Мимо бежал голодный волк. Увидел, что лиса ест рыбу, стал у нее просить. А лиса сказала ему, чтобы он сам наловил рыбу. Опустил волк хвост в прорубь. Просидел волк всю ночь. Ничего не поймал, только себе хвост оторвал. Встретил снова лису. Стал ее ругать, сто он остался без хвоста.

Но лиса снова его перехитрила. Повез ее волк на своей спине.  

Тема: Серия картинок про куклу.

Организация

Содержание

Дети сидят на ковре (четверо детей).

В.- Разложите картинки слева направо в одну линию.

(Дети раскладывают картинки)

В.- Назовите мне, что изображено на картинках.

Д.- Кукла,  девочка, стул, тазик, полотенце.

В.- Где происходят события?

Д.- Дома.

В.- Когда это происходит?

Д.- Утром.

В.- Что делает девочка на картинках?

Д.- Моет куклу, вытирает, одевает платье, расчесывает.

В.- Дима возьми любую картинку. Что делает девочка на твоей картинке?

Дима. – Расчесывает куклу.

В.- А что делала девочка раньше?

(Дети называют действия девочки и раскладывают картинки по порядку).

В.- Составьте рассказ по картинкам.

(Дети не смогли сразу составить рассказ).

В.- Однажды…

Д.- Утром.

В.- Девочка решила…

Д.- Искупать куклу.

В.- Что она сделала?

Д.- Налила в тазик воду, поставила на стул и стала мыть куклу.

В.- Что было дальше?

Д.- Девочка пошла с куклой гулять.

В.- Как назовем наш рассказ?

Д.- «Девочка и кукла»

В.- Что мы с вами делали?

Д.- Рассматривали картинки, раскладывали их по порядку, составляли рассказ, придумывали название рассказа.

После проведения нескольких занятиях, было замечено, что дети затрудняются сразу составить рассказ по серии картинок.

Поэтому мною было составлена схема, по которой дошкольники составляли рассказы по серии картинок. (Схема прилагается).

Также прилагаются рассказы, которые  составила дети по данной схеме.

При использовании методов и приёмов необходимо соблюдать следующие правила:

- Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

- Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

- После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;

- Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;

- Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;

- Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;

- Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

- Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

- Во избежании выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;

- По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок на основе конспектов занятий, я опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта:

Список используемой литературы:

- Сохин"Развитие речи детей дошкольного возраста"

- Е. И.Тихеева"Развитие речи детей"

-"Методические советы к программе "Детство"

- О.Ушакова"Развитие речи детей"

Статьи журнала"Дошкольное воспитание"

- В. Гербова"Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок"       N8,1998 г.;

- Т. Гризик"Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" N 6,2000 г;

- О. Ушакова, Л. Щадрина"Развивайте речь дошкольника", N 2,1997 г.;

- В. Гербова"Занятия по развитию речи" N 12,1999 г.;