Главные вкладки

    Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
    методическая разработка по теме

    Целикова Надежда Юрьевна

    творческий отчет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

    Введение

        Готовность ребенка к получению новых знаний, а так же легкость и быстрота их усвоения зависит в первую очередь от развития умственных способностей ребенка, т.е. умение ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно анализировать происходящее.

       Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных (языковых) представлений.  Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важных задач обучения и воспитания детей. От уровня сформированности  пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

       Особое внимание на развитие пространственных представлений уделяет психолог Наталья Яковлева Семаго и педагог Татьяна Александровна Павлова. В современной литературе так же широко отмечается значение пространственного воспитания и пространственной ориентировки, подчеркивается их взаимосвязь с познавательной деятельностью человека.

        Недостаточная сформированность пространственного различения выражается в ряде типичных ошибок, по-разному проявляющихся в различных видах учебной деятельности: в поведении, в чтении, в письме, в арифметике, в рисовании, в гимнастических упражнениях.

        Свободное оперирование пространственными образами – это то фундаментальное умение, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно является необходимым условием успешного познания и активного преобразования действительности. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если эти представления сформированы у ребенка недостаточно, у него нередко возникают трудности при овладении чтением и письмом.

       Таким образом, пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности.

    Работая в детском саду, я наблюдала следующее: дети старшей группы испытывают затруднения при ориентировке в направлениях пространства, в пространственных отношениях между предметами, в окружении удалённости предмета и его местоположения. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.

        Начав работать в старшей группе детского сада, решила углублённо работать над темой «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста». Целью, которой является создание условий для формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

    Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

    1. Формирование  у детей пространственных представлений, введение  в их пассивный  и активный словарь соответствующих терминов.
    1. Формирование представлений о пространственном расположении объектов относительно тела ребёнка, введение в пассивный и активный словарь детей следующих понятий: «справа», «слева», закрепление понятий «близко», «далеко», «высоко», «низко».
    2. Формирование представлений о расположении нескольких объектов друг относительно друга.
    1. Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа, доски.
    2. Формирование у детей слухового сосредоточения.
    3. Формирование у детей зрительного сосредоточения.
    4. Развитие способности к выделению фигуры из фона.
    5. Развитие мелкой моторики.

    Решаемые задачи в рамках основной цели будут способствовать:

    1. Освоению ребёнком правильного использования и понимания предлогов, сложных речевых конструкций;
    2. Формирование навыков словообразования, расширению словарного запаса и общей осведомлённости, объёма знаний об окружающем ребёнка;
    3. Развитию логического мышления;
    4. Формирование ориентации во временных представлениях, в пространстве времени и его интервалах;
    5. Профилактике трудностей овладения числовым рядом, решению математических задач;
    6. В результате работы у детей растёт умение работать со схемами и планами;
    7. В целом дети овладевают навыками самостоятельной творческой работы.

        Таким образом, проблема ориентировки в пространстве  и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогике и методики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.

                                                                     Основная часть

    Работу по данной теме проводила по следующим направлениям:

    1. Формирование собственно пространственных представлений
    1. Ориентировка в схеме собственного тела;
    2. Элементарные пространственные представления

    -определение местоположения и удалённости предметов в пространстве;

    -определение отношений между предметами.

      2.  Формирование квазипространственных (языковых) представлений;

    1. Пространственные представления в речи;
    2. Пространственно-временные и математические представления.  
    1.  Ориентировка на плоскости, на листе бумаги.

    Для организации работы по этой теме мною была подобрана и изучена необходимая литература. Составила перспективные планы по формированию пространственных представлений на старшую и подготовительную группу. Изготовила картотеку игр: игры на ориентировку в схеме собственного тела; игры на определение местоположения и удалённости предметов в пространстве, отношений между предметами; игры по ориентировке на плоскости . 

      Для родителей провела наглядно – письменные консультации: «Знакомьте ребёнка с окружающим пространством»,  «Говорите с ребёнком о правом и левом как можно раньше!».

       Педагогов ознакомила с консультацией, тема которой «Методика формирования  пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников».

       Вся работа проводится в игровой форме, так как развитие игровой деятельности способствует как совершенствованию активного осязания  и его использования в распознавании пространственных признаков предметов (особенно формы, величины, пропорций, направлений и т.д.), так и образованию более высоких уровней зрительно-моторной координации в пространственной ориентации.

        За основу своей работы взяла «Программу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста» Н.Я. Семаго.

