Главные вкладки

    Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
    рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

    Курочкина Татьяна Александровна

    Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ

    для детей 5-6 лет

    Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи

    1. Проверка состояния фонематического восприятия

    Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

    Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    ба-па               па- ба

    ма- на              на-ма

    Та-да               да-та

    са-ша               ша-са

    Кот – год        год-кот

    Всего:

    2. Исследование артикуляционной моторики

    Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. губы в улыбке

    2. язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт

    3. язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт

    4. «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому

    5. чередование движений губ: «улыбка»-«трубочка»

    Всего:

    1. Исследование звукопроизношения

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция: повторяй за мной слова:

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. сад – коляска - глобус

    2. василек – такси- лось

    3. замок - Незнайка

    4. земляника- обезьяна

    5. цапля – кольцо- индеец

    6. шашки- ошейник - карандаш

    7. жаба- жук - лыжи

    8. щука – щенок- плащ

    9. чайник – печенье - мяч

    10. рак – марки - мухомор

    11. река – пряники - фонарь

    12. лампа – волк - стол

    13. лимон- плита - соль

    14. лейка - яблоки – ёж - крылья

    15. куртка – скрипка - шкаф        

    16. грабли – грелка - виноград

    17. хлеб – сухарь - петух

    18. другие звуки

    Всего:

    4. исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

    Инструкция:  повторяй за мной слова (слова предъявляются до первого воспроизведения):

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. свисток

    2. велосипед

    3. бабочка

    4. скатерть

    5. аквариум

    Всего:

    Всего за I серию: _______________

    Серия II – Исследование активного словаря

    1. Состояние предикативного словаря.

    а) подбор глаголов к существительным

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция:  внимательно послушай вопрос и постарайся на него ответить

    Инструкция: «Что делают карандашом?» и т.д.; «Что делает (Как передвигается) рыба?» и т.д.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. Что делают ножом?

    2. Что делают иголкой?

    3. Что делает лягушка?

    4. Что делает черепаха?

    Всего:

    б) подбор антонимов к словам – действиям

    Инструкция:  скажи наоборот

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. встает

    2. улетает

    3. поднимается

    Всего:

    в) называние слов, отличающихся семантической близостью

    Оборудование: картинный материал

    Инструкция:  скажи, что делают? Посмотри на картинки и скажи, что делает?

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    1. печет

    2. варит

    3. жарит

    Всего:

    1. Состояние номинативного словаря.

    а) называние предметов по картинкам

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция:  назови картинки

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    1. кастрюля

    2. лестница

    3. поезд

    4. повар

    Всего:

    б) подбор обобщающих слов

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция:  назови предметы одним словом.

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    1. корова, овца, лошадь;

    2. аист, ласточка, журавль;

    3. стол, диван, шкаф;

    4. трамвай. мотоцикл, троллейбус.

    Всего:

    в) называние частей предметов

    Оборудование: предметные картинки с изображением стула, ботинка, часов

    Инструкция:  назови части предмета

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    Части чайника:

    донышко

    ручка

    носик

    крышка

    Всего:

    1. Состояние атрибутивного словаря.

    а) называние основных и оттеночных цветов

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция:  назови, какой цвет

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    1. зеленый

    2. голубой

    3. синий

    4. оранжевый

    Всего:

    б) подбор прилагательных к существительным

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция:   какой (-ое. –ие) на вкус?

     

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    1.Какой на вкус?

    лимон

    сахар

    лук

    2.Подбери признак к предмету:

    лимон

    кукла

    море

    Всего:

    в) подбор антонимов к прилагательным

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция:  скажи наоборот

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    1. быстрый

    2. молодой

    3. сухой

    Всего:

    Всего за II серию: _______________

    Серия III – Исследование навыков словообразования

    1. Называние детенышей животных.

    Инструкция:  назови детенышей животных

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. у лисы

    2. у зайца

    3. у курицы

    4. у медведя

    5. у собаки

    Всего:

    1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

    Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.

    Инструкция:  назови ласково.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. окно

    2. книга

    3. стол

    4. ковер

    5. сумка

    Всего:

    1. Образование прилагательных от существительных.

