Опыт работы "Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии на тему

Михайлова Екактерина Павловна

Развитие связной речи детей - актуальная проблема в современном мире. В её решении помогают современные образовательные технологии.Мнемотехника способствует развитию связной, последовательной, грамматически правильной  речи дошкольников; лучше подготавливает к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_rab._mnemotehnika.docx30.31 КБ
Файл mnemotehnika.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Категория «Дошкольное образование»

Воспитатель года

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3

Опыт работы на тему

«Мнемотехника в развитии связной речи детей

старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Учитель-логопед

Михайлова Екатерина Павловна

katerinka.ekat84@mail.ru

г.Нелидово, 2016

(слайд 2)

     К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

(слайд 3)

    В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

    На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. При этом педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

     В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.

Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему опыта работы

 «Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

(слайд 4) 

   Проанализировав все проблемы и причины недоразвития связной речи, наметила цель: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.

   Поставила перед собой следующие задачи:

  • Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста;
  • Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания;
  • Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь: учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
  • Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять связный рассказ;
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.

(слайд 5)

    Выдвинула гипотезу:  если в дошкольном  образовательном учреждении систематически использовать метод мнемотехники, то это будет способствовать развитию связной, последовательной, грамматически правильной  речи дошкольников.

(слайд 6)

    В начале учебного года провела комлексное обследование состояния связной речи по методике В.П. Глухова, которое позволило получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).

Обследование показывает, что: 
- рассказы детей бедны по содержанию и композиционному построению;
- рассказы однотипные, т.к. отсутствуют сравнения, эпитеты;
- фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция;
- дети не умеют начать и закончить рассказ, нарушается его структура;
- дети дают односложные ответы на вопросы педагога.

Для решения этих проблем в коррекционной работе с детьми я использую один из приемов новейшей технологии – мнемотехника.

(слайд 7)

     Мнемотехника (с греч. - искусство запоминания) – это (технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание) система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

(слайд 8)

    Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Так и здесь можно начинать с мнемоквадратов, далее мнемодорожки и мнемотаблицы.

    Особое место в моей работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.

(слайд 9)

    Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
   Опираясь на мнемотаблицу, дети могут спланировать свое будущее высказывание. Благодаря этому эффективность обучения возрастает.

    И вот, я хочу поделиться опытом, как можно помочь ребенку в развитии связной речи используя мнемотаблицы.

(слайд 10)

Они могут служить для решения следующих задач:

- обогащение словарного запаса,

- пересказ худ литературы,

- обучение составлению рассказов,

- разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок,

- отгадывание и загадывание загадок.

(слайд 11)

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема мнемотехники состоит из нескольких этапов:

1   этап     Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.

2 этап  Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.

3 этап Пересказ или рассказывание с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.

(слайд 12)

В качестве условных заместителей (элементов таблицы) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

(слайд 13)

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

(слайд 14)

- планы и условные обозначения, используемые в них;

(слайд 15);

- контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Ну а теперь остановимся конкретно на том, как я провожу работу с мнемотаблицами.

(слайд 16)

   Возьмем пересказ сказки «Три поросенка». Для начала я читаю детям сказку или мы вместе вспоминаем ее. Далее мы рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и расшифровываем их – что обозначает каждый из элементов (то есть происходит перекодировка информации). После этого разбора ребенок пробует последовательно составить пересказ согласно мнемотаблице.

(слайд 17, 18)

  Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения.

(слайд 19)

   Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картине «Зимние забавы».  

Рассказывание состоит из 3-х этапов:

- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

- определение взаимосвязи между ними;

- объединение фрагментов в единый сюжет.

Работа по мнемотаблице.

 (слайд 20)

    Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща. Через рисунок дети передают свои мысли, чувства, свое видение мира. У детей развивается воображение, память, фантазия. Наглядный образ слова, созданный ребенком на бумаге самостоятельно, отображается в его памяти.

(слайд 21)

   Вследствие этого процесс запоминания проходит легче, быстрее и становится более устойчивым.

