Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
статья

Вдовицына Елена Яковлевна

«Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

Проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с национальной культурой коренного населения. Через народные обычаи, традиции, фольклор дети начинают усваивать простые правила нравственного поведения, различать основные этические понятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vdovitsyna_elena_yakovlevna_statya.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Вдовицына Елена Яковлевна,  музыкальный руководитель МБДОУ №16 детский сад «Дюймовочка» г. Саяногорск, Республика Хакасия.

«Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

Проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с национальной культурой коренного населения. Через народные обычаи, традиции, фольклор дети начинают усваивать простые правила нравственного поведения, различать основные этические понятия.

Внедряя национально-региональный компонент в образовательный процесс, опираюсь на авторскую программу Л.В. Асочакова, В.Д. Климова, Н.В. Колмакова «Хакасия – земля родная». Эта программа направлена на ознакомление дошкольников с культурой хакасов, природой Хакасии в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Дети, обучающиеся по данной программе, получают знания и впечатления на ином качественном уровне и в дальнейшем легко и с интересом учатся в школе.

Поставив цель ознакомления детей с Хакасией с учетом национально-регионального компонента, определила следующие задачи:

  • Создавать условия для ознакомления детей с фольклором хакасского народа (сказками, песнями, загадками, играми, легендами);
  • Создавать условия  для развития  интереса ребёнка к народной культуре через традиции и народные праздники;
  • Создавать условия для воспитания интереса, любви к родной природе, к животному и растительному миру;
  • Создавать условия для ознакомления детей с хакасским народным костюмом, с декоративной народной росписью;
  • Создавать условия для пробуждения в детях эмоциональной отзывчивости, приобщения их к искусству, музыке, литературе.

Для систематизации работы в начале года составляется перспективный план по возрастам. Согласно этому плану на музыкальной ООД дети знакомятся со сказками, потешками, пословицами, легендами, символикой Хакасии (герб, флаг, гимн), с творчеством ансамблей «Улгер», «Айланыс», слушают песни на хакасском языке. Также используются видео материалы, с помощью которых дети визуально знакомятся с хакасскими костюмами, с хакасскими народными инструментами. Особое внимание уделяется народным играм, танцевальным движениям, знакомству с хакасскими композиторами.

Знакомство с национальной культурой проходит как в обучающем блоке, так и в совместной деятельности с педагогами ДОУ. В групповых комнатах оформлены национальные уголки, отражающие быт и культуру хакасского народа. Здесь же есть куклы в национальных костюмах, жилище хакасов, портреты с хакасскими композиторами и поэтами, книги о Хакасии, хакасские украшения. Воспитатели знакомят детей с хакасскими сказками, ставят театрализованные постановки на основе хакасских сказок, через которые дети познают «добро» и «зло», учатся, бережно относится к природе, защищать слабых, помогать друг другу. Дети знакомятся с хакасскими пословицами, поговорками, загадками, народными приметами.

        Большое место в приобщении детей к хакасской народной культуре  занимают народные праздники и традиции, которые  повышают интерес детей к творчеству, позволяют  проявить творческую инициативу. Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников велико, поэтому очень важно не допускать однообразия при их проведении. При организации праздника тщательно продумываются художественные элементы праздника, анализируется музыкальный репертуар: песни, танцы, стихи, музыку и народные игры.

В марте проводится праздник «Чал пазы» - день весеннего равноденствия, возрождения природы к жизни. Это время начало кукования кукушки, таяние снегов, прилета птиц. Зал оформляется в хакасском стиле, разучиваются стихи, исполняются песни на хакасском языке. На празднике дети знакомятся с легендами хакасского народа «Откуда появился огонь?», «Жарки», ритуалами почитания огня и березы. Ведущая (воспитатель) совместно с детьми проводит обряд кормления огня, дети отгадывают хакасские загадки, исполняют песни на хакасском языке, активно принимают участие в хакасских национальных играх: «Тагибиреойын» в переводе «Игра вокруг березы», «Абат – токпес» - «Медвежий пень, девочки исполняют танец вокруг березки. Ведущая угощает национальным блюдом – «Толган». В апреле проводится праздник «Чирине» - «День матери Земли». Составляющими этого праздника являются сохранения экологически чистой среды, почитания, оснащения сил природы. Дети читают стихи о матушке Земле, проводятся обряды, исполняются песни о Родине. Знакомятся с хакасскими народными играми «Состязания», «Скачки», исполняются русский народный танец и хакасский народный танец с платками.

        Созданные условия, планомерная качественная выстроенная работа по формированию основ духовно -  нравственного воспитания позволяют решить задачи, поставленные перед педагогами ДОУ по внедрению национально-регионального компонента в образовательный процесс. Повышают интерес детей к национальной культуре коренного населения, погружают каждого ребенка в фольклор хакасского народа. Полученный опыт, приобретенный детьми, через различные мероприятия  позволяют воспитанникам легко социализироваться, быть толерантными, развивают коммуникативные качества, которые необходимы для полноценного развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России.  Задача  современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий

Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как сам...