Тема: «Реализация образовательной области «Безопасность» через формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Журавушка» (представление инновационного педагогического опыта
материал по теме

на конкурс

«Учитель года – 2014»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Каменская общеобразовательная средняя школа

Мезенского района»

Структурное подразделение «Детский сад №2 «Журавушка»

Тема: «Реализация образовательной области «Безопасность» через формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

в детском саду «Журавушка»

(представление  инновационного педагогического опыта на конкурс

«Учитель года – 2014»)

                                                             Автор: Андреева Светлана Евгеньевна,

социальный педагог,

вторая квалификационная категория

Архангельская область, Мезенский район

поселок Каменка, улица Федоркова, дом 34

детский сад №2 «Журавушка»

2014 год

        Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………........2

2 Глава 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни старших дошкольников в детском саду «Журавушка»  …………………………………………………………………….3

     1.1. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности……….3

     1.2. Формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни старших дошкольников через рабочую программу «Безопасность и здоровый образ жизни для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Журавушка»………………………………………….4

         3. Глава 2. Методы и приемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности и формирования основ здорового образа жизни в рамках реализации программы «Безопасность и здоровый образ жизни для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Журавушка»…………………………..8

              2.1.Методы ознакомления детей с основами безопасности....……………………………………………………………………8

             2.2. Приемы ознакомления детей с основами безопасности и здорового образа жизни ……………………………………………………….....9

         4.  Заключение……………………………………………………………...10

         5.. Литература……………………………………………………..……….12

         8.  Приложение 1…………………………………………………………..13

         9.  Приложение 2…………………………………………………………..17

         10. Приложение 3………………………………………………………….23

         11. Приложение 4………………………………………………………….27

         12. Приложение 5………………………………………………………….28

         13. Приложение 6………………………………………………………….29

                                   «Образование уменьшает число опасностей,

угрожающих нашей жизни,

уменьшает число причин страха и,

давая возможность измерить опасность

и определить ее последствия,

уменьшает напряженность страха

ввиду этих опасностей».

К.Д. Ушинский

Введение

Одним из основных направлений деятельности социального педагога в детском саду является работа по социальному развитию личности ребенка.    Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, формирование коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению  к существующим в обществе нормативным социокультурным представлениям. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет.  

Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Социальное развитие – многоаспектное явление, включающее в себя и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности.  

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.        

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве,  на улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство.  

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования.

Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома.

Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

 

Глава 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни старших дошкольников в детском саду «Журавушка»

1.1. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности.

Одной из приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернандского.  Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и других.

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. В течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности. Основы безопасности жизнедеятельности - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Воздействия, способные вызывать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.

В большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.

Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит проезжую часть в неустановленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила общественной безопасности и общественного порядка.

Различают следующие виды безопасности: экологическую, военную, технологическую, социальную, информационную, социокультурную, политическую, экономическую, региональную, коллективную, личную и т. д.

         Именно от знаний и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.

1.2. Формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни старших дошкольников через рабочую программу «Безопасность и здоровый образ жизни для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Журавушка»

Работая в детском саду, я заметила, что большинство детей теряются, не могут принять самостоятельные решения,  не знают  к кому обратиться за помощью, не умеют правильно действовать в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. 

В связи с этим у меня возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.  Несформированность у детей качеств основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование и усиление воспитательной роли занятий, игр, социума в образовательном процессе.

Моя работа по ОБЖ и здоровому образу жизни  старших дошкольников рассчитана на решение этой проблемы.

         Новизна данной работы заключается в создании организованной образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста в детском саду.

       Моя работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности создана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой,  Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,  методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника»,  моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками, и соответствует требованиям программы  Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А. Васильевой «От рождения до школы», которая реализуется в нашем учреждении.

Для реализации образовательной области «Безопасность» составила свою рабочую программу, которую  назвала «Безопасность и здоровый образ жизни для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Журавушка». (Приложение 1).

Цель  программы:

  Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

        1.Способствовать формированию у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

        2.Познакомить детей с правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

        3.Сформировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, умение действовать в тех или иных ситуациях.

        4. Помочь ребенку выработать привычку соблюдать меры безопасности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Срок реализации программы – два года. Организованная образовательная деятельность проводится в старшей и подготовительной к школе группах, один раз в неделю. На организованной образовательной деятельности дети знакомятся со строением организма человека, учатся  осознанно заботиться о своем здоровье, бережно  относиться к себе, соблюдать гигиену. Узнают об опасных для здоровья и жизни предметах и ситуациях, которые встречаются в быту, на улице, в природе. Знакомятся с правилами пожарной безопасности, дорожного движения, с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми, животными и др. После проведенной работы планируется, что дети должны знать:

-О значении природного окружения для здоровья человека, правила безопасного поведения, пути и средства укрепления здоровья;

 - как устроен человек;

 - источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

 - опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

 - правила дорожного движения;

 - правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть;

 - правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;

 -  влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег).

 - чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;

 - правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;

 -  как могут быть опасны животные и насекомые,  правила безопасного поведения  при контакте с ними;

Уметь:

    Общаться со сверстниками и взрослыми;

    соблюдать навыки личной гигиены, ухаживать за своим телом ( полостью рта, руками, ногами), одеждой (устранять при небольшой помощи взрослых непорядок в одежде);

    безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;

    оказать посильную медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых;

правильно переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора; называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания»;

действовать правильно в случае опасности в доме;

правильно вести себя в парках, скверах, в лесу, а также при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами):

вызвать службы «01», «02», «03».

Подготовка к  работе по реализации данной программы осуществлялась следующим образом:

-Первичный мониторинг детей старшей группы. Было обследовано: 41 ребенок старшей и разновозрастной групп – 100%.

-Анкетирование родителей по вопросам основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни дома. В анкетировании принимали участие 40 респондентов, что составило 97%.

-Подбор и изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по формированию у детей основ безопасности и здорового образа жизни.

-Подготовка предметно-развивающей среды: дидактические игры, картинки и иллюстрации (овощи, фрукты, транспорт, грибы, бытовые приборы, опасные ситуации, опасные предметы), подготовлен перечень художественной литературы, разработка презентаций по темам.

-Разработка конспектов организованной образовательной деятельности.

 

             Каждый возрастной период включает в себя перспективный план организованной образовательной деятельности. (Приложение №2)

Организованная образовательная  деятельность условно разделена на подразделы:

 1. « Изучаем свое тело»

Начиная со старшей группы,  провожу  организованную деятельность по здоровому образу жизни, на которой детям рассказываю о том, как устроено тело человека снаружи и внутри, индивидуальности человеческого организма,  знакомлю детей с основными  органами чувств.  Детей подвожу к пониманию того, как заботиться о себе, чтобы не болеть, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

2. «Безопасность дома»

Даже дома нас могут подстерегать опасности, необходимо сформировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах и ситуациях, встречающихся в быту, научить их соблюдать определенные правила. Детям объясняю, какими предметами быта им категорически нельзя пользоваться, а какими следует научиться пользоваться, как поступать в случае непредвиденных ситуаций.

3. «Безопасность на  природе»

Отправившись на прогулку в лес, мы восхищаемся многообразием природного мира, порой забывая о том, как он опасен. Важно познакомить детей с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут возникнуть, если не соблюдать эти правила.  Объясняю детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому человек должен соблюдать правила поведения на природе, чтобы не нарушать эту взаимосвязь.

4. «Безопасность на улице и дороге»

Существует множество полезных и увлекательных игр и забав на улице. Но если не соблюдать правила безопасности, то такие развлечения могут стать травмо- и даже смертельно опасными для ребенка. А сколько опасности на дороге? С детьми  изучаем правила дорожного движения, правила соблюдения осторожности во время игр на улице, на воде, при встрече с животными.

5. «Социально-эмоциональное развитие»

Чем раньше ребёнок научится понимать состояние окружающих, тем легче будет он осваиваться в любом коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослыми.

         На организованной образовательной деятельности учимся общению со сверстниками и старшими приятелями,  действиям в случае с незнакомцами. Рассказываю детям, как важна дружба, вместе решаем, какой выход  можно найти в спорной ситуации, что не всегда надо подражать старшим приятелям. Объясняю, как следует себя вести, если пристает незнакомый человек.  Необходимо формировать навыки безопасного самостоятельного правильного поведения, доверять близким людям.  Различаем разные эмоции,  учимся вежливости.

При разработке программы я придерживалась следующих принципов:

Принцип полноты: содержание видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Если один из них выпадает, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности: работа должна проводиться системно весь учебный год.

Принцип сезонности: при ознакомлении детей с природой учитывать местные условия.

Принцип возрастной  адресованности: при работе с детьми, начиная со старшей группы, содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением в подготовительной к школе группе.

ВЫВОД: Таким образом, работа  строится системно, последовательно, дифференцированно, с учетом проживания в районе Крайнего Севера.

Глава 2. Методы и приемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности и формирования основ здорового образа жизни в рамках реализации программы «Безопасность и здоровый образ жизни для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Журавушка»

2.1.Методы ознакомления детей с основами безопасности.

1.  Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. Этот метод помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

2. Метод обыгрывания ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их. Задания типа  «отметим опасные места красными кружочками», «дым в группе, дым из соседнего дома, что ты будешь делать?», «подай ножницы правильно», «нашел таблетку, твои действия».

3.Метод повторения. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

4. Экспериментирование и опыты  дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений

5. Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?» или: «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях дома».

2.2.Приемы ознакомления детей с основами безопасности и здорового образа жизни.

1.Беседы с детьми. Разработаны конспекты занятий по темам в каждой группе.   Организованная образовательная деятельность  важна для познания социального мира. В процессе обучения ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. (Приложение №3)

2. Чтение художественной литературы. Мною подобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.