    а) относительных

    Инструкция:   пирог с яблоками - яблочный.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. сок из яблок -

    2. шуба из меха -

    3. колесо из резины -

    4. лист дуба -

    5. одеяло из шерсти -

    Всего:

    б) качественных

    Инструкция:   если днем жара, то день – жаркий, а если...

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. холодно -

    2. тепло -

    3. солнце -

    4. мороз -

    5. дождь -

    Всего:

    в) притяжательных

    Инструкция:   хвост льва – львиный, а хвост …

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. хвост лисы -

    2. хвост кошки -

    3. хвост собаки -

    4. хвост волка -

    5. хвост павлина -

    Всего:

    Всего за III серию: _______________

    Серия IV – Исследование навыков словоизменения

    1. Повторение предложений.

    Инструкция:   послушай предложение и попробуй повторит его как можно точнее.

    Предложение читается до первого воспроизведения (1 – 2 раза)

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. Птичка свила гнездо.

    2. Малина сладкая.

    3. Лиса бежит по лесу.

    4. Мальчик рисует красками.

    5. Корабль плывет по морю.

    Всего:

    1. Верификация предложений.

    Инструкция:   я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. Мальчики слепили снеговик.

    2. Кошка бежит за  мышка.

    3. Лиса бегут по лесу.

    4. Пчелка кружится над цветок.

    5. Собака вышла в будку.

    Всего:

    1. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

    Инструкция:   я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

    Слова предъявляются до первого ответа.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. Игрушка, мама, купить.

    2. Заяц, бежать, по, лес.

    3. Рыба, плавать, в, река.

    4. Врач, лечить, больной.

    5. Машина, стоять, в , гараж.

    Всего:

    1. Добавление предлогов в  предложение.

    Инструкция:   сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. Крот живет …норе.

    2. Дима гуляет … собакой.

    3. Грибы выросли … березой.

    4. Машина выехала … гаража.

    5. Ваза стоит … столе.

    Всего:

    5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

            Инструкция: один – дом, а если их много, то это дома.

      Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Им. падеж, мн ч.

    Баллы

    Род. падеж, мн ч.

    Баллы

    1. стол

    2. стул -

    3. ведро -

    4. глаз-

    5. дерево -

    Всего:

    Всего за IV серию: _______________

    Серия  V – Исследование связной речи

            

    1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (2-3 картинки)

    Инструкция:  посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и расскажи, что было сначала, что потом и чем всё закончилось. Не забудь придумать название рассказа.

    2. пересказ прослушанного текста.

    Инструкция:  сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

    Рассказ предъявляется не более двух раз.

    ЛОДОЧКА.
    Пришла весна. Потекла вода . Дети взяли дощечки. Сделали лодочку. Пустили лодочку по воде. Лодочка плыла. А дети бежали за нею, кричали. Ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

    СОБАКА.
    Собака шла по дощечке через речку. В зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а свое волною унесло осталась собака ни при чем.

    УМНАЯ ГАЛКА.

    Хотела галка пить. Увидела кувшин с водой. А вода в нем на самом дне. Галка скакала, скакала – все без толку. Никак не смогла галка достать воду. Стала галка кидать камешки в кувшин. Кидала, кидала, и накидала столько, что вода поднялась и галка смогла напиться. Вот какая умная галка!.

     Всего за IV серию: _______________

    КуСтраница 37



    Предварительный просмотр:

    РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ

    для детей 6-7 лет

    Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи

    1. Проверка состояния фонематического восприятия

    Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

    Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    са-ша               ша- са

    ба-па-ба           па-ба-па

    та-да-та            да-та-да

    ша-жа-ша         жа-ша-жа

    Кот–год-кот     год-кот-год

    Всего:

    2. Исследование артикуляционной моторики

    Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. губы в улыбке

    2. язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт

    3. язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт

    4. «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому

    5. чередование движений губ: «улыбка»-«трубочка»

    Всего:

    1. Исследование звукопроизношения

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция: повторяй за мной слова:

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. сад – коляска - глобус

    2. василек – такси- лось

    3. замок - Незнайка

    4. земляника- обезьяна

    5. цапля – кольцо- индеец

    6. шашки- ошейник - карандаш

    7. жаба- жук - лыжи

    8. щука – щенок- плащ

    9. чайник – печенье - мяч

    10. рак – марки - мухомор

    11. река – пряники - фонарь

    12. лампа – волк - стол

    13. лимон- плита - соль

    14. лейка - яблоки – ёж - крылья

    15. куртка – скрипка - шкаф        

    16. грабли – грелка - виноград

    17. хлеб – сухарь - петух

    18. другие звуки

    Всего:

    4. исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

    Инструкция:  повторяй за мной слова (слова предъявляются до первого воспроизведения):

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. лекарство

    2. сковорода

    3. скворечник

    4. танкист

    5. водопроводчик

    Всего:

    Всего за I серию: _______________

    Серия II – Исследование активного словаря

    1. Состояние предикативного словаря.

