Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.
учебно-методический материал

Трофимова Кристина Станиславовна

  Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tvorcheskaya_gruppa.docx341.08 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок. К.С. Трофимова, д.Кайчак.

Структурное подразделение муниципального  дошкольного образовательного учреждения Тисульского детского сада№4 Кайчакский воспитатель,I квалификационная категория

  Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся, может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Овладение связной устной речью является важнейшим условием успешной подготовки к обучению в школе. Главной задачей развития связной речи в старшем дошкольном возрасте является совершенствование  монологической речи через пересказ литературного произведения, составление описательных рассказов о предметах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине и  серии сюжетных картинок. Обучение рассказыванию по  картине и серии сюжетных картинок  является наиболее трудным как для овладения детьми, так и для педагогов в плане подготовки и проведения. Монологическая речь - отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически  более последовательное, чем в процессе  диалога, разговора. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя  деятельность, тем лучше результат. Всем известно, что мышление ребенка старшего дошкольного возраста наглядно – образное. Поэтому я предлагаю подсказку, т.е. схема, которая помогает ребенку последовательно рассказать об игрушке, любом предмете или явлении природы. При использовании опорных схем, ребёнок может обследовать предмет руками (тактильно), с помощью глаз (зрительное обследование), с помощью обоняния (понюхать предмет), с помощью вкусовых ощущений (попробовать предмет на вкус, если это возможно). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. Моделирование  я используется в старшей и подготовительной  группе. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта..

Приёмы обучения составлению описательных рассказов.

  1. Вопросы
  2. Образец
  3. Моделирование

Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них — припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.

Образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. Это — один из ведущих приемов Использование моделирования.

 Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Требования к приёмам обучения составлению описательных рассказов.

  1. Вопросы детям задаются в начале занятия. Вопросы должны  быть понятны, однозначны
  2. Рассказ, использую  в качестве образца, должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения.
  3. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, где есть все конкретные элементы высказывания, при этом каждое звено высказывания последовательно сменяется другим,  значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ. Использовать  модели-схемы можно не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух предметов. Описательные рассказы включаю как часть занятия по развитию речи.

Описательному рассказу присущи своя структура, композиция.

Возьмем, к примеру, описание животного.

Вначале  мы называем его,  т.е. отвечаем на вопрос:

  1. Кто это? (и относим к определенному классу - классификация).

Затем перечисляем отличительные признаки и действия, присущие  этому животному:

  1. Где живет?
  2. Части тела?
  3. Чем питается?
  4. Жилище.

        6.Детеныши

 Учитывая возрастные особенности воспитанников, а именно – способность удерживать внимание до 10-15 минут, строю занятие так, чтобы ребёнку было интересно, но при этом выполнялась поставленная цель – развитие связной речи. В детском саду для обучения детей рассказыванию  я использую как предметные, так и сюжетные картины

 Для этого использую разные сюрпризные моменты, например. Я сообщаю детям, что они сегодня будут составлять описательный рассказ, но о каком животном, они узнают только тогда, когда каждый из них угадает свою загадку об этом животном. Загадки загадываю каждому ребёнку на ушко.

Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий — последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях  воспитываю у детей умение оценивать рассказы (и содержание, и форму) друг друга, подмечаю удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей. А также - внесение игрушки, картины, определенного предмета,

- получение письма,

- различные проблемные ситуации,

- технические средства обучения,

- художественное слово – все эти методы и приемы также  способствуют развитию у детей  интереса к занятию, поэтому они легко включаются в работу.

Чтобы описательные рассказы не получались одинаковыми, предлагаю детям не повторяться и использовать разные слова – прилагательные, числительные, глаголы.

Ещё использую разнообразные игры на развитие речи: «Назови ласково», «Добавь словечко», «Четвёртый лишний», «Ассоциации», «Один - много», «Подбери слово», «У кого какая шуба?»;

дидактические игры: «Чей дом?», «Собери семейку», «С какого дерева листок?» и обязательно пальчиковые игры по темам.

Взаимодействие с учителем – логопедом в данной работе имеет немаловажное значение и заключается в том, что в индивидуальной работе такие схемы и таблицы помогают  решить образовательные задачи при закреплении у  детей грамматических и лексических категорий и навыков связной речи.

Закрепление полученных  знаний и умений происходит и в совместной и самостоятельной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, в играх – драматизациях, а также – на прогулках - при наблюдении живой и неживой природы: описываем пришедших на участок кошку или собаку, деревья, растущие на нашем участке, птиц, которых мы подкармливаем.

В группе также немало объектов, которые дети описывают по схемам: комнатные растения, разнообразные игрушки, предметы обихода и т.д.

На занятиях по художественному творчеству, прежде  чем начать рисовать, лепить, клеить, мы с детьми рассматриваем и составляем описательный рассказ о предмете, животном или природном явлении с помощью этих же схем и таблиц.