 (Приложение №4)

3. Работа с дидактическим материалом. (Приложение №5)

4. Игры малой подвижности – создана картотека игр по формированию здорового образа жизни.

5. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация).

 6. Рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, презентации, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок также являются средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности через наглядность, образность.  

7. Экскурсии, наблюдения, эксперименты, опыты.

       Таким образом, дети знакомятся с основами безопасности с помощью разнообразных приемов.  Именно они становятся источниками познания мира.

        Большое воздействие оказывает сочетание разнообразных приемов на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; прослушивание аудиозаписи сказки и изобразительная деятельность.

Для более успешной работы по формированию основ безопасности осуществляю взаимодействие с воспитателями, которые являются активными участниками процесса,  специалистами детского сада, родителями воспитанников.  Примеры  такого  взаимодействия:   в рамках проекта «Дорога к доброму здоровью» (Приложение №6) совместно с инструктором по физической культуре была организована работа детей, воспитателей, родителей по ознакомлению со здоровым образом жизни, цель мероприятия- формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни; итоговая образовательная деятельность на тему « Путешествие в сказку» вместе с  воспитателем разновозрастной старшей группы, целью которого являлось закрепление знаний детей в образовательных областях: коммуникация, художественное творчество, безопасность, ознакомление с художественной литературой.

С воспитателем старшей группы и музыкальным руководителем детского сада подготовили и показали спектакль под названием «Волк и семеро козлят на новый лад» на закрепление правил пожарной безопасности.

          Работа с родителями: анкетирование, родительские собрания, индивидуальные консультации, открытые занятия, оформление папок – передвижек, стендов по обеспечению безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни, информация в газете детского сада «Домовенок».

ВЫВОД: Таким образом, реализация моей деятельности по  основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста складывается из организованной образовательной деятельности на основе конспектов мероприятий, взаимодействию с педагогами детского сада через различные виды деятельности ( игры, досуги, экскурсии), работы с родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:  По результатам обследования в сентябре 2011 года были выявлены следующие проблемы:

     1.Недостаточно сформирован уровень знаний у дошкольников по  основами безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.    

    2. Недостаточное овладение детьми навыками безопасного поведения.  

    3. Неумение принять правильное решение в экстремальных ситуациях.

        На основании анализа полученных результатов, а также опираясь на результаты наблюдения за поведением воспитанников во время организованной образовательной деятельности, мною была разработана система работы, способствующая формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Благодаря планомерной и целенаправленной работе, были достигнуты следующие результаты:

Учебный год

Уровень сформированности знаний воспитанников

высокий

средний

Ниже среднего

2011-2012

начало года

30%

63%

7%

конец года

69%

28%

3%

2012-2013

начало года

59%

35%

6%

конец года

81%

16%

3%

2013-2014

начало года

62%

27%

11%

середина года

67%

27%

6%

Повысился уровень развития детей подготовительной к школе группе по освоению знаний о здоровом образе жизни и основ безопасности жизнедеятельности. Дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях 

Результаты освоения воспитанниками образовательной программы

Учебный

год

Результаты освоения программы воспитанниками

справились

затрудняются

Не справились

2011-2012

начало года

37%

62%

1%

конец года

94%

6%

-

2012-2013

начало года

91%

9%

-

конец года

95%

5%

-

2013-2014

начало года

90%

10%

-

середина года

93%

7%

-

Таким образом, данная система способствует образованию детей  по изучению основ безопасности

Литература

   1.   К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников – М., Мозаика-Синтез, 2011

   2.    Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001

   3. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева программа «От рождения до школы»

  4. Н.И.Добина Развитие личности ребенка в детском саду – Ярославль, Академия развития, 2008

  5. Н.Н Авдеева., О.Л Князева., Р.Б Стеркина. Безопасность – С.П., «Детство-Пресс», 2002

  6. О.В.Соколова Правила поведения в опасных ситуациях – С.П., ИД «Литера», 2010

  7. О.В.Чермашенцева Основы безопасного поведения  дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008

  8. Т.А Шорыгина. Беседы о правилах пожарной безопасности – М., ТЦ «Сфера», 2009

  9. Т.А.Шорыгина Беседы о здоровье. Методическое пособие – М., ТЦ                                   «Сфера»,  2013

Приложение №1

Пояснительная записка

    Ребенок, который еще толком читать и писать не умеет, порой свободно управляется с цветным телевизором, магнитофоном, компьютером…, разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести костер в комнате или на кухне, а ребенок из озорства, любопытства или по недомыслию может.  Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать “внутренности” включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов, играют с ножом или острыми ножницами и получают травмы  от неумелого и неосторожного обращения с ними.  Дети 5-7 лет  уже знают, как обращаться со спичками (видели у взрослых) и поэтому в своем действии могут шагнуть на более высокую ступень – попробуют изучить, что способно к горению. Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.

     Так же необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе

Целью  программы «Безопасность и здоровый образ жизни» является  формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

        1.Способствовать формированию у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

        2.Познакомить детей с правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

        3.Сформировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, умение действовать в тех или иных ситуациях.

        4. Помочь ребенку выработать привычку соблюдать меры безопасности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Срок реализации программы – два года. Организованная образовательная деятельность (далее - ООД) проводится в старшей и подготовительной к школе группах, один раз в неделю. Объем программы рассчитан на тридцать  два ООД в каждой группе.

На ООД дети знакомятся со строением организма человека, учатся  осознанно заботиться о своем здоровье, бережно  относиться к себе, соблюдать гигиену. Узнают об опасных для здоровья и жизни предметах и ситуациях, которые встречаются в быту, на улице, в природе. Знакомятся с правилами пожарной безопасности, дорожного движения, с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми, животными и др.

Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация,  рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, презентации, прослушивание аудиосказок, просмотр мультфильмов.

После проведенной работы планируется, что дети должны знать:

О значении природного окружения для здоровья человека, правила безопасного поведения, пути и средства укрепления здоровья;
- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
- правила дорожного движения;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть;
- правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
-  влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег).
- чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
-  как могут быть опасны животные и насекомые,  правила безопасного поведения  при контакте с ними;

Уметь:

    Общаться со сверстниками и взрослыми;

    Соблюдать навыки личной гигиены, ухаживать за своим телом ( полостью рта, руками, ногами), одеждой (устранять при небольшой помощи взрослых непорядок в одежде);

    Безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
   Оказать посильную медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых;

    Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора. Называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи", «Пункт питания»;
   Действовать правильно в случае опасности в доме;
   Правильно вести себя в парках, скверах, в лесу, а также при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами);

    Вызвать службы «01», «02», «03»; 

Литература

  1. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения  дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность – С.П., «Детство-Пресс», 2002
  3. Фисенко М.А. ОБЖ  разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
  4. Фисенко М.А. ОБЖ  разработки занятий старшая группа серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
  5. Радзиевская Л.И.  «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009
  6. Радзиевская Л.И.  «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
  7. Радзиевская Л.И.  «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
  8. Радзиевская Л.И.  «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
  9. Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001
  10. Шорыгина Т.А.«Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М.; ТЦ «Сфера», 2008
  11. Ганул Е.А. Правила поведения на природе – С.П., ИД «Литера», 2010
  12. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек» Академия развития, 2003
  13. Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
  14. Как устроен человек Энциклопедия дошкольника и младшего школьника, - ЗАО «Издательство «Газетный мир»
  15. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях – С.П., ИД «Литера», 2010
  16. Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001
  17. Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005
  18. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М., ТЦ «Сфера», 2009
  19. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора – М., Издательство Мозаика-Синтез, 2008
  20. Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды – М., Стройиздат, 1992
  21. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006
  22. Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду – Ярославль, Академия развития, 2008

Приложение №2

Календарно-тематическое планирование ООД в старшей группе

Тема

Формы работы

сентябрь

1

Строение тела человека

Беседа, чтение стих-я, игра «Солдаты», рисование, эксперимент, показ иллюстраций

2

Моя кожа

Беседа, загадывание загадок, практическое упражнение, чтение стих-я , сказки «Про зайца грязнулю»

3

Органы пищеварения

Беседа, показ иллюстраций, опыт,

4

Скелет – главная опора моего тела

Беседа, показ иллюстрации  скелета человека, верблюда, чтение стих-я, отрывок из сказки «Цветик – семицветик» Катаева

октябрь

5

Чтоб глазки видели, чтоб ушки слышали

Беседа, чтение стих.  загадывание загадок, показ иллюстраций, схема Базарова, игра «Хорошо – плохо», гимнастика для глаз, опыт «Слышу – не слышу» игровое упражнение «Определи по звуку»,

6

Зубы и уход за ними

Беседа, отгадывание загадок, игра «Веселый и грустный зубик», чтение стих-я «Зубы», прослушание аудиосказки «Сказка про больные зубки», показ иллюстраций

7

Режим дня

Беседа, чтение стих-й «Победа», «Тихий час», «Кто как спит» выполнение физ.упражнений, чтение сказки «Манная каша с бородой», рассматривание картины «Распорядок жизни в детском саду»

8

Где прячется здоровье

Беседа, показ иллюстраций, работа с микроскопом, чтение сказки «Урок здоровья» , рисование микробов

ноябрь

9

Здоровое питание

Беседа, показ иллюстраций №10 из серии «ОБДДВ», чтение рассказа «Сластена – своевольник» Е.Пермяк, прслушивание аудиосказки «Про умывание и правильное питание»

10

Сохрани свое здоровье

Беседа, чтение сказки «Заячья дорожка», показ иллюстраций, чтение и заучивание пословиц,  пальчиковая гимнастика, дид. игры  «Чудесный мешочек», «Полезно-вредно», загадывание загадок, самомассаж ,

11

Таблетки – не конфетки

Беседа, показ иллюстрации, чтение сказки «Неосторожная резвушка» загадывание загадки, стих-е «Таблетки – не конфетки»,

12

Витамины в жизни человека

Беседа, показ иллюстраций, загадывание загадок, спортивная игра «Путешествие за витаминами», дидактическая игра «Разложи овощи и фрукты в корзины»

декабрь

13

Одежда

Беседа, показ иллюстраций, дидактическая игра «Одень куклу», чтение рассказов «Такая разная одежда» с элементами игры, «Глупая история»

14

Каждому опасному предмету - свое место

Беседа, показ иллюстраций, загадывание загадок, чтение стих. «Катушка», чтение сказки «Умный наперсток»

15

Ребенок и незнакомец

Беседа, показ иллюстраций, чтение сказки «Марта и Чичи в парке», чтение стих-й, показ мультфильма.

январь

16

О послушании и доверии близким людям

Беседа, загадывание загадок, чтение сказок «Умей обождать» и «Ссора с бабушкой», речевки (автор О.Колосова)

17

Игры могут быть опасны

Беседа, показ мультфильма, показ иллюстраций, чтение сказки «Новые приключения Стобеда», «Как Стобед качался на качелях»

18

Безопасность на водоемах  зимой

Беседа, показ иллюстраций, чтение стих., речевки, загадывание загадок

Февраль

19

Животные и человек

Кошки и собаки – наши друзья

Беседа. показ иллюстраций, чтение сказки «День рождения Васи» загадывание загадок, рисование любимого животного

20

Неизвестные предметы

Беседа, показ иллюстраций,  чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», имитация ситуации

21

Огонь-друг или враг

Беседа, показ иллюстраций, чтение стих, практическое задание

22

Шалости с огнем

Беседа, показ иллюстраций, чтение стих., рассказа «Пожар» Л. Толстого, экспериментирование

март

23

Пожарная служба

Беседа, показ иллюстраций, чтение стих, рассказ «Как Тимоша царевну спас»

24

Правила дорожного движения для пешеходов

Беседа, показ иллюстраций, просмотр мультфильма «Смешарики» чтение стихотворений

25

Уроки светофора

Беседа, показ иллюстраций, игровые упражнения, рассматривание дорожных  знаков, чтение стих-я про дорожные .знаки, загадывание загадок

26

Общественный транспорт, правила поведения в нем

Беседа, показ иллюстраций, разбор ситуаций, просмотр мультфильма   «Спасик и его друзья»,  загадывание загадок,

апрель

27

Безопасность на природе

Беседа, чтение стих. «Про маленького цыпленка», загадывание загадки, просмотр мультфильма.

28

В лесу. Ядовитые растения и грибы

Беседа, показ иллюстраций, загадывание загадок, чтение сказки «Под грибом», просмотр мультфильма

29

Безопасность на водоемах ранней весной и в летний период

Беседа, загадывание загадок, показ иллюстраций, чтение сказки «Добрая Ивушка»

30

Гроза

Беседа, прослушивание аудиозаписи,  чтение стих. «Гроза», загадывание загадок,  показ иллюстраций,

май

31

Итоговое занятие

Игры по темам, рисование

32

Экскурсия в ППЧ

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе

сентябрь

1

Человек и его тело

Беседа,  показ иллюстраций, практическое упражнение, чтение стих-я «Тело человека»

2

Наши помощники

Беседа, дид.игра «Чудесный мешочек» подвижная игра «АУ» чтение стих-й,

3

Какие мы внутри

Беседа, показ иллюстраций, практические упражнения, дыхательная гимнастика, самомассаж

4

Что мы делаем, когда едим

Беседа,  показ иллюстраций,  загадывание загадок, чтение стих. «Куда пропала пища»

октябрь

5

Микробы и вирусы

Беседа, показ иллюстраций, работа с микроскопом, просмотр мультфильма,

6

Личная гигиена

Беседа, чтение стих-й, загадывание загадок, показ иллюстраций, игра – имитация, работа с тетрадями, прослушивание аудиосказки «Медвежонок, который не любил купаться»

7

Здоровье, болезни.

Отношение к больному человеку

Беседа, показ иллюстраций, самомассаж,  рисование

8

Витамины и полезные продукты

Беседа, показ иллюстраций, муляжей овощей и фруктов, чтение стих,

ноябрь

9

Одежда и здоровье

Беседа, показ презентации, загадывание загадок, дид.игра «Назови одежду»

10

Вежливость  и как не стать неряхой

Прослушивание аудиосказок «Что такое вежливость и почему не надо мусорить» , «Сказка про страну нерях»

11

Детские страхи

Беседа, чтение сказки, чтение стих-я, упражнение «Нарисуй свой страх»

12

Предметы, требующие осторожного обращения, использования и хранение опасных предметов

Беседа, чтение сказки про Ивана и Митрофана, чтение стих-й, работа с карточками, показ иллюстраций, загадывание загадок

декабрь

13

Кухня- не место для игр

Беседа, загадывание загадок, показ иллюстраций, картины, просмотр мультфильма, работа с карточками

14

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Беседа, показ иллюстраций,  загадывание загадок,  чтение стих-я, работа с карточками,  просмотр мультфильма

15

Конфликты между детьми

Беседа, работа с карточками, чтение стих-й, разбор ситуаций, чтение рассказа «Как настроение»