    а) подбор глаголов к существительным

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция:  внимательно послушай вопрос и постарайся на него ответить

    Инструкция: «Что делают карандашом?» и т.д.; «Что делает (Как передвигается) рыба?» и т.д.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. Что делают спицами?

    2. Что делают щеткой?

    3. Что делает лошадь?

    4. Что делает змея?

    Всего:

    б) подбор антонимов к словам – действиям

    Инструкция:  скажи наоборот

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. открывает

    2. выздоравливает

    3. засыпает

    Всего:

    в) называние слов, отличающихся семантической близостью

    Оборудование: картинный материал

    Инструкция:  скажи, что делают? Посмотри на картинки и скажи, что делает?

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    1. шьет

    2. вяжет

    3. вышивает

    Всего:

    1. Состояние номинативного словаря.

    а) называние предметов по картинкам

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция:  назови картинки

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    1. лестница

    2. очки

    3. художник

    4. учитель

    Всего:

    б) подбор обобщающих слов

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция:  назови предметы одним словом.

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    1. тетрадь, ручка, учебник;

    2. молоток, клещи, напильник;

    3. трамвай, троллейбус, поезд;

    4. воспитатель, няня, повар.

    Всего:

    в) называние частей предметов

    Оборудование: предметные картинки с изображением стула, ботинка, часов

    Инструкция:  назови части предмета

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    Части часов:

    циферблат

    стрелки

    корпус

    Ремешок (браслет)

    Всего:

    1. Состояние атрибутивного словаря.

    а) называние основных и оттеночных цветов

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция:  назови, какой цвет

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    1. голубой

    2. коричневый

    3. фиолеьовый

    4. оранжевый

    Всего:

    б) подбор прилагательных к существительным

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция:   какой (-ое. –ие) на вкус?

     

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    1.Какой на вкус?

    лимон

    сахар

    лук

    2.Подбери признак к предмету:

    машина

    нож

    платье

    Всего:

    в) подбор антонимов к прилагательным

    Оборудование: предметные картинки

    Инструкция:  скажи наоборот

    Предъявление картинного материала

    Воспроизведение

    Баллы

    1. твердый

    2. веселый

    3. прямой

    Всего:

    Всего за II серию: _______________

    Серия III – Исследование навыков словообразования

    1. Называние детенышей животных.

    Инструкция:  назови детенышей животных

     

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. у лисы

    2. у белки

    3. у собаки

    4. у коровы

    5. у свиньи

    Всего:

    1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

    Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.

    Инструкция:  назови ласково.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. стол

    2. гриб

    3. кольцо

    4. ведро

    5. гнездо

    Всего:

    1. Образование прилагательных от существительных.

    а) относительных

    Инструкция:   пирог с яблоками - яблочный.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. сок из абрикоса -

    2. салат из моркови -

    3. горка изо льда -

    4. сумка из кожи -

    5. лист березы-

    Всего:

    б) качественных

    Инструкция:   если днем жара, то день – жаркий, а если...

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. холодно -

    2. тепло -

    3. солнце -

    4. мороз -

    5. дождь -

    Всего:

    в) притяжательных

    Инструкция:   хвост льва – львиный, а хвост …

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. хвост лисы -

    2. хвост кошки -

    3. хвост зайца -

    4. хвост медведя -

    5. хвост волка -

    Всего:

    Всего за III серию: _______________

    Серия IV – Исследование навыков словоизменения

    1. Повторение предложений.

    Инструкция:   послушай предложение и попробуй повторит его как можно точнее.

    Предложение читается до первого воспроизведения (1 – 2 раза)

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. Птичка свила гнездо.

