Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Власова Юлия Олеговна

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Черных Юлия Олеговна, старший воспитатель

филиала «Зелёнодубравинский детский сад «Дубравушка»

МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка»

Рубцовского района

Одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста выступает формирование представлений о пространственных отношениях, развитие умений и навыков ориентировки в пространстве, а также знакомство с пространственным моделированием.

В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и умений ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности.

Исследователи называют в качестве одного из важнейших условий повышения достижений ребёнка именно формирование у него пространственных представлений [6].

Пространственные представления у детей дошкольного возраста развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения разных величин.

Любая из форм дизонтогенеза характеризуется тем или иным типом дефицитарности базовых предпосылок психической деятельности. Так, у детей с недостатками развития наблюдается замедленное восприятие пространственных представлений, а ограниченная восприимчивость, недифференцированность ощущений и восприятий ещё более затрудняет их формирование. Развитие пространственных представлений у детей с задержкой психического развития происходит сложнее и дольше, чем у нормально развивающихся сверстников [7].

Отмечается неполноценность в формировании пространственных представлений, затрудненность и замедленность при приёме и переработке сенсорной информации у детей с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися детьми этого же возраста.

Дети данной категории испытывают значительные трудности в овладении действиями пространственного восприятия, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности.

Детям с задержкой психического развития  сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве формируется у детей в дошкольном возрасте. Поэтому с самого начала коррекционного процесса необходимо вести работу в данном направлении.

Особую значимость имеет формирование пространственных представлений для подготовки детей с ЗПР к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой тетрадный лист, умение видеть расположение знаков на листе бумаги – это специфические требования, предъявляемые к первокласснику в процессе учебной деятельности. Если ребёнок не ориентируется в окружающем пространстве, не понимает пространственных направлений, расстояний и отношений, тогда усвоение им программы первого класса будет невозможным [5].

Ориентировка в пространстве у детей данной категории грубо нарушена, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании графических навыков, письма и чтения. При рисовании ребёнком с ЗПР человека отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении на листе бумаги, наблюдается диспропорциональность частей тела и т.п. [4].

Дошкольники с ЗПР плохо ориентируются в схеме собственного тела, испытывают затруднения в понимании грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения и направления.

Пребывая в условиях общеразвивающей дошкольной организации, дети с задержкой психического развития оказываются вовлеченными в совместный процесс обучения и воспитания совместно с нормально развивающими дошкольниками. Инклюзивное образование в этом случае предполагает подбор различных форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей с задержкой психического развития. Индивидуальные программы разрабатываются по итогам диагностики состояния каждого ребенка и дают возможность их активного включения в образовательный процесс.

Решать задачи по формированию пространственных представлений целесообразнее всего при взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателей группы, работающих с детьми с задержкой психического развития.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. В этом процессе участвуют кинестетический, осязательный, зрительный и слуховой анализаторы.

Первым этапом развития пространственных представлений у детей с ЗПР является обучение ориентировке в собственной схеме тела и в пространстве относительно себя. Далее идёт формирование восприятия пространственных отношений между предметами, ориентировка в микро пространстве в период старшего дошкольного возраста. Основными приёмами формирования ориентировки в пространстве являются наблюдения и словесное пояснение расположения предметов в пространстве, пояснение и графическое обозначение направлений, дидактические и подвижные. Важным условием является использование пространственной терминологии.

Специальные игры и игровые упражнения используют на занятиях по формированию элементарных математических представлений, физической культуре, в режимных моментах, на рисовании и конструировании, в лепке и аппликации, а также на музыкальных занятиях. Для того чтобы ребёнок не путал правую и левую стороны необходимо накопить опыт практического действования правой и левой рукой, побуждать различать руки по названию и самостоятельно.

Следующей задачей является формирование ориентировки от себя, в основе которой лежат знания пространственного расположения отдельных частей собственного тела.

Только после того, как у старших дошкольников будет в достаточной степени сформирована ориентировка от себя, можно переходить к обучению пространственной ориентировке от других объектов. На всех этапах обучения важно обращать внимание на использование пространственных терминов, что служит показателем знаний об этих отношениях.

Таким образом, расширение пространственных представлений детей с опорой на все анализаторы представляется перспективным направлением работы, способствующим более эффективному формированию пространственных ориентировок, что способствует овладению различными видами движений.

