Опыт работы на тему: «Формирование интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через аппликацию»
материал по аппликации, лепке (старшая группа)

Осипова Ольга Александровна

Цель исследования: Исследовать особенности формирования интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе аппликации.

Задачи:

1.Изучить теоретические основы проблемы формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с ЗПР.

2.Выявить эффективность изобразительной деятельности (аппликации) в формировании познавательной активности у детей с задержкой психического развития.

3.Разработать и апробировать систему работы по изобразительной деятельности (аппликации) с целью формирования интегративного качества «Любознательный. Активный.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s_detmi_zpr.docx74.85 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85»        

(МАДОУ «Детский сад № 85»)

Опыт работы

на тему:

«Формирование интегративного качества

«Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через аппликацию»

                                                                            Выполнила: Осипова О.А.

                                                                            Воспитатель МАДОУ

                                                                            «Детский сад №85»                                                                                          

                                                                            Автозаводского района

                                                                             г. Нижнего Новгорода

г. Нижний Новгород

2018 год

ПЛАН:

Введение

I глава. Теоретические основы развития познавательной активности дошкольников в процессе аппликации.

1.1.Проблемы формирования познавательной активности у детей д/в.

1.2.Особенности формирования познавательной активности у детей д/в с ЗПР.

1.3.Аппликация как эффективное средство формирования познавательной активности.

-виды аппликации

-материально-технические средства

-художественные техники

-предметно-развивающая среда по изодеятельности

1.4. Развитие личности ребенка средствами аппликации.

II глава. Экспериментальное изучение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

2.1.Мониторинг промежуточных результатов формирования интегративного качества «Любознательный. Активный.»

2.2.Задачи воспитательно-образовательной работы по данной проблеме

III глава. Система работы по формированию интегративного качества «Любознательный. Активный.» у детей старшего д/в через аппликацию.

3.1.Ознакомление детей с разными видами искусства.

3.2. Организация НОД (занятий по аппликации).

3.3. Использование дидактических игр в руководстве детской изобразительной деятельностью.

3.4. Самостоятельная деятельность детей.

IV. Анализ и результаты исследования. Задачи на будующее.

V. Литература.

VI. Приложения.

Введение

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность, является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач.

«Познавательная активность или любознательность», - пишет Д. Годовикова - «это стремление получить знания о явлениях окружающей среды. Познавательная активность - это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность».

Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до наших дней. При разработке этой проблемы ученые опирались на теоретические исследования ведущих педагогов – Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверевой, И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной, А.П. Усовой, И.П. Сокулиной, А.К. Леонтьева, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Н. Богоявленской.

По данным научного центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте до 25-45%, а свыше 60% детей относятся к группе риска. Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития (ЗПР).

Исследования Л.В. Запорожца, Н.И. Подьякова, С.Л. Новоселовой, А.М. Фонарёва доказывают, сколь важно учитывать в ходе учебно-воспитательного процесса познавательную активность ребенка. Детям с задержкой психического развития это важно вдвойне, потому что им свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы. Эти дети пассивны, с трудом включаются в работу, практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности, у них нарушен контроль над выполняемой деятельностью.

Без специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие качества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач.

Важно отметить, что у детей ЗПР с опозданием формируются все познавательные процессы, которые в свою очередь обеспечивают формирование всех высших психических функций.

Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявление творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса, поиску эффективных средств воздействия.

Одним из таких средств является изобразительная деятельность в детском саду, в частности аппликация.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Все вышеперечисленные факты объясняют интерес к теме и характеризуют ее актуальность.

Цель исследования: Исследовать особенности формирования интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе аппликации.

Задачи:

1.Изучить теоретические основы проблемы формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с ЗПР.

2.Выявить эффективность изобразительной деятельности (аппликации) в формировании познавательной активности у детей с задержкой психического развития.

3.Разработать и апробировать систему работы по изобразительной деятельности (аппликации) с целью формирования интегративного качества «Любознательный. Активный.»

1. Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста

Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматривая новую школу, как источник радости, света и знания, считая интерес одним из важных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. К.Д. Ушинский в познавательных интересах видел основной внутренний механизм успешного учения.