        Процесс формирования пространственных представлений у детей проходит последовательно. Вся работа разбита по кварталам: I квартал – Формирование собственно пространственных представлений,   II квартал – формирование квазипространственных  (языковых) представлений , III квартира  - ориентировка на плоскости, на листе бумаги.

        В старшей и подготовительной группах работа по формированию  пространственных представлений проводится блоками. В подготовительной группе работа ведется по той же системе, но с усложнением.

      Например, в старшей группе ориентировка в схеме собственного тела рассчитана на понимание детьми и показ: подними правую руку, топни левой ногой, а в подготовительной группе  детям даются такие задания, как правой рукой покажи левый глаз или левой рукой покажи правое ухо. Развитие пространственно-временных представлений начинается со знания дней недели и времени суток, а заканчивается умением определять время по часам и называть месяца года. При развитии у детей навыков в ориентировке на плоскости дети знакомятся с простыми видами лабиринтов, в подготовительной группе дети учатся ориентироваться с помощью условно-схематичных изображений.

        Игры по формированию пространственных представлений включала в занятия по математике, развитию речи, аппликации, конструирование. Проводила и в свободное время на прогулке, в различных режимных моментах.

        Из ежегодного обследования детей развитие пространственных представлений повысилось с 21% (2005год) до (2007). Качество развития пространственных представлений повысилось с 21% (2005год) до 67% (2007год).

        Подводя анализ своей работы, пришла к выводу, что при систематической работе с детьми более успешно усваиваются следующие разделы: собственно пространственные представления и ориентировка на плоскости. Необходимо более углублённо работать над развитием квазипространственных (языковых) представлений: пространственные представления в речи, пространственно – временные и математические представления.

                                                           

    Заключение

        Подводя итоги проведённой работы, хотела бы отметить, что уровень развития пространственных представлений у детей значительно повысился. Дети могут без затруднений определить правую и левую сторону своего тела, свободно ориентируются в окружающем пространстве, достаточно хорошо ориентируются на плоскости и на листе бемаги.

                                                               

    Список литературы

    1. Н.Я.Семаго. методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего возраста: Практическое пособие. –М.: Айрис – пресс, 2007год.
    2. О.В.Титова. Справа – слева. Формирование пространственных представлений у детей: Методическое пособие. – М.:  Ихдательство «ГНОМ и Д», 2004год.
    3. Т.А. Павлова. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших дошкольников: сборник игровых упражнений. – М.: «Школьная Пресса», 2004год.
    4. О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова. Вправо – влево, вверх – вниз.

    Развитие пространственного восприятия у детей 6 – 8 лет.  – М.: Творческий Центр, 2004год.

    1. Н. Я. Семаго. Формирование представлений о схеме тела:

    Демонстрационный материал.  – М.: Айрис – пресс, 2007 год.

    1. Н. Я. Семаго. Формирование пространственно – временных и элементарных математических представлений:

    Демонстрационный материал.  – М.: Айрис – пресс, 2007 год.

    1. Т. А. Павлова. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников:

     Сборник игровых упражнений. – М.: «Школьная Пресса»,2004 год.

    1. Е. А. Янушко. Журнал «Карапуз»  Далеко ли , близко ли?
    2. Е. А. Янушко. Журнал  «Карапуз» левое и правое.

                                                           Перечень разработанного материала.

    1. Перспективные планы старшая и подготовительная группа.
    2. Картотека дидактических игр по развитию пространственных представлений у дедей дошкольного возраста.
    3. Картотека программных требований,  диагностика с инструментарием.
    4. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников.
    5. Конспекты занятий.
    6. Консультации для педагогов, тема: «Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок  у дошкольников.
    7. Наглядно – письменные консультации для родителей:  «Говорите с ребёнком о правом и левом как можно раньше» и «Знакомьте ребёнка с окружающим пространством».
    8. Педагогический проект «Направо пойдёшь – клад найдёшь, налево пойдёшь – УЛЫБКУ найдёшь!»

                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

    Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

    Презентация "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии"

    Метод дихотомии основан на выявлении признаков объекта и отсечении ненужных в настоящее время-это главная техника работы с детьмидидактической игры "Да-нет"...

    Представление педагогического опыта«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

    Представление педагогического опыта«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Консультация для родителей.

    консультация для родителей по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. и...

    Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

             Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы с...

    Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

    Возрастные особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Подборка дидактических игр по формированию и развитию пространственных представлений у дошкольников....

    Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры

    Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...