РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья по математике (младшая группа) на тему

Орлова Ляна Михайловна

 

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраста нужно стараться сохранить  индивидуальность в ребенке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Л.М. Николаева

КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №1» Минобразования Чувашии,

г. Чебоксары

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать свое место в нем. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется  не  только владения знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраста нужно стараться сохранить  индивидуальность в ребенке.

В.А. Крутецкий говорил о развитии способностей как об индивидуально – психологических особенностях  человека, помогающих ему при прочих равных условиях относительно быстрее, лучше и глубже овладевать  знаниями, умениями и навыками в разных областях.

Важное место в обучении дошкольников c задержкой психического развития отводится использованию дидактических игр и упражнений. Игра для него  - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойство предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки. Игры способствуют развитию любознательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, способствуют детскую активность. В них совершенствуется понимание отношений и причинно – следственных взаимодействий между предметами и явлениями. В дидактической игре дети обучаются умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации. Игра становится средством воспитания партнерских отношений. Дети привыкают действовать по очереди, руководствуясь правилами, считаться с желаниями всех участников, проявлять инициативу, быстроту реакции. В игре ребенок учится быть справедливым, чутким, доброжелательным, внимательным и требовательным одновременно, помогать другому преодолевать трудности, достойно переживать временные неудачи и поражения, радоваться успехам своих товарищей и своим собственным.

Следующая ветвь для развития интеллектуально – творческих способностей у воспитанников с задержкой психического развития  через познавательно – математическую деятельность – это развивающие игры – это игры, способствующие  решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании в процессе поиска решений.

Интеллектуально – творческие способности дошкольников с ОВЗ  развиваются  результативно через познавательно – математическую деятельность только при максимальном участии каждого ребенка в игровой деятельности и при учете следующих путей:

  1. Обязательное использование разнообразного наглядного материала, на основе которого проводится игра. Богатство видов и форм раздаточного счетного, измерительного, геометрического материала оживляет задачу, побуждает играющего к ее выполнению. Ребенку с помощью разнообразного наглядного материала демонстрируется вариативность в решении познавательных  задач, показываются особенности общего и частного подходов в их реализации.
  2.  Введение новых вариантов заданий, материалов, условий игры. Нарастание трудоемкости игры, усложнение ее математического содержания оживляет интерес детей к знакомой игре, развивает инициативу, творчество.
  3. Работа детей с индивидуальными карточками. Все выполняют единое задание с помощью одинаковых действий, но каждый выполняет эти действия на индивидуальном содержании, а поэтому получает результат, не похожий на результаты других. Познавательная активность ребенка в этом случае направлена не на поиск «лазейки», подглядывания, заимствования у другого, а на самостоятельное  творческое выполнение задания и получение ответа.
  4. Организация игрового общения детей в форме игры в парах. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным. Один ребенок принимает роль ведущего. Тогда он дает задание, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договоренностью дети меняются местами. Тот, кто был ведущим, становится игроком. Теперь он стремится быстро и верно выполнить игровое задание, отсчитать, соотнести, отыскать ошибку.
  5. Организация игрового общения детей в малых группах по три – четыре человека. Объединять детей в одну команду может сам результат выполнения задания. Например, найти игрока с такими же по цвету полосками, найти «домик» с заданными свойствами ( четырьмя углами). Тогда дети непроизвольно оказываются партнерами  и продолжают дальше совместные игровые действия.

Малая группа может образоваться  так же и по выбранному символу. Например, до начала занятия каждый ребенок получает конверт и, вскрыв его, обнаруживает определенную фигуру, бантик, цветную фишку. Дети, получившие одинаковые символы, собираются в игровую команду. Ведущий в такой малой группе определяется  с помощью считалки.

  1. Организация игры всей группой одновременно. При этом и ответ на вопрос, заданный ведущим, озвучивают не одни и те же наиболее активные дети, а все дети в порядке очередности или по установленным правилам. В случае неготовности отвечающего его поддерживает вся группа, произнеся ответ хором.
  2. Поддержание оживленного (посильного для дошкольников) темпа игры, способствующего активизации действий детей. Во время игры бывают неуместные развернутые ответы, долгие раздумья или обстоятельные объяснения, необоснованные паузы.

Если игра проводится в парах или в малой группе, сами играющие задают темп, педагог похвалой или доброжелательными комментариями одобряет  процесс и темп игры отдельной команды.

Когда игра проводится со всем коллективом, целесообразно организовать ее сидя или стоя в кругу, разместившись полукругом перед ведущим. В этом случае возможно использовать темпообразующий атрибут, которым может стать небольшая мягкая игрушка, передаваемая от одного ребенка к другому.

8. Создание у детей радостного настроения во время игры. Улыбки, жесты, аплодисменты, совместные переживания создают эмоциональную атмосферу, поддерживающую интерес детей к обучению.

Работу с детьми нужно проводить с учетом того, что каждому ребенку необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Когда он стремится высказывать свои суждения, идеи, обязательно надо одобрить его стремления понять что–то и поддерживать, не надо стремиться немедленно дать ребенку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы, а создавать условия для разворачивания его  собственных  размышлений.

Для этого:

-Можно использовать иллюстрации к книгам, телепередачи, презентации  познавательно – математического направления;

-Как можно больше рассказывать детям о жизни в разных местах и в разные времена;

-Внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, не критикуя;

-Ставить развивающие вопросы;

Вот, например, типовая структура работы с каждым числом:

  1. Рассказывание педагогом сказки с продолжением о числовом королевстве и его новом представителе.
  2. Выявление, где встречается число в предметном мире, в природе, окружающей жизни.
  3. Рисование на тему числа.
  4. Лепка соответствующей цифры.
  5. Преподнесение детям символических подарков,  подарков, мастеривших воспитателями совместно с детьми.

При таком подходе каждое число первого десятка обретет для ребенка как бы свое собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо действует в окружающем его мире, Это повышает интерес детей к данной реальности. Они не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр. У них развивается вариативное мышление, интеллектуально – творческие способности.

Таким образом познавательно – математическая деятельность входит в жизнь детей как  «открытие» закономерностей связей и отношений окружающего мира. Через познавательно – математическую деятельность  у детей с ОВЗ  при творческом подходе педагога развиваются интеллектуально – творческие способности, умение обобщать, отбирать необходимую информацию, самостоятельно находить решение волнующих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношение явлений действительности, пространство и время, количество и качество, логическое и вариативное мышление, увеличивается объем памяти и внимания, развивается речь умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика – Синтез, 2006 – 2010. С.28 – 38.
  2. Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А. «Формирование математических представлений». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008. - 223 с.
  3. Новикова В.П. «Математика в детском саду 6-7 лет». Москва. «Мозаика-Синтез», 2008 – С. 20 - 23.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие интеллектуально-творческих способностей у воспитанников через познавательно-математическую деятельность Развитие интеллектуально-творческих способностей у воспитанников через познавательно-математическую деятельность Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №1» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Подготовила: Николаева Ляна Михайловна

Слайд 2

Интеллект – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности

Слайд 3

В.А. Крутецкий : развитие способностей – это индивидуально-психологические особенности человека

Слайд 4

Игра – способ познания окружающего

Слайд 7

Структура работы с числом

Слайд 8

Познавательно-математическая деятельность – это открытие закономерностей связей и отношений окружающего мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие в математическую страну"

В конспекте занятия дается описания как дети путешествуют в страну Математики, выполняя задания на соотнесение цифры и количества, на решение арифметических действий, играют с шариком Су-Джок....

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...

Опыт работы на тему: «Формирование интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через аппликацию»

Цель исследования: Исследовать особенности формирования интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе аппликации.Задачи:1.Изучит...