Познавательно-исследовательский педагогический проект по формированию основ здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста "Здоровая пища"
проект (подготовительная группа)

Полетаева Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Автор-составитель:

Полетаева Елена Александровна

воспитатель

МБДОУ детский сад «Сказка»

р.п.Вознесенкое Нижегородская область

Познавательно-исследовательский педагогический проект по формированию основ здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста

«Здоровая пища»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: с 31 январяпо11 февраля (две недели)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность.

Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества.

Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.

Рациональное сбалансированное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. Дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. В наше время, время неконтролируемого потока рекламы, рекламы чипсов, лимонадов, кириешек, чупа-чупсов и т. д. У детей формируются искажённые взгляды на питание. Родители зачастую так же не способствуют формированию стереотипов правильного питания.

Сегодня существует проблема правильного питания в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям здоровое питание из – за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае – котлеты, картошка, в худшем – сосиска, макароны, пельмени. Из – за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок, что ведет к заболеваниям ЖКТ.

А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых естественных вещах: необходимости обратить пристальное внимание детей и родителей на своё питание.

Проблема.

Детям больше нравятся те продукты, которые вредны для здоровья, а от действительно полезных продуктов они чаще всего отказываются.

Цель:Формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, через освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Задачи:

  • Расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать только здоровые продукты;
  • Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
  • Формирование представлений дошкольников о необходимости заботы о своем здоровье;
  • Формировать представления детей, о правилах поведения за столом во время еды, необходимость соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека;
  • Вызвать интерес у детей к самостоятельному приготовлению полезных блюд из овощей и фруктов;
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасности и качества питания;
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия.

Ожидаемые результаты:

  • Дети приобретут представления о полезности пищи, о том, что вредно и что полезно для здоровья;
  • Получат представления о значении рационального питания для здоровья человека, о необходимости заботы о своём здоровье, бережном отношении к своему организму, представления о том, что вредно и что полезно для здоровья и как витамины влияют на организм человека;
  • У детей продолжают формироваться навыки экспериментально-исследовательской деятельности, развиваться познавательная активность, самостоятельность, творчество;
  • Родителиобратят внимание на рацион своих детей, изменят их меню, сделав его более витаминизированным и полезным, получат представления об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для воспитанников.

Проект, включает три этапа:

  • Подготовительный (разработка проекта);
  • Исследовательский (реализация основной части проекта);
  • Заключительный (обобщающий);

Интеграция образовательных областей:

  • Развитие речи и чтение художественной литературы;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Познавательная развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие.

Первый этап: подготовительный

Взаимодействие с детьми:

  • Составление плана совместной работы с детьми;
  • Разработка конспектов занятий;
  • Подбор материала и оборудования для опытов и экспериментов;
  • Подбор сюжетных картинок, цветных карточек и иллюстраций для бесед, игр с детьми;
  • Подбор художественной литературы;
  • Изучение методической литературы.

Взаимодействие с родителями:

  • Оформление папки- передвижки и разработка консультаций для родителей по теме проекта;
  • Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу детского сада;
  • Анкетирование родителей о правильном питании;
  • Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме;
  • Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о здоровой пище;
  • Придумать вместе с родителями загадки о питании и сделать зарисовки к ним.
  • Обмен опытом по приготовлению полезных блюд родителей и детей.

Второй этап: реализация проекта

Формы работы с детьми:

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  • Беседы по теме;
  • НОД;
  • Чтение художественной работы;
  • Дидактические игры;
  • Настольно -печатные игры;
  • Составление рассказов по сюжетным картинкам, по иллюстрациям;
  • Работа с мнемотаблицами;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Подвижные игры;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Продуктивная деятельность (рисование, аппликации, лепка);
  • Организация выставок творческих работ.

Беседы:

  • «Для чего мы едим?»;
  • «Что такое здоровое питание?»;
  • «Правильное питание - залог здоровья»;
  • «Где живут витамины?»;
  • «Что можно приготовить из молока?»;
  • «Откуда берутся продукты питания».

Обсуждение проблемных ситуаций:

  • «Что будет если питаться только сладкими продуктами?»;
  • «Роль воды в питании. Можно ли обойтись без воды?».

Чтение художественной литературы:

  • З. Александрова «Большая ложка»;
  • А. Кардашова «За ужином»;
  • С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
  • Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»;
  • В. Ковальчук «Сказка о здоровом питании»;
  • Н. Носов «Мишкина каша», «Огурцы»;
  • Ю. Тувим «Овощи»;
  • В.Драгунский «Куриный бульон»;
  • В.Катаев «Дудочка и кувшин»;
  • В.Сутеев «Мешок яблок»;
  • Л.Толстой «Косточка», «Сажал старик яблони»;
  • В.Осеева «Печенье»;
  • Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь».

Пересказ, рассказывание:

  • Составление описательных рассказов о фруктах и овощах с помощью мнемотаблиц;
  • Творческое рассказывание по темам «Для чего нужны витамины?»;
  • Составление описательного рассказа на тему «Как мы выращиваем витамины на своем огороде?», «Мамины хлопоты»

Сюжетно-ролевые игры

  • «Моя семья»: сюжеты «Семейный ужин», «На пикнике»;
  •  «Магазин»: сюжет «Продуктовый отдел»;
  • «Кафе»

Опыты и эксперименты

  • «Влияние «Кока-колы» на предметы и продукты»;
  •  «Полезны ли чипсы?»;
  • «Угадай на вкус».

Настольно-печатные игры:

  • Лото «Фрукты», «Овощи»
  • Домино «Фрукты», «Овощи»
  • Разрезные картинки, пазлы
  • Игры с липучками

 Дидактические игры:

  • «Укрась блюдо»
  • «Чего не стало»
  • «Найди по описанию»,
  • «Четвёртый лишний»
  • «Доскажи словечко»
  • «Сервируем стол»
  • «Волшебный мешочек»,
  • «Пирамида питания».
  • «Что неправильно»
  • «Полезно - вредно»
  • «Какой сок?»
  • «Один -много»
  • «Буквы повара»
  • «Что? Где? Когда?»

Подвижные игры:

  • «Съедобное -несъедобное»
  • «Шёл садовник по саду…»
  • «Разложи в корзины»
  • «Ровным кругом»

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация):

  • Рисование «Наполним холодильник полезными продуктами питания», «Вредные вкусности».
  • Лепка из соленого теста «Торты. Пирожное» для сюжетно-ролевой игры «Кафе».
  • Пластилинография «Фрукты. Овощи».

НОД:

  • «Правильное питание – залог здоровья»
  • «Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной»
  • «Витаминная корзина»
  • «Приготовление фруктового салата» (итоговое занятие)

Третий этап: заключительный

  • Оформление выставки детских работ
  • Проведение итогового занятия на тему «Приготовление фруктового салата!»
  • Выполнение различных блюд дома, сделанных родителями совместно с детьми.
  • Работа с педагогами: обмен и распространение опыта с педагогическим коллективом.
  • Публикация проекта

Достигнутые результаты:

В результате работы с детьми, при реализации данного проекта, было достигнуто следующее:

  • У детей расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах овощей и фруктов, о полезных и вредных продуктах, о пользе молочных продуктов и злаков.
    Дети научились узнавать овощи и фрукты при помощи анализаторов (на вкус и запах).
  • Дети умеют применять элементарные правила сервировки стола во время дежурства.
  • Совместные творческие задания для детей и родителей способствовали укреплению взаимоотношений в семьях. Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа по данному направлению была успешной. 

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствуетповышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущаетсебя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело,радуется своим успехам, приобретает опыт общения и сотрудничества.

Список использованной литературы

  • Бабенкова Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  • Климович Ю. П. Учимся правильно питаться. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Картушина М. Быть здоровыми хотим. Методическое пособие для занятий с детьми подготовит. группы д/ сада. – Архангельск, 2001.
  • Сонькин В. Д. Законы правильного питания. – М.: Вентана-граф, 2004.
  • Шорыгина Т. А. Фрукты. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
  • Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
  • Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Правильное питание дошкольников». -М, — 2011г.
  • Коняева Л. «Будь здоров, малыш» //Дошкольное воспитание. - № 11, 2004г.
  • Махонева М. «Воспитание здорового ребенка» //Дошкольное воспитание. -№ 6, 2002г.
  • Унзорг Р. Энциклопедия здоровья. Здоровое питание. — М.: «Кристина и Ко», 2012. — 234 с.
  • Ресурсы сети Интернет.

Фотоотчёт

E:\ПРОЕКт ФОТО.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»

Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Проект "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"

В современном мире выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей. Чтобы человек был здоров и мог полноценно жить, ему необходимо научиться сохранять и укреплять свое здоровье. Начинать учиться, уделят...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...