Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
проект по обж (старшая группа)

минина лариса вячеславовна

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

 

В наше время, детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения, остаётся самой болезненной проблемой.  Дети в силу своих возрастных особенностей не могут осознано действовать в окружающей их обстановке, не владеют навыками безопасного поведения на улице, в транспорте, у дошкольника не развита самостоятельность и ответственность за свои поступки.

В  дошкольном  возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, следовательно очень важно, как можно раньше,  знакомить детей с  Правилами  дорожного движения. Главная задача взрослых (воспитателей и родителей) – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного поведения  на улицах  и дорогах. То, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Для решения проблемы связанных с дорожно-транспортной аварийностью было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. Москва «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах».

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится важным использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, в частности, организацию проектной деятельности.

Проектная деятельность – это уникальная совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на достижение заранее определенного результата. Работая с детьми в пределах проекта, мы формируем умение самостоятельно получать знания и практически применять их в жизни.

 

 

 

 

 

Цель: Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

 

Для детей:

  • Формировать представления детей о правилах дорожного движения, работе сотрудников ГИБДД, о нормах и правилах безопасного поведения в транспорте, на дорогах;
  • Развивать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой, ее оценки, предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
  • Воспитывать дисциплинированность и осознанное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения;
  • Способствовать освоению детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, различных видов игр и игровых упражнений;
  • Вызвать эмоциональный отклик педагогов, родителей и детей в ходе совместной деятельности.

Для родителей:

  • Актуализировать проблему воспитания у детей и родителей культуры безопасного  поведения на дороге.
  • Воспитывать интерес к внутрисемейному сотрудничеству.
  • Повышать педагогическую культуру родителей.

 

Этапы проектной деятельности

 

  1. Подготовительный

 

  • работа с литературой
  • педагогическая диагностика детей
  • анкетирование родителей
  • разработка перспективных планов
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Педагог:

  • Подбор и классификация игр и игровых упражнений по изучению правил дорожного движения
  • Проведение педагогической диагностики
  • Разработка перспективных планов
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в области «Социально-коммуникативного развития»
  • Выявление уровня мотивационного отношения родителей к работе с детьми по данной проблеме
  • Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте

 

Дети:

  • Наблюдение за транспортом и автомобилями на улицах города
  • Посещение музея ГАЗ совместно с родителями
  • Решение проблемных ситуаций
  • Чтение стихов, песен, скороговорок о ПДД
  • Целевые прогулки на остановку общественного транспорта, в районную библиотеку

 

Родители:

  • Участие в анкетировании
  • Участие в проблемном круглом столе «Что такое хорошо и что такое плохо?

 

  1. Основной
  • реализация плана работы  с детьми и родителями

 

         Педагог:

  • Размещение информации об акциях, конкурсах на экране ТV
  •  Наглядная информация для родителей на сайте педагога
  • Участие в совместных разработках пособий, дидактических игр, игровых полей, ширм, игровых кубов, электронной игры
  • Проведение занятий, игровых упражнений, создает условия для моделирования ситуаций
  • Привлечение родителей к созданию «автогородк на детской площадке»

 

Дети;

  • Играют в развивающие интерактивные игры
  • Участвуют в продуктивной деятельности (выставки детского творчества, индивидуальные выставки)
  • Создают картотеку книжек – малышек для группы
  • Принимают активное участие в игровой деятельности

 

Родители;

  • Создание семейной медиатеки
  • Участие в Днях взаимодействия с семьей
  • Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность детей и родителей
  • Участие в тематических развлечениях, викторинах, ток-шоу
  • Участие в семейных мастерских, мастер классах
  • Участие в тематических фотовыставках
  • Работа в клубе «Университет старшего поколения»
  • Участвуют в создании автогородка

 

 

      Методы и приемы:

 

  • Словесные: художественное слово, вопросы поискового характера, беседы

 

  • Наглядные: иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, наблюдения

 

  • Практические: упражнения, моделирование, оформление макетов, тематических альбомов, лэтбуков

 

  • Игровые: обыгрывание предметов, макетов; игровые ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых

 

      Формы организации:

 

  • совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми

 

  • использование культурных практик (проектная деятельность, игра)
  • самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность детей

 

  1. Заключительный
  • рефлексия,
  • итоговая педагогическая диагностика

 

Педагог:

  • Подготовка детей к участию в финале районного конкурса «Юные знатоки правил дорожного движения»
  • Проведение итоговой диагностики
  • Подведение итогов работы над проектом

 

Дети:

  • Принимают активное участие в театрализованных играх
  • Участвуют в финале районного конкурса «Юные знатоки правил дорожного движения»

 

Родители:

  • Участие в Дне взаимодействия с семьей
  • Презентация авторских разработок
  • Делятся опытом семейного воспитания в рамках присвоения культуры поведения на дороге
  • Подготовка атрибутов к выступлению команды на районном конкурсе «Юные знатоки дорожного движения»

 

 

Результативность профессиональной педагогической   деятельности и достигнутые эффекты

 

  • У детей сформировано представление детей о правилах дорожного движения, работе сотрудников ГИБДД, о нормах и правилах безопасного поведения в транспорте, на дорогах.
  • Развит навык и умение наблюдать за дорожной обстановкой, ее оценкой, дети могут предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  • Совершенствована дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культура поведения.
  • Дети освоили практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
  • Дети и родители стали активными участниками совместной познавательно-исследовательской деятельности.
  • Дети активно проявляли самостоятельность и инициативность, индивидуальность и творческую активность.
  • Вырос интерес к внутрисемейному сотрудничеству.
  • Повысилась педагогическая культура родителей.

 

Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений в конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Конечным результатом нашей проектной деятельности  стало изготовление макета «Автогородок на детской площадке», где дети могут применять полученные знания по вопросу безопасного поведения на дороге.

 

 

 

 

Методическое обеспечение

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  • Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
    Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  • Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
  • Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
  •  Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
  • Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.

 

 

Опубликовано 25.11. 2022

Минина Лариса Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

В наше время, детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения, остаётся самой болезненной проблемой.  Дети в силу своих возрастных особенностей не могут осознано действовать в окружающей их обстановке, не владеют навыками безопасного поведения на улице, в транспорте, у дошкольника не развита самостоятельность и ответственность за свои поступки.

В  дошкольном  возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, следовательно очень важно, как можно раньше,  знакомить детей с  Правилами  дорожного движения. Главная задача взрослых (воспитателей и родителей) – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного поведения  на улицах  и дорогах. То, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Для решения проблемы связанных с дорожно-транспортной аварийностью было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. Москва «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах».

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится важным использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, в частности, организацию проектной деятельности.

Проектная деятельность – это уникальная совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на достижение заранее определенного результата. Работая с детьми в пределах проекта, мы формируем умение самостоятельно получать знания и практически применять их в жизни.

Цель: Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Для детей:

  • Формировать представления детей о правилах дорожного движения, работе сотрудников ГИБДД, о нормах и правилах безопасного поведения в транспорте, на дорогах;
  • Развивать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой, ее оценки, предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
  • Воспитывать дисциплинированность и осознанное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения;
  • Способствовать освоению детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, различных видов игр и игровых упражнений;
  • Вызвать эмоциональный отклик педагогов, родителей и детей в ходе совместной деятельности. 

Для родителей:

  • Актуализировать проблему воспитания у детей и родителей культуры безопасного  поведения на дороге.
  • Воспитывать интерес к внутрисемейному сотрудничеству.
  • Повышать педагогическую культуру родителей.

Этапы проектной деятельности

  1. Подготовительный

  • работа с литературой
  • педагогическая диагностика детей
  • анкетирование родителей
  • разработка перспективных планов
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Педагог:

  • Подбор и классификация игр и игровых упражнений по изучению правил дорожного движения
  • Проведение педагогической диагностики
  • Разработка перспективных планов
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в области «Социально-коммуникативного развития»
  • Выявление уровня мотивационного отношения родителей к работе с детьми по данной проблеме
  • Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте

Дети:

  • Наблюдение за транспортом и автомобилями на улицах города
  • Посещение музея ГАЗ совместно с родителями
  • Решение проблемных ситуаций
  • Чтение стихов, песен, скороговорок о ПДД
  • Целевые прогулки на остановку общественного транспорта, в районную библиотеку

Родители:

  • Участие в анкетировании
  • Участие в проблемном круглом столе «Что такое хорошо и что такое плохо?

