ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
методическая разработка (старшая группа)

Александрова Светлана Ло-Чжуновна

Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников образовательного процесса. Программа ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья физического, психического и социального, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образованием муниципального образования г. Качканар

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки»

ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Подготовила:

Воспитатель

Александрова

Светлана Ло-Чжуновна

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка……………………………………..

4

2

Практическая значимость программы………………………

5

3

Цель и задачи программы…………………………………….

6

5

Основные принципы…………………………………………

7

6

Основные шаги по реализации программы…………………

8

7

Планируемые результаты……………………………………..

11

8

Механизм оценки получаемых результатов…………………

12

9

Тематическое планирование………………………………….

13

10

Перспективный план работы…………………………………

14

11

Список использованных источников………………………...

22

Пояснительная записка

Основными причинами, оказывающими негативное влияние на здоровье дошкольника, являются увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха. Немаловажным является также низкий уровень знаний родителей о ребенке, его интересах, потребностях и возможностях.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и другое.

Разработанная    программа  «Азбука здоровья»  –  это стремление педагога использовать возможности  здоровьесберегающих технологий в физическом развитии  детей.

Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников образовательного процесса. Программа ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья физического, психического и социального, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания.

Система работы строится на основе двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа и других нетрадиционных форм оздоровительной работы.  Дети учатся любви к себе, людям, к жизни.  

Практическая значимость программы

Практическая значимость программы  заключается  в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья; формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье. Также практическая значимость ее заключается в том, что она способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества детей.  

          Для более углубленного раскрытия отдельных тем  воспитатели   используют  проектную деятельность в соответствии с возрастными  особенностями детей и их проблемами.  Все направления проекта  объединяет игровой метод, который придает воспитательно – образовательному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Для осуществления программы  необходим специально подобранный материал, оборудование, специально организованная предметно-развивающая среда.  Необходимо привлечь к решению этой проблемы родителей для более сконцентрированного внимания их к использованию полезных и здоровых продуктов в своем рационе, объединить усилия детского сада и семьи по формированию у детей и взрослых основ здорового образа жизни и правильного питания.

             Только в этом случае реализация проекта  будет способствовать  развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, воспитанию здорового образа жизни.    Выраженная субъективность дошкольников требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых  форм организации  воспитания и развития детей.

Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для формирования начальных представлений о здоровом образе  жизни у детей старшего дошкольного.

Задачи:

- формировать  потребность в укреплении и сохранении физического и психического здоровья, в ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье;

- формировать представление детей об основных принципах здорового питания,  полезных продуктах. Формировать представление детей о правилах столового этикета;

- формировать  навыки  разумного поведения, умения адекватно вести себя в разных ситуациях;

- воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить  окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.

Для выполнения поставленных задач используются следующие здоровьесберегающие технологии:

  • динамические паузы;
  • различные виды игр;
  • занимательные разминки;
  • различные виды массажа;
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика.

Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, подгрупповая, так и индивидуальная.

Формы и методы обучения:

  • словесные – объяснение;
  • наглядные – показ, книги, иллюстрации;
  • поисковые – поиск новых идей, материалов;
  • креативные – творческий подход.

Применяется дифференцированный подход к детям, в связи с их индивидуальными особенностями. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей заниматься.

Основные принципы

- Принцип системности  – занятия проводят в течение целого года при гибком распределении содержания в течение дня.

- Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем.

- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

- Принцип наглядности – связан с особенностями мышления дошкольников (до 5 лет – наглядно-действенное, после 5 лет – наглядно-образное).

- Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.

- Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

- Принцип возрастной адресованности – одно и то же  содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

-  Принцип природосообразности – определение содержания, формы, средства и стиля взаимодействия с каждым ребенком на основе личностного знания о нем.

Программа имеет 2 направления:

1 – психологическое, связанное с изменением сознания и психическим здоровьем.

2 – практическое, т. е. выработка умений и навыков здорового образа жизни.

В целом программа имеет также духовно-нравственный аспект:

-      воспитание положительных навыков и привычек: доброты, заботливости, гостеприимства, чуткости, доброжелательности, готовности помочь больному товарищу;

- воспитание таких волевых качеств, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей;

-      воспитание бережного отношения к природе.

Программа построена на основании современных научных представлений о психическом и физическом развитии ребенка данного возраста, а также в связи с актуальностью проблемы ортобиоза.  В  нем несколько уровней погружения ребенка в проблему человека и его здоровья.

     Первый уровень – информативный.  

Обращаясь к детям, воспитатель сообщает необходимые сведения о еде,  образе жизни, об одежде и элементарной гигиене тела и жилища, о том, как правильно заниматься и отдыхать. Детей знакомят с темами, связанными с миром, природой, со всем живыми живущим, а также правилами безопасности и правилами поведения в экстремальных ситуациях.   

        Второй уровень – это уровень развития сознания ребенка на основе полученных знаний.

Разговор о нем, о его трудностях, привычках, о том, как помочь самому себе, как узнать себя, как стать здоровым и как сохранить здоровье. Воспитатель учить ребенка быть внимательным к себе, своему состоянию и настроению.

Для уточнения своих знаний, для их активного использования, а также для самопроверки и самоисследования детям предлагаются различные игры и задания. Но ведущей формой организации детей является ролевая игра.  

Конечная цель  программы – выработка осознания необходимости  здорового образа жизни.

Основные шаги по реализации программы

Материал данной программы рассчитан для работы с детьми старшего дошкольного возраста и реализуется во время непосредственно образовательной деятельности,   во время образовательной деятельности, организованной в режимных моментах  – в утренние и вечерние часы и на прогулке. Предлагается разнообразная форма организации детей.

Непосредственно образовательная деятельность:

Объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, дидактические игры, моделирование ситуаций, использование современных образовательных технологий, просмотр специальных фильмов и мультфильмов.

Специально организованная деятельность:

- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;

- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, на свежем воздухе и так далее);

- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные);

- подвижные игры, спортивные эстафеты;

- динамические паузы;

- бодрящая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);

Совместная деятельность детей и педагога:

Наблюдения на прогулке, ситуации, общение,  дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирования, развлечения, индивидуальная работа по здоровьесбережению, подвижные игры, участие в соревнованиях, коммуникативные игры, игровые беседы с элементами движений.

Интеграция с другими образовательными областями:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы:

- совместная физкультурно -досуговая деятельность;

- наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки);

- организация совместного активного отдыха;

- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов;

- обогащение литературы по здоровому образу жизни;

- анкетирование;

- вовлечение родителей в образовательный процесс.

Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей:

- дидактические игры;

- рассматривание иллюстраций;

- сюжетно-ролевые игры.

В программе представлены игры, ситуации, общение, и перечень художественной литературы. Данный перечень используется по усмотрению воспитателя с целью закрепления знаний и осуществления личностно-ориентированного подхода.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, как увлекательная проблемно-игровая деятельность, делая акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении определенных ситуационных задач.

Решая проблемные ситуации, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому, с одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с  другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче  разнообразного содержания.   Используются ситуационные задачи  разных типов.  Это и   построение задач на основе программного содержания по разделам, и создание практико-ориентированных задач, требующих экспериментирования и прикладных действий детей.  А также задачи из реальной жизни,  задачи на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале.    

Условием интеграции  становится насыщение разных видов детской деятельности (игра, экспериментирование, познание, общение) информацией о культуре здоровья и об основах здорового образа жизни с последующим формированием на этой базе эмоционально - положительного отношения к данному процессу.

Программа  пронизывает все виды деятельности дошкольника, и  осуществляется  в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.        

Практическая значимость программы  заключается  в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья; формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье. Также практическая значимость ее заключается в том, что она способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества детей.  

Для более углубленного раскрытия отдельных тем  воспитатели   используют  проектную деятельность в соответствии с возрастными  особенностями детей и их проблемами.  Все направления проекта  объединяет игровой метод, который придает воспитательно – образовательному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Для осуществления программы  необходим специально подобранный материал, оборудование, специально организованная предметно-развивающая среда.  Необходимо привлечь к решению этой проблемы родителей для более сконцентрированного внимания их к использованию полезных и здоровых продуктов в своем рационе, объединить усилия детского сада и семьи по формированию у детей и взрослых основ здорового образа жизни и правильного питания.

Только в этом случае реализация проекта  будет способствовать  развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, воспитанию здорового образа жизни.    Выраженная субъективность дошкольников требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых  форм организации  воспитания и развития детей.

Формы и режим занятий

Программа предназначена для детей 5-6 лет  и рассчитана на 1 год обучения. Обучение осуществляется во всех видах деятельности детей  - от 15 до 30 минут. Учебный процесс по программе организован в форме занятия по обучению, закреплению и проверке изученного:

  • викторины,
  • конкурсы,
  • выставки,
  • развлечения,
  • уроки экспериментирования.

Формы организации учебного процесса:
- коллективная;
- индивидуально-групповая. 

Методы и формы обучения 

Программой предусматривается использование традиционных,  инновационных форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используются: 

  • Словесный (рассказ, беседа, диалог)
  • Метод наблюдения (зарисовка, рисунки)
  • Графический (составление схем)
  • Практические задания (упражнения на логику)
  • Наглядный (таблицы, иллюстрации, мультимедийные презентации)

Используются элементы различных инновационных технологий:
1.Метод игры. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности дошкольника, является главной сферой общения детей.
2. Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические работы).
3. Метод программированного обучения (линейное программирование: выбор между правильным и неправильным; разветвленное программирование: выбор одного ответа из нескольких, алгоритм – система).
4. Метод эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение).

5. Элементы здоровьесберегающих технологий.

Планируемые результаты

    Результатом освоения программы «Азбука здоровья» становится ребенок, не только овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий  элементарные правила здорового образа жизни.

    Это ребенок, который:

  • имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом;
  • знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни;
  • бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру;
  • осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д.;
  • имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.

Механизм оценки получаемых результатов

Критерии и параметры оценки эффективности

образовательной программы

Критерии (компоненты) развития навыков ЗОЖ

Параметры развития навыков ЗОЖ

Когнитивный

(методика В.Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни»)

Наличие знаний о строении и функциях человеческого организма, правилах здорового питания, значении физических упражнений и разного рода гимнастик, приемах проведения гигиенических процедур, закаливании, способах укрепления здоровья

Эмоционально-

мотивационный

(методика «Незаконченные предложения» Л.Г. Касьяновой)

Понимание значения здорового образа жизни, ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, интерес к правилам здорового образа жизни

Поведенческо-

деятельностный

(методика наблюдений И.М. Новиковой)

Стремление самостоятельно использовать навыки здорового образа жизни в повседневной жизни, способность переносить умение в другую ситуацию

Мониторинг проводится 2 раза в год — стартовый и итоговый.  Система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Что такое здоровье?

- Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.

- Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.

Октябрь

О правильном питании

- Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.

Ноябрь

Чтобы нам не болеть

- Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни.

Декабрь

Тело человека и личная гигиена

- Познакомить  детей со строением  тела человека,

- Закрепить знания о месторасположении частей тела, лица,

- Закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.

 - Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек.  

Январь

Спорт для здоровья

- Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

- Познакомить с некоторыми видами спорта.

Февраль

Безопасное поведение в быту

- Формировать представление   детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

- Закрепить  правила безопасного поведения в быту.

Март

Ребенок и другие люди

- Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми,

- Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

- Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни,  на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо.

Апрель

Пожарная безопасность

- Формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара,

- Показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.

Май

Ребенок на улицах города

- Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками,

- Формировать представления о некоторых правилах дорожного движения,

- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Июнь – август

«Ребенок и природа»

- Учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми,  знать ядовитые ягоды и растения, отличать съедобные грибы от несъедобных.

- Уметь оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы, знать о воздействии природы на самочувствие, настроение человека,

 - Развивать понимание, что человек – часть природы.

Перспективный план работы

Сентябрь

Тема: «Что такое здоровье?»

Цель: Продолжать формировать у детей навыки охраны жизни и здоровья, значения для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.

Вид

Содержание деятельности

Методическая литература

Занятия

«Помоги Незнайке сберечь здоровье»

Беседа «Как сохранить здоровье», «Береги свое сердце»

Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М., 2005, с.8

Г.К. Зайцев  Уроки Айболита СПб, ,1995

В.А. Дрязгунова Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями

С.Е. Шукшина    Я и мое тело(с. 32,33)

Г.К. Зайцев Уроки Мойдодыра. СПб, 1998,1999

Т.А. Шорыгина   Беседы о здоровье. (методическое пособие) М.,2005

Ситуации

Что я знаю о своем здоровье

Как правильно есть.

Самые полезные продукты.

Пора ужинать.

Общение

Зачем нужно питаться, дышать, двигаться, трудиться?

Что нужно человеку для жизни?

Как сделать свой сон полезным

Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной.

Художественная литература

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Пословицы.

Дидактические и развивающие игры

«Съедобное-несъедобное»

«Полезная и вредная еда»

«Подбери пару»

Творческие игры

С/р игры «Семья», «Больница с разными отделениями»

Развлечения

«Доктор Айболит»

Октябрь

Тема: «О правильном питании»

Задачи. Закреплять знания детей о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, продолжать формировать представления о столовом этикете.

Вид

Содержание деятельности

Методическая литература

Занятия

«Поговорим о еде»

Л.В.Артемова   Окружающий мир в дидактических играх дошкольников (с.78)

План – программа образовательно-воспитательной работы  по программе «От рождения до школы» с.97

Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ 2006г., с. 46,47,49

Журнал.  Ребенок в детском саду. 2006, №6,    2007, 1, с.45

Ситуации

Помоги Федоре

Что было бы, если пропали бы все столовые приборы и посуда

Что я ем на завтрак, обед, полдник и ужин дома и в детском саду. Что полезно, а что нет?

Общение

Откуда хлеб на столе

Хлеб всему голова

Культура поведения за столом

Как мы делали салат.

Что мы любим кушать.

Мои любимые овощи (фрукты).

Художественная литература

Н.Егоров «Огородный светофор»

Ю.Тувим «Овощи»

Дидактические и развивающие игры

«Что лишнее?» (иллюстрации посуды,  продукты питания)

«Накрой куклам стол»

«Вырастим яблоки» (14, 83)

«Что делают из муки»

Творческие игры

С/р  «Магазин» (кондитерский, хлебный, «Овощи – фрукты,

«Осенняя ярмарка»

 «Дары природы»

Экскурсия

В магазин

Развлечения

«Осень в гости к нам пришла»

«Драматизация «Осенние сестрички»

«Дошкольное воспитание» 1991, № 8, с 109;1998, №10, с.127

Ноябрь

Тема: «Тело человека и личная гигиена»

Задачи. Продолжать закреплять знания детей о строении человека и деятельности организма и отдельных органов, о правилах ухода за ними. Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе.

Вид

Содержание деятельности

Методическая литература

Занятия

«Чтобы быть здоровым»

«Как устроено наше тело»

Н.С. Голицына, М.М. Шумова   Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007,с.36

Шукшина С.Е.   Я и мое тело, М.,2004,с. 26

Голицына Н.С.   Твои возможности, человек, с. 8

Н.Н. Авдеева и др.  Безопасность  СПб,2002,

с.84 – 95

Ситуации

Что было бы, если б твой скелет убежал от тебя;

Какую роль играет сердце в организме? На что похожа его работа?

Какое наше тело: хрупкое или прочное?

Общение

Для чего человеку необходимо сердце?

Что ты знаешь о строении своего тела?

Чистота и здоровье.

Моя кожа.

Зачем мы дышим?

Покажи,  где находится головной мозг?

Художественная литература

К.Чуковский «Мойдодыр»,

А. Барто «Девочка-чумазая», «Я расту»,

З.Александрова «Купание»,

В.Катаев «Цветик – семицветик»,

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»,

Загадки, потешки.

Дидактические и развивающие игры

«Опасно-неопасно»

«Правила гигиены»

«Таня простудилась»

«Моя внешность»

Творческие игры

С/р «Поликлиника»

Экскурсия

В прачечную

Развлечения

Декабрь

Тема: «Чтобы нам не болеть»

Задачи. Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, о тех профессиях, которые помогают нам сохранить здоровье.

Вид

Содержание деятельности

Методическая литература

Занятия

«Айболит в гостях у детей»

Н.С. Голицына, М.М. Шумова  Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, с.60

План – программа  образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «От рождения до школы», с.184

Ситуации

Угадай настроение (по модели)

В нашем доме больной.

Первая помощь при укусе и царапине.

Определи и назови выражение глаз.

Общение

Как сделать самомассаж.

Как улучшить свое настроение.

Чтобы не болели уши и горло.

Правила поведения в случае заболевания.

Как уберечься от порезов и ушибов.

Художественная литература

Шкловский Е. «Как лечили мишку»,

«Осторожно – лекарство»,

«Как вести себя во время болезни»

Дидактические и развивающие игры

«Если кто-то заболел»,

«Кому что нужно?»

Творческие игры

С/р «Скорая помощь», «Аптека», «Стоматологическая поликлиника»

Развлечения

«День здоровья»

Январь

Тема: «Спорт для здоровья»

Задачи. Продолжать воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом.

Вид

Содержание деятельности

Методическая литература

Занятия

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М., 2007,с.55

Ситуации

Что было бы, если бы человек не занимался зарядкой, физкультурой.

Какие виды спорта вам нравятся?

Каким видом спорта хотели бы заниматься?

Чем полезен тот или иной вид спорта?

Общение

Кто спортом занимается.

Я катаюсь на коньках, лыжах, велосипеде.

Мой любимый вид спорта. Почему?

Каким видом спорта можно заниматься летом, зимой?

Художественная литература

Загадки.

З. Петрова  Стихи.

Дидактические и развивающие игры

«Назови вид спорта».

«Назови спорт по показу»

Творческие игры

Физкультурные занятия в детском саду.

Экскурсия

На стадион

Развлечения

День спорта

Февраль

Тема: «Безопасное поведение в быту»

Задачи. Продолжать закреплять представления детей о правилах безопасного

поведения в быту, об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

Вид

Содержание деятельности

Методическая литература

Занятия

«В мире опасных предметов»

Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.8, 13-15

Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет

Н.Н.Авдеева и др. Безопасность СПб, 2002,

с. 54-60

Ситуации

Что будет, если встанешь на подоконник.

Почему нельзя брать нож?

Какие электроприборы вы знаете? Для чего они нужны и чем они опасны?

Ножницы, катушки – это не игрушки.

Какие предметы могут стать опасными? В каких случаях?

Общение

Я знаю, что можно, что нельзя.

Безопасность в нашей группе.

В мире опасных предметов

Таблетки – не конфетки.

Почему нельзя играть на кухне?

Художественная литература

Маршак С.Я.  «Пожар»,

Загадки.

Пословицы и поговорки.

Дидактические и развивающие игры

«Источники опасности»,

«Игра дело серьезное»

«Нарисуй отгадку»,

«Если возник пожар»

Творческие игры

С/р  «Семья», «Детский сад», «Больница»

Март

Тема: «Ребенок и другие люди»

Задачи. Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми. Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.

Вид

Содержание деятельности

Методическая литература

Вид деятельности

Содержание

Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.83, 88

Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет

Занятия

«Если чужой приходит в дом»

Ситуации

Ты потерялся.

Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку.

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Общение

Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь.

Незнакомый человек угощает тебя чем-то.

Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине.

Как позвонить в милицию?

Художественная литература

Р.н.с. «Кот, петух и лиса»,  «Волк и семеро козлят»

А.Толстой «Буратино»

К.Чуковский «Котауси и Мауси»

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Дидактические и развивающие игры

«Похитители и находчивые ребята».

«Куда убежать, если за тобой гонятся»

Творческие игры

«Семья», «Транспорт», «Магазин»

Развлечения

«Самый большой друг»

Апрель

Тема: «Пожарная безопасность»

Задачи. Продолжать формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара, показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.

Вид

Содержание деятельности

Методическая литература

Занятия

«Если в доме случится пожар»,

«Знай и соблюдай»

Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998

Т.А.Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности

К.Ю. Белая и др.   Как обеспечить безопасность дошкольника М.2001, с.14.

Ситуации

Как позвонить в пожарную часть? Как быть, если начался пожар?

Спички не тронь – в спичках огонь.

Почему в лесу нельзя жечь костры

Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожара?

Общение

Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»?

Как поступить, если дым попадет в квартиру с лестничной клетки?

Почему дети не должны играть на кухне?

Художественная литература

С.Маршак  «Пожар», «Кошкин дом»;

Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»;

Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

К.Чуковский «Путаница»;

С.Михалков «Дядя Степа»;

Е.Хоринская «Спичка-невеличка»,

Б.Житков  «Дым»

Дидактические и развивающие игры

«Четвертый лишний»;

«Если возник пожар»,

«Опасные соседи»,

«Кому, что нужно для работы»,

«Горит, не горит»

Творческие игры

С/р «Пожарная машина», «Больница»

Развлечения

Игра-драматизация «Кошкин дом»

Май

Тема: «Ребенок на улицах города»

Задачи. Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками, продолжать

закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Вид

Содержание деятельности

Методическая литература

Занятия

«Безопасность на дорогах»

Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М.,2007

Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»

Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку,

Извекова Н.А. и др.  Занятия по правилам дорожного движения, М.,2008

Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,с.13

Журнал.  Ребенок в детском саду. 2007, №1, с.33

Ситуации

Всем ребятам надо знать, как по улице шагать.

Если ты на улице потерялся

Для чего нужны правила дорожного движения?

Опасности зимней дороги.

Общение

Где нужно переходить улицу?

Для чего нужен светофор?

Зачем нужны дорожные знаки?

Как вести себя в транспорте?

Художественная литература

Раскин А. «Как папа бросил мяч под автомобиль»;

Михалков С. «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер»;

Клименко В. «Зайка – велосипедист», «Происшествия с игрушками»;

Г.Георгиев «Что я вижу в городе?»;

Загадки.

Дидактические и развивающие игры

«Дорожные знаки», «Улица», «Поставь знак»,  «Правила движения»,

«О чем говорит светофор?»,

«Красный и зеленый»,

«Пройдись, не ошибись».

Творческие игры

С\р «Уличное движение», «Автобус»,  «Нам на улице не страшно».

Экскурсия

По улице города

Развлечения

Кукольный спектакль «Незнайка на улице города»

Досуг «В стране дорожного движения»

Июнь-август

Тема: «Ребенок и природа»

Задачи. Продолжать учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, знать ядовитые ягоды и растения, отличать съедобные грибы от несъедобных. Уметь оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы, знать о воздействии природы на самочувствие, настроение человека.

Вид

Содержание деятельности

Методическая литература

Ситуации

Какие растения растут на участке  детского сада?

Безопасность при общении с незнакомыми животными.

Красивый, но опасный мухомор.

Съедобные грибы

Безопасность во время грозы.

Можно ли гладить бездомную собаку или кошку?

Съедобные ягоды и ядовитые растения.

К.Ю. Белая Как обеспечить безопасность дошкольников.  М., 2001, с.24 – 44.

Т.А. Шорыгина  Беседы об основах безопасности с детьми

Н.С. Голицына, И.М. Шумова  Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 1007, с. 73- 79.

М.Р. Максиняева и др.  Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М.,1999, с. 34,42,44

Общение

Что такое гроза?

Что бывает вначале - молния или гром?

Можно ли брать в рот дикорастущие растения, особенно незнакомые?

Каких насекомых вы знаете?

Что нельзя делать при общении с кошкой и собакой?

Художественная литература

Загадки, пословицы.

Стихи.

В.Даль «Война грибов»

Г Новицкая «Дворняжка»,  

А. Дмитриев «Бездомная кошка»

Дидактические и развивающие игры

«Что где растет»

«Распутай путаницу»

«Съедобный грибок положи в кузовок»

«Отгадай, какое это насекомое»

«Съедобное – несъедобное»

Творческие игры

Семья (поездка в лес, зоопарк)

Экскурсия

На луг, в поле, на водоем.

Развлечения

Список использованных источников

  1. Авдеева Н.Н. и др.  Безопасность  СПб, 2002
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью
  3. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
  4. Арамина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007
  5. Артемова Л.В.  Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
  6. Белая К.Ю.  и др.  Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001
  7. Белая К.Ю. и др.  Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М.: ТЦ Сфера, 2007
  8. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007
  9. Голицына Н.С.  Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М.,2005
  10. Голицына Н.С., Шумова И.М.  Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007
  11. Дрязгунова В.А.  Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями
  12. Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей, подготовительный класс, Минск «Тесей» 1999
  13. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»
  14. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005
  15. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2008
  16. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»

Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Проект по здоровому образу жизни для детей старшего дошкольного возраста «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения....

Программа по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Здоровые и сильные »

Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста, представление о здоровом образе жизни , и ее пользе....