Достичь определенных результатов в составлении описательных рассказов можно только  в тесном сотрудничестве с родителями.

Объясняю родителям, что такое описательный рассказ, для чего проводится эта работа.

Подготовила консультации для родителей:

«Дикие животные наших лесов»;

«Домашние животные и птицы»;

«Речевые игры дома».

Кроме того, к определенному событию или по определенной теме даю творческие задания родителям и детям:

- к семейному празднику, например,  воспитанникам было предложено составить рассказ о своем домашнем любимце.  А родителям – составить рассказ о своем ребенке;

- в преддверии  Нового года дети описывали новогоднюю елку;

Таким образом, в результате использования схем и таблиц дети быстрее осваивают технологию описательного рассказа, у них развивается монологическая речь.

Такая  система работы по обучению детей составлению описательных  и  сравнительных рассказов с использованием моделей-схем, основанная на постепенном, небольшом усложнении задач, как правило, не вызывает серьезных затруднений у детей  при составлении  рассказов. Она направлена не только на речевое развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности.

На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

важнейшее условие для успешного обучения в школе, где  необходимо слушать и понимать речь учителя, воспроизводить тексты из учебников и произведения художественной литературы, уметь последовательно и полно, аргументировано и логично, излагать свои мысли и суждения, писать изложения и сочинения, что является более высоким уровнем развития связной речи. Связная речь предполагает овладение богатейшим запасом языка, усвоение языковых норм и законов, умение полно и связно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.  В связной речи проявляется  логика суждений, богатство представлений, инициативность, творческая устремлённость и другие качества личности. . Обучение рассказыванию по  картине и серии сюжетных картинок  является наиболее трудным как для овладения детьми, так и для педагогов в плане подготовки и проведения.

В детском саду для обучения детей рассказыванию  я использую как предметные, так и сюжетные картины (серии «Наша Таня», «Зимние развлечения» О.И.Соловьевой; «Домашние животные» С.Веретенниковой и др.). В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, поскольку 3-х¬летний ребенок еще не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.

В средней группе становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы, как по предметным, так и по сюжетным картинам.

В старшей и подготовительной к школе группах в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ-образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группах для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы.

Меняется роль воспитателя — он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости. В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой.

        Для обучения рассказывания используются следующие сюжеты из серии картин: «Уборка хлопка», «Дети Севера» (серия называется «наши маленькие друзья»); «У пристани», «В колхозном саду», «Белки», «Лиса с лисятами» (серия «ДикиеГлавной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, в том числе и составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы. Процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. В  детском саду это занятие и совместная деятельность педагога с детьми. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности

.

Требования к составлению рассказов по картине

Вопросы детям задаются в начале занятия. Вопросы

должны  быть понятны, однозначны 

Рассказ педагога, используемый в качестве образца, должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения.
«Ребенок, — отмечал К. Чуковский, — в меру своих умственных сил... анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые».
  Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

 Одним из приёмов, которые значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных моделей-схем. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, где есть все конкретные элементы высказывания, при этом каждое звено высказывания последовательно сменяется другим,  значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ. Использовать  модели-схемы можно не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух предметов.

Описательному рассказу присущи своя структура, композиция.

Возьмем, к примеру, описание животного.

Вначале  мы называем его,  т.е. отвечаем на вопрос:

  1. Кто это? (и относим к определенному классу - классификация).

Затем перечисляем отличительные признаки и действия, присущие  этому животному:

  1. Где живет?
  2. Части тела?
  3. Чем питается?
  4. Жилище.
  5. Детеныши.

Каждый вопрос обозначается  определенным значком или рисунком, который помогает ребенку определить, что нужно отметить в описании. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа. 

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный ш Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа. 

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный ш Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.


Домик для гусеницы.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ. 

. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа. 

Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

  1. Ответить на вопросы:
    Какой приближался праздник?
    Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
    Расскажи, какая была ёлка.
    Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
    Чем дети украсили ёлку?
    Для чего в комнату принесли лестницу?
    Что прикрепила к макушке ели девочка?
    Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
    2.Составить рассказ.

    Образец рассказа «Новогодние приготовления».

    Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

    Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечн

дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

. Ответить на вопросы:

Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.

Где гулял мальчик со своей собакой

Что увидела собака и куда побежала?

Кто вылетел из яркого цветка?

Что маленькая пчёлка делала в цветке?

Почему пчёлка укусила собаку?

Что случилось с собакой после укуса пчелы?

Расскажи, как мальчик помог своей собаке?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

Рисунок (12) (514x700, 192Kb)

1. Ответить на вопросы:

Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.

Чем решил заняться в выходной день мышонок?

Что мышонок купил в магазине?

Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах

Какой краской мышонок стал красить забор?

Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?

Придумай продолжение этого рассказа.

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

Рисунок (15) (700x516, 171Kb)

Рисунок (16) (700x264, 79Kb)

1. Ответить на вопросы:

Придумай клички утёнку и цыплёнку.

