Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»
материал (младшая группа) на тему

Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игровой деятельностью, а главное, средством всестороннего развития личности ребенка. Поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является создание эффективных условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр в разного рода видах деятельности детей, посредством дифференциации и индивидуализации процесса воспитания, развития и обучения детей младшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»

Автор: Лобода Анна Александровна,

Воспитатель МАДОУ №185 г. Хабаровска

Актуальность.Ни для кого не секрет, что познание ребёнком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Сознание маленького ребёнка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично.

«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть больными или пассажиром, учеником или серым волком. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина.

 Заинтересовавшись этим вопросом, я взяла тему по самообразованию «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру». В рамках работы по самообразованию, разработала план своих действий по теме, провела диагностику детей, взяв за основу диагностическую карту оценки уровня проявлений ребенка в логико-математической деятельности, разработанную З.А.Михайловой, И.Н.Чеплашкиной.

На основе наблюдений за ребенком в совместных с педагогом организованных видах деятельности  и самостоятельных играх; на основе оценки результатов выполнения ребенком различных действий в специально разработанных игровых упражнениях, были сделаны следующие выводы:

-  в начале годадети не различали предметы по размеру;

- затруднялись в определении  цвета и формы;

- в дидактических играх математического содержания дети не соблюдали последовательность игровых действий, не проявляли инициативы, предлагая свой ход развития событий в игре;

- игровые действия детей не проявлялись в речи (дети не могли пояснить, что сделали, что получилось и почему).

Теоретическое обоснование опыта.   В связи с тем, что опыт моей педагогической деятельности невелик, стала изучать литературу по математическому развитию детей. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме  сделала вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре.

       У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель.

         М. Монтессорисоздала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).

      Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л.С. Выготский, С. А. Шмаков и др.

     С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры».

       Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

       Французский психолог А. Валлон сравнивал дидактическую игру с вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Таким образом, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.

     Развитию и формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста уделяли особое внимание и такие авторы, как З.А.Михайлова, Е.А.Носова, Е.В.Сербина, А.А.Столяр. Данные авторы предлагают идею развития у дошкольников логико-математических представлений на основе использования серии обучающих игр.    

    Изучив литературу, опыт работы коллег из других дошкольных учреждений, поставила перед собой цель:Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру.

В соответствии с поставленной целью выделила задачи (свои действия по реализации цели).

Задачи:

  • создать условия, способствующие освоению детьми свойств предметов, отношений идентичности, порядка, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности, в процессе игр и практических действий;
  • развивать самостоятельность познания, поощрять проявление детской инициативы;
  • поощрять детей в освоении и применении познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в процессе игрового сотрудничества;
  • организовать разнообразную, интересную детям деятельность, направленную на их сенсорное развитие.

      Ведущая идея опыта: Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игровой деятельностью, а главное, средством всестороннего развития личности ребенка. Поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является создание эффективных условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр в разного рода видах деятельности детей, посредством дифференциации и индивидуализации процесса воспитания, развития и обучения детей младшего дошкольного возраста.

     Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.  

      Диапазон опыта представлен различными видами дидактических игр, которые используются  как в непосредственно образовательной деятельности,  в образовательной деятельности в режимных моментах, так и в   самостоятельной деятельности детей, как в  групповой так и в индивидуальной работе.  Дидактические игры  пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия формирования элементарных математических  представлений  детей дошкольного возраста.

Система работы.

         Одним из направлений развития ребенка-дошкольника является  познавательное развитие.   Зная  о том, что игра является основным видом деятельности дошкольников, решала использовать дидактические игры в  развитии познавательных способностей дошкольников.

      Полученные в результате мониторинга данные помогли мне проанализировать как созданную в группе предметно-игровую развивающую среду, так и используемые технологии развития и обучения, взаимодействия с родителями воспитанников.

  Чтобы работа была эффективной, необходимо было создать условия, а именно организовать развивающую предметно-пространственную среду. Поэтому первым шагом было создание и совершенствование предметно-  развивающей среды и непосредственно дидактических игр. При создании среды  придерживалась  принципа доступности, новизны и учета личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания у детей интереса к играм и.были изготовлены и приобретены игры и игровые материалы.  Например, для развития и закрепления у детей представлений о сенсорных эталонах, с помощью родителей,  приобрела логические блоки Дьенеша и Фонарики В.Воскобовича. Своими руками, были сделаны игры «Подбери по цвету», «Спрячь мышку», «Воздушные шарики» - на закрепление цвета. «Сбор фруктов», «Три медведя» - на закрепление величины предмета.  

