Формирование представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы
статья (старшая группа)

Шефер Елена Сергеевна

Статья содержит рекомендации по формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни через художественную литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zozh.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.

С каждым годом среди дошкольников растет процент детей, имеющих те или иные отклонения в здоровье.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.  Соответственно, формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду

В понимании детей роль здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места, потому что дети не замечают своего здоровья и воспринимают его как естественную данность. Дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек.   В этом возрасте у ребенка необходимо  заложить основные навыки по формированию здоровья.

Необходимость в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. Одним из таких средств может стать художественная литература. Исследования А.М. Виноградовой, Л.Гурович, М. Лучич, М.М. Рубинштейна и др. доказали эффективность воздействия произведений художественной литературы на разные стороны личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерами и телевизорами. Заметно снижен интерес к чтению у детей дошкольного возраста. Поэтому осуществлять формирование понятия о здоровом образе жизни целесообразно  через художественную литературу, которая является мощным средством в воспитании подрастающего поколения. Чтение художественной литературы может помочь ребенку познать прошлое, настоящее и будущее мира, научить анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира.

Для формирования  у детей понятия о здоровом образе жизни через художественную литературу необходимо учитывать ряд условий:

  • Во-первых, выбирать художественные произведения в соответствии с компонентами здорового образа жизни.
  • Во-вторых, организовывать обобщающее обсуждение содержания художественных произведений с элементами игры-драматизации.
  • В-третьих, нужно использовать в процессе чтения наглядный материал, соответствующий содержанию читаемого.

     Чтение художественной литературы целесообразно проводить во второй половине дня, и сочетать с беседами после прочтения. В такой беседе оценивается поведение героев с позиции пользы и вреда здоровью.

Для этого можно задать следующие вопросы: «Что сделал литературный герой? Почему? Каков результат его действий? Как бы ты поступил, или как надо поступить правильно?»   Надо помочь ребёнку проанализировать пользу здорового образа жизни, прогнозировать своё поведение в аналогичных ситуациях.

Начиная работу с детьми по формированию ЗОЖ, необходимо познакомить их с тем, как устроено тело человека. Создание целостного «образа Я» невозможно без физического, телесного «Я». Например, книга Г. Юдина «Главное чудо света» даст детям представление о строении тела человека и функциях организма.  В игровой форме дети смогут узнать  о скелете и мышцах, о коже, о сердце и кровообращении, об органах чувств.

      Важной составной частью в сохранении здоровья и культуры поведения являются культурно-гигиенические навыки. У детей необходимо сформировать  понятие об опрятности,  необходимости содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви.  В этом могут  помочь такие произведения, как стихотворение Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», «Мойдодыр» К,Чуковского и «Девочка чумазая» А.И П.Барто.  

На следующем этапе необходимо помочь детям установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни. Дать детям представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. Дети должны знать, что от того, как, сколько и когда мы едим, зависит физическая, умственная работоспособность, внешний вид, что при недостатке пищи замедляется рост и развитие организма, а так же о том , что переедание также опасно, как и недоедание.  Детям можно почитать стихотворения К.Чуковского «Барабек» и С.Маршака «Робин-Бобин».

   Необходимо сформировать у детей чувство ответственности за свое здоровье, научить их самим заботиться о нем, для этого можно прочитать «Книга сказок о здоровье для детей дошкольного возраста» М.Л.Лазарева и «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова.  

  Прочитав сказку И.Ревю «Добрый воздух» и сказку Р.Киплинга «Почему у слоненка длинный нос?», дети получат знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.  Можно дать детям понятие,  что вокруг нас много лекарственных растений, которые помогают нам быть здоровыми, прочитав произведение «Сказка про лекарственные растения» П.Синявского.

  При работе с детьми необходимо обращать внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, когда чихаешь или кашляешь, надо прикрывать рот и нос платком. Рассказывая о болезнях, учить детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Прочитали сказку Такие произведения как «Цветик-семицветик» В.Катаева помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. И в то же время помогают ребенку задуматься о необходимости беречь себя, о мерах безопасности дома и на улице.

   В результате чтения книг о здоровом образе жизни дети, не только усваивают культурно-гигиенические навыки, знания о строении своего тела, но и лучше начинают относиться к своему здоровью, больше о нём заботиться, а также проявляют интерес к произведениям художественной литературы.

Список  художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни.

  • О физическом воспитании - Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
  • О закаливании - М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»;  А.Иванов «Как Хома зимой купался» 
  • О сне - П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
  • О питании - 3.Александрова «Большая ложка»; А. Кардашова «За ужином»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
  • О санитарно-гигиенических навыках - А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М.Яснов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр». В. Приходько «Вот когда я взрослым стану…»; Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу».
  • О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Проулка»;   И. Залетаева «Скакалочка»; В. Донникова «На катке»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели»; «Зимой»; Г. Ладонщиков «Золотистая гора»; «В день морозный»; «Помощники весны»; С. Михалков «Прогулка».
  • О психологическом климате в группе и дома -                3. Александрова «Шарик»; И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»; А. Кузнецова «Подружки»; Н. Найденова «Новая девочка»; Г. Ладонщиков «Я не плачу».
  • О болезнях, их лечении и профилактике - Р. Кудашева «Петушок»; С. Михалков «Прививка». М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»; С. Михалков «Дядя Степа—милиционер», «Шагая осторожно...»; В. Семернин «Запрещается — разрешается!»; И. Серяков «Горят огни на перекрестках»;        О. Тарутин «Для чего нам светофор». С.Афонькин «Как победить простуду», «Как стать сильным?», «Зачем делать зарядку?», «Откуда берётся болезнь»; В.Голявкин «Про Вовкину тренировку»;
  • О поведении в различных ситуациях - Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.

В работе описаны формы взаимодействия с родителями по вопросам формирования у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни....

Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста "Как помочь Куталке"

Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от ко...

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия.

Формирование представлений о собственном теле, понимание его красоты и совершенства, осознание важности заботливого отношения к себе....