    2. Корабль плывет по морю.

    3. Мама работает врачом.

    4. Ласточки улетают в теплые края.

    5. Большие груши висят на дереве.

    Всего:

    1. Верификация предложений.

    Инструкция:   я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

     

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. Милиционер стоит на пост.

    2. мама склонилась над коляска..

    3. катя нарисовали рисунок.

    4. Собака вышла в будку.

    5. Морковь съедена заяц.

    Всего:

    1. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

    Инструкция:   я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

    Слова предъявляются до первого ответа.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. Машина, в, стоять, гараж.

    2. Стол, чашка, со, упасть.

    3. Синичка, ветка, на, сидеть..

    4.Груша, бабушка, внучка, давать.

    5. Осень, идти, дождь, часто.

    Всего:

    1. Добавление предлогов в  предложение.

    Инструкция:   сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Баллы

    1. Мама наливает компот …бокал.

    2. Почки распустились … деревьях.

    3. пес сидит … конуры.

    4. Лена пьет чай … чашки.

    5. щенок спрятался … крыльцом.

    Всего:

            

    5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

            Инструкция: один – дом, а если их много, то это дома.

      Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов.

    Предъявление

    Воспроизведение

    Им. падеж, мн ч.

    Баллы

    Род. падеж, мн ч.

    Баллы

    1. воробей-

    2.окно -

    3. звезда -

    4.ухо-

    5. дерево -

    Всего:

    Всего за IV серию: _______________

    Серия  V – Исследование связной речи

            

    1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (2-3 картинки)

    Инструкция:  посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и расскажи, что было сначала, что потом и чем всё закончилось. Не забудь придумать название рассказа.

    2. пересказ прослушанного текста.

    Инструкция:  сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

    Рассказ предъявляется не более двух раз.

    ЛАСТОЧКА.


    Ласточка летела около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец нитки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. На её писк слетелось много ласточек, они летали вокруг подружки. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку все другие ласточки. Скоро ласточка была на свободе.

    ПРО ДВУХ КОЗЛИКОВ.

    С одного берега подходит к речке белый козлик, а с другого – черный козлик, и один хочет речку перейти , и другой. А через речку мостик перекинут такой узкий, что только одному пройти можно, а двоим тесно. Не хотел белый козлик переждать, пока черный через мостик перейдет. А черный козлик не хотел ждать, пока белый перейдет. Двинулись они оба по мостику, сошлись на середине и давай бить друг друга лбами и рогами. Бились, бились, и кончилось тем, что оба в воду упали и утонули.

     Всего за IV серию: _______________

    Обработка результатов:

    I серия.  ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ

    ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

    Вначале предъявляется первый член пары (БА – ПА), затем второй (ПА – БА). Оценивается воспроизведение пробы в целом (БА - ПА – ПА - БА). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

    Оценка:

    1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

    0,5 балла – первый член воспроизведен правильно, второй уподобляется первому (БА – ПА – БА - ПА);

    0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

    0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

    ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

    Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд; последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже – головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

    Оценка: 

    1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

    0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

    0,25 балла – выполнения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

    0 баллов – невыполнение движения.

    ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, Х) и Й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляется в ходе дальнейшего обследования.



    ^ Группа звуков


    балл


    1


    свистящие
    С Сь З Зь Ц



    2


    шипящие
    Ш Ж Ч Щ



    3


    Л Ль



    4


    Р Рь



    5


    остальные звуки




    Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушению гласные (1 группа – свистящие С, Сь, З, ЗЬ, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ ;3 – Л, Ль; 4 – Р, Рь;) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки Г, К, Х и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения редкие нарушения произношения гласных звуков).
    Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:

    3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых ситуациях;

    1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

    1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук;

    0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

    Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются.

    ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

    Оценка: 

    1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

    0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

    0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

    0 баллов – невозможность воспроизведения.

    Максимальная оценка за серию №1 равна 30 баллам.

    II серия.  ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ

    Оценка:

    1 балл — точное наименование;

    0,5 балла — поиск с нахождением правильного наименования или ответ словосочетанием;

    0,25 балла — близкая вербальная замена, искажение звуковой структуры слова;

    0 баллов — отказ, далекая словесная парафазия, замена одной части речи на другую.
    Максимальная оценка за серию №2 равна 34 баллам для детей 4 лет и 35 баллам для детей 5-6 лет.