       После того, как дети овладевали игровым правилом и игровым действиями, выставляла игры для совместной деятельности со сверстниками и самостоятельной деятельности детей. 

        Так в группе появился уголок «Занимательная математика». В нем я разместила и разнообразный занимательный материал.  Игры  в уголке расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам. Уголок мобильный, игры в нем меняю в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности и интересами детей.

        Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность в уголке занимательной математики, вовлекаю  в игры малоактивных и пассивных детей.  Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить программный материал.

        Играя с детьми в дидактические игры, отметила их положительное влияние на формирование элементарных математических представлений у детей. Например, использовала  дидактические игры «Подбери по цвету», «Воздушные шары», «Спрячь мышку» для закрепления представлений о шести цветах, учила выделять цвета, отвлекаясь от других признаков. В играх «Подбери по форме», «Чудесный мешочек» учила детей выделять форму в конкретных предметах и на ощупь. В играх  с пирамидками и башенками, закрепляла у детей представления о цвете, форме, величине и размере предмета. В процессе игр у детей возникало желание узнать, как правильно выполнять задание, а затем и выполнить его.  Рассказывая детям правила игры и способ действия, учила их играть. В некоторых случаях приходилось показывать способ действия. Он содержал в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило.  Например, играя с детьми в игру «Собери пирамидку», выбирала колечко за колечком, надевала его на стержень, давала детям наглядный образец игрового действия. Затем обращала внимание детей, какая ровная и красивая пирамидка. Это потому, что мы собрали ее правильно. Играя в игру «Найди свой домик», закрепляла с детьми умение различать цвет, форму. Формировала представления о символическом изображении предметов.  Эта игра очень нравится детям. Помимо закрепления цвета и формы,  у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.  

      Дидактическая игра  «Разрезные картинки»  позволяла формировать  у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорила детям, что у них должна получиться волшебная картинка для Мишки или Зайчика.

     В дидактической игре  «Украсим елочку» дети учились подбирать предметы, обозначающие цвет, по слову. Я рассказывала детям о том, что скоро праздник Новый год.  Все будут наряжать елки.  Елка будет и у нас в группе, но не настоящая, а игрушечная. Мы ее сами нарядим, но есть одно условие: шар будете вешать того цвета, который я назову. Дети наряжают елку сначала разноцветными шарами, а затем и разноцветными игрушками. В данной игре развиваются не только познавательные, но и речевые способности детей: дети называют игрушку, которую берут и ее цвет. Или же после того, как елка украшена, дети перечисляют, какого цвета игрушки на елке. Дети самостоятельно выполняют задание, но в случае затруднения, обращаю внимание на шар такого же цвета: Найди игрушку такого же цвета, как этот шар».

      Для развития представлений у детей о сенсорных эталонах – цвете, форме, величине, толщине использовала логические блоки Дьенеша.  Сначала дала детям их для рассматривания. Манипулируя ими, дети выясняли, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Затем, осваивая качества логических блоков, дети играли с ними как с конструктором, называя одно из свойств  предмета.  

       Когда дети научились находить предметы по одному свойству, задания стала усложнять:   учились различать и находить предметы по форме, цвету и величине. Сначала зрительно, а затем и на ощупь (игры «Найди такой же» и «Чудесный мешочек»).  Следующие игры были сложнее предыдущих, например, «Выложи дорожку с условием, чтобы фигуры не повторялись по форме или цвету», «Подари Хрюше все красные фигуры, а Степашке – все не красные». В работе с блоками использовала карточки-схемы, символы.

       Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша, способствуют активизации мыслительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, формированию элементов логического мышления, повышению интереса к образовательной деятельности.

      Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные.

     Чтобы знания, даваемые детям в процессе дидактических игр, не были разрозненными, составила  перспективный план дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста. План составлен в соответствии с рекомендациями авторов примерной комплексной программы «Детство». Игры были распределены в порядке усложнения заданий - от простого к сложному. Все игры распределила по  группам.