Трудность построения коррекционно-педагогического процесса обусловлена тем, что задержка психического развития является сложным, полиморфным нарушением и затрагивает различные аспекты психического и физического развития.

Мы видим, что восприятие пространства – одна из важнейших функций психической деятельности ребёнка, оно является основополагающим для развития письма, чтения, математики, изобразительного искусства и во всей жизнедеятельности человека. Важно своевременно установить способность ребёнка воспринимать такие признаки объектов как цвет, форма, величина, расположение в пространстве. К семи годам у ребёнка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:

  • пространственные признаки предметов (форма, величина);
  • пространственные отношения между предметами (справа, слева, сверху, снизу, над, под, между, около и т.д.);
  • направления в пространстве (налево, направо, вперёд, назад, вверх, вниз).

После выявления отклонений или отставаний в развитии пространственных представлений необходимо вести коррекционную и целенаправленную работу в данном направлении.

Недоразвитие или несформированность пространственных представлений у детей с ЗПР приводит к тому, что они испытывают значительные трудности при усвоении и употреблении предложно-падежных конструкций.

В связи с этим отметим игру, которой отведена особо важная роль в процессе формирования пространственных ориентировок. Игра является занимательным и доступным видом деятельности. Именно посредством игры можно вызвать интерес детей к изучению и совершенствованию пространственной ориентировки.

Необходимо уделять большое внимание при развитии у старших дошкольников с ЗПР пространственных представлений именно дидактическим играм и игровым упражнениям.

Требуется качественный подбор дидактических игр или подбор таких игровых элементов, которые были бы направлены на решение учебной задачи. В противном случае нельзя говорить о том, что игра выступает в качестве средства обучения.

Таким образом, дети с ЗПР, у которых несформированность пространственных представлений заметна уже в дошкольном возрасте, находятся в группе риска школьной неуспеваемости. Поэтому ясна необходимость ранней коррекции недоразвития пространственных функций в условиях инклюзивного образования. Основная работа по формированию пространственных представлений ведётся на занятиях по формированию элементарных математических представлений и включает в себя задания на определение формы, величины, местонахождения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела относительно окружающих предметов.

Значительным потенциалом в этом направлении обладают дидактические игры и игровые упражнения, поскольку в играх ребёнок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. Использование дидактических игр и игровых упражнений создаёт благоприятные условия для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Следовательно, можно утверждать, что своевременная и целенаправленная коррекция нарушений овладения детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития пространственными представлениями является одним из важнейших условий их развития и подготовки к обучению в школе.

Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития помогает специалистам и воспитателям систематизировать и совершенствовать работу по преодолению нарушений в развитии пространственных представлений.

Список литературы

  1. Бессонова, Т.П. Развитие пространственных представлений у детей [Текст] / Т.П. Бессонова, Е.П. Ворошилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. - №5, с. 1-16.
  2. Боровская, И.К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: пособие для работы с детьми [Текст] : в 2 ч.  / И.К. Боровская, И.В. Ковалец. – Москва : ВЛАДОС, 2003-2004. – Ч. 2: Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – 2004. – 35 с.
  3. Гулеватая, М.Ю. Взаимосвязь специалистов ДОУ при формировании у детей пространственных представлений [Текст] / М.Ю. Гулеватая // Логопед. – 2012. - №3. – с. 40-42.
  4. Дунаева, З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития [Текст] : методическое пособие / З.М. Дунаева. – Москва : Советский спорт, 2006. – 144 с.
  5. Зинченко, Е.В. Система формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития 5-7 лет [Электронный ресурс] : педагогический опыт / Е.В. Зинченко. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/06/12/sistema-formirovaniya-prostranstvennyh-predstavleniy-u-detey-s, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 20.10.2018).
  6. Семенович, А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии [Текст] : Методические рекомендации / А.В. Семенович, С.О. Умрихин. – Москва : РПО, 1998. – 69 с.
  7. Специальная дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст]  / [Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, А.Л. Венгер и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с.
  8. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 256 с.
  9. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. – Москва: Педагогика, 1990. – 182 с.
  10. Япрынцева, Н.М. Вербализация пространственных и пространственно-временных представлений [Текст] / Н.М. Япрынцева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. - №3. – с. 69-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлена структура работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...

Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.

Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...