Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
    статья ( группа) на тему

    Сотникова Марина Владимировна

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pitanie.docx25.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

    Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье...

    Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им.

        И они будут беречься.

                                                           Януш Корчак

                    

    К

    ачество здоровья подрастающего поколения — важный показатель качества жизни общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, медиков, педагогов и психологов. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена рядом правительственных документов. Всемирная организация здравоохранения в «Рекомендациях к плану борьбы за здоровье и благополучие детей и молодежи» определила в качестве всеобъемлющей национальной стратегии — улучшение питания.

    Проанализировав психолого- педагогическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей дошкольного возраста, так как этот период сопровождается интенсивным ростом организма, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем. Это самый благоприятный период  для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирования вкусовых пристрастий и стереотипов пищевого поведения.

    Основы здорового образа жизни  детей старшего дошкольного возраста мы формируем через проект  «Здоровое питание- здоровые мы».

    Цель проекта

    Формировать у детей старшего дошкольного возраста ценностное отношение к собственному здоровью через освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

    В основу проекта легла программа «Разговор о правильном питании» (авторы: академик РАО М. М. Безруких, кандидат биологических наук Т А. Филлипова, кандидат педагогических  наук А. Г. Макеева), одобренная Министерством образования Российской Федерации, которая включает следующие разделы: «Разнообразие питания»; «Гигиена питания и приготовления пищи»; «Этикет»; «Рацион питания».

    Задачи проекта

    Повысить компетентность детей старшего дошкольного возраста в вопросах здорового питания, как одного из компонентов сохранения и укрепления здоровья.

    Формировать у дошкольников представления о правилах этикета, связанных с питанием.

    Привлечь внимание родителей к проблеме организации рационального питания дошкольников.

    Формы и методы работы

    Прежде всего, мы создали в группе предметно-развивающую среду — пространство, в котором ребенок растет и развивается; Большое внимание уделили уголку дежурства по столовой, где расположили схему дежурства, "правила сервировки стола, правила поведения за столом; все необходимые атрибуты для сервировки стола — салфетницы, хлебницы, вазочки для украшения столов, скатерти; родителями были сшиты красивые фартучки с колпачками для дежурных. К предметно- развивающей среде  отнесли и сюжетно- ролевые игры  такие, как «Кафе», «Магазин», «Кухня», «Больница», в которых  можно рассмотреть тему здорового питания.

    Приоритет отдавали таким формам работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка. Это игры, интегрированные занятия, экскурсии, викторины, развлечения, вечера досуга и др.

    Мероприятия по формированию здорового питания проводили в различных формах. Это занятия-путешествия, беседы, экскурсии, КВН. Мы предлагали детям много интересных и познавательных заданий: проблемные ситуации, загадки, опыты и т.д.

    Эффективность работы повышалась; при использовании мультимедийных презентаций «Где прячутся витамины», «Молоко и молочные продукты», «Откуда хлеб появился». Большое внимание уделялось игровым приемам. Так, при изучении темы «Молоко и молочные продукты» к детям приходил кот Матроскин из Простоквашино, «Что нужно есть, чтобы быть здоровым» — Незнайка, «Где прячутся витамины» — кукла Витаминка. Эти персонажи обращались к детям за помощью и сами учили чему-то полезному. Предлагали детям отправиться в увлекательное путешествие или позаниматься в чудесной мастерской, где они становились исследователями, поварами, технологами.

    При изучении новых тем и при закреплении изученных мы активно использовали различные виды игр: сюжетно-ролевые, где дети отображали свой жизненный опыт и представления о правильном питании; дидактические игры, такие, как «Какие продукты можно назвать полезными?», « Витамины на огороде», «Варим суп, компот» «Угадай по вкусу, запаху», «Что положим в винегрет?», и т.д., которые знакомили детей с процессом приготовления блюд, помогали оценить полезность продукта.

    Понравилась детям экскурсия на кухню, где они не только познакомились с традиционной кухней, но и узнали, что все блюда приготовлены из полезных продуктов. Повар детского сада  показала детям, как правильно сервировать стол, и предложили самим поучаствовать в сервировке., так же показала мастер-класс по приготовлению вкусного и полезного десерта из фруктов.

    При посещении магазина дети рассмотрели ассортимент товаров, отметили, как располагаются продукты на полках— хлебобулочные, молочные, мясные и тд., от каких продуктов лучше воздержаться при покупке, проследили за процессом купли-продажи, а затем, с разрешения родителей, сделали самостоятельные покупки тех продуктов, которые приносят пользу для организма человека.

    Большой интерес наших воспитанников вызвала опытно-исследовательская деятельность, которая помогает пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, дает детям представление о различных сторонах изучаемого объекта. Дети были очень увлечены превращением молока в простоквашу, а затем и в творог, наблюдали, как тесто «ходит», вместе с педагогом готовили фруктовый сок.

    Используем в работе с детьми и проектную деятельность. Так знакомясь с полезными свойствами овощей появилась  «Сказка о волшебном супе». Дети придумали ее, нарисовали, а затем  выступали перед родителями и детьми других групп.

    Активно дети и родители участвовали в конкурсах «Укрась кашу», «Придумай рекламу для любимого  овоща».

    Для более прочного и успешного освоения знаний мы постоянно обращались к художественной литературе. В группе создана картотека пословиц и поговорок о пользе здорового питания. Очень интересными и познавательными для детей оказались сказки Л. Лопатиной, М. Скребцовой «Сказочный справочник здоровья»,  где фрукты, ягоды, овощи и злаки в занимательных и добрых сюжетах расскажут вам о своих целебных и питательных свойствах. , пробуждают интерес к здоровой пище, учат, как правильно составлять меню, как заботиться о своем здоровье. Первый том "Сказочного справочника здоровья" посвящен фруктам и ягодам, второй - овощам, третий - злакам и целебным травам. Кроме увлекательных сказок, бесед и игр, после каждой сказки у авторов есть легкие меню для приготовления, которые мы затем предлагали родителям.

    Работа по реализации проекта «Здоровое питание — здоровые мы» состояла из семи блоков: «Если хочешь быть здоров», «Самые полезные продукты», «Как правильно есть», «Режим питания», «Где прячутся витамины», «Овощи и фрукты — витаминные продукты», «Как утолить жажду».

    Первый блок — «Если хочешь быть здоров». На начальном этапе дети получили знания и представления о важности правильного питания. Мы подвели дошкольников к пониманию того, что здоровье человека во многом зависит от здорового питания.

    Второй блок — «Самые полезные

    продукты». Основная задача этого блока — дать представление о том, какие  продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, научить выбирать самые полезные продукты. На данном этапе работы мы обратились к народной мудрости «Раньше ели просто, да жили лет по сто». Каждый человек рано или поздно задает себе вопрос: как же нужно питаться, чтобы быть здоровым, энергичным и вести активный образ жизни? Выяснили, что идеальная пища — это пища родного дома, родного очага, которая основывается на рецептах, передаваемых от бабушки к дочери л внучке, на семейных традициях, на традициях данной местности, данного народа, данной национальности. Это и есть идеальное питание здорового человека. Выделили основные группы продуктов, необходимых для полноценного развития ребенка, — молоко и молочные продукты, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы л т.д. Выяснили, что питание должно быть разнообразным.

    Третий блок — «Как правильно есть». Цель — сформировать у до- школьников представления об основных принципах гигиены питания. В ходе проводимых мероприятий у детей сформировались представления о связи состояния здоровья с гигиеной питания. Они узнали, что от того, как, сколько и когда мы едим, зависит физическая и умственная работоспособность. Детям была предложена модель правил гигиены питания (перед едой мыть руки с мылом, не переедать, во время еды не разговаривать, не торопиться, фрукты и овощи надо хорошо мыть). Для более успешного овладения навыками гигиены питания в группе появился стенд «Правила гигиены», где детям, которые выполняли все правила, в течение дня наклеивался смайлик с улыбкой.

    Четвертый блок — «Режим дня». Соблюдение режима питания — одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, но также когда и как часто. Цель данного этапа работы — дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания. Дети узнали, что полезно есть на завтрак, обед, полдник, ужин, какие бывают каши и из чего их готовят, как сделать кашу вкусной, сами украсили кашу ягодами и фруктами, попробовали составить свой вариант меню на обед. В ходе беседы вспомнили, какие бывают молочные продукты, и узнали, что это полезная еда для полдника. Узнали, что для того чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин полезно есть только легкую пищу.

    Пятый блок — «Где прячутся витамины» знакомит детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Слово витамины, известно нам с детства, и мы настолько привыкли к нему, что перестали придавать ему значение. И напрасно! Ведь без витаминов невозможно обеспечить полноценное и здоровое питание. Мы познакомили детей с основными

    группами витаминов, рассказали, в каких продуктах они содержатся и какое влияние оказывают на наш организм. С помощью родителей были изготовлены книжки-малышки  где живут витамины».

    Шестой блок — «Овощи и фрукты — витаминные продукты». Ягоды, овощи и фрукты — основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему овощи, ягоды и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно. На данном этапе дети познакомились с разнообразием фруктов, овощей, их значением для организма, узнали многое о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, получили практические навыки по приготовлению салатов, по приготовлению соков из фруктов. Познакомились с русскими народными праздниками Капустница и Яблочный спас.

    Седьмой блок — «Как утолить жажду». Вода — важнейшая составляющая часть человеческого организма. Она составляет до 70% массы тела человека и обеспечивает протекание важнейших процессов жизнедеятельности организма. Цель данного этапа работы — сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков. Дети узнали, чем можно утолять жажду, а также о тех напитках, от которых лучше воздержаться. Подробнее остановились на чае, узнали, какие бывают виды чая, познакомились с историей появления чая в России, традициями чаепития в разных странах, а также с тем, какую пользу приносит этот напиток. Полученные знания отразили в творческих работах. Научились сами заваривать различные виды чая и устроили совместное чаепитие с родителями.

    Как известно, основное воспитание детей идет в семье. Поэтому одним из важных условий нашего проекта являлось вовлечение родителей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, результаты начального анкетирования показали, что во многих семьях нарушен режим питания, питание однообразно, неумеренно. Чтобы повысить уровень знаний родителей в области здорового питания, сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, мы использовали различные формы и методы работы с семьей.

    Для родителей была оформлена информационная карта проекта, из которой они узнавали об изучаемой теме, целях и задачах проводимой работы. Оформлялись папки-передвижки, проводились консультации «Режим питания», «Польза овощей и фруктов», «Чем грозит переедание» и т.д. Заинтересовала родителей конференция, на которой врач-педиатр рассказал о необходимости формирования навыков здорового питания в семье и убедил родителей, что здоровье ребенка напрямую зависит от того, что он ест.

    Родители являлись активными участниками конкурсов, выставок «Чудо-овощ», «Любимое блюдо нашей семьи», открытых занятий, совместных экскурсий, праздников и развлечений. Участвовали в подборке материалов для картотек (загадки, пословицы и поговорки, сказки о здоровом питании), в оформлении развивающей среды группы .

    Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию основ правильного питания у дошкольников в ходе реализации проекта «Здоровое питание — здоровые мы» позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и нравственного воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

    По мере реализации проекта отмечались видимые изменения в отношении детей к приему пищи в детском саду и к полезным продуктам в целом. Дети стали более осознанно делать свой выбор в отношении тех или иных продуктов.

    Родители стали активными участниками и помощниками в реализации

    проекта, стали больше внимания уделять организации питания дома, перестали есть всухомятку, чаще стали готовить супы, каши, овощные и молочные блюда.

    Таким образом, наша целенаправленная работа способствовала формированию правильного питания у детей старшего дошкольного возраста как составной части здорового образа жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"

    Хочу поделиться своим опытом работы с детьми. В работе очень подробно олписывается важность ЗОЖ у детей дошкольного возраста....

    Методическая разработка на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

    Актуальность темы: «  Формирование основ здорового образа жизни у детей  5-7 лет» не вызывает сомнений. Эпиграфом данной работы хотелось бы выбрать слова В.А. Сухомлинского : « Я не боюсь ещ...

    Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

    Задача раннего формирования культуры отношения к своему здопровью АКТУАЛЬНА , современна  и достаточна сложна.Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психичес...

    Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»

    Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...