      В первую группу вошли игры, где закрепляются представления о цвете предмета, о его  форме. Дети знакомились с сенсорными эталонами, учились подбирать предметы по цвету, обследовали форму предмета зрительно, затем на ощупь, учились сопоставлять форму предмета с геометрическими образами. Играя в такие игры, как «Подбери по цвету», «Спрячь мышку», «Воздушные шарики», закрепляли с детьми   цвет предмета. Игры из этой группы помогали формировать у детей  цветовые представления. Дети учились соотносить цвета разнородных предметов. Игры «Чудесный мешочек», «Найди предмет по форме»  помогали закреплять знания детей о форме предмета, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

      Во вторую группу вошли игры, знакомящие детей с новым качеством – величиной. Дети учились определять величину предмета различными способами. В данную группу вошли игры «Сбор фруктов», «Три медведя».  Они позволяли развивать у детей глазомер при выборе предмета определенной величины.

      В третью группу вошли игры на ориентировку в пространстве. Такие игры, как «Кукла Маша купила мебель» и «Новоселье куклы» позволяли учить детей ориентироваться в пространстве, развивали у них образное мышление.

       В четвертую группу  вошли  игры на развитие психических процессов: внимания, воображения, например «Веселый гном», «Найди ошибки». Цель данных игр: развивать внимание, воображение.

     План разбила поквартально. При составлении плана на квартах следила за тем, чтобы в него входили игры из каждой группы.

     Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

      Следующим шагом продумала возможность использования игр в непосредственно образовательной деятельности.

       Непосредственно образовательную деятельность по формированию у детей элементарных математических представлений провожу в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста. Определяя объем знаний, опираюсь на результаты диагностики и собственные наблюдения, чтобы не допустить недооценки и переоценки возможностей малышей,  и избежать их пассивности в ходе образовательной деятельности.

    Включаю дидактические игры непосредственно в содержание образовательной деятельности, как одно из средств реализации программных задач. Если в ходе непосредственно образовательной деятельности использую дидактическую игру, то ее место  в структуре непосредственно образовательной деятельности определяю в соответствии с целью, назначением и содержанием образовательной деятельности.

      Есть занятия, полностью состоящие из набора дидактических игр, объединенных одним сюжетом или игровым персонажем. Например, в гости к детям часто приходят Хрюша и Степашка и приносят им задания. Или же дети отправляются в гости к Мишке, преодолевая по дороге ряд препятствий и решая занимательные упражнения.  

     Организуя дидактические игры в непосредственно образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной детской деятельности, закрепляю, углубляю,  расширяю представления детей, одновременно решая обучающие и игровые задачи.

        Деятельность по формированию элементарных математических представлений удетей дошкольного возраста посредством дидактических игр ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующемсочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. Поэтому родители являются моими помощниками. В уголке для родителей постоянно размещаю информацию о развитии элементарных математических представлений и о роли дидактических игр в данном процессе. Для ознакомления родителей со своей работой, в рамках родительского собрания провела открытый показ непосредственно образовательной деятельности. По просьбе родителей провела практикум по играм с логическими блоками Дьенеша. В конце собрания каждый из родителей получил памятку.

 Результативность.

    Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста дала свои результаты. Диагностика уровня развития познавательных способностей детей показала, что в целом наблюдается  динамика в развитие познавательных способностей детей второй младшей группы. Увеличилась доля детей с высоким и средним уровнем развития познавательных способностей, и, соответственно, уменьшилась доля детей с низким уровнем развития познавательных способностей.

 

        Таким образом, результатом своей работы считаю углубление и обобщение знаний у детей, посредством развития их познавательных способностей и активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи) в результате использования, в процессе развития, воспитания и обучения детей, различного рода дидактических игр.  

      Дети знают и умеют находить заданный предмет по нескольким признакам (цвету, форме, размеру, толщине); умеют различать предметы по размеру: длине, ширине, высоте; научились обследовать и группировать предметы по 1-2 свойствам; в процессе игры дети умеют последовательно выполнять 2-3 шага игрового действия.

Некоторые могут предложить свой ход развития событий в игре, не соглашаясь с чем-либо; могут пояснить, что значит «не такой, как», «такой же».   

      Дети используют дидактические игры математического содержания в самостоятельной деятельности.

Перспектива.  Система работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр является долгосрочной. Поэтому хочу продолжить работу по данной теме в средней, старшей и подготовительной группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей младшего возраста через игровые упражнения и задания.

Моя непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМ) во 2 младшей группе детского сада имеет эстетическое направление.Технологическая ...

Индивидуальный план самообразования на тему "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют инеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных проф...

Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...

Статья на тему «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Статья на тему "Формирование элементарных матеатических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...