Главные вкладки

    Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность
    методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

    Гончарова Наталья Владимировна

    Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Коррекционная работа по развитию творческого воображения

    детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

    Гончарова Н.В.  учитель  дефектолог

    МБДОУ комбинированного вида

    детский сад №20

    «Дельфин» г. Саяногорск

    Возникающие в дошкольном возрасте творческое воображение – важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формирования личности ребенка в целом.

    Начинать формировать воображение ребенка можно с самого раннего возраста, надо искать и находить все новые и новые пути для развития умения фантазировать. Создание нового путем аппликации и ручного труда составляет результат творческой деятельности дошкольников. В процессе изодеятельности ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься. Разумеется, в этом случае, чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь, совет помогают ребенку приобрести различные знания, новые изобразительные навыки и умения, уточнить и углубить его представления об окружающем, рассмотреть его творческие возможности и осознать их исполнение. Все это весьма значимо для психического развития. И созданный в результате разнообразных преднамеренных действий продукт является, как правило, новым.

    Изучение воображения старших дошкольников с задержкой психического развития характеризуется особенностями в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что в отличие от воображения нормального развивающихся дошкольников воображение дошкольников с задержкой психического развития к старшему возрасту не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения.

    Чтобы решить данную проблему, мы решили выработать коррекционную систему работы  с детьми с ЗПР по развитию творческого воображения на занятиях по аппликации и ручному труду.

    В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. Методы должны соответствовать:

    - общей цели и задачам;

    - специфике вида деятельности;

    - возрастным и психическим особенностям детей.

    Коррекция отклонений в развитии данной психологической функции у старших дошкольников с ЗПР дает положительные результаты в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер.

    Для развития положительного мотивационно  –  потребностного компонента и интереса к творческой изодеятельности, важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей:

    1. Материальные (оборудование, обстановка и т.д.);
    2. Расширение круга его представлений, обогащение новыми впечатлениями, накопление опыта;
    3. Создание эмоционально благополучной атмосферы на занятии;
    4. Положительное отношение к творческой деятельности.

    Основой развития творческого воображения ребенка является накопление и обобщение жизненных впечатлений, наличие достаточного эмоционально-чувственного и художественного опыта.

    Коррекция развития творческого воображения основывается на принципе развивающего обучения, учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка, при котором оно должно вести за собой развитие, ориентируясь на те компоненты способностей, которые еще не сформировались, но должны сформироваться в ходе такого обучения.

    Цель: развитие творческого воображения и обучение использования в работе разнообразных средств выразительности у старших дошкольников с ЗПР на занятиях  по аппликации и ручному труду.

    Задачи: учить детей проявлять творчество при работе с новыми материалами (ватные подушечки, цветные салфетки, синтепон, опилки и т.д.); развивать воображение, мышление, мелкую моторику; воспитывать интерес к рукотворному миру.

    Основные блоки коррекционной работы:

    Диагностический – заключается в первоначальной диагностике творческого воображения у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста перед проведением занятий, так и в последующей диагностике во время проведения занятий по аппликации и ручному труду.

    Развивающий – планирование и проведения занятий.

    Заключительный состоит в формировании и закреплении полученных знаний.

    Этапы реализации работы:

    Первый этап имел своей целью установления первоначального уровня развития творческого воображения детей средствами изодеятельности. По тестам «Доброе и злое», разработанный А.А. Мелик-Пашаевым и «Дорисуй картинку», разработанный Э. Торренсон и адаптированный  О.М. Дьяченко. Было выявлено, что у детей преобладает низкий уровень развития творческого воображения, который наблюдается более, чем у половины детей.

    На втором этапе своей работы был составлен перспективный план развития творческого воображения на занятиях по ручному труду и аппликации. Для развития творческого воображения использовала следующие методы:

    1. «Фантастический образ». Используется для тренировки и развития творческого мышления и фантазии. Ребенку предлагаются элементы изображений. Его задача – построить из них фантастический образ (существо, предмет).
    2. «Что бы это могло быть?» Детям предлагаются рисунки с фигурами, которые похожи одновременно на несколько предметов. Нужно назвать, что бы это могло быть.

     На этом этапе больше уделяла внимания на использование приемов, которые способствовали бы развитию творческого воображения – беседа, рассказ, чтение произведений, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций.
    Например, я рассказала детям сказку В. Сутеева «Петух и краски». Затем выдала лист с рисунком петуха и предложила каждому выступить в роли краски. Также дается детям цветная бумага. Они наклеивают полоски (каждый свой цвет) и развивают сюжет.

    В качестве развивающих упражнений можно использовать вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной вдвое, симметричных узоров из листа, сложенного в несколько раз (снежинки, листочки, кораблик, ракета), Вырезание силуэтных изображений по контору и на глаз.

    На третьем этапе была проведена повторная диагностика – это позволило оценить динамику развития ребенка. Детские работы стали лучше, интереснее сюжет стал насыщенней, обогащенный образами.

    Вариант коррекционной работы предполагает подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Периодичность занятий 1 раз в неделю, каждое занятие рассчитано на 25-30 мин.

    Схема занятий:

    Ритуал приветствия, создание эмоционального настроя.

    Основная часть, в которой могут быть комбинации из следующих вариантов: беседа, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность.

    Рефлексия прошедшего занятия: оформление выставки работ, их коллективный анализ.

    Таким образом, развитие творческого воображение у старших дошкольников с ЗПР на занятиях по аппликации и ручным трудом, в общей системе коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает возможность развития такой важной психической функции, как воображение. Кроме этого, целенаправленная своевременная работа по формированию творческого воображения у детей данной категории создает условия для их успешной полготовки к обучению в школе.

    Литература.

    Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. Москва, «Гном-Пресс», 2002 год.

    Вересов Н.Н. культура и творчество как психологические идеи./ «вопросы психологии» - №1,2 – 1992.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва, Просвещение, 1991.

    Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. – Москва, «Академия», 1999.

    Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду.- Москва, «Педагогика»,1984.

    Марцинковская Т.Ф. Диагностика психологического развития детей. – Москва, «Линка-пресс», 1997.

    Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников. / «Дошкольное воспитание», №7 – 1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

    РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

    Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Они создаются взрослым специально в обучающих целях, когда обучение...

    Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

    Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

    Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

    Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...