Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Мелешкина Марина Александровна

ОНР- это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.

ОНР 3 уровня характеризуются следующими особенностями:

  1. у этих детей уже есть развернутая фразовая речь, но все еще наблюдается неточное употребление многоих слов, недостаточная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка;
  2. появляются первые навыки словообразования,затруднен подбор однокоренных слов;
  3. характерны ошибки в употреблении предлогов и согласовании слов при построении предложений;
  4. звукопроизношение не соответствует возрастной норме,наблюдается смешение,замена и искажение звуков;
  5. связное речевое высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР 3 уровня нуждаются в помощи специалистов и прежде всего-логопеда.

 

Основные направления, по которым осуществляется коррекционная работа с детьми это:

  1. развитие речевого аппарата и формирование правильного произношения;
  2. дальнейшее совершенствование связной речи и грамматического строя речи;
  3. развитие фонетико-фонематических процессов на основе звукового и слогового анализа и синтеза;
  4. подготовка к обучению грамоте.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Слайд 2

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – это такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и к смысловой стороне речи. Р.Е. Левина

Слайд 3

Третий уровень общего недоразвития речи (ОНР III ) активная речь характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-фонематического недоразвития. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка» - «чашка», «стакан»); появляются первые навыки словообразования («стол» - «столик»); но дети не могут производить прилагательные от существительных; затрудняются образовывать глаголы приставочным способом; характерны ошибки в употреблении предлогов и согласовании слов при построении предложений; недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими; нарушено построение связного речевого высказывания .

Слайд 4

Основные направления работы 2) дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; 1) формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия; 3) развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза; 4) подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

Слайд 5

Связная речь Монологическая речь (монолог) — процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе. Диалогическая речь (диалог) — процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух и более лиц. - состоит из реплик двух и более лиц - не нуждается в развертывании мысли - разговорная лексика - кратковременное обдумывание - стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами - логически последовательное высказывание - выражает мысль одного человека - полная формулировка и развернутость - литературная лексика - длительное и предварительное обдумывание - стимулируется внутренними мотивами

Слайд 6

«...Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.» Ф.А. Сохин

Слайд 7

Обследование словарного запаса с помощью наглядного материала Исследование связной речи с помощью серии заданий по картинкам Изучение медико-педагогической документации Наблюдение за детьми в процессе различных видов деятельности Обследование состояния связной речи детей с ОНР

Слайд 8

Исследование уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Цель экперимента: выявить особенности нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Задачи: изучить связную речь детей старшего дошкольного возраста; определить уровень успешности выполнения задания методики по диагностике связной речи детей; выявить особенности связной речи детей с ОНР III уровня.

Слайд 9

База исследования МБДОУ «Детский сад № 54 «Дружба» г. Смоленск Список детей, участвовавших в экспериментальном исследовании Имя ребенка, Дата рождения Диагноз Экспериментальная группа София 21.09.2010 ОНР III уровня, стертая дизартрия Алексей 14.10.2010 ОНР III уровня Михаил 02.11.2010 ОНР III уровня Иван 15.12.2010 ОНР III уровня, стертая дизартрия Екатерина 08.01.2011 ОНР III уровня Контрольная группа Анастасия 29.08.2010 речевое развитие в норме Денис 20.09.2010 речевое развитие в норме Егор 11.10.2010 речевое развитие в норме Александр 25.11.2010 речевое развитие в норме Полина 26.01.2011 речевое развитие в норме

Слайд 10

«Тестовая методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой» З адание 1. Составление рассказа по серии сю- жетных картинок «Бобик» (4 картинки). Задание 2. Пересказ прослушанного текста «Горошины» Оценка проводилась по следующим критериям: Критерий смысловой целостности. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания. Критерий самостоятельности выполнения задания .

Слайд 11

Составление рассказа по сюжетным картинкам Пересказ текста уровни Количество детей % успешности Количество детей % успешности высокий - - - - средний 3 60 3 60 низкий 2 40 2 40 Анализ полученных результатов Таблица 1. Состояние связной речи детей в экспериментальной группе

Слайд 12

Составление рассказа по сюжетным картинкам Пересказ текста уровни количество детей % успешности количество детей % успешности высокий 4 80 3 60 средний 1 20 2 40 низкий - - - - Таблица 2. Состояние связной речи детей контрольной группы

Слайд 13

Данные сравнительного исследования уровня овладения связной речью . Пересказ текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Слайд 14

Результаты исследования выявили следующие особенности связной речи детей с ОНР III уровня: Низкая информативность; Повторы слов, паузы по тексту; Нарушение связности и последовательности изложения; Бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка; Пропуски смысловых звеньев и ошибки; Незаконченность смыслового выражения мысли; Трудности в языковой реализации замысла; Необходимость в стимулирующей помощи.

Слайд 15

Основные методы развития связной речи дошкольников НАГЛЯДНЫЕ - наблюдения во время прогулок, экскурсий; - рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; - знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. посредством фотографий, картин, кинофильмов. СЛОВЕСНЫЕ - заучивание наизусть; - пересказ ; - составление различных видов рассказов ; - беседы .

Слайд 16

Литература 1. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 480с. - (Библиотека учителя-дефектолога). 2. Гончарова, В.А. Логопедическая работа по коррекции нарушений лексикона у детей с общим недоразвитием речи / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду — 2008. - № 2. - с.25 — 26. 3. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112с., ил.Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница.- Изд. 6-е — Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 173 ,[1] с.: ил. - (Библиотека логопеда). 4. Сенкова, Е.А. Дошкольный логопедический пункт: планирование работы логопеда и воспитателей / Е.А. Сенкова // Логопед — 2007. - № 6. - с. 66-68. 5. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.О. Орлова, Т.В. Туманова. - М.: ЭКСМО, 2015. - 320 с. 6. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. - 55с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда).

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

ОНР- это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.

ОНР 3 уровня характеризуются следующими особенностями:

  1. у этих детей уже есть развернутая фразовая речь, но все еще наблюдается неточное употребление многоих слов, недостаточная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка;
  2. появляются первые навыки словообразования,затруднен подбор однокоренных слов;
  3. характерны ошибки в употреблении предлогов и согласовании слов при построении предложений;
  4. звукопроизношение не соответствует возрастной норме,наблюдается смешение,замена и искажение звуков;
  5. связное речевое высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР 3 уровня нуждаются в помощи специалистов и прежде всего-логопеда.

Основные направления, по которым осуществляется коррекционная работа с детьми это:

  1. развитие речевого аппарата и формирование правильного произношения;
  2. дальнейшее совершенствование связной речи и грамматического строя речи;
  3. развитие фонетико-фонематических процессов на основе звукового и слогового анализа и синтеза;
  4. подготовка к обучению грамоте.

В связи с тем, что одним из наиболее приоритетных направлений в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР 3 уровня является развитие связной речи, которая представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, носит характер последовательного, развернутого, грамматически оформленного высказывания, выполняет коммуникативную функцию  и подразделяется на монологическую и диалогическую;

 То,в экспериментальной части своей работы я решила исследовать уровень сформированнности связной речи у детей старшего дошкольного возраста, т.к  по словам Сохина именно связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.

.Именно развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Обследование состояния связной речи я начала: 1) с изучения медико-педагогической документации на ребенка; 2)наблюдала за детьми в процессе различных видов деятельности;3)исследовала связную речь с помощью серии заданий, которая проводилась по окончании исследования словаря.

В практической  части своей работы я поставила цель — выявить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Проведение данного исследования я посчитала необходимым для того, чтобы впоследствии констатировать какие-либо изменения в уровне развития связной речи у детей с ОНР 3 уровня.

Задачи:

  1. изучить связную речь детей старшего дошкольного возраста;
  2. определить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностики связной речи детей;
  3. выявить особенности связной речи детей с ОНР 3 уровня.

В исследовании участвовало 10 детей шести лет, из них 5 детей с диагнозом ОНР 3 уровня, и 5 детей с нормальным реевым развитием.

Базой исследования явилось МБДОУ «Детский сад №54 «Дружба» города Смоленска.

В констатирующем эксперименте я использовала серию заданий для исследования связной речи из «Тестовой методики диагностики устной речи ТА.Фотековой» адаптированной для старших дошкольников.

Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта. Для оценки выполнения заданий используется бально-уровневая система.

Исследование связной речи состояло из двух заданий:

1.Задание: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» ( 4 картинки)

2.Задание: Пересказ прослушанного текста.

Я использовала короткий рассказ «Горошины»

Оценка выполнения каждого задания проводилась по трем критериям.

В каждом из двух заданий суммировались баллы по всем трем критериям.Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складывались и представлялись в процентном выражении.

После анализа полученных результатов я выделила три уровня успешности выполнения заданий, свидетельствующих о состоянии связной речи у детей- высокий, средний, низкий.

На 1 этапе я проводила диагностику связной речи в экспериментальной группе, в которую вошли дети С ОНР 3 уровня.

После обработки полученных данных в соответствии с предложенными критериями получила результаты, которые отражены в таблице 1.

Анализ полученных данных показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам   детей находящихся на высоком уровне успешности нет, на среднем уровне 3 ребенка ( 60% от общего числа детей),и на низком уровне 2 ребенка, что составляет соответственно 40% детей.

При пересказе текста детей с высоким уровнем  также обнаружено не было. На среднем уровне 3 ребенка ( 60%), и на низком 2 ребенка, что соответствует 40%.

Проводя качественный анализ полученных результатов, я выявила, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам у многих детей наблюдалось незначительное искажение ситуации, а также неправильное воспроизведение причнно-следственных связей. В большинстве случаев рассказы были составлены без аграмматизмов, но проявлялась стереотипность оформления высказывания.Часто дети ограничивались перечислением действий изображенных на картинках.В некоторых случаях дети неправильно раскладывали картинки, но при этом логично выстраивали сюжет рассказа.

 

При пересказе текста наблюдалось воспроизведение смысловых звеньев с незначительными сокращениями.Практически во всех случаях рассказы детей были пронизаны паузами, поиском подходящих слов.Дети затруднялись в воспроизведении рассказа, поэтому им я оказывала помощь в виде наводящих вопросов.

На 2 этапе своего констатирующего экспериментая проводила диагностику связной речи детей в контрольной группе, в которую вошли дети без речевых нарушений.

После обработки полученных данных в соответствии с предложенными критериямиПолучила результаты, которые отражены в таблице 2.

Анализ полученных данных показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам, а также и при пересказе текста на высоком уровне успешности находится 4 ребенка, на среднем 1 ребенка, что составляет соответственно 80% и 20%. Детей с низким уровнем не выявилось.

Проводя качественный анализ я выявила, что рассказы детей соответствовали ситуации, смысловые звенья располагались в правильной последовательности.Пересказы и рассказы по картинкам составлены без аграмматизмов, но наблюдался единичный случай поиска слов.

Рассказы детей в контрольной группе отличались большим объемом, в сравнении с экспериментальнойгруппой и не нуждались в какой-либо помощи при построении высказывания.

Результаты сравнительного исследования связной связной речи экспериментальной и контрольной группы отражены в диаграммах.

Как показывает диаграмма, при составлении рассказа по сюжетным картинка дети в контрольной группе находятся в большинстве своем на высоком уровне и на среднем., а низкий уровень вообще отсутствует. В отличие от эксперементальной группы, в которой показатели развития связной речи значительно ниже. Так и при пересказе текста в контрольной группе больше всего детей находится на высоком уровне, остальные на среднем, низкие показатели отсутствуют. А детям из экспериментальной группы характерен средний показатель сформированнлсти связной речи, а также присутствуют дети с низким уровнем. Высоких показателей не обнаружено.

Следует отметить, что количественные результаты исследования непосредственно проявляются в качественной характеистике речи. Дети с нормальным речивым развитием строят свои высказывания более логично, последовательно.У детей с ОНР 3 уровня часты повторы, паузы, неразвернутые выскказывания.

Необходимо также отметить, что дети с нормальным речевым развитием самостоятельно выполняли задания , а дети с ОНР почти всегда нуждались в помощи в виде наводящих вопросов, как при составлении рассказа по сюжетным картинкам, так и при пересказе.

Проведя исследования я выявила следующие особенности связной речи детей с ОНР 3 уровня:

-нарушение связности и последовательности изложения;

-низкая информативность;

-бедность и стереотипность лексико-грамматических средств;

-пропуски смысловых звеньев и ошибки;

-повторы слов, паузы по тексту;

-незаконченность смыслового выражения мысли;

-трудности в языковой реализации замысла;

-необходимость в стимулирующей помощи.

Т.о полученная в результате моего исследования информация свидетельствует о том, что уровень сформированности связной речи у детей с ОНР 3 уровня имеет низкий уровень и для его повышения необходимо проводить комплексную, планомерную работу.

Коррекционная работа с детьми имеющими ОНР 3 уровня по дальнейшему совершенствованию связной речи может проводится в виде:

-развернутых ответов на вопросы взрослого, участие в беседах, формулирования вопросов в контексте игровых и бытовых ситуаций,бесед, обсуждений.

-рассказов по вопросам взрослого о себе, о каком-либо предмете, животном, явлении;

-участия в коллективном рассказе и пересказе;

-самостоятельных пересказах по опорным картинкам;

-самостоятельных рассказах по опорным картинкам, серии картинок, схеме, сюжетной картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...