Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекомендована для использования учителям – логопедам, воспитателям ДОУ, педагогам, реализующим образовательную программу дошкольного воспитания. Представленные модели и схемы позволяют любому педагогу, работающему с детьми старшего дошкольного возраста, дополнить систему работы с дошкольниками по развитию речи новыми нетрадиционными формами и сформировать творческую, активную личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 223.96 КБ |
Приложение к Программе 6.1. | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Белоярского района «Детский сад комбинированного вида» «Снегирек»
г. Белоярский»
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА:
на педагогическом совете приказом от 27.05.2011г. № 198
протокол № 4 от мая 2011 года Рещикова А. А.
Заведующий МАДОУ
«Детский сад «Снегирёк»
Программа
«Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Автор: учитель - логопед
первой квалификационной категории
Курочкина Татьяна Александровна
г. Белоярский
2011год
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекомендована для использования учителям – логопедам, воспитателям ДОУ, педагогам, реализующим образовательную программу дошкольного воспитания. Представленные модели и схемы позволяют любому педагогу, работающему с детьми старшего дошкольного возраста, дополнить систему работы с дошкольниками по развитию речи новыми нетрадиционными формами и сформировать творческую, активную личность. Автор программы учитель - логопед муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский» Курочкина Татьяна Александровна.
Содержание:
1.Пояснительная записка…………………………………………………………4
2. Содержание программы……………………………………………………….9
3. Механизм реализации программы……………………………………….......11
4. Результативность………………………………………………………...……15
5. Список используемой литературы…………………………...………………21
6. Приложение
6.1. Календарно – тематическое планирование ……………………………....22
6.2. Описание пособий………………………………………………………….32
6.3. Методика диагностики уровня развития речи детей…………….………38
- Пояснительная записка
- Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Впервые в истории российского образования на уровне нормативных документов федерального уровня, а именно «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС) в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров программы дошкольного образования выделены универсальные предпосылки учебной деятельности, реально обеспечивающие социальную успешность дошкольников, их адаптацию при переходе к обучению в начальной школе, и следовательно, создающие технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования. Одним из критериев сформированности универсальных учебных действий дошкольников является уровень развития связной речи.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Именно поэтому, целевые ориентиры ФГОС направлены на развитие и воспитание выпускника детского сада, который хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения.
В связи с этим, педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, должны уделять особое внимание развитию связной речи детей.
Ежегодное обследование детей с ОНР выявило у них отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов – микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.
Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольников рассказыванию и пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как активность, самостоятельность, творчество. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, в процессе специально организованного обучения.
В этой связи возникла необходимость вести в рамках коррекционно-развивающей программы с детьми 5-7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи, целенаправленную систематическую работу по развитию связной речи и речевого общения, используя на занятиях более эффективные, целесообразные, интересные и занимательные для детей методы, приемы и средства, которые способствуют появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.
В качестве таких занимательных средств можно выделить наглядное моделирование. Метод моделирования, разработан Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил обнаружить, что к использованию моделирования обычно обращаются с целью развития логического мышления дошкольника, оно используется при обучении некоторым видам рассказов, а системы работы по развитию связной речи с использованием моделирования нет.
Выявленные противоречия между особенностями речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста и теоретическим обоснованием использования моделирования при обучении старших дошкольников связной речи, между потребностями практики в использовании моделирования в работе по развитию связной речи и отсутствием педагогических технологий, ориентированных на моделирование в работе по формированию у дошкольников умений в области текста.
Необходимость пересмотра стратегии педагогической деятельности в области развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, явились основным фактором создания программы: «Метод наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
В основу положена идея: использование метода наглядного моделирования в устранении недостатков звуковой и смысловой сторон речи, облегчении детям с ОНР овладением связной речью. С помощью приемов наглядного моделирования, использования символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчить детям процесс запоминания и увеличить объем памяти, развивать речемыслительную деятельность детей. Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Моделирование дает возможность изменить подход к вопросу решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Методологическую основу составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия.