В настоящее время, проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в познавательном интересе еще большие возможности для обучения, для развития и для формирования личности в целом. Он играет особое значение в обучении и обеспечивает познавательную активность, а так же овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Он основан на любопытстве и любознательности. Познавательный интерес – это стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. В его формировании является процесс воспитания и обучения. Он проявляется у ребенка в стремлении узнавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи.

Изучению познавательного интереса посвящены многие научные исследования, в совокупности, доказавшие его разностороннюю роль, как сложного и значимого образования личности. Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям. Находясь у основания творческой деятельности, он стимулирует выбор личностных ценностей (Б. Г. Ананьева, В. Г. Иванов, Ю. А. Шаров, Г. И. Щукина).

Существует три уровня познавательной активности ребенка:

 Первый уровень можно назвать уровнем потребности во впечатлениях. Это своего рода первый уровень, являющийся фундаментом познавательной активности. Потребность во впечатлениях тесно связана с любознательностью.

  Вторым уровнем развития познавательной активности является любознательность. Любознательность- это недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Годовикова). Однако на этом уровне познавательная деятельность носит скорее стихийный, чем целенаправленный характер, здесь эмоции «забивают» цель деятельности.

 Третий уровень – высший уровень познавательной активности. Это уровень целенаправленной познавательной деятельности. Проявляется в самостоятельном поиске ответов на интересующие его вопросы, проявления элементов творчества, перенос способа познания с одного материала на другой.

Между уровнями развития познавательной активности ребенка и усвоение им знаний об окружающем мире, существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательной активности у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший материал, который является фундаментов познавательной активности. Обладая огромной побудительной силой, она заставляет стремиться ребенка к познанию. Поскольку познавательная активность связана с волевыми усилиями, она является важнейшим стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремление к завершению деятельности.

Таким образом, для формирования познавательной активности необходимо создание специальных ситуаций, с большим количеством возможных способов действия. Основой познавательной активности является познавательная деятельность, так как дети познают всё в деятельности. А деятельность не возникает без познавательных потребностей. Для проявления ребёнком познавательной активности нужен познавательный интерес. Только при наличии всех этих компонентов возможно формирование у дошкольника познавательной активности.

2. Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В мире сохраняется тенденция рождения детей с различными нарушениями. В данной работе мы рассматриваем такую проблему как формирование познавательной активности у детей с задержкой психического развития.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.

ЗПР- это парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском и подростковом возрасте.

Основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально волевой сферы. Одно из ее проявлений – неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности.

Так же у детей с задержкой психического развития нарушено внимание, причинами этого являются несформированность механизма произвольности, несформированность мотивации, нарушение познавательного интереса. Исследователь детей с задержкой психического развития Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:

-неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;

-сниженная концентрация, выражающаяся в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости, что указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;

-снижение объема внимания, т.е. ребенок, удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;

-сниженная избирательность внимания, что проявляется в затруднении выделения цели деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей;

-сниженное распределение внимания, т.е. ребенок, не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле при их усвоении;

-«прилипание внимания», которое выражается в трудностях его переключения с одного вида или способа деятельности на другие, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;

-повышенная отвлекаемость.

Еще одним признаком несформированности познавательной активности у детей с ЗПР является нарушение системных механизмов восприятия, факторами чего является нарушение интегративной деятельности коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушение координированной работы различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы; недостатки внимания; недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни.

 Дети с ЗПР по исследованиям педагогов и психологов, имеют следующие особенности восприятия:

-недостаточная полнота и точность восприятия связанная с нарушением внимания, механизмов произвольности;

-недостаточная целенаправленность и организованность внимания;

-замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия (ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку);

-низкий уровень аналитического восприятия (ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает);

-снижение активности восприятия, в процессе восприятия нарушена функция поиска (ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно);

-наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер.

Так как познавательная активность детей значительно снижена, задача педагога заключается в том, чтобы в ходе воспитательно-образовательного процесса  помогать ребенку с задержкой психического развития упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно.