    III серия. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

    Оценка для всех заданий серии производится по общим критериям:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ
    после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – неверно образованная форма;

    0 баллов – невыполнение.

    Максимальная оценка за серию №3 равна 25 баллам

    IV серия. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

     ПОВТОРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

    Оценка: 

    1 балл – точное и правильное воспроизведение;

    0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

    0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено;

    0 баллов – невоспроизведение.

    ВЕРИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

    Оценка: 

    1 балл – выявление и исправление ошибки;

    0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов);

    0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки;

    0 баллов – ошибка не выявлена.

    СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ПРЕДЪЯВЛЕННЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ

    Оценка: 

    1 балл – предложение составлено верно;

    0,5 балла – нарушен порядок слов;

    0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности;

    0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

    ДОБАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    В связи с трудностью этого задания используются два вида помощи: 1-й – стимулирующая («^ Неверно, подумай еще!»); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).

    Оценка: 

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – правильный ответ
    после стимулирующего вида помощи;

    0,25 балла – правильный ответ
    после помощи второго вида;

    0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

    ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

    Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – правильный ответ
    после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – неверно образованная форма;

    0 баллов – невыполнение.

    Максимальная оценка за серию №4 равна 30 баллам

    V серия. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ИЗ 2 – 3 КАРТИНОК

    Оценка производится по трем критериям.

    а) критерий смысловой целостности:

    5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

    2,5 балла – допускается незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;

    1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;

    0 баллов – отсутствует описание ситуации.

    б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

    5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

    2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

    1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

    0 баллов – рассказ не оформлен.

    в) критерий самостоятельности выполнения задания:

    5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

    2,5 балла – картинки разложены
    со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

    1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа
     по наводящим вопросам;

    0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.

     ПЕРЕСКАЗ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА

    Оценка производится также по трем критериям.

    а) критерий смысловой целостности:

    5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья;

    2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

    1 балл – пересказ неполный, имеются незначительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;

    0 баллов – невыполнение.

    б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

    5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических форм;

    2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

    1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

    0 баллов – пересказ не доступен.

    в) критерий самостоятельности выполнения задания:

    5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

    2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

    1 балл – пересказ по вопросам;

    0 баллов – пересказ задание не доступен даже по вопросам .
    Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
    Максимальная оценка за серию №5 равна 30 баллам

    Таким образом, экспресс-методика обследования включает 102 задания, не считая проверки звукопроизношения. Все задания объединены в пять серий. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 150. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Если 150 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 150. Полученное значение можно соотнести с одним из четырех выделенных Т.А. Фотековой уровней успешности:

    IV уровень — 100 – 80%;

    III уровень — 79,9 – 65%;

    II уровень — 64,9 – 45%;

    I уровень — 44,9% и ниже.

    IV уровень успешности выполнения теста соответствует возрастной норме речевого развития, успешность III уровня свидетельствует о наличии нетяжелого системного речевого нарушения или выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей с ОНР III уровня, нерезко выраженным общим недоразвитием речи, лексико-грамматическим недоразвитием речи, задержкой психического развития. Успешность выполнения заданий тестовой методики, соответствующая II уровню, указывает на наличие выраженного ОНР,  ЗПР. Помимо речевого дефекта, у таких детей обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходима комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая. Самый низкий уровень успешности тестируемого свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи ребенка. У таких детей часто диагностируется моторная алалия или сложный дефект. Для анализа механизмов и структуры таких нарушений представляется более продуктивным нейропсихологический подход.



    Предварительный просмотр:

    РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ

    Для выпускников ДОУ

    Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи

    1. Проверка состояния фонематического восприятия

    Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

    Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение.