январь

16

Старшие приятели

Беседа, чтение стих-я, игровое упражнение, чтение рассказа «В шалаше»

17

Сделай компьютер своим другом

Беседа, чтение сти-я, загадывание загадки, чтение сказки «Спаси Веронику», прослушивание аудиосказки «Прилипчивый телевизор»

18

Контакты с животными

Беседа, показ иллюстраций, чтение стих, загадывание загадок, просмотр м/ф «Кошки и собаки»

февраль

19

Запомните, детки, таблетки -не конфетки

Беседа, показ иллюстраций,  чтение стих-я, загадывание загадок, чтение сказки «Сказка о том, как полезные вещества чуть не стали опасными» , просмотр м/ф «Если заболел»

20

Как не стать жертвой преступления

 Как вызвать полицию

Беседа, чтение рассказов . показ иллюстраций, показ м/ф.

21

Пожароопасные предметы

Беседа, чтение стих, загадывание загадок,  показ иллюстраций,  работа с карточками, чтение сказки «Как неразлучные друзья в огне не сгорели»

22

Мир огня и правила безопасного обращения с огнем

Беседа, м/медиапрезентация, показ иллюстраций, проведение опытов

март

23

Безопасность на водоемах ранней весной и летом

Беседа, показ иллюстраций, чтение сказки «Волшебные вороны»

24

Проезжая часть

Беседа, показ картины, чтение сказки «Марта и Чичи идут в парк», работа в тетрадях

25

Дорожные знаки

Беседа, показ картины, работа

в тетрадях, презентация, изодеятельность

 

26

В общественном транспорте

Беседа, показ иллюстраций, загадывание загадок, показ мультфильма «Спасик и его друзья», работа в тетрадях

апрель

27

Игры во дворе и на улице

Беседа, показ картины, чтение сказки «Волшебный мяч», «Как Стобед качался на качелях»

28

К кому можно обратиться, если ты потерялся на улице

Беседа, чтение стих., сказки «О важности того, как зовут твоих родителей», «Как Тучка свой домашний адрес запомнила»

29

Насекомые

Беседа, презентация, показ иллюстраций, загадывание загадок, работа с дидактическим материалом

май

30

Съедобные и несъедобные грибы

Беседа,  чтение рассказа «Знакомство с грибами», стих. О грибах, загадывание загадок, игра-имитация «Грибная полянка», показ иллюстраций

31

Гроза

Беседа, прослушивание аудиозаписи звука грозы, иллюстрации, презентация

32

Итоговое занятие

Чтение стих, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, игровые упражнения, рисование, работа с дид.материалом

Приложение № 3

Конспект занятия по безопасности в подготовительной группе

Тема: «Какие мы внутри»

Цель:

Познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок), их названиями, расположением и функциями.

Задачи:

Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (в ходе простых экспериментов).

Вызвать у детей желание больше узнать о своем организме.

Развивать мышление, мелкую и общую моторику.

Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование:

Цветные карандаши.

Листы бумаги с нарисованным силуэтом человека и внутренних органов.

Зеркальца, надутые ранее и сдутые воздушные шары.

Картинки с изображением продуктов питания.

Бумажные салфетки.

Стаканы с водой, соломинки.

Ход занятия:

Каждый человек должен знать строение своего тела, ведь это поможет ему быть здоровым.Вы уже знаете, что наше тело устроено так: сверху — голова, затем шея и туловище. У туловища есть верхние конечности — руки и нижние конечности — ноги.Но это то, что мы видим, а ведь внутри нашего тела много разных органов. Их мы не видим, но благодаря им живем, дышим, думаем, едим и многое другое. Мы познакомимся сегодня с самыми важными органами.Перед вами рисунок-схема, на котором изображены эти органы. После знакомства с каждым органом, вы закрасите его цветными карандашами и постараетесь запомнить.

Мозг

Один из самых главных органов — мозг. Он как начальник над всеми органами, он все знает и за все отвечает. В него, как по проводам, приходят сигналы из внешнего мира, а он отдает приказы всему организму, как реагировать на эти сигналы. Мозг помогает человеку быть человеком. Думать. Ходить. Делать разную работу.

Дидактическое упражнение «Выполни приказ»

Дети выполняют действия по командам.

Наш мозг отдыхает ночью, когда темно и мы спим. Но отдыхает не весь мозг, есть у него дежурные клеточки, которые работают даже ночью. Ведь ночью мы видим сны. А вы можете рассказать, что вам снится?

Мозг очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений. Но все-таки  старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга.

Сердце

Сердце похоже на большой насос, который качает кровь. По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови — накормить все тело. А качает кровь, помогает ей двигаться очень важный орган — сердце. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит.

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

Находится сердце в центре груди, почти посередине, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак — так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь. А вы слышите стук сердца.

Какого цвета наша кровь. Как вы узнали об этом? Когда у вас из ранки течет кровь, то взрослые спешат обработать ранку и остановить кровь. Это очень важно, так как терять кровь очень опасно. А как вам обрабатывают ранки?

Сердце нужно беречь. Но если человек решит все время лежать и ничего не делать, чтобы поберечь сердце, то очень сильно ошибется и только навредит своему сердцу. Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь.

Эксперимент.

Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и прислушайтесь. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? Сердце забилось сильнее.

Легкие

У человека два легких. Легкие нужны человеку чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Воздух не виден, но жить без него нельзя.

Эксперимент

Посмотри на свое дыхание. Поднесите зеркальце поближе и подышите на него. От теплого дыхания зеркало затуманится.

Ваши легкие расширяются, как этот шарик, когда вы вдыхаете и сужаются, когда вы выдыхаете воздух.

Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, как руки приподнялись вместе с наполнившимися воздухом легкими. Теперь выдохните воздух. Руки опустились.

Эксперимент.

Возьмите в руки соломинки, опустите их в стакан с водой и подуйте в них. Что вы увидели. Это воздух в виде пузырьков.

Мы не всегда дышим одинаково. Когда бегаем — дышим чаще и глубже, а когда  мы спокойны или спим — дыхание у нас ровное и спокойное.

Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен свежий чистый воздух. И конечно же, нельзя травит свои легкие сигаретами. От сигаретного дыма легкие становятся черными и заболевают.

Дыхательная гимнастика «Подуй на салфетку»

Желудок

Желудок, как кастрюля внутри нас — туда попадает вся пища, а желудок ее переваривает. С полезной, здоровой пищей желудок справляется легко, а от вредной пищи желудок страдает и даже заболевает. Очень не любит желудок, когда мы наедаемся сверх меры — набиваем живот. Желудок не успевает справиться с большущим количеством еды и у нас начинает болеть живот.

Дидактическая игра «Полезная и вредная пища»

Дети делят на две группы «Полезные» и «Вредные» картинки с изображением продуктов питания.

Самомассаж

Помоги себе сам

На теле человека есть много-много точек. Которые соединены с разными органами. И если выучить эти точки, то можно себе помогать, когда заболеваешь. Сейчас мы научимся сами себе делать массаж.

Гномик в пальчиках живет (сгибают разгибают пальцы рук),
Он здоровье нам несет.
Раз, два, три, четыре, пять
(фалангами напыли трут точки у крыльев носа), 
Начал гномик наш играть,
Кулачком у носа кружочки рисовать,
А потом поднялся выше
(легкое поглаживание гайморовых пазух носа)
И скатился сверху вниз.
Гном в окошко посмотрел
(массаж указательным и средним пальцами надбровных дуг),
Засмеялся, улетел.
Гном нашел у глаза точку
(массаж точек у переносицы),
Вправо, влево покрутил,
На другую надавил
(массаж точек у крыльев носа),
А потом спустился ниже
(массаж точек над верхней губой) -
Прямо к ротику поближе,
За ушами прятался
(массаж точек ушной раковины),
Смеялся надо мной
И хотел играть со мной.
Раз, два, три, четыре, пять
 (массаж лобного отдела и надбровных дуг),
Я решил его поймать.
Гнома я в бровях ловил,
А он по кругу все ходил,
Вот гномик наш и умолк
(массаж кончика носа)
И пустился наутек.
Мы возьмем его в ладошки
(расслабление кистей рук),
Помашем ручками немножко.

Приложение №4

Художественная литература, используемая в работе с детьми

  1. Осторожные сказки и поучительные истории. (подбор сказок по безопасности)
  2. А. Берилле «Как устроено тело человека» серия книг
  3. Д.Б.Игуменова, И.Г.Иванников «Чтобы не было беды»
  4. Л. Радзиевская «Азбука безопасности» серия книг
  5. «Как много вам хочу сказать» рассказы по сюжетным картинкам
  6. «Звонят, откройте дверь» советы старого милиционера
  7. Н.Н. Авдеева, Г.Б.  Степанова «Человек»
  8. Т.А.Шорыгина «Беседы об основах безопасности
  9. Г.Блинов «Приключения Стобеда»
  10. «Разговор о правильном питании»
  11. Загадки про транспорт
  12. Г.Шалаева «Живем без опасности»
  13. Г.Зайцев «Уроки Айболита и Мойдодыра»
  14. Удивительные истории
  15. Правила поведения для воспитанных детей
  16. Растения и грибы
  17. Добрые советы от МЧС

Приложение №5

Дидактические пособия для работы с детьми

  1. Картотека предметных картинок
  2. «Овощи»
  3. «Как избежать неприятностей» игровой дидактический материал
  4. Картинки по обж
  5. Альбом вежливости
  6. Дидактическая игра «Учимся оказывать первую помощь»
  7. «Машины – спасатели»
  8. «Береги живое» игровой дидактический материал
  9. Номера экстренной помощи
  10.  «Узнай настроение»
  11. « Кто где живет»
  12.  «Лабиринт»
  13.  «Где опасно»
  14.  «Строение человека»
  15.  «Чье крылышко»
  16.  «Надень куклу»
  17.  «Опасные предметы»
  18.  «Черный квадрат»
  19.  «Схема Базарова»
  20.  Муляжи овощей и фруктов
  21.  «Дорожная азбука» обучающие карточки

Приложение №6

Информационная карта проекта «Дорога к доброму здоровью»

Структурное подразделение Каменской СОШ

 «Детский сад №2 «Журавушка»

1

Название проекта

«Дорога к доброму здоровью»

2

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

3

Вид проекта

Средней продолжительности, межгрупповой

4

Цель проекта

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни

5

Задачи

  1. Через различные формы работы способствовать общему укреплению здоровья детей.
  2. Формировать у детей представление о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и личной гигиены, взаимосвязи здоровья и питания.
  3. Закрепить представления детей о том, что спорт является одним из составляющих здорового образа жизни.
  4. Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни.
  5. Способствовать развитию физических качеств с целью закрепления здоровья детей. аккуратности, опрятности, желанию следить за своим внещним видом.

6

Краткое содержание

1.Беседы, занятия

2.Физкультурные досуги совместно с  родителями

3.  Неделя зимних игр и забав

4. Участие детей в соревнованиях имени Федоркова

5. Издание  альбома о здоровом образе жизни (сделанных совместно с родителями)

6. Анкетирование родителей

7.Информационно-наглядное просвещение родителей

8. Школа педагогического мастерства «День здоровья педагога»

7

Место проведения

Разновозрастная и подготовительная к школе группы детского сада

8

Сроки проведения

Ноябрь 2012 – Февраль 2013

9

Количество участников

53 человека (из них 49 детей,

социальный педагог-1, инструктор по физической культуре – 1)

10

Возраст детей

5-7 лет

11

Ожидаемые результаты

У детей будет сформировано элементарное

представление о здоровом образе жизни

                              План реализации проекта

Обозначение проблемы:  недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни .

План мероприятий:

дата

мероприятия

ответственный

Занятия

По ОБЖ

06.11.2012

08. 11.2012

Сохрани свое здоровье

Андреева С.Е.

13.11.2012

15.11.2012

Откуда берутся болезни

Андреева С.Е.

20.11.2012

22.11.2012

Здоровое питание

Андреева С.Е.

27.11.2012

29.11.2012

Как беречь здоровье ребенка, таблетки – не конфетки

Андреева С.Е.

04.11.2012

06.11.2012

Витамины в жизни человека

Андреева С.Е.

11.12.2012

13.11. 2012

Одежда и здоровье

Андреева С.Е.

18.12.2012

20.12.2012

Режим дня

Андреева С.Е.

25.12.2012

27.12.2012

Микробы и вирусы

Андреева С.Е.

10.01.2013

Личная гигиена

Андреева С.Е.

Физкультурно-досуговая деятельность

Ежедневно

Утренняя гимнастика

Гаева Н.А.

02.11.2012

День здоровья

«Спортивный праздник урожая»

Гаева Н.А.

Ноябрь

Игры – эстафеты на свежем воздухе

Гаева Н.А.

Веселые старты

Гаева Н.А.

Январь-Февраль

Катание детей на лыжах, санках,

 с горки

Гаева Н.А.

13.12.2012

Физкультурное занятие, состоящее из игр и упражнений с санками

Гаева Н.А.

22.01.2013

Просмотр мультфильмов из серии «Уроки осторожности»

  1. «Микробы»
  2. «Если заболел»

Андреева С.Е.

21.01.2013

25.01.2013  

Участие в Неделе зимних игр и забав»

Гаева Н.А.

24.01.2013

29.01.2013

Изодеятельность

Андреева С.Е.

Гаева Н.А.

30.01.2013

Мы любим играть

Гаева Н.А.

10.02.2013

Участие детей в соревнованиях имени Федоркова

Гаева Н.А.

Андреева С.Е.

Работа с педагогами

01.11.2012

Знакомство воспитателей групп с предстоящей проектной деятельностью и планом работы по проекту

Андреева С.Е.

Гаева Н.А.

11.12.2012

Школа пед. Мастерства

«День здоровья педагогов»

Гаева Н.А.

Работа с родителями

02.11.2012-

04.11.2012

Анкетирование родителей

Андреева С.Е

             Гаева Н.А.

«Газетный турнир (совместно с родителями)

Гаева Н.А.

Создание альбома о здоровом образе жизни

Андреева С.Е.

Гаева Н.А.

07.12.2012

Оформление папки-передвижки для родителей:

«Роль физического воспитания в семье»

«Правильное питание дошкольников»

Гаева Н.А.

 Андреева.С.Е.

Оформление витрины для родителей

1.«Мы здоровью скажем «Да»

2. «Подвижная игра в жизни детей»

3. Утренняя гимнастика дома»

Андреева С.Е.

Рогачева М.Г.

Гаева Н.А.

Гаева Н.А.

Февраль 2013

Спортивное развлечение «А ну-ка мамы»

Гаева Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»

Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Сообщение из опыта работы на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

В последние годы прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.Эти назревшие проблемы послужили достаточным основа...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...