Новизна заключается в использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.
В результате деятельности по внедрению в коррекционно - развивающий образовательный процесс программы «Метод наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР», разработана система занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи с использованием метода наглядного моделирования; разработан перспективно-тематический план развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с включением метода наглядного моделирования (Приложение 1); создана картотека схем и моделей с подробным описанием целей и содержания работы (Приложение 2).
Адресная направленность: программа может использоваться учителями – логопедами, педагогами, воспитателями старших и подготовительных групп, как для детей с тяжелыми нарушениями речи, так и в группах общеразвивающей направленности.
Основная цель: использование метода наглядного моделирования в процессе формирования связной речи дошкольников с ОНР.
Задачи:
- Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи всех речевых компонентов.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
- Усилить развивающие возможности коррекционной программы в детском саду.
- Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Предполагаемые результаты:
- Главным результатом реализации задач будет выпускник детского сада, с высоким уровнем развития связной речи в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
- Создание системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования и схематизации.
- Методическое и дидактическое обеспечение процесса формирования связной речи средствами наглядного моделирования.
- Повышение профессионального мастерства педагогов и педагогической информированности родителей по формированию связной речи.
- Содержание программы.
Теоретической основой опыта являются:
- исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я Гальперин, В. В. Давыдов) о методах наглядного моделирования, как эффективном средстве формирования разнообразных знаний и навыков, их положительном влиянии на интеллектуальное развитие детей;
- результаты экспериментальных обследований дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) о трудностях усвоения знаний на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, и о легкости воспринимаемых знаний, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
- методы теории решения изобретательских задач Г.А. Альтшуллера, алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А.,
Опыт опирается на общепедагогические принципы о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
- принцип содружества и сотрудничества взрослых и детей;
- принцип единства специально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
- принцип уважительного отношения к личности;
и частные принципы:
- принцип развивающей направленности обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка
- принцип включения в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности)
- принцип обязательной активизации творческого воображения детей.
Эффективность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации определяется соответствующими педагогическими условиями:
- Создание и реализация усложняющихся заданий для дошкольников.
- Подготовка специальных пособий для выполнения заданий детьми.
- Включение родителей в процесс работы с детьми (совместная деятельность с ребенком по выполнению заданий, консультирование).
- Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
- Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
- Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
- Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми успехов ребенка.
- Механизм реализации программы.
Система работы по своей структуре концентрическая, т. к. предполагает возвращение к полученным знаниям. Отработка определённых методов и приёмов моделирования происходит в результате повторяющихся заданий, содержание которых постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.
Этапы работы по развитию связной речи:
I этап – развитие фразовой речи.
- Составление предложения по паре картинок.
- Схема предложения. Анализ предложения.
- Распространение предложения однородными членами. Объединение их в рассказ в объёме 5-6 предложений.
II этап – репродуктивные формы связной речи.
- Пересказ по следам демонстрируемых действий
- Составление рассказов по следам демонстрируемых действий
- Пересказ по серии сюжетных картинок
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок
- Пересказ по сюжетной картине
- Составление рассказа по сюжетной картине
- Составление описательного и сравнительного рассказа с использованием схемы.
III этап – творческие формы связной речи:
- Творческое рассказывание.
- Краткий пересказ с заместителями: с использованием опорных сигналов; с использованием символов и моделирования сюжета.
- Выборочный пересказ
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов - пособие "Логикомалыш ”. Элементами плана рассказа, составленного по картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Виды моделирования сюжета.
- Замещение одних объектов другими в реальных условиях.
- Моделирование по рисунку взрослого.
- Моделирование геометрическими рисунками.
- Моделирование геометрическими фигурками и буквами.
- Опорное моделирование.
Виды моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков.
3. Графические модели (графики, формулы, схемы).
Требования к модели:
- чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- облегчать познание.
Закономерности формирования моделирования у дошкольников:
- моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;
- целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;
- следует начинать с иконических моделей, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений;
- начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;
- обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;
- процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.
Прием наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связной речи:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
- Беседа, диалог.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) выступают символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве мониторинга отслеживания результатов (Приложение 3), в программе используются:
1. Для детей 5- 6 и 6-7 лет: «Тестовая экспресс-диагностика устной речи дошкольников 5-6 лет», переработанная и адаптированная с учетом требований образовательной программы и возрастных норм речевого развития детей 5-6 лет, учителями-логопедами Самарской области, на основе методики диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой.
2. Диагностика выпускников осуществляется на основе сокращенного варианта «Тестовой методики диагностики устной речи младших школьников» Т.А. Фотековой.
Диагностический материал четко структурирован по этапам диагностической работы и имеет 4 (диагностика младших школьников) или 5 (диагностика детей 5-6 и 6-7 лет) основных, тесно взаимосвязанных разделов. В нём предусматривается возможность оценки уровня сформированности всех сторон речи дошкольников на начало, середину и конец учебного года, получения речевого профиля каждого ребенка и группы в целом, облегчающего составление индивидуальных программ развития, а также отслеживания динамики в речевом развитии воспитанников и оценки эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы.
4. Результативность.
Ежегодно, в конце учебного года логопедами проводится обследование устной речи детей, с использованием методики Фотековой Т. А., которая предусматривает определение уровня успешности речевого развития детей. Сравнительные результаты обследования показали, что количество детей с IV уровнем успешности с каждым годом снижается. Возрастает количество детей с III уровнем успешности. Появились дети с первым уровнем успешности (Диаграмма 1).
Диаграмма 1.Сравнительные данные уровня успешности по Фотековой Т. А. за 3 года.
Сравнительный анализ уровня сформированности компонентов речи за три года показал снижение уровня развития связной речи (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Сравнительные данные сформированности речевых компонентов по Фотековой Т. А. за 3 года.
В связной речи выпускников отмечается стереотипность оформления, отсутствуют связующие звенья. Рассказы детей недостаточно полны, развёрнуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат лексические и грамматические ошибки. Искажаются или выпадают смысловые звенья. Многие дети нуждаются в помощи взрослого.
В результате работы по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми 6-7 лет в течение года отмечается положительная динамика (Диаграмма 3).
Диаграмма 3. Уровень развития связной речи детей за 2011-2012 учебный год.
Показатель уровня сформированности связной речи детей увеличился с 47% до 78%. Повысился и уровень успешности речевого развития у выпускников: количество выпускников с IV уровнем успешности увеличилось с 65% до 77%, количество детей с III уровнем успешности, напротив, сократилось с 30% до 23%, нет детей со II и I уровнем успешности (Диаграмма 4).
Диаграмма 4. Сравнительные данные уровня успешности выполнения речевых проб выпускниками подготовительной к школе группы для детей с ТНР по Фотековой Т. А. за 2 года.
Положительные результаты работы являются основанием использования метода наглядного моделирования и схематизации, начиная со старшего дошкольного возраста.
С детьми, выпускниками 2014 года, проводилась систематическая планомерная работа в данном направлении в течение 2 лет. Результаты, полученные в ходе обследования, свидетельствуют о стабильном повышении уровня развития связной речи детей (Диаграмма 5).
Диаграмма 5. Уровень развития связной речи детей за 2 года.
Связная речь является одним из показателей сформированности речи детей в целом и представляет собой один из составляющих компонентов речевой готовности к школьному обучению. Следовательно, повышение уровня развития связной речи выпускников, влияет на уровень успешности
выполнения речевых проб, отражающий актуальный уровень речевого развития ребенка, который влияет на предпосылки учебной деятельности Уровень успешности выполнения речевых проб выпускниками подготовительной к школе группы для детей с ТНР (Диаграмма 6).
Диаграмма 6. Уровень успешности выполнения речевых проб
по Фотековой Т.А.
Сравнительные данные уровня успешности выполнения речевых проб выпускниками логопедических групп за 3 года, показывают стабильное увеличение количества детей с IV уровнем успешности и снижение количества выпускников с III успешности. Отсутствуют дети с I и II уровнем успешности.
Диаграмма 7. Сравнительные данные уровня успешности по
Фотековой Т. А. за 3 года.
Внедрение программы «Метод наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в коррекционно – образовательный процесс, началось с 2011-2012 учебного года. С выпускниками 2011-2012 учебного года, работа по данной программе велась в течение 1 года (подготовительная к школе группа), с выпускниками 2013-2014 года организация деятельности по программе проводилась в течение 2 лет (старшая, подготовительная к школе группы).
Сравнительный анализ уровня сформированности компонентов речи за три года показал значительное повышение уровня развития связной речи детей с общим недоразвитием речи (Диаграмма 8).
Диаграмма 8. Сравнительные данные сформированности речевых компонентов по Фотековой Т. А. за 3 года.
ВЫВОДЫ: Таким образом, использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы позволило добиться положительных результатов, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей:
92% детей самостоятельно составляют сюжетные рассказы;
86% детей группы отражают и удерживают в рассказах и пересказах смысловую целостность; 70% из них адекватно используют связующие звенья частей рассказа.
84% не допускают или допускают незначительные лексико – грамматические ошибки в оформлении высказываний.
Кроме того, в ходе реализации программы, воспитанники научились:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе, как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.
Литература:
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб., 1995 с. 35-62.
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.
- Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
- Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.
Курочкина Татьяна Александровна МАДОУ «Детский сад «Снегирёк» г. Белоярский»Страница
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи
с использованием метода наглядного моделирования и схематизации
в старшей группе для детей с ОНР
I период обучения (сентябрь – ноябрь)
№ | Тема коррекционно-образовательной деятельности | кол-во, вид К-ОД | Программное содержание | Моделирование |
1 | Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемым действиям. | 1 Подгр. | Развитие умения воспроизводить рассказ на основе впечатлений от продемонстрированных действий, их анализа и образца логопеда; познакомить детей с понятием «РАССКАЗ»; развитие умения отличать рассказ от набора отдельных слов или логически не связанных предложений. | «Кольца Луллия». «Составь предложение». |
2 | Составление рассказа по следам продемонстрированных действий. | 1 Подгр. | Развитие умения составлять рассказ на основе впечатлений от продемонстрированных действий, их анализа и отбора точных языковых средств; отвечать на вопросы фразой из трех – четырех слов; контролировать последовательность изложения при помощи логопеда. Обогащение и активизация словарного запаса. | Карточки признаков. Пособие «Составь предложение».
|
3 | Составление рассказа по следам продемонстрированных действий. | 1 Подгр. | Продолжать развивать умение составлять рассказ на основе впечатлений от продемонстрированных действий, их анализа и отбора точных языковых средств; отвечать на вопросы фразой из трех – четырех слов; контролировать последовательность изложения при помощи логопеда. Обогащение и активизация словарного запаса. | Пособие «Что мы делаем». Модель рассказа, состоящая из таблицы с фотографиями детей, карточки «действие» и предметной картинки. Далее вставляем карточки- признаки. |
4 | Пересказ текста с использованием магнитной доски. | 1 Подгр. | Развитие умения воспроизводить рассказ на основе образца и наблюдения за действиями логопеда с предметными картинками; в процессе рассказывания контролировать последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения при помощи логопеда. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. | Предметные картинки для действия с ними. |
