Главные вкладки

    Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
    проект по логопедии (старшая группа) на тему

    Савина Наталья Викторовна

    В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл проект по моделированию26.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 комбинированного вида»

    Проект

    "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

    Проект подготовили:

    воспитатели

    Никитина Н.В.

    Савина Н.В

    учитель-логопед

     Фадеева С.Х.

    Паспорт проекта

    • По составу участников – коллективный;
    • По целевой установке – познавательный;
    • По срокам реализации – долгосрочный;
    • Тип – творческий;
    • Участники проекта: дети, воспитатели группы, учитель логопед.
    • Сроки и этапы проекта: учебный год (с сентября по май)

    Норма речевого развития: 

    К моменту выпуска из детского сада дети достигают определенного уровня речевой активности, владеют словарем и грамматическим строем речи. Это определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Хорошее усвоение программы в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, логично и полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.

    Речевое развитие детей с ОНР:

    У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности воспроизведения развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа таких детей характерны:

    нарушение связности и последовательности изложения текста;

    смысловые пропуски в нем;

    выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи;

    низкий уровень построения фразы;

    Вторичные отклонения в развитии психических процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.

    Обоснование проекта:

    Цель проекта: выявить возможности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

    Объект проекта: процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

    Предмет проекта: моделирование как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

    Гипотеза проекта: формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:

    своевременно выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;

    на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования.

    Задачи:

    • Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи(III уровень).
    • Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
    • Определить место моделирования в коррекционно-логопедической работе.

    Модели:

    • - геометрические фигуры;
    • - рассказ по сюжетной картинке;
    • - отгадывание загадок по модели;
    • - изображения предметов;
    • - символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры);
    • - условные обозначения;
    • - мнемотаблицы;
    • - сенсорно-графические схемы;
    • - опорные схемы;
    • - карточки;
    • - карточки — символы;

    - Геометрические фигуры

    • - Рассказ по сюжетной картинке
    • - Отгадывание загадок по модели
    • - Изображения предметов
    • - Символические изображения
      - Силуэты и контуры
    • - Условные обозначения

    - Мнемотаблицы

    • - Сенсорно-графические схемы
    • - Опорные схемы
    • - Карточки
    • - Карточки-символы

    Первый этап:

    Обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область «Познавательное развитие»«Речевое развитие»)

    Этап активного обучения

    Составление простых распространенных предложений с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц.

    Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам этого действия.

    Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

    Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по логопедическим темам.

    Работа над диалогической речью (совместные беседы).

    Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ).

    Составление простых предложений, распространенных однородными членами, сложных предложений с союзными словами, сначала и потом.

    Составление описательных рассказов по непосредственному восприятию.

    Обучение пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

    Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).

    Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

    Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

    Заключительный этап

    Заключительное обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область«Познавательное развитие»«Речевое развитие»)

    План работы по формированию связного высказывания посредством моделирования сказок

    Месяц

    Лексическая тема

    Русские народные и авторские сказки

    Сентябрь

    Диагностика речевых умений детей

    Подбор народных и авторских сказок согласно лексическим темам. (создание картотеки)

    Диагностика речевых умений детей

    Октябрь

    Осень. Овощи

    «Репка»,

    1. Неделя – знакомство со сказкой.

    2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

    3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

    4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

    Ноябрь

    Домашние птицы

    «Петушок - золотой гребешок»

    1. Неделя – знакомство со сказкой.

    2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

    3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

    4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

    Декабрь

    Посуда

    «Три Медведя»

    1. Неделя – знакомство со сказкой.

    2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

    3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

    4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

    Январь

    Дикие животные

    «Теремок», «Колобок»

    1. Неделя – знакомство со сказкой.

    2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

    3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

    4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

    Февраль

    Профессии

    К. Чуковский «Доктор Айболит»

    1. Неделя – знакомство со сказкой.

    2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

    3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

    4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

    Март

    Семья

    «Красная шапочка»

    1. Неделя – знакомство со сказкой.

    2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

    3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

    4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

    Перелетные птицы

    «Журавль и цапля»

    1. Неделя – знакомство со сказкой.

    2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

    3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

    4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

    Апрель

    Комнатные растения

    «Аленький цветочек»

    1. Неделя – знакомство со сказкой.

    2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

    3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

    4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

    Май

    Итоговое мероприятие

    Обобщение опыта на педсовете

    Викторина «Путешествие по сказкам»

    Презентация

    Вывод:

    С помощью моделирования:

    Дети учатся накапливать и анализировать информацию, сравнивать, исследовать, планировать высказывания, составлять распространённый рассказ.

    Дети начинают достаточно хорошо формулировать свои мысли, делают умозаключения.

    У детей активизировалось развитие неречевых процессов: памяти, мышления, внимания.

    Дети учатся самостоятельности, повышается заинтересованность, появляется удовлетворённость результатами своего труда, повышается самооценка.

    Литература:

    • Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — 2-е изд. — М., 1984.
    • Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004. — с.168.
    • Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. — 1989. — №1, с.69-77.
    • Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1982
    • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2004. — 320 с.
    • Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., 1982. с.127.
    • Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1999, — 680 с.
    • Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. — М., 1984. — с. 155 – 175.
    • Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991. — 208 с.
    • Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. // Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1989. — 43 с.
    • Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984. — 223 с.
    • Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М., 2004. — 287 с.
    • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

    Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

    Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

    Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

    В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

    Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

    ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

    Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...