(слайд 22, 23, 24)

   Для развития и обогащения речи детей эпитетами, синонимами, сравнениями использую различные упражнения и дидактические игры.

А также провожу работу с родителями.

(слайд 25, 26)

    Мы все понимаем, что заучивание стихотворений для ребёнка приносит огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память. Но иногда ребёнку тяжело дается заучивание стихотворений.  Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.

(слайд 27)

Рассмотрим стихотворение  «Подарок маме»

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительно чтение стихотворения педагогом.

2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.

3. Чтение стихотворения еще раз с опорой на мнемотаблицу.

4. Задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку лучше понять текст.

5. Педагог разъясняет слова непонятные ребенку, объясняет их значение для ребенка в доступной форме.

6. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Ребенок повторяет стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

8. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 (слайд 29)

   Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

   Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

    Технология мнемотехники универсальна – может использоваться педагогами всех возрастных групп.

    Все, что требуется для работы – это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии. А ее у педагогов не занимать.

(слайд 30)

Литература:
1. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей».
2. Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста»
3. Ворошнина Л.В., «Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста». Ж-л ,Дошкольное воспитание», 1991г., № 2,3,4.
4. Ткаченко Т.А «Использование схем в составлении описательных рассказов». Ж-л «Дошкольное воспитание», 1991г., №10
5. Малетина Н., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких же слов с картинками - и он их усвоит на лету…» К.Д. Ушинский Автор: Михайлова Екатерина Павловна Г.Нелидово МБДОУ «Детский сад №3» старшего дошкольного возраста

Слайд 2

Актуальность На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Наблюдаются проблемы: односложная, состоящая из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Слайд 3

Цель и задачи Цель: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Задачи: Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста; Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания; Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь: учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения; Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять связный рассказ; Обучать детей правильному звукопроизношению.

Слайд 4

Гипотеза Если в дошкольном образовательном учреждении систематически использовать метод мнемотехники, то это будет способствовать развитию связной, последовательной, грамматически правильной речи детей.

Слайд 5

Обследование речи детей (методика В.П. Глухова ) Особенности речевого развития дошкольников Рассказы детей бедны по содержанию и композиционному построению Рассказы детей однотипные, так как отсутствуют синонимы, сравнения, эпитеты Фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция Дети не умеют начать и закончить рассказ, нарушается его структура Большинство детей дают односложные ответы на вопросы педагога

Слайд 6

Мнемотехника (с греч. - искусство запоминания) - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Слайд 7

Структура мнемотехники

Слайд 8

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемотаблицы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Слайд 9

Использование мнемотаблиц

Слайд 10

Этапы работы с таблицами

Слайд 11

Условные заместители: геометрические фигуры

Слайд 12

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)

Слайд 13

планы и условные обозначения, используемые в них

Слайд 14

контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Слайд 15

Пересказ сказки «Три поросёнка»

Слайд 18

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»

Слайд 22

Дидактические игры

Слайд 23

Консультации для родителей

Слайд 24

Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок

Слайд 26

Подарок маме Сорвала я в поле Цветик голубой, Принесу в подарок Маме дорогой. Я его на платье Маме приколю. Больше всех на свете Маму я люблю. Т. Волгина

Слайд 27

В результате использования мнемотаблиц : Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития связной речи дошкольников. Необходимо помнить: уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии связной речи дошкольника.

Слайд 28

Профессиональных и творческих успехов! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР: опыт и приемы работы.

В статье рассмотрены некоторые аспекты проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР - общим недоразвитием речи. Автор указывает на выявленные на собственном опыте трудности...

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок».

Опыт работы по теме  «Развитие связной речи детей старшего дошкольного      возраста через придумывание рассказов и сказок»....

Опыт работы: «Инновационные технологии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Цель: поделиться опытом применения инновационных технологий, способствующих развитию связной речи детей дошкольного возраста.  В настоящее время проблема развития связной речи у детей дошкол...