Главные вкладки

    Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру.
    методическая разработка (старшая группа) на тему

     

    Для достижения поставленной цели в качестве ведущего средства формирования навыков речевого общения у дошкольников была выбрана игровая деятельность. Разрабатывая методику обучения, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в которых игра рассматривается как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий многогранное влияние на психическое развитие ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование культуры общения у детей старшего

    дошкольного возраста через режиссерскую игру.

    Для достижения поставленной цели в качестве ведущего средства формирования навыков речевого общения у дошкольников была выбрана игровая деятельность. Разрабатывая методику обучения, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в которых игра рассматривается как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий многогранное влияние на психическое развитие ребенка.

    Режиссерская игра – одна из видов театрализованной игры. В современной методической литературе возможности и особенности режиссерских игр описаны недостаточно, хотя они содержат более широкие возможности для развития навыков речевого общения.

    К режиссерским играм в детском саду относятся:

    -настольный театр игрушек (используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе);

    - настольный театр картинок (используются персонажи и декорации-картинки);

    - стенд-книжка (последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций);

    - театр на фланелеграфе (картинки или персонажи выставляются на экран);

    - теневой театр.

    В режиссерской игре ребенок  сам не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разнообразные средства вербальной выразительности, тем самым развивается речевое общение. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.    

    Цель данной работы: повышение уровня культуры речевого общения у старших дошкольников.

            При проведении коррекционной работы мы опирались на следующие условия:

    1. Содержательность и разнообразие тематических игр;
    2. Постоянное, систематическое включение режиссерских игр во все формы организации педагогического процесса;
    3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
    4. Воспитание интереса к драматизации, театрализованной деятельности, режиссерским играм, с этой целью создание ситуаций, в которых персонажи вступают с детьми в диалог;
    5. Участие детей в подготовке к игре (изготовление персонажей, декораций);
    6. Совместное участие в данном процессе детей и взрослых.

    I этап – подготовительный. Игры этого этапа были направлены на формирование доброжелательного отношения к коллективным видам деятельности, посредством которых развивалась потребность в речевой коммуникации; на активизацию вербальных и невербальных средств общения; обучение элементарным имитационным действиям, развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Использовались игры и упражнения на развитие группового взаимодействия и общения, где дети ставились в ситуации, в которых невозможно действовать одному. Широко использовались музыкальные средства: дети пели песни, водили хороводы и т.д. Для овладения невербальными средствами общения детей знакомили с тем, какими средствами можно изъясняться с другими людьми: что кроме речи, можно объясняться с помощью жестов, мимики, по выражению лица человека можно узнать его настроение. В содержание игр по развитию выразительности движений включались игры на действие с воображаемым предметом, игры-превращения, пантомимы. В начале детям предлагалось действовать с реальными предметами, а затем повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предложить детям искать на ковре или полу потерянную пуговицу, которая действительно там находится, а затем предлагалось поискать воображаемую.  Для воспитания умения общаться с людьми в различных ситуациях подключались этюды-ситуации на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Разговор по телефону» и т.д.). Исполняя этюд, дети должны были дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, зачем?  На занятиях по ИЗО деятельности и лепке в процессе работы мы разговаривали с детьми, обучая их вести беседу. По окончании работы, дети обыгрывали свои игрушечные поделки, выполняя имитационные действия. Дети с удовольствием рассказывали о своих работах, с интересом спрашивали друг у друга мнение о своей работе.

    II этап – основной. Занятия этого этапа направлены на формирование навыков речевого общения в процессе организации режиссерских игр. Дети не только разыгрывали сюжет знакомой сказки, а также импровизировали его. Основная работа проводилась на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности.

    Сначала для занятия брались произведения хорошо знакомые детям («Волк и семеро козлят», «Теремок», «Три поросенка» и др.). Постепенно вводились готовые тексты, запоминание и воспроизведение которых значительно труднее. Детей знакомили с литературными произведениями, обучали отвечать на вопросы по их содержанию, различать состояния действующих лиц, определяемых словами, изготавливать оборудование и поделки для настольного и стендового театра.

            В ходе работы над сказкой использовалась подготовительная беседа. Основное ее значение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети в большинстве случаев не понимали идею произведения. В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, использовались различные приемы привлечения внимания детей         к языку произведения. Большое место в беседе занимала подготовка детей к выразительному пересказу: определялся общий тон пересказа, интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов, персонажей.  Дети учились говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Широко применялся план пересказа. В качестве плана пересказа мы использовали картинный план.

    Для запоминания детьми текста использовался прием прочтения отдельных отрывков, выбранных в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обращалось внимание на отдельные слова и выражения.

    Детям нравились предложенные сказки. Трудности возникали в разыгрывании сюжета. Это обусловлено нарушениями памяти, речи, моторной неловкостью. Но постепенно дети начинали привносить в игру новые эпизоды, изменять ее конец. Постепенно количество участников игры сокращалось, что ставило ребенка в ситуацию необходимости руководить не одной, а несколькими игрушками, а следовательно, повышало его речевую активность и формировало средства интонационной выразительности речи.

    Таким образом, предложенная коррекционно-воспитательная работа по использованию театрализованных игр создает дополнительные возможности обучения дошкольников с ОНР речевому общению, формирует у детей необходимые коммуникативные навыки, активизирует речевую продукцию, является фактором коррекции и развития высших, психических функций, способствует установлению межличностных отношений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры

    Умение "смотреть" и "видеть", ""слушать" и "слышать" не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любозн...

    Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры

    Я предлогаю дидактические игры, которые помогут воспитателям в экологическом воспитании....

    Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры

    Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры        Воспитатель МБДОУ «Атемарский д/с № 1 «Теремок» Глазкова И.В.Экологиче...

    Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»

    Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игр...

    Консультация "Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры"

    Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры        Воспитатель МБДОУ д/с № 7 «Солнышко» Котрова Т.В.Экологическое отношен...

    Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры

    Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры       Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на про...