Беседа «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
консультация

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, изучая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим  народностям -  одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва,  т. д.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает  традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

        Несколько лет назад, наше дошкольное учреждение  начало работу по проекту «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Народы Поволжья». Уже в младших группах  мы приобщаем малышей к народной игруш­ке (пирамидке, матреш­ке, вкладышам, катал­кам, качалкам, игрушке-забаве). Мы знакомим малышей с русскими, мордовскими на­родными играми, хорово­дами, песнями, сказками, загадками, декоративно-прикладным искусством, традициями, праздниками, обычаями.

Во-первых, окружа­ющие предметы, воспи­тывающие в ребенке чувство  красоты, любознательность, долж­ны быть национальными. Это поможет детям с са­мого раннего возраста понять, что они - часть великого наро­да.

Во-вторых, мы реши­ли оборудовать в виде деревенской избы поме­щение-музей. В результате в небольшой комнате раз­местились предметы до­машней утвари, у печи - ухват, кочерга, на полках - предметы народного прикладного искусства, сундук с одеждой, прял­ка, чугунный утюг, вере­тено, люлька и многое другое. Гордость нашего музея – русский самовар и прялка. Дети с удовольствием идут на  занятия по ознакомлению с на­родным творчеством  в мордовскую избу «Горница».

Работая с детьми, мы часто используем посло­вицы и поговорки. Они помогают устанавливать эмоциональный контакт между ребенком и взрос­лым. Использование по­любившихся произведе­ний народного творче­ства в играх значительно обогащает словарь де­тей, делает их речь эмо­ционально выразитель­ной.

 Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Как жили  люди Поволжья? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам  народной культуры Поволжья,  соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.

      Маленький мордвин, татарин, чуваш, русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, праздниках, доброте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные национальные игры. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются народные игры народов Поволжья.

Организация интерактивных выставок и мини-музеев.

            В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

Статья "Приобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья».

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, нар...

Перспективный план ознакомления детей с культурой и традициями народов Поволжья

План составлен в целях реализации региональной инновационной площадки "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях построения воспитательной системы образовательного...

Перспективный план работы на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов Поволжья»

Перспективный план работы в старшей группе на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов  родного  края»...

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников. Продолжительность проекта:  октябрь 2018 ...

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

Приобщение к национальной культуре и культурному наследию родного края....

«Знакомство дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...