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. ба-па        па-ба

    2. са-ша       ша-са

    3. ша-жа-ша      жа-ша-жа

    4. ца-са-ца        са-ца-са

    5. ра-ла-ра        ла-ра-ла

    Всего:

    2. Исследование артикуляционной моторики

    Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. губы в улыбке

    2. язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт

    3. язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт

    4. «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому

    5. чередование движений губ: «улыбка»-«трубочка»

    Всего:

    3. Исследование звукопроизношения

    Инструкция: повторяй за мной слова:

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. собака – маска - нос

    2. сено – василек - высь

    3. замок - коза

    4. зима - магазин

    5. цапля – овца - палец

    6. шуба – кошка - камыш

    7. жук - ножи

    8. щука – вещи - лещ

    9. чайка – очки - ночь

    10. рыба – корова - топор

    11. река – варенье – дверь

    12. лампа – молоко - пол

    13. лето – колесо - соль

    Всего:


    4. исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

    Инструкция:  повторяй за мной слова:

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. милиционер

    2. космонавт

    3. сковорода

    4. аквалангист

    5. термометр

    Всего:

    Всего за I серию: _______________

    Серия II – Исследование грамматического строя речи

    1.  Повторение предложений

    Инструкция:  послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее:

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

    2. Птичка свила гнездо.

    3. Над водой летали белые чайки.

    4. Земля освещается солнцем.

    5. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

    Всего:

    2. Верификация предложений

    Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки,            постарайся их исправить.

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. Собака вышла в будку.

    2. По морю плывут корабль.

    3. Дом нарисован мальчик.

    4. Хорошо спиться медведь под снегом.

    5. Над большим деревом была глубокая яма.

    Всего:

            3. Составление предложений из слов,  предъявленных в начальной форме

            Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. Мальчик, открывать, дверь.

    2. Сидеть, синичка, на, ветка.

    3. Груша, бабушка, внучка, давать.

    4. Витя, косить, трава, кролики, для.

    5. Миша, дать, собака, большая, кость.

    Всего:

            

    4. Добавление предлогов в предложение

            Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. Лена наливает чай…чашки.

    2. Почки распустились…деревьях.

    3. Птенец выпал….гнезда.

    4. Щенок спрятался…крыльцом.

    5. Пес сидит…конуре.

    Всего:

    5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

            Инструкция: один – дом, а если их много, то это дома.

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. один – стол, а много – это…

    2. стул -

    3. окно -

    4. звезда -

    5. ухо -

    Всего:

            Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов..

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. один – стол, а много чего? - …

    2. стул -

    3. окно -

    4. звезда -

    5. ухо -

    Всего:

    Всего за II серию: _______________

    Серия III – Исследование словаря и навыков словообразования

    Инструкция: у кошки – котята, а у ….

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. козы -

    2. волка -

    3. утки -

    4. лисы -

    5. льва -

    6. собаки -

    7. курицы -

    8. свиньи -

    9. коровы -

    10. овцы -

    Всего:


    2. Образование прилагательных от существительных

    а) Относительных

    Инструкция:  кукла из бумаги – бумажная

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. шляпка из соломы -

    2. горка изо льда -

    3. варенье из вишни -

    4. варенье из яблок -

    5. стол из дерева -

    6. кисель из клюквы -

    7. салат из моркови -

    8. суп из грибов -

    9. лист дуба -

    10. лист осины -

    Всего:

    б) Качественных

    Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если…

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. мороз -

    2. солнце -

    3. снег -

    4. ветер -

    5. дождь -

    Всего:

    в) Притяжательных

    Инструкция : у собаки лапа собачья, а у ….

    Задания

    Примечания

    Оценка в баллах

    1. кошки -

    2. волка -

    3. льва -

    4. медведя -

    5. лисы -

    Всего:

     

    Всего за III серию: _______________

    Серия IV – Исследование связной речи

    1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)

    Инструкция:  посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь по ним рассказ.

    2. пересказ прослушанного текста.

    Инструкция:  сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

    ГОРОШИНЫ

     В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

    Рассказ предъявляется не более двух раз.

    Всего за IV серию: _______________



    Предварительный просмотр:

    Обработка результатов:

    I серия.  ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ

    ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

    Вначале предъявляется первый член пары (БА – ПА), затем второй (ПА – БА). Оценивается воспроизведение пробы в целом (БА - ПА – ПА - БА). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

    Оценка:

    1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

    0,5 балла – первый член воспроизведен правильно, второй уподобляется первому (БА – ПА – БА - ПА);

    0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

    0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

    ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

    Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд; последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже – головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

    Оценка: 

    1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

    0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

    0,25 балла – выполнения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

    0 баллов – невыполнение движения.

    ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, Х) и Й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляется в ходе дальнейшего обследования.



    ^ Группа звуков


    балл


    1


    свистящие
    С Сь З Зь Ц



    2


    шипящие
    Ш Ж Ч Щ



    3


    Л Ль



    4


    Р Рь



    5


    остальные звуки




    Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушению гласные (1 группа – свистящие С, Сь, З, ЗЬ, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ ;3 – Л, Ль; 4 – Р, Рь;) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки Г, К, Х и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения редкие нарушения произношения гласных звуков).
    Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:

    3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых ситуациях;

    1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

    1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук;

    0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

    Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются.

    ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

    Оценка: 

    1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

    0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

    0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

    0 баллов – невозможность воспроизведения.

    Максимальная оценка за серию №1 равна 30 баллам.

    II серия.  ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

    ПОВТОРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

    Оценка: 

    1 балл – точное и правильное воспроизведение;

    0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

    0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено;

    0 баллов – невоспроизведение.

    ВЕРИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

    Оценка: 

    1 балл – выявление и исправление ошибки;

    0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов);

    0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки;

    0 баллов – ошибка не выявлена.

    СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ПРЕДЪЯВЛЕННЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ

    Оценка: 

    1 балл – предложение составлено верно;

    0,5 балла – нарушен порядок слов;

    0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности;

    0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

    ДОБАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    В связи с трудностью этого задания используются два вида помощи: 1-й – стимулирующая («^ Неверно, подумай еще!»); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).

    Оценка: 

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – правильный ответ
    после стимулирующего вида помощи;

    0,25 балла – правильный ответ
    после помощи второго вида;

    0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

    ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

    Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – правильный ответ
    после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – неверно образованная форма;

    0 баллов – невыполнение.

    Максимальная оценка за серию №2 равна 30 баллам

    III серия. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

    Оценка для всех заданий серии производится по общим критериям:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ
    после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – неверно образованная форма;

    0 баллов – невыполнение.

    Максимальная оценка за серию №3 равна 30 баллам

    IV серия. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ИЗ 4 – 5 КАРТИНОК

    Оценка производится по трем критериям.

    а) критерий смысловой целостности:

    5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

    2,5 балла – допускается незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;

    1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;

    0 баллов – отсутствует описание ситуации.

    б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

    5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

    2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

    1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

    0 баллов – рассказ не оформлен.

    в) критерий самостоятельности выполнения задания:

    5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

    2,5 балла – картинки разложены
    со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

    1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа
     по наводящим вопросам;

    0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.

     ПЕРЕСКАЗ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА

    Оценка производится также по трем критериям.

    а) критерий смысловой целостности:

    5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья;

    2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

    1 балл – пересказ неполный, имеются незначительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;

    0 баллов – невыполнение.

    б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

    5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических форм;

    2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

    1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

    0 баллов – пересказ не доступен.

    в) критерий самостоятельности выполнения задания:

    5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

    2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

    1 балл – пересказ по вопросам;

    0 баллов – пересказ задание не доступен даже по вопросам .
    Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
    Максимальная оценка за серию №4 равна 30 баллам

    Таким образом, экспресс-методика обследования включает 77 заданий Все задания объединены в четыре  серии. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Если 120 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120. Полученное значение можно соотнести с одним из четырех  уровней успешности:

    IV уровень — 100 – 80%;

    III уровень — 79,9 – 65%;

    II уровень — 64,9 – 45%;

    I уровень — 44,9% и ниже.

    IV уровень успешности выполнения теста соответствует возрастной норме речевого развития, успешность III уровня свидетельствует о наличии нетяжелого системного речевого нарушения или выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей с ОНР III уровня, нерезко выраженным общим недоразвитием речи, лексико-грамматическим недоразвитием речи, задержкой психического развития. Успешность выполнения заданий тестовой методики, соответствующая II уровню, указывает на наличие выраженного ОНР, ЗПР. Помимо речевого дефекта, у таких детей обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходима комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая. Самый низкий уровень успешности тестируемого свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи ребенка. У таких детей часто диагностируется моторная алалия или сложный дефект. Для анализа механизмов и структуры таких нарушений представляется более продуктивным нейропсихологический подход.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

    Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

    Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

    Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

    В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

    Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

    В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

    ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

    Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...