5 | Пересказ текста с использованием магнитной доски. | 1 Подгр. | Продолжать развивать умение воспроизводить рассказ на основе образца и наблюдения за действиями логопеда с предметами – заместителями по признаку цвета, размера и формы; в процессе рассказывания контролировать последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения при помощи логопеда. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. | Предметы – заместители по признаку цвета, размера и геометрической формы. |
6 | Пересказ текста с использованием магнитной доски. | 1 Подгр. | Продолжать развивать умение воспроизводить рассказ на основе образца и наблюдения за действиями логопеда с предметами – заместителями по 1 признаку (цвета, размера или геометрической формы); в процессе рассказывания контролировать последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения при помощи логопеда. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. | Предметы – заместители по 1 признаку: цвета, размера или геометрической формы. |
II период обучения (декабрь – март)
1 | Пересказ текста с использованием серии сюжетных картин. | 1 Подгр. | Развитие умения анализировать и пересказывать текст, используя наглядную опору в виде серии сюжетных картин, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение и активизация словарного запаса. | «Путешествие с признаками». «Мнемодорожки». |
2 | Пересказ текста с использованием серии сюжетных картин. | 1 Подгр. | Продолжать развивать умение анализировать и пересказывать текст, используя наглядную опору в виде серии сюжетных картин, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение и активизация словарного запаса. | Кольца Луллия «Что сначала, что потом?» Совместно с логопедом составление схемы рассказа. |
3 | Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин. | 1 Подгр. | Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, подробно анализировать их содержание с установлением простейших причинно- следственных закономерностей. Продолжать развивать умение подбирать адекватные языковые средства (особенно слова- действия и слова- признаки). Закрепление умения самостоятельно контролировать в процессе рассказывания последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. | «Опиши объект». Схема рассказа. |
4 | Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин. | 1 Подгр. | Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, подробно анализировать их содержание с установлением простейших причинно- следственных закономерностей. Продолжать развивать умение подбирать адекватные языковые средства (особенно слова- действия и слова- признаки). Закрепление умения самостоятельно контролировать в процессе рассказывания последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. | «Дорожка признаков». Схема рассказа. |
5 | Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин. | 1 Подгр. | Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, подробно анализировать их содержание с установлением простейших причинно- следственных закономерностей. Продолжать развивать умение подбирать адекватные языковые средства (особенно слова- действия и слова- признаки). Закрепление умения самостоятельно контролировать в процессе рассказывания последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. | «Поезд времени». Схема рассказа. |
6 | Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин. | 1 Подгр. | Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, подробно анализировать их содержание с установлением простейших причинно- следственных закономерностей. Продолжать развивать умение подбирать адекватные языковые средства (особенно слова- действия и слова- признаки). Закрепление умения самостоятельно контролировать в процессе рассказывания последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. | «Шифровщики». Схема рассказа. |
7 | Составление сравнительного рассказа об объектах с использованием схемы. | 1 Подгр. | Развитие умения выделять наиболее существенные признаки объектов; составлять по плану- схеме сравнительный рассказ о животных. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. | «Составление загадок». Схема составления сравнительного рассказа о животных.
