Главные вкладки

    Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
    проект на тему

    Чепурная Светлана Борисовна

     

    Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия  ребенка,  приобщает  его  духовным  ценностям,  развивает  эмоциональную  сферу  ребенка,  заставляет  его  сочувствовать,  сопереживать. 

    Театрализованная  деятельность  позволяет  формировать  опыт  социальных  навыков  поведения, благодаря  тому,  что  литературное  произведение  или  сказка  для  детей  дошкольного  возраста  всегда  имеют  нравственную  направленность  (дружба,  доброта,  честность  и  смелость).  Благодаря этому  ребенок  познает  мир  не  только  умом,  но  и  сердцем.  И  не  только  познает,  но  и  выражает  свое  собственное    отношение  к  добру  и  злу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_teatr.docx23.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством
    театрализованной деятельности»

    Авторы проекта: Чепурная С.Б., Лисина Л.А., воспитатели группы  компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития № 7.

    Вид:  ролево-игровой

    Продолжительность: среднесрочный

    Участники проекта: дети 6-7 лет с задержкой психического развития, воспитатели, музыкальный руководитель, учителя-дефектологи

    Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие»

    Цель:

     создание оптимальных условий для развития личности ребенка, через творческое самовыражение, вовлечение  детей в театральную деятельность, формирование   коммуникативных умений  и навыков.

    Задачи

    • - формировать у детей  устойчивый  интерес к        

    литературе, театру;

    • - совершенствовать навыки  воплощать в игре определенные переживания, побуждать  к созданию новых образов;
    •  - развивать коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми, опираясь на    правила речевого общения;
    •  - использовать театрализованные игры в интересах речевого развития ребенка.
    • -учить детей выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.

    Проблема:

    Повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Многие дети разрешают конфликт с помощью силы, крика. Для малышей – это норма, так как они не знают общепринятых норм поведения. Недостаточно уделяют внимание этому вопросу и современные родители, зачастую ставя интеллектуальное развитие приоритетнее социального развития личности.

                Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников.

    Актуальность

    Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия  ребенка,  приобщает  его  духовным  ценностям,  развивает  эмоциональную  сферу  ребенка,  заставляет  его  сочувствовать,  сопереживать.  

    Театрализованная  деятельность  позволяет  формировать  опыт  социальных  навыков  поведения, благодаря  тому,  что  литературное  произведение  или  сказка  для  детей  дошкольного  возраста  всегда  имеют  нравственную  направленность  (дружба,  доброта,  честность  и  смелость).  Благодаря этому  ребенок  познает  мир  не  только  умом,  но  и  сердцем.  И  не  только  познает,  но  и  выражает  свое  собственное    отношение  к  добру  и  злу.

    Любимые  герои  становятся  образами  для  подражания.  Театрализованная  деятельность  позволяет  ребенку  решать  многие  проблемные  ситуации,  помогает  преодолевать  робость,  застенчивость,  неуверенность  в  себе.  Она  создает  условия  для  приобретения  новых  умений,  знаний  и  навыков,  развитие  способностей  и  детского  творчества,  позволяет  ребенку  вступать  в  контакты  с  детьми  и  взрослыми.  Расширение  круга  общения  создает  полноценную  среду  развития, помогает  каждому  ребенку  найти  свое  место  стать  полноценным  членом  сообщества,  способствует  самореализации  каждого  ребенка.  Именно  в  спектакле  или  утреннике  ребенок  естественно  и  непринужденно  усваивает  богатейший  опыт  взрослых, перенимая  образы  поведения.  В  совместной  деятельности  лучше  узнаются  особенности  их  характера,  темперамента,  мечты  и  желания.  Создается  микроклимат,  в  основе  которого  лежит  уважение  к  личности  маленького  человека,  забота  о  нем,  доверительные  отношения  между  взрослыми  и  детьми.

    Принципы:

    • принцип доступности:  его практическая реализация вытекает из того, что материал и дидактические игры подбираются согласно возрасту;
    • принцип индивидуальной направленности;
    • принцип самостоятельной деятельности;
    • принцип наглядности;
    • принцип связи теории с практикой;

    Ожидаемый результат

    У детей

    • - разовьются навыки сотрудничества, дети научатся уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания, не ущемляя при этом достоинство и интересы другой стороны.
    • сформируется опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность.
    • - разовьется чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
    • - смогут преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
    • - разовьется коммуникативная деятельность, эмоциональная и социальная адаптированность.
    • - приобщатся   к театральной культуре, познакомятся  с видами,  устройством театра, правилами поведения в театре.
    • - активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
    • -совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
    • - стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

    У  педагогов

    •  Создание условий для развития творческой активности детей при подготовке спектакля
    •  пополнение предметно – развивающей среды;
    • появление стимула для дальнейшей работы в этом направлении.

    У родителей

    Родители будут принимать активное участие в подготовке спектаклей – шить костюмы, изготавливать атрибуты, декорации. Отношения между родителями детьми и педагогами станут более тесными.

    1 этап – подготовительный

    На первом подготовительном этапе мы работали над

    • Разработкой и накоплением материала по теме
    • Провели творческие встречи со специалистами.
    • Обсудили цели и задачи с детьми, родителями
    • Создали необходимые условия для реализации проекта

           Оформлен уголок театрализации, изготовлено и приобретено большое количество атрибутов (настольные театры, перчаточный театр, магнитный театр, кукольный театр, пальчиковый театр и т. д.)

    2 этап - основной

    • На втором, основном этапе мы познакомили детей с различными видами театра
    • Разучили специальные пальчиковые гимнастики для облегчения работы с театральной куклой
    • Проводили дидактические игры и упражнения для отработки выразительности движений
    • Изготавливали атрибуты и декорации совместно с детьми, привлекали к изготовлению костюмов родителей.
    • Учителя-дефектологи во время своих занятий использовали элементы театрализации
    • Читали художественную литературу, заучивали стихотворения, потешки.
    • Организовывали просмотр мультипликационных и художественных фильмов по заданной теме.
    • В конце второго этапа, дети выступали перед детьми другой группы, перед родителями на утренниках.

    3 этап - заключительный

    • На третьем, заключительном этапе было проведено итоговое открытое занятие на тему «Путешествие в волшебный мир театра»
    • Разработан перспективный план работы по театрализации на старшую и подготовительную группы

    В результате проведенной работы мы смогли заметить, что у детей заметно снизился уровень завышенной самооценки, а также снизился заниженный. Это говорит о том, что дети стали комфортнее ощущать себя в коллективе; у детей наблюдается открытость в общении; прослеживается дружелюбная обстановка в коллективе. Мы видим, что дети приобрели навыки общения, появились навыки сотрудничества и взаимопонимания,  исчезла зажатость и скованность, улучшился эмоциональный фон в группе.

             Таким образом, театрализованная деятельность позволят решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

    РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

    СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....

    Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

    Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

    Театрализованные игры по развитию коммуникативных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического здоровья.(в основе «Психогимнастика М.И. Чистяковой"

    Формирование у детей различных психических процессов (внимание, память, выразительная моторика.); обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния....

    Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484  3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей  с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...

    Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

    Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

    Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

    Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....