1.3.Аппликация как эффективное средство формирования познавательной активности.

Дошкольный возраст – наиболее сенситивный период усвоения художественного опыта, накопленного человечеством (Комарова Т.С., Мухина Т.С., Саккулина Н.П. и др.). Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая характеризуется творческой реализацией замысла (Ветлугина Н.А., Игнатьев Е.М., Комарова Т.С. и др.).

Аппликация выступает для детей специфической формой художественного познания и способствует постепенному усвоению и пониманию своеобразия выразительно-изобразительных средств, стимулирующих познавательную потребность, любопытство перерастают в определенных условиях в любознательность, постепенно формирующиеся познавательные интересы, а затем и в потребность к систематическому активному усвоению и самостоятельному использованию знаний, умений, навыков. 

Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, 
важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Аппликация – вид изобразительного искусства, художественная техника, основанная не вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. Это наиболее простой и поэтому доступный способ выполнения художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. В результате появляется возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но в создании изображений на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Познавательная активность у детей дошкольного возраста в аппликации рассматривается, как усвоение доступного художественного опыта и инициативное, самостоятельное и творческое (на уровне возрастных возможностей и особенностей) использование его в собственной аппликативной деятельности. Своеобразие познавательной активности ребенка определяется тем, что она формируется в тесной связи с продуктивной деятельностью, с развитием навыков ручного труда.

При определении познавательной активности и выразительности в аппликации исходными данными были общие методологические положения о сущности художественного образа в изобразительном искусстве и специфике его формирования у детей дошкольного возраста. В своих работах дошкольники не только отображают окружающую действительность, но и дают ей эмоционально-личностную оценку.

Наиболее характерными особенностями аппликации являются:

- стилизованность, т.е. упрощенное изображение, основанное на передаче существенных признаков, отвлечение от второстепенных свойств, детализации;

- декоративность образа, характеризующая стилизованностью изображения, конструктивность композиции, декоративность колорита, техничность аппликационных элементов на фон.
        В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

           Виды аппликации:


          Предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

Задачи:

-формировать у детей познавательный  интерес к миру предметов в природе, рукотворным вещам, человеку; бережное отношение к миру предметов;

-вызывать у детей желание выразить  в аппликации свое отношение к предметам;

-побуждать детей к принятию и самостоятельной постановке тем изображения;

-формировать обобщенные представления об изображаемом предмете, стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании образа;
       
Сюжетная, отображающая те или иные события;

Задачи:

-формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы;

-развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения;

-побуждать детей к самостоятельности замысливания образа;

-учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него.
        Декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Задачи:

-формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам искусства, понимание его особенностей;

-формирование желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослого и по собственной инициативе;

-формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных (аппликативных) умений – освоение детьми характерных элементов, узоров росписи; воспитание чувства ритма, формы, симметрии;

-воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании узоров аппликации.


         В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно: 
    1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
    2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
     3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
     4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
Также в работе используются нетрадиционные техники аппликации. 
         Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Коррекционная работа по средствам изобразительной деятельности (аппликации) должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому, ода из задач обучения детей ЗПР – насыщение их аппликативных работ предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональня включенность.

Этапы:

Формирование мотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности.

Формирование основных умений изобразительной деятельности (аппликация) в процессе овладения ребенком способами отражения внешних качеств предметов.

Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления).

Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс аппликации.

При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:

- формирование у детей представлений о том, что любое изображение - это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;

- учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;

- тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности - предметной, игровой, трудовой и общения;

- актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;

- эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;

- развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности (аппликации);

- процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

 Коррекционные занятия по аппликации способствуют тому, что:

1) у детей формируются навыки наблюдения;

2) совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

3) дети овладевают специфическим восприятием - умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

4) формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров;

5) дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в аппликации новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;

6) также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и ножницами, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;

7) дети учатся в процессе продуктивной деятельности изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

8) на уроках изобразительного искусства (аппликации) у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

Материально-технические средства.

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
           Основные задачи обучения аппликации следующие:
  -различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
  -знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
  -знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
  -развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
    -составлять изображение предмета из отдельных частей;
располагать предметы в сюжетной аппликации.
        Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
       Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

         С помощью материально-технических средств осуществляется изобразительная (аппликативная) деятельность в детском саду:

- ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка)

          -наборы из разных сортов (бархатная, мелованная, обычная) цветной бумаги для занятий аппликацией (на каждого ребенка)

          -наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10´12см или 6´7см) (на каждого ребенка)

          -файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги (на каждого ребенка)

          -разнообразный природный материал (шишки, желуди, листья разных деревьев, зерна, семена, крупы, лоскутки разных видов ткани, меха, вата, нитки и др.)

          -щетинные кисти для клея (на каждого ребенка)

          -подставки для кистей (на каждого ребенка)

          -розетки для клея (на каждого ребенка)

          -подносы для форм и обрезков бумаги (на каждого ребенка)

          -пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем (на каждого ребенка).

Художественные техники.

 В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.


         
Обрывная аппликация.


         Этот способ хорош для
 передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
           Накладная аппликация.


         Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
         
Модульная аппликация (мозаика).


          При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
          Симметричная аппликация.


         Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
         
Ленточная аппликация.


         Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
          Силуэтная аппликация.

 
         Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
           Квиллинг. 
          Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
          Торцевание. 
         Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы
 интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Коллаж. 
       Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
       
Оригами.
       Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
     
 Аппликация из салфеток.


        Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.


        Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.


       Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.
        Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
 

 Аппликация из крупы.


       Полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно.  Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.


       В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.
Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
         Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

Предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности (аппликация)

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. В группе должна быть создана предметно-развивающая среда таким образом, чтобы дошкольники могли самостоятельно выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

          Художественная деятельность – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность  выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей дошкольного детства. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности.

     Предметно-развивающая среда позволит глубже познакомить детей с тем, что:

а) лист бумаги можно превратить в объемную форму;

б) бумага-это материал, с которым ребенок встречается ежедневно: в быту, на занятиях, в самостоятельной деятельности, рисуя, выполняя аппликацию или конструируя объемную поделку, и которым можно превратить в поделки.

Для изобразительной деятельности детей рекомендуется следующее: уголок для самостоятельной изодеятельности, оснащенный разнообразными материалами:

-выставка (детского творчества, изделий народных мастеров, картин художников и т.д.);

-альбомы, открытки, изделия народных промыслов;

-трафареты, обводки, шаблоны по различным лексическим темам;

-мольберт;

-альбомы с алгоритмами выполнения аппликации декоративных узоров, предметов, фигуры человека, животных;

     -бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;

      -краски, клей, ножницы, фломастеры, карандаши, кисточки;

      -природный раздаточный материал: зерна, горох, семечки сухие листья, камушки и пр.

           -бросовый материал: нитки, пуговицы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и пр.

-разнообразные развивающие – дидактические игры;

-книги о музеях изобразительного искусства, декоративно-прикладном искусстве;

-магнитофон, фонотека с музыкальными произведениями русских, современных композиторов.

Все материалы предметно-развивающей среды должны находиться в удобном и доступном для детей месте.

1.4. Развитие личности ребенка средствами аппликации

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире

Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный - короткий, узкий - широкий, высокий - низкий, больше - меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. По принципу контрастного сопоставления окраски выполняются такие аппликации, как «Ночь», «Поздняя осень», «Зима», «Тракторы на полях». Яркие цветовые акценты используются в заданиях декоративного характера, по сюжетам сказок, мультфильмов.

Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать явления природы («Весна пришла», «Первые цветы»), составить композиции типа букета, украшения ковров, тканей. Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты).

У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование).

На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.

IIглава. Экспериментальное изучение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

2.1. Мониторинг промежуточных результатов формирования интегративного качества «Любознательный. Активный.»

На первом этапе необходимо было собрать информацию о детях, провести мониторинг освоения программы по данной проблеме. В исследованиях принимало участие 14 детей группы пятилетнего возраста. Это дети с ОВЗ – 1 год обучения, а также дети с разными видами ЗПР.

Формами проведения мониторинга стали: наблюдение, беседы, анализ продуктивной детской деятельности. Данные о результатах мониторинга по формированию интегративного качества «Любознательный. Активный.» заносились в специальную таблицу. (Приложение №1)

Оценка уровней развития: низший - %

                                             Низкий - %

Исходя из данных мониторинга мы сделали вывод, что у детей интегративное качество «Любознательный. Активный.» находится на низком уровне и требует целенаправленной работы по его формированию.

2.2. Задачи воспитательно-образовательной работы по данной проблеме.

Для успешного формирования интегративного качества «Любознательный. Активный.» нами была разработана определенная система работы по данной проблеме, намечены задачи обучения и коррекция недостатков, которые выявились в результате исследования.

Задачи:

  1. Приобщать детей к разным видам искусства(живопись, народное декоративно-прикладное искусство), развивая устойчивый познавательный интерес.
  2. Способствовать развитию любознательности, интереса к исследовательской деятельности, экспериментированию с различными художественными, природными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
  3. В аппликации показать новые способы создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, елочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки, занавески, одежда для кукол); в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи).
  4. Показать способы экономного использования художественных материалов (например, в аппликации вырезать не из целого листа бумаги, а из детали, подходящей по величине и форме к параметрам задуманного образа);
  5. Формировать активность и самостоятельность в изобразительной деятельности (при выборе темы сюжета, композиции, художественных материалов и средств выразительности).

Принципы работы:

1.Интегративность (всех областей знаний, видов искусства, художественных деятельностей).

2.Развивающий характер обучения.

3.Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний, интересов, познавательных потребностей.

4.Преемственность в работе всех педагогов: каждый из специалистов на аналогичном материале в рамках одной темы решает общие и специфические задачи.

5.Использование игровой мотивации.

6.Максимум свободы для проявления инициативы в выборе материалов.

В систему работы были включены следующие мероприятия:

- составление перспективного плана работы по аппликации;

-организация предметно-развивающей среды для детей.

В плане непосредственно-образовательной деятельности по аппликации мы учитывали принцип интеграции, кроме этого все занятия были ориентированы на лексические темы, по которым занимались специалисты группы: логопед, дефектолог.

III глава. Система работы по формированию интегративного качества «Любознательный. Активный.» у детей старшего дошкольного возраста через аппликацию.

Для успешного решения поставленных по данной проблеме задач, нами было определено несколько направлений в работе:

1.Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства (живопись, народное декоративно-прикладное искусство).

2.Организация непосредственно-образовательной деятельности (занятий по аппликации) с учетом интеграций областей знаний.

3.Использование дидактических игр в руководстве детской изобразительной деятельности.

4.Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Задачи, которые ставятся при проведении занятий следующие:

  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развивать умение пользоваться ножницами.
  • Способствовать развитию конструкторской деятельности.
  • Учить аккуратности при наклеивании готовых форм, составлять из них изображения готовых предметов самостоятельно по образцу.
  • Развивать технические навыки.
  • Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

Структура занятий:

      1.        Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности;

      2.        Пальчиковая гимнастика;

      3.        Рассматривание образцов, обсуждение;

      4.        Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);

      5.        Выбор материала;

      6.        Самостоятельная работа детей;

      7.        Анализ готовой работы;

      8.        Физкультурная минутка или игра с поделкой.


Занятия являются основной формой организации процесса обучения в детском саду. Именно на занятиях создаются условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков для формирования разных способностей детей. Оно даёт возможность создавать ситуации с большим количеством способов действия, стимулируют проявление познавательной активности. Занятия организованные определённым образом позволяют повысить уровень познавательной активности [17;84].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....

Формирование и коррекция навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами дидактических игр для развития зрительного восприятия

   В основе причин отставания детей с ЗПР от сверстников (неустойчивое внимание, трудности восприятия, замедленность мыслительных операций, снижение работоспособности и пр.) лежит нес...

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Консультация для родителей. Родители узнают, как через игру можно развивать лексико-грамматический строй речи ребенка....