|
8 | Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке. | 1 Подгр. | Развитие умения анализировать и пересказывать текст, используя наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. | «Умные планшеты». Мнемодорожка |
9 | Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке. | 1 Подгр. | Развитие умения анализировать и пересказывать текст, используя наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. | «Волшебные слова» (цветной вариант). Мнемотаблица. |
III период обучения (апрель – май)
№ | Тема коррекционно-образовательной деятельности | кол-во, вид К-ОД | Программное содержание | Моделирование |
1 | Составление рассказа по сюжетной картине. | 1 Подгр. | Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. | «Составь предложение». Мнемодорожки. |
2 | Составление рассказа по сюжетной картине. | 1 Подгр. | Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. | «Системный оператор» (5 экранов). Составление сложных слов с использованием схемы. Совместное с логопедом составление схемы - плана рассказа. |
3 | Составление рассказа по сюжетной картине. | 1 Подгр. | Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. | «Системный оператор» (5 экранов). «Расскажи про нового соседа». Совместное с логопедом составление схемы - плана рассказа. |
4 | Составление рассказа по сюжетной картине. | 1 Подгр. | Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. | «Путешествие по миру». Составление схемы - плана рассказа. |
5 | Составление рассказа по сюжетной картине. | 1 Подгр. | Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. | «Придумаем рифмованные строчки». схемы. Составление схемы - плана рассказа. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи
с использованием метода наглядного моделирования и схематизации
в подготовительной группе для детей с ОНР
I период обучения (сентябрь – декабрь)
№ | Тема коррекционно-образовательной деятельности | кол-во, вид К-ОД | Программное содержание | Моделирование |
1 | Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин. | 1 подгр. | Учить пересказу рассказа, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин. | Мнемотаблица. «Системный оператор» (9 экранов) |
2 | Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин (с элементами творчества) | 1 подгр. | Продолжать учить пересказу рассказа используя, в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин. | «Солнышко». Схема рассказа. |
3 | Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин (с элементами творчества) | 1 подгр. | Учить составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин. Развивать логичность, связность, последовательность высказывания. | «Волшебные слова» (черно- белый вариант). Составление схемы рассказа совместно с логопедом. |
4 | Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин (с элементами творчества) | 1 подгр. | Совершенствовать умение составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин. Учить связности, непрерывности, логичности высказывания. | «Составь предложение». Составление схемы рассказа совместно с логопедом. |
5 | Составление рассказа по серии сюжетных картин (Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи) | 1 подгр. | Учить связности, непрерывности, логичности высказывания. Развивать творческие способности детей, побуждая их придумывать различные варианты событий | «Поезд времени». Схема составления рассказа. |
6 | Составление рассказа по серии сюжетных картин (Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи)
| 1 подгр. | Учить составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин. Учить связности, непрерывности, логичности высказывания. | «Волшебные слова». Самостоятельное составление схемы рассказа. |
7 | Составление рассказа по одной сюжетной картине (с элементами творчества) | 1 подгр. | Учить составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры сюжетную картину. Учить связности, логичности высказывания. | Мнемодорожка. |
8 | Составление рассказа по одной сюжетной картине (с элементами творчества) | 1 подгр. | Закреплять умение составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры сюжетную картинку. | «Путешествие по миру». Составление схемы рассказа совместно с логопедом. |
9 | Составление описательного рассказа с использованием схемы | 1 подгр. | Учить детей описывать игрушки, используя схему, выделяя характерные признаки: цвет, форму, материал, величину, части, действия с игрушкой; развивать навык связности, последовательности высказывания. | «Придумаем рифмованные строчки». Схема составления описательного рассказа об игрушке. |
10 | Составление описательного рассказа с использованием схемы | 1 подгр. | Закреплять умение детей описывать игрушки, используя схему, выделяя характерные признаки: цвет, форму, материал, величину, части, действия с игрушкой; развивать навык связности, последовательности высказывания. | «Круги Луллия». Схема составления описательного рассказа об игрушке. |
11 | Составление описательного рассказа с использованием схемы | 1 подгр. | Учить детей составлять описательные рассказы о животном, используя план-схему, закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. | «Волшебные слова». Схема составления описательного рассказа о животном. |
12 | Составление описательного рассказа об одежде с использованием схемы | 1 подгр. | Совершенствовать умение составлять описательные рассказы об одежде, используя план-схему, закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. | «Шифровщики». Схема составления описательного рассказа о животном. |
13 | Инсценировка рассказа (сказки), составленного по серии сюжетных картин | 1 подгр. | Закреплять умения самостоятельного высказывания; совершенствовать умения строить грамматически правильно 4-5-словные предложения, действовать в соответствии с ролью. | Составление плана рассказа совместно с логопедом. |
14 | Инсценировка рассказа (сказки), составленного по серии сюжетных картин | 1 подгр. | Закреплять умения самостоятельного высказывания; совершенствовать умения строить грамматически правильно 4-5-словные предложения, действовать в соответствии с ролью. | Самостоятельное составление плана - схемы рассказа. |
II период обучения (январь – май)
№ | Тема коррекционно-образовательной деятельности | кол-во, вид К-ОД | Программное содержание | |
1 | Пересказ сказки по опорным картинкам | 1 подгр. | Продолжать учить связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана опорные картинки. Пересказ сказки Э. Успенского «Привет мартышки» по опорным картинкам. | «Сложные слова». Опорные картинки. |
2 | Пересказ сказки по опорным картинкам | 1 подгр. | Продолжать учить связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана опорные картинки. Пересказ сказки Э. Успенского «Привет мартышки» по опорным картинкам. | «Составь предложение». Опорные картинки. |
3 | Обучение самостоятельной постановке вопросов (разговор с больным по телефону) | 1 подгр. | Закреплять умение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу; обучать самостоятельному формулированию вопросов. | «Задаем вопросы». Вопросы восполняющего типа (Какой? Какие? Когда? Сколько?) |
4 | Обучение самостоятельной постановке вопросов (разговор с больным по телефону) | 1 подгр. | Закреплять умение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу; обучать самостоятельному формулированию вопросов. | «Задаем вопросы» . Вопросы описательного типа (Кто? Что? Где? Как?) |
5 | Пересказ рассказа по опорным сигналам | 1 подгр. | Продолжать учить связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана опорные сигналы, отражающие последовательность событий. | Самостоятельное составление схемы рассказа. |
6 | Пересказ рассказа по опорным словам | 1 подгр. | Продолжать учить связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана опорные слова, отражающие последовательность событий. | Включение в схему рассказа опорных слов. |
7 | Составление описательного рассказа о животном с использованием схемы | 1 подгр. | Учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя план-схему. | «Системный оператор» (9 экранов). Схема составления описательного рассказа о животном. |
8 | Составление описательного рассказа о животном с использованием схемы | 1 подгр. | Закреплять у детей умение составлять описательные рассказы о диких животных, используя план-схему. | «Шифровщики». Схема составления описательного рассказа о животном. |
9 | Составление описательного рассказа об овощах и фруктах с использованием схемы | 1подгр. | Учить детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, используя план-схему. | «Системный оператор» (9 экранов) Схема составления описательного рассказа об овощах и фруктах. |
10 | Составление описательного рассказа об овощах и фруктах с использованием схемы | 1 подгр. | Продолжать учить детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, используя план-схему. | «Волшебные слова». Схема - таблица составления описательного рассказа об овощах и фруктах. |
11 | Работа над фразой. Сложносочинённое предложение с союзом А | 1 подгр. | Учить детей составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы; уточнить понятия слово, предложение, действие; активизировать и пополнять словарь детей. | «Составь предложение». |
12 | Работа над фразой. Сложносочинённое предложение с союзом А | 1 фронт. | Продолжать учить детей составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы; уточнить понятия слово, предложение, действие; активизировать и пополнять словарь детей. | «Составь предложение». |
13 | Творческое рассказывание | 1 подгр. | Продолжать учить развёрнутости, связности и непрерывности рассказа, на основе событий личного опыта. | Самостоятельное составление плана – схемы рассказа. |
14 | Работа над фразой. Сложноподчинённое предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО | 1 фронт. | Учить детей составлять сложное предложение с опорой на логические выводы, формировать связную речь детей. | «Задаем вопросы». Вопросы каузального типа (Отчего? Почему?) |
15 | Работа над фразой. Сложноподчинённое предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО | 1 фронт. | Закреплять умение составлять сложное предложение с опорой на логические выводы, формировать связную речь детей. | «Задаем вопросы». Вопросы каузального типа (Отчего? Почему?) |
16 | Составление описательного рассказа о временах года с использованием схемы | 1 подгр. | Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о временах года, используя план-схему. | Схема – таблица составления рассказа о времени года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Консультация для родителей Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Консультация для родителейНародный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...
Раскраска как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В последнее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование...