Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Огаркова Альбина Сергеевна

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

при условии:

- использования качественной авторской сказки, способствующая развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

 - использования различных приемов и форм работы со сказкой;

 - взаимодействия в процессе работы педагогов, воспитанников, родителей воспитанников;

- систематического проведения занятий с использованием авторской сказки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_portal.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей [6,с.7]. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.

За последние годы было замечено значительное увеличение числа детей, у которых не развита речь, словарный запас беден. Стоит заметить, что нарушения в устной речи сказываются на письменной речи ребенка, что в дальнейшем окажет влияние на обучении в школе. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР.

ОНР – это общее недоразвитие речи. Данное нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие. Проявления ОНР зависят от недостаточной сформированности различных компонентов речевого аппарата. Они могут варьироваться от полного отсутствия речи до речи, с элементами фонетического, лексико-грамматической недоразвитости. Выявляется это заболевание проведением специальной диагностикой логопедов.

У большинства детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста мы можем наблюдать низкий уровень развития связной речи. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания детей 5-6 летнего возраста с ОНР.

Большой вклад в разработку проблемы развития связной речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи.

Одним из эффективных способов развития связной речи дошкольного возраста является сказка. Возможности сказки и ее использование на практике является одним из активно разрабатываемых педагогами и психологами методов в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе и с проблемами речевого развития.

Крупнейший исследователь и собиратель сказки А.И.Никифоров много работал над методикой собирания. Понятие «сказки» данное Никифоровым гласит: «Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». Хотелось бы отметить, что сказки – не только с целью развлечения применяются, но и как способ вырастить духовно богатую личность.

Помимо «сказки» присутствует такое понятие как «авторская сказка». Авторская сказка – это повествовательное произведение, имеющее своих героев, вымышленный или реальный миры, а так же единственного автора(авторов). Автор с помощью своей сказки показывает свое отношение к тому или иному событию, герою. Особенностью авторской сказки является оригинальность описания персонажей, их детализация, сюжет построенный или же на реальных событиях или же на фантазии автора.

Цель: изучение теоретических основ влияния авторской сказки на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, разработка проекта с использованием авторской сказки.

Задачи:

 -изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам;

 -подобрать методики по выявлению базового уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- разработать занятия с использованием авторской сказки, способствующие развитию связной речи детей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- разработать проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью авторской сказки в различных видах деятельности.

Объект: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет: использование авторская сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Дошкольный возраст - возраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. [11,с.19]

Авторская сказка – это повествовательное произведение, имеющее своих героев, вымышленный или реальный миры, а так же единственного автора(авторов). Автор с помощью своей сказки показывает свое отношение к тому или иному событию, герою. Особенностью авторской сказки является оригинальность описания персонажей, их детализация, сюжет построенный или же на реальных событиях или же на фантазии автора.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки. Сказка – это способ общения с ребёнком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни.

        Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевн. Близок и мил им сам язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности.

        Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте? Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

        Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в  развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

        Поскольку у ребенка с общим недоразвитием речи низкий уровень внимания, необходим индивидуальный и мотивационный подходы. Для этого мы рассмотрим авторскую книгу.

Авторская сказка - это повествовательное произведение, имеющее своих героев, вымышленный или реальный миры, а так же единственного автора(авторов).

Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением.

Связная речь - это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Выделяют три уровня речевого развития у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.[4,с.11]

Первый уровень речевого развития можно охарактеризовать как крайне ограниченное общение. Словарный запас ребенка беден, состоит из небольшого количества обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Активно используются мимика и указательные жесты. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений.

Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов (открывать — «древ» (дверь), и наоборот — названия предметов заменяются названиями действий (кровать — «пат»). Характерна многозначность употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления.[5, с.9]

Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Каждое используемое в такой «фразе» имеет многообразную соотнесенность и вне конкретной ситуации понято быть не может.

Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно большим, чем правильно произносимых. В произношении имеются противопоставления лишь гласных — согласных, ротовых — носовых, некоторых взрывных — фрикативных. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Задача выделения отдельных звуков для ребенка с лепет ной речью в мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима.[6,с.27]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что данный уровень речевого развития детей с общим недоразвитием речи обладает отличительной чертой такой как ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень речевого развития характеризуется увеличением активности речевого развития ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. [7,с.63]

Помимо речевой недостаточности, испытывают трудности в возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Ребенок не знает названий предмета, его формы, цвета, размера, происходит замена слов близким по смыслу.

Пример грубых ошибок в употреблении грамматических конструкций:

1. смешение падежных форм («едет автобусу» вместо «в автобусе»);

2. нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;

3. в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («два каси» — два карандаша, «де тун» — два стула);

4. отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.

Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при этом употребляется в исходной форме («книга идит то» — книга лежит на столе); возможна и замена предлога («гиб лятет на далевим» — гриб растет под деревом). Союзы и частицы употребляются редко.

Делая мини вывод по второму уровню речевого развития детей с ОНР можно сказать, что у ребенка наблюдаются: недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого развития – характеризуется как обиходная речь более или менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не обнаруживается, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.

Например, мягкий звук с, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба). ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), щ («сетка» вместо щетка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. [10,с.19]

Делая вывод из данного уровня можно сказать, что третий уровень характеризуется как обиходная речь более или менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не обнаруживается, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.

В качестве заключения хочется процитировать великого писателя Антуан Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Воспитывать и развивать только по сказкам невозможно, поскольку каждый ребёнок неповторимо индивидуален; воспитывать и развивать без сказок неразумно – никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий; воспитывать и развивать с помощью сказок, с опорой на сказку, с учётом мирового опыта - значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Консультация для родителей Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Консультация для родителейНародный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Раскраска как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В последнее  время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование...