Программа по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"
материал (старшая группа)

Гришина Елена Владимировна

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_samoobrazovaniyu_na_2019_-_2020_uchebnyy_god.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Ягодка»

Программа по самообразованию

«Формирование основ здорового образа жизни

у детей старшего дошкольного возраста

посредством использования здоровьесберегающих технологий»

Разработала:

Гришина Елена Владимировна, воспитатель

Джубга

2019 - 2020 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

Нормативный срок освоения программы: 2019-2020 учебный год.

Основания для разработки планирования:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 - 13).

5. Программа развития МБДОУ детский сад №7 «Ягодка».

6. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад №7 «Ягодка»

7. Рабочая программа воспитателя.

Актуальность

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является задача становления ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимость серьёзно заниматься, формированием культуры здоровья дошкольников обусловлена рядом объективных причин:

  • фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, поэтому здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно развивать именно в этот период;
  • в этом же возрасте закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребёнком в специально организованной деятельности;
  • дошкольный период в развитии ребенка наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях развития человеческого организма, о способах сохранения здоровья.

 Очень важно сформировать у дошкольников элементарное осознание ответственности за свое здоровье. То есть, закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает физическую активность, правила гигиены, основы правильного питания и т.д.

Для этого нужно способствовать развитию определенного круга знаний и представлений о своем теле, а также сформировать практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

Я считаю, что эффективным способом педагогического воздействия на формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью должны стать здоровьесберегающие технологии: дыхательная и пальчиковая гимнастики, закаливание, игровой самомассаж и другие.

Результатом применения данных технологий будет здоровьесберегающая компетентность ребенка, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Становление ценностного отношения у дошкольников к своему здоровью должно происходить не только в условиях детского сада, но и в семье. При этом необходимо выстраивать взаимодействие с родителями на основе анализа психолого-педагогической ситуации в семье, что предполагает осуществление дифференцированного подхода в работе педагога.

При формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста огромное значение имеет соблюдение педагогом следующих методических правил:

  • последовательность и системность в подаче материала (новое должно основываться на предыдущем материале);
  • доступность, когда усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей ребенка;
  •  включенность детей в активную игровую деятельность;
  • наглядность, необходимая для восприятия правил здорового образа жизни;
  • психологический комфорт каждого ребенка.

В процессе работы по данному направлению я планирую применить современные здоровьесберегающие технологии:

  • Технология, направленная на развитие органов дыхания:
  • дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения улучшают функции дыхательной системы, тем самым осуществляется профилактика заболеваний органов дыхания.
  • Технология, направленная на развитие речевого аппарата:
  • пальчиковые игры и логоритмика влияют на коррекцию речевых нарушений, совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию внимания и памяти.
  • Технология, направленная на формирование у ребенка навыков собственного оздоровления:
  • игровой самомассаж. Это тактильная гимнастика, благодаря которой улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие.
  • Технология, направленная на профилактику опорно-двигательного аппарата:
  • упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.
  • Технологии, направленные на развитие двигательной активности, повышение работоспособности детей:
  • ритмическая гимнастика одна из разновидностей оздоровительной гимнастики.  Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки.
  • гимнастика на фитболах. Этот вид гимнастики развивает двигательные качества, совершенствует координацию движений и равновесия, укрепляет мышечный корсет, создаёт навыки правильной осанки, нормализует работу нервной системы.

При формировании здоровьесберегающих навыков и умений особое внимание буду обращать:

  • на современные формы и методы физического развития дошкольников;
  • на взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  •  на региональные географические и климатические условия.

В этом случае результатами освоения представлений ЗОЖ будут не только знания и элементарные понятия, но и общее физическое развитие воспитанников.

Таким образом, учитывая актуальность данной темы, я определила цель и задачи своей профессиональной деятельности:

  1. Цель и задачи

Цель: совершенствование профессиональных компетенций по вопросам формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Выявить ослабленных детей и детей с хроническими заболеваниями с целью организации индивидуально-личностного подхода к каждому ребенку.
  2. Создать условия для формирования у старших дошкольников основ здорового образа жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий.
  3. Изучить здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста.
  4. Осуществить выбор здоровьесберегающих технологий с учетом специфики ДОУ, климатических условий региона, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы.
  5. Разработать учебно-методический комплект по данной теме.
  6. Организовать и провести мониторинг освоения воспитанниками ценностей здорового образа жизни (вводную и итоговую диагностику).
  7. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия дошкольников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья своих детей.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег и родителей.

  1. Предполагаемые результаты

Для детей:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • в соответствии с возрастом у дошкольников развиты физические качества: общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость, равновесие;
  • сформирован интерес к физическим упражнениям и подвижным играм;
  • сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
  • сформированы элементарные представления дошкольников о строении собственного тела;
  • сформированы представления о здоровом образе жизни и его важности.