Какое время года изображено на картинках?

Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?

Расскажи, как друзья переправлялись через реку:

Почему цыплёнок не пошёл в воду?

Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?

Чем закончилась эта история?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

Рисунок (17) (700x516, 167Kb)

1. Ответить на вопросы:

Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.

Что взяли с собой друзья?

Где друзья устроились для ловли рыбы?

Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?

Куда кот кинул пойманную рыбку?

Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?

Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.

Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

Рисунок (39) (700x517, 165Kb)

1. Ответить на вопросы:

Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.

Расскажи, кто жил в доме у девочки.

Что девочка налила в кошачью миску?

Что сделала кошка?

Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?

Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?

Чему удивилась кошка, когда проснулась?

Придумай продолжение этой истории.

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.

Рисунок (40) (700x514, 175Kb)

Рисунок (41) (700x517, 173Kb)

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:

Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?

Что петушок нёс домой?

Кто заметил петушка?

Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?

Почему ворона не съела весь горох?

Как птица посеяла семена гороха в землю?

Что показалось из земли после дождя?

Когда на растениях появились стручки гороха?

Чему радовалась ворона?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

естить рекламу

Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа. 

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа. 

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа. 

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

зрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа. 

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона погляд
ывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

1        2

Описательные рассказы включаю как часть занятия по развитию речи.

Учитывая возрастные особенности воспитанников, а именно – способность удерживать внимание до 10-15 минут, строю занятие так, чтобы ребёнку было интересно, но при этом выполнялась поставленная цель – развитие связной речи. Для этого использую разные сюрпризные моменты, например:

Я сообщаю детям, что они сегодня будут составлять описательный рассказ, но о каком животном, они узнают только тогда, когда каждый из них угадает свою загадку об этом животном. Загадки загадываю каждому ребёнку на ушко.

А также - внесение игрушки, картины, определенного предмета,

- получение письма,

- различные проблемные ситуации,

- технические средства обучения,

- художественное слово – все эти методы и приемы также  способствуют развитию у детей  интереса к занятию, поэтому они легко включаются в работу.

Чтобы описательные рассказы не получались одинаковыми, предлагаю детям не повторяться и использовать разные слова – прилагательные, числительные, глаголы.

Ещё использую разнообразные игры на развитие речи: «Назови ласково», «Добавь словечко», «Четвёртый лишний», «Ассоциации», «Один - много», «Подбери слово», «У кого какая шуба?»;

дидактические игры: «Чей дом?», «Собери семейку», «С какого дерева листок?» и обязательно пальчиковые игры по темам.

Взаимодействие с учителем – логопедом в данной работе имеет немаловажное значение и заключается в том, что в индивидуальной работе такие схемы и таблицы помогают  решить образовательные задачи при закреплении у  детей грамматических и лексических категорий и навыков связной речи.

Закрепление полученных  знаний и умений происходит и в совместной и самостоятельной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, в играх – драматизациях, а также – на прогулках - при наблюдении живой и неживой природы: описываем пришедших на участок кошку или собаку, деревья, растущие на нашем участке, птиц, которых мы подкармливаем.

В группе также немало объектов, которые дети описывают по схемам: комнатные растения, разнообразные игрушки, предметы обихода и т.д.

На занятиях по художественному творчеству, прежде  чем начать рисовать, лепить, клеить, мы с детьми рассматриваем и составляем описательный рассказ о предмете, животном или природном явлении с помощью этих же схем и таблиц.

Достичь определенных результатов в составлении описательных рассказов можно только  в тесном сотрудничестве с родителями.

Объясняю родителям, что такое описательный рассказ, для чего проводится эта работа.

Подготовила консультации для родителей:

«Дикие животные наших лесов»;

«Домашние животные и птицы»;

«Речевые игры дома».

Кроме того, к определенному событию или по определенной теме даю творческие задания родителям и детям:

- к семейному празднику, например,  воспитанникам было предложено составить рассказ о своем домашнем любимце.  А родителям – составить рассказ о своем ребенке;

- в преддверии  Нового года дети описывали новогоднюю елку;

- ко Дню открытых дверей по творчеству А.С.Пушкина – дети рисовали золотую рыбку и составляли о ней рассказ.

В рамках районного конкурса детской рукописной книги воспитанники составляли описательные рассказы о воздушном транспорте. Все рассказы сложились в рукотворную книгу «Захочу и полечу».

Таким образом, в результате использования схем и таблиц дети быстрее осваивают технологию описательного рассказа, у них развивается монологическая речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Материалы по теме самообразования "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок"

quot;Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и  серии сюжетных картинок"...

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

laquo;Развитие связной речи старшихдошкольников через обучениесоставлению рассказов по картинеили серии сюжетных картинок»...

Мастер-класс для воспитателей: «развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

Развитие связной речи через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок  является очень актуальным, интересным и в то же время сложным видом речевой деятельности для дошкольников....