«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_narody_povolzhya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №31 «Чишмэ»

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Доклад – презентация на  тему:

«Ознакомление детей  старшего дошкольного  возраста  

с культурой и традициями народов Поволжья»

Выполнила:

Воспитатель группы №6

Гафиятуллина В. Ф.

г. Зеленодольск - 2015 г.

«Ознакомление детей  старшего дошкольного  возраста  

с культурой и традициями народов Поволжья»

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Э. К.Суслова.

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья.

Задачи:

1.Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям — одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья.  Это — русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т.д.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные игры, в которые дети с удовольствием играют.

Для реализации этой работы используются разнообразные средства:

- устное народное творчество; Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

- художественная литература; В художественной литературе как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего.

- музыкальное народное творчество;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- игра, народная игрушка и национальная кукла;

Для приобщения старших дошкольников к народной культуре Поволжья созданы определенные условия:

·  Многофункциональные уголки в группах ДОУ «Уголок ряженья», «Уголок уединения».

·  Центр «Театр», где размещены различные виды театров.

·  Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

·    Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и  предметы народного быта.

·  Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами,  художественной литературы разных народов мира.

·  Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

·  Планируем реализовать проект «Моя семья».

  • Проводим досуги, на которых дети  поют песни, частушки, загадывают загадки, водят хороводы, играют в народные игры и т.д. Работая с детьми, мы часто используем пословицы и поговорки. Они помогают устанавливать эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
  • Приобщая детей к  истокам народной культуры, знакомим детей с народными костюмами.
  • Огромной любовью пользуется у детей сказка. В народных сказках заключено богатое содержание в отношении насыщенности художественной речи, языковыми средствами выразительности. В процессе чтения сказок знакомим детей с моралью татарского народа, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему. Посредством сказок дети знакомятся с историческим прошлым народов Поволжья, его бытом, обычаями, спецификой деятельности, заключавшейся, главным образом в скотоводстве, охоте, рыболовстве, торговле, в ремесле.
  • Просмотр слайдов «Предметы быта народов Поволжья».
  • Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.

Наша основная цель  —  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты   национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.

Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьёй. Когда родители начинают осознавать необходимость приобщения детей к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада, с энтузиазмом включаются в поиски предметов быта, национальной одежды, обшить куклу в национальный костюм.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Мудрые люди говорят, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Наверное, самый благодарный труд - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим"Культура и традиции русского народа"

Ознакомление дошкольников  с народным праздником "Спиридон-Солнцеворот"...

Статья "Приобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья».

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, нар...

Перспективный план ознакомления детей с культурой и традициями народов Поволжья

План составлен в целях реализации региональной инновационной площадки "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях построения воспитательной системы образовательного...

Перспективный план работы на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов Поволжья»

Перспективный план работы в старшей группе на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов  родного  края»...

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников. Продолжительность проекта:  октябрь 2018 ...

Беседа «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

Приобщение к национальной культуре и культурному наследию родного края....