Для педагога:

  • развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения вопросов сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • разработан учебно-методический комплект: картотеки различных игр, игровых упражнений, ритмических импровизаций и пластических этюдов, сценарии оздоровительных развлечений и праздников, проблемные и игровые ситуации, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;
  • разработаны педагогические проекты по оздоровлению дошкольников и формированию у них основ ЗОЖ;
  • внедрены в образовательный процесс оздоровительные технологии, современные формы и новые методы работы по формированию здорового образа жизни у детей;
  • обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования;
  •  организована психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для родителей:

  • сформированы педагогические знания и практические умения по формированию у детей основ здорового образа жизни;
  • обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок;
  • развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
  • установлено единство с воспитателем группы в вопросах оздоровления и физического развития своего ребенка.

  1. Планирование профессиональной деятельности

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Организационно-аналитический

1. Анализ собственных профессиональных проблем.

2. Изучение научной и методической литературы по теме самообразования.

Сентябрь

2019г.

Ознакомление с новинками педагогической литературы - постоянно.

  • Самоанализ собственной

  профессиональной деятельности:

  • выявление профессиональных проблем и сильных сторон в работе;
  • определение условий реализации темы.

I.Ознакомление с научной и методической литературой по теме:

  • Ознакомиться и изучить пособия по физическому развитию и оздоровлению дошкольников:

  • Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. - М.: Линка-Пресс, 2000.
  • Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М.: Айрис-Пресс, 2008.
  • Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ: Проблемы и пути оптимизации. – М.: Гном, 2004.
  • Попова Г.П., Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Планирование, занятия, комплексы, спортивные досуги. – Волгоград: Учитель, 2017.
  • Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: пособие для педагогов дошк. учрежд.: в 3 ч. Часть III. – М.: Владос, 2014.

  • Изучить и проанализировать здоровьесберегающие технологии из книг:

  • Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. - М.: Школьная Пресса, 2006.
  •  Картушина М.Ю. «Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья». – М.: Сфера, 2009.
  • Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей.- Человек, 2012.
  • Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» - Волгоград: Учитель, 2012.
  • Пензулаева Л.И.  Оздоровительная гимнастика для занятий с детьми с 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  • Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009.

  • Осуществить выбор оздоровительных игр с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников:

  • Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи.- Волгоград: Учитель, 2014.
  • Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитболгимнастика.- Волгоград: Учитель, 2009.
  • Казина О.Б.  Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М.: АСТ, 2008.
  • Деева Н.А. Занятия с детьми 3-7 лет. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упр., гимнастики, сказки. – Волгоград, Учитель, 2018.
  • Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: «Речь», 2009.

3. Разработка плана по самообразованию.

4. Определение предполагаемых результатов.

5. Мониторинг деятельности (вводная диагностика).

Первая половина октября

2019г.

  • планирование курсов повышения квалификации по теме;
  • планирование обучения на вебинарах, семинарах по данной теме;
  • изучение опыта других педагогов по вопросам формирования ЗОЖ у дошкольников.

  • Деятельность по мониторингу:
  • проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;
  • обработка полученных данных.

Практический

1.Создание психолого-педагогических условий.

2.Разработка методического обеспечения образовательного процесса.

3.Разработка развивающей предметно-пространственной среды в группе.

4.Взаимодействие с родителями.

5.Взаимодействие с социальными партнерами.

Вторая половина октября 2019- апрель 2020 г.

I.Создание психолого-педагогических условий для формирования основ ЗОЖ у детей:

  • Применение недирективной помощи и поддержки детской инициативы и самостоятельности.
  • Проведение ситуаций позитивного общения.
  • Поддержка доброжелательных отношений между детьми.
  • Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка.
  • Применение в совместной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

II. Разработка учебно-методического комплекта:

  • Конспекты НОД оздоровительной направленности:
  • «Подарки здоровья»,
  •  «Поликлиника для зверей», «Кукла заболела»,
  • «Оздоровительные сеансы в детском саду»,
  •  «Азбука здоровья» и др.

  • Сценарии оздоровительных проектов:
  • «Спортивная карусель»,
  • «Моя спортивная семья»,
  •  «Здоровье с ранних лет».

  • Картотека гимнастик
  • «Минутки здоровья» (пальчиковых, для глаз, дыхательных, бодрящих, ортопедических,артикуляционных).

  • Картотека дидактических игр
  • «Полезное  - вредное»,
  • «Что за каша?»,
  • «Полезные продукты»,
  •  «Лечебные травы» и др.

  • Картотека игровых упражнений, ритмических импровизаций и пластических этюдов.

  • Картотека подвижных игр:
  • «Детский футбол»,
  • «Непоседы»,
  • «Кто быстрее» и др.

  • Картотека упражнений на развитие общей выносливости, силы, быстроты, ловкости.

  • Картотека упражнений на гибкость, координацию движений.

  • Сценарии оздоровительных праздников и развлечений:
  • «На лугу пасутся ко …»,
  • «Я здоровье берегу»,
  • «Семейные сеансы здоровья»,
  • «Спортивная карусель»,
  • «Сильные, смелые, ловкие»,
  • «В здоровом теле  - здоровый дух!»,
  • «Весёлый стадион».

  • Рекомендации и консультации для родителей и педагогов:
  • «Коррекция плоскостопия и осанки»,
  • «Здоровые дети в здоровой семье»,
  • «Современные технологии по оздоровлению дошкольников»,
  • «Методы оздоровления детей дошкольного возраста» и др.

  • Буклеты, папки-передвижки по оздоровлению воспитанников:
  • «Здоровое питание»,
  •  «Пейте, дети, молоко!», «Я здоровье берегу»,
  • «Игровой самомассаж для детей»,
  • «Подвижные игры для здоровья детей»,
  • «Здоровое питание».

III. Создание развивающей предметно-пространственной среды:

  • Оформление в группе физкультурных зон и Центра оздоровительной направленности:
  • «Центр здоровья»,
  • «Уголок здоровых дел»,
  • «Спортивная студия».

  • Оснащение образовательного пространства группы оборудованием и атрибутами к оздоровительным видам деятельности.

  • Создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:
  • подбор специальных пособий, книг, альбомов;
  • подбор демонстрационного материала по теме;
  • пополнение видеотеки по физическому развитию дошкольников.

IV.Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме:

  • Проведение совместно с родителями и для родителей:

  • оздоровительных образовательных мероприятий:
  • «Малые олимпийские игры»,
  • «Уроки здоровья»;

  • мастер-классов:
  • «Дыхательная гимнастика для дошкольников»,
  • «Упражнения для укрепления здоровья детей»,
  • «Пальчиковые игры»;

  • консультаций:
  • «Секреты бодрости для детей и родителей»,
  • «Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома»,
  •  «Гимнастика для глаз»,
  • «Игры с обручем»,
  •  «Учим детей ходить на лыжах»,
  • «Здоровое питание ребенка - что это такое?». 

  • Организация совместной деятельности по обогащению РППС:
  • изготовление совместно с родителями нестандартного оборудования для каждого ребенка:
  • пособий для проведения общеразвивающих упражнений (султанчики, гантели, косички);
  • пособий для развития основных видов движений (мешочки, мишени);
  • пособий для проведения коррекционной работы (корригирующие дорожки, пособия для тренировки дыхательной системы, зрительные тренажеры);
  • элементов костюмов и атрибутов для спортивных праздников: шапочки, накидки, маски и т.д.

V.Взаимодействие с социальными партнёрами по теме самообразования:

  • подготовка и проведение совместных проектов, квестов, тематических мероприятий и праздников:
  • с СОШ:
  • «Здоровые первоклассники»,
  • «Мир спортивных историй»,

  • с библиотекой:
  • «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!»,
  •  «Спортивные игры для детей»;

  • с Домом культуры:
  • «Веселый стадион», 
  • «Семейный туризм - для здоровья и познания».

Обобщающий

1. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.

2. Мониторинг деятельности (итоговая диагностика).

3. Распространение опыта работы.

Апрель - май

2020г.

  • Анализ и оценка деятельности.
  • Подготовка отчетов.

  • Деятельность по мониторингу:
  • проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;
  • обработка полученных данных;
  • соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

  • Представление опыта в форме:
  • оздоровительных проектов
  • «Спортивная карусель»,
  • «Моя спортивная семья»,
  • «Здоровье с ранних лет»;

  • презентаций
  • «Современные технологии оздоровления детей старшего дошкольного возраста»,
  • «Приобщение старших дошкольников к здоровому образу жизни в процессе игровой деятельности»;

  • выступлений
  • «Дидактические игры как средство формирования знаний у дошкольников о здоровом образе жизни»,
  •  «Организация предметно-пространственной среды в группе по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста»;

  • публикаций
  • «Профилактика простудных заболеваний у воспитанников ДОУ посредством использования технологий оздоровления»,
  • «Эффективные методы оздоровления детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности».

Литература

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Методическая литература:

  1. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи.- Волгоград: Учитель, 2014.
  2. Деева Н.А. Занятия с детьми 3-7 лет. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упр., гимнастики, сказки. – Волгоград, Учитель, 2018.
  3. Казина О.Б.  Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М.: АСТ, 2008.
  4. Картушина М.Ю. «Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья». – М.: Сфера, 2009.
  5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: Линка-Пресс, 2000.
  6. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М.: Айрис-Пресс, 2008.
  7. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  8.  Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ: Проблемы и пути оптимизации. – М.: Гном, 2004.
  9. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: «Речь», 2009.
  10. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» - Волгоград: Учитель, 2012.
  11. Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей.- Человек, 2012.
  12. Пензулаева Л.И.  Оздоровительная гимнастика для занятий с детьми с 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  13. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009.
  14. Попова Г.П., Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Планирование, занятия, комплексы, спортивные досуги. – Волгоград: Учитель, 2017.
  15. Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитболгимнастика.- Волгоград: Учитель, 2009.
  16. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: пособие для педагогов дошк. учрежд.: в 3 ч. Часть III. – М.: Владос, 2014.
  17. Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. - М.: Школьная Пресса, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»

Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятел...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Мастер-класс "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Материалы мастер-класса "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования злоровьесберегающих технологий, который провела на районном мето...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...