  1. Основной
  • реализация плана работы  с детьми и родителями

         Педагог:

  • Размещение информации об акциях, конкурсах на экране ТV
  •  Наглядная информация для родителей на сайте педагога
  • Участие в совместных разработках пособий, дидактических игр, игровых полей, ширм, игровых кубов, электронной игры
  • Проведение занятий, игровых упражнений, создает условия для моделирования ситуаций
  • Привлечение родителей к созданию «автогородк на детской площадке»

Дети;

  • Играют в развивающие интерактивные игры
  • Участвуют в продуктивной деятельности (выставки детского творчества, индивидуальные выставки)
  • Создают картотеку книжек – малышек для группы
  • Принимают активное участие в игровой деятельности

Родители;

  • Создание семейной медиатеки
  • Участие в Днях взаимодействия с семьей
  • Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность детей и родителей
  • Участие в тематических развлечениях, викторинах, ток-шоу
  • Участие в семейных мастерских, мастер классах
  • Участие в тематических фотовыставках
  • Работа в клубе «Университет старшего поколения»
  • Участвуют в создании автогородка

      Методы и приемы:

  • Словесные: художественное слово, вопросы поискового характера, беседы

  • Наглядные: иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, наблюдения

  • Практические: упражнения, моделирование, оформление макетов, тематических альбомов, лэтбуков

  • Игровые: обыгрывание предметов, макетов; игровые ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых

      Формы организации:

  • совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми

  • использование культурных практик (проектная деятельность, игра)
  • самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность детей

  1. Заключительный
  • рефлексия,
  • итоговая педагогическая диагностика

Педагог:

  • Подготовка детей к участию в финале районного конкурса «Юные знатоки правил дорожного движения»
  • Проведение итоговой диагностики
  • Подведение итогов работы над проектом

Дети:

  • Принимают активное участие в театрализованных играх
  • Участвуют в финале районного конкурса «Юные знатоки правил дорожного движения»

Родители:

  • Участие в Дне взаимодействия с семьей
  • Презентация авторских разработок
  • Делятся опытом семейного воспитания в рамках присвоения культуры поведения на дороге
  • Подготовка атрибутов к выступлению команды на районном конкурсе «Юные знатоки дорожного движения»

Результативность профессиональной педагогической   деятельности и достигнутые эффекты

  • У детей сформировано представление детей о правилах дорожного движения, работе сотрудников ГИБДД, о нормах и правилах безопасного поведения в транспорте, на дорогах.
  • Развит навык и умение наблюдать за дорожной обстановкой, ее оценкой, дети могут предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  • Совершенствована дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культура поведения.
  • Дети освоили практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
  • Дети и родители стали активными участниками совместной познавательно-исследовательской деятельности.
  • Дети активно проявляли самостоятельность и инициативность, индивидуальность и творческую активность.
  • Вырос интерес к внутрисемейному сотрудничеству.
  • Повысилась педагогическая культура родителей.

Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений в конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Конечным результатом нашей проектной деятельности  стало изготовление макета «Автогородок на детской площадке», где дети могут применять полученные знания по вопросу безопасного поведения на дороге.

Методическое обеспечение

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  • Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
    Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  • Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
  • Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
  •  Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
  • Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.

Опубликовано 25.11. 2022

Минина Лариса Вячеславовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме: «Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». (Проект «Дорожная азбука»)

В данной работе представлен проект по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. (Проект «Дорожная азбука»)...

Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования  основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....

Роль дидактических игр в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности. Определить правильно или неправильно ведет себя ребенок в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недо...

Статья «Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»

Статья«Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге  у детей старшего дошкольного возраста через  использование  дидактических  игр и пособий...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....

Картотека конспектов по формированию и закреплению основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; п...

Формирование основ безопасного поведения на дороге с детьми старшего дошкольного возраста на основе кейс-метода по ПДД

Кейс-метод по ПДД позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как её ре...