Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»
материал (младшая группа)

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах : доброте, милосердии, справедливости.

По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, мы заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы мы выбрали русские народные сказки, рассказы известных писателей, таких как Осеева В., Катаев В., Сутеева В. Г., Маршак С., которые близки мышлению и представлениям ребёнка. А также беседы «Традиции русского народа»; «Народные гуляния и забавы»; «Кем быть?»; «Каждая ссора красна примирением» и многие другие.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Таким образом, мы поставили перед собой следующую цель: Способствовать формированию у детей младшего дошкольного возраста морально-этических и нравственных качеств личности; повысить свой теоретический, духовно-нравственный уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

А для достижения цели определила следующие задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и в интернет-источниках.

2. Систематизировать работу по данной теме, используя информационные технологии.

3. Заложить у детей основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способствовать гармоничному взаимодействию дошкольников со сверстниками и другими людьми.

5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

6. Организовать и провести мероприятия по данному направлению с родителями и педагогами ДОУ.

7. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Российской культуры.

8. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к детской литературе.

В  работе с детьми мы будем стараться использовать все сферы разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое формирование. Применить  следующие виды деятельности: общественная, патриотическая, учебная, трудовая, деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у детей развивается понимание (осознание) того, как их необходимо осуществлять, формируются ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные качества. Практически вся деятельность воспитательной работы будет направлена на побуждение сознанию коллектива, организацию общественно-полезной работы – в основе, которой стояло нравственное воспитание, формирование у детей убеждений, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей и морального долга.

             Также в течение года проведем  дидактические игры на материале известных детям произведений,ряд бесед направленных на раскрытие смысла различны нравственных качеств личности, такие «Добрые дела»; «Вежливая просьба» ( Цель: раскрыть детям смысл понятия «доброжелательность», «вежливость»); : «Зайчик, который всем помогал»; «Берегите книгу».( цель: познакомить детей с таким понятием, как взаимопомощь, бережное отношене к вещам); «Традиции русского народа»; «Народные гуляния и забавы» ( цель: познакомить детей с культурными традициями России); : «Урