Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
    методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    Еремина Татьяна Ивановна

    В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekst_k_slaydam_prezentatsiya_gmo.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сообщение из опыта работы

    «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: уметь говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые предложения, правильно произносить звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Иная картина наблюдается у детей при общем недоразвитии речи.

    У таких детей отмечаются трудности программирования развернутых высказываний и их языкового оформления.

    Для детей с ОНР характерны:

    - нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность, низкий уровень используемой фразовой речи;

    Необходимо учесть, что у детей с ОНР трудности в овладении связной речью обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Наличие у этих детей еще и вторичных отклонений в развитии психических процессов (внимание, восприятие, память) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью, также отмечаются особенности в развитии мыслительной деятельности (затруднен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению; наблюдаются сложности в усвоении вербального материала, острая необходимость в наглядной опоре).

    Особенности детей  с ОНР определяют необходимость включения в коррекционно-развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей. Поэтому в логопедической работе с такими детьми целесообразно использовать технологии развивающего обучения. Развитие ребенка в деятельности, субъект-субъектное отношение в системе педагог-ребенок-родитель, а также обучение  в зоне ближайшего развития – все это позволяет максимально оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность педагога с детьми с ОНР.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу 01 января 2014 года, подробно и много говорится о развитии ребенка. И, следовательно, технологии развивающего обучения становятся еще более актуальными и в полной мере отвечают требованиям нового стандарта.

    ФГОС регламентирует необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Этой цели реально достичь при планировании образовательной деятельности в зоне ближайшего развития ребенка, используя активные методы обучения, грамотно и планомерно организуя совместную образовательную деятельность. 

    К технологиям развивающего обучения, безусловно, можно отнести   и метод моделирования.

    Моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не объект, а его заместитель (модель), способный замещать его в определенном соответствии с познаваемым объектом и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте. Процесс моделирования довольно подробно разработан специалистами различных областей (психологами, педагогами, учеными): Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Дьяченко О.М., Пилюгина Э.Г., Леонтьева А.Н., Эльконин Д.Б.

    Выделяют основные этапы наглядного моделирования:

    1. Усвоение и анализ сенсорного материала.
    2. Перевод материала на знаково-символический язык.
    3. Работа с моделью.

    В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

    • геометрические фигуры;
    • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
    • планы и условные обозначения, используемые в них;
    • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

    Метод моделирования можно с уверенностью назвать технологией развивающего обучения, так как для него характерны все признаки технологии:

    1.  Обучение посредством метода моделирования осуществляется в совместной деятельности взрослого и ребенка, носит характер взаимосвязанной деятельности и предполагает активное участие обеих сторон в образовательном процессе;

    2. Обучение посредством данного метода предполагает применение определенных, конкретных приемов и способов организации образовательной деятельности.

    3. Моделирование предполагает четкое проектирование, планирование, четкую организацию процесса обучения.

    4. Использование данного метода диктует необходимость создания специальных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала ребенка.

    Метод наглядного моделирования может быть использован во всех направлениях логопедической работы:

    Так, в ходе работы формированием произносительной стороны речи картинками-символами могут обозначаться: упражнения артикуляционной гимнастики, звуки («песенки звуков»).

    При формировании лексико-грамматических средств языка моделироваться могут:

    - образование новых слов;

    - образование сравнительной степени прилагательных;

    - образование множественного числа;

    - употребление предлогов;

    - подбор антонимов;

    - подбор синонимов;

    - подбор родственных слов и т.д.

    В работе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения на модели замещаются:- звуки (гласные-согласные; глухие-звонкие; твердые-мягкие);- слова;- деление слова на слоги;- предложения.

    Эффективно используется метод наглядного моделирования и в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    На экране представлен учебно-методический комплект, который используется в процессе формирования и развития связной монологической речи детей с ОНР методом наглядного моделирования. В практике работы использую модели, разработанные разными авторами, в зависимости от формы связного высказывания: Ткаченко Т.А., Ильяковой Н.Е., Теремковой Н.Э., Бойковой С.В., Глуховым В.П., Арбековой Н.Е.

    Методу наглядного моделирования присущи все признаки (структурные компоненты) технологии:

    целевая направленность; система действий; результаты.

    1. Целевым компонентом наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР как технологии является оптимизация процесса преодоления недостатков развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Метод наглядного моделирования позволяет сделать этот процесс доступным ребенку с ОНР, учитывать особенности его психического развития, создавать ситуации, в которых ребенок будет успешен и, как следствие, формировать положительное отношение и устойчивую мотивацию к данной деятельности со стороны ребенка.

    2. Правила использования моделирования как технологии (система, последовательность работы).

    В процессе систематического применения метода наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей сложилась определенная последовательность, стратегия его использования.

    Кратко представим систему работы по использованию метода моделирования при развитии связной монологической речи детей с ОНР.

    В процессе обучения связной монологической речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

    • пересказ;
    • составление рассказов по серии картин и сюжетной картине;
    • рассказ-описание, рассказ-сравнение, описательные загадки;
    • творческий рассказ.

    Пересказ наиболее легкая форма монологической речи. В нем используется готовый авторский сюжет, речевые нормы. Пересказ предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связывать их между собой.

    В качестве плана рассказа выступает модель. Модель представляю в виде предметных картинок, силуэтов предметов, графических изображений.

    Работа по развитию навыка пересказа с помощью моделирования предполагает формирование следующих умений:

    1. Усвоение принципа замещения героев.
    2. Развитие умения передавать сюжет посредством моделирования.

    Работу по развитию навыка составления рассказа начинаю с формирования представлений о том, какие образцы речи являются связными, а какие таковыми не являются.

    Дети учатся не только узнавать рассказ, но и объяснять, почему это рассказ (Рассказ получился, потому что получтлась история, случай. События имеют порядок; предложения дружат, связаны друг с другом).

    На следующем этапе показываю детям в наглядной форме, на какие правила нужно опираться, чтобы получился рассказ. Это правила смысловой «дружбы» предложений (Воробьева) и лексико-синтаксической «дружбы». Здесь используется наглядно-графический план к тексту цепной структуры.

    Дети учатся составлять наглядно-графический план, правильно строить предложения, распространять их. Параллельно с процессом совершенствования связной речи идет процесс развития линейной вербальной памяти, активное обогащение словаря ребенка.

    Полученные навыки дети используют при самостоятельном составлении рассказа.

    При этом использую наглядные модели рассказов, предложенные Арбековой Н.Е.  в пособиях «Развиваем связную речь у детей с ОНР» (5+6, 6-7 лет). Необходимо отметить, что пособия данного автора хороши не только четкими, доступными для понимания схемами, но и тем, что автор предлагает начинать эту работу уже с 4 лет. Схемами из альбома для детей 4-5 лет я пользуюсь в работе с детьми, имеющими трудности в освоении адаптированной образовательной программы, с детьми, у которых наблюдается неблагоприятная динамика речевого развития или систематические затруднения при коррекционно-развивающей работе.

    Составление рассказа по сюжетной картине – это сложный вид рассказа. Детям необходимо выделять изображенные предметы, основных действующих лиц, основную событийную основу рассказа, взаимодействие героев картины, составить начало и окончание рассказа.

    Через моделирование ребенок учится:

    - выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины;

    - определять взаимосвязь значимых фрагментов;

    - объединять фрагменты картины  единый сюжет.

    В качестве элементов модели выступают картинки-фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов, пиктограммы.

    Описательный рассказ отличается отсутствием временной последовательности, имеет место отношение одновременности. При составлении описательных рассказов метод моделирования просто незаменим и особо актуален. Это связано с необходимостью выделять существенные признаки и основные части (детали) предмета, знать и применять правила построения рассказа.

    Для работы в данном направлении использую «Схемы для составления описательных рассказов» авторов Ткаченко Т.А, Арбековой Н.Е.

    По мере овладения ребенком навыком описания предмета, включаю работу по сравнению двух предметов. Здесь использую следующую модель: в двух кругах располагаются символы описания каждого из двух предметов. На слайде представлены варианты использования моделей, нарисованных на бумаге, а также фрагмент использования предметов коррекционно-развивающей среды группы, в данном случае – обручи.

    Чтобы разнообразить образовательный процесс, сделать его более интересным и значимым для ребенка, повысить интерес к составлению описательных рассказов использую загадки. Ребенок сам подбирает символы для составления модели загадки.

    В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

    • предметные картинки;
    • силуэтные изображения;
    • геометрические фигуры.

    При формировании навыка составления рассказа с элементами творчества использую такую схему:

    1. Предлагаю готовую модель рассказа, состоящую из красочных картинок (Альбом Арбековой Н.Е.)
    2. Предлагаю конкретные персонажи рассказа (силуэтные изображения), выстроенные в определенную модель, а событийную сторону и действия ребенок придумывает самостоятельно.
    3. Предлагаю начало рассказа/ сказки или название, а дети самостоятельно выбирают персонажей, выстраивают модель рассказа.
    4. Затем дети самостоятельно отбирают изображения и составляют модель.

    Таким образом, наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. 

    Неотъемлемой и значимой частью работы по использованию метода наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей является тесное и систематическое взаимодействие с родителями. Сегодня информационно-коммуникационные технологии и технический прогресс позволяет создавать многообразие вариантов изготовления схем. Вместе с родителями мы рисуем сами, ищем схемы в Интернете, печатаем в типографии схемы больших форматов. Кроме помощи в изготовлении схем родители с большим желанием откликаются например, на конкурсы загадок и схем к ним, с удовольствием участвуют, а в результате пополняется и обновляется наша копилка дидактического материала. Безусловно, необходимо и консультирование родителей по вопросам реализации метода наглядного моделирования, и организация открытых просмотров, и семинаров-практикумов.

    III. Результат.

    Моделирование как технология должна быть нацелена на результат. Об эффективности коррекционно-педагогической деятельности по развитию связной речи детей посредством моделирования свидетельствуют данные мониторинга речевого развития детей. Наблюдается положительная динамика в развитии связной речи и к моменту выпуска из дошкольного учреждения удается скорректировать большую часть недостатков в развитии связной речи детей.

    На экране представлена диаграмма, показывающая положительную динамику эффективности педагогической деятельности по формированию и развитию у детей с ОНР связной монологической речи. Представлены результаты работы за 4 года (2 полных цикла обучения: старшая-подготовительная группа). На диаграмме показано, что к моменту выпуска из детского сада процент успешности в развитии связной монологической речи стремится к 100%ам.

    На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что применение метода моделирования при развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет преодолеть следующие трудности:

    1. Нарушение связности повествования.  
    2. Нарушение последовательности в передаче событий; Фрагментарность высказываний, отсутствие связности.
    3. Низкий уровень информативности высказывания.
    4. Однообразие используемых средств фразовой речи. 
    5. Ошибки при построении предложений. 
    6. Нарушение синтаксической связи между фразами. 
    7. Несоблюдение грамматических норм языка. 

    Таким образом, исходя из опыта работы, результатов логопедического обследования уровня развития связной речи детей, можно сделать вывод:

    применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. В целом, работа с моделями – это своего рода творческий процесс, многовариативный, включающий в себя огромный развивающий потенциал. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников с ОНР.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

    Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

    Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

    В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

    Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

    В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

    Развивающие технологии в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Основные методы и приемы развития связной речи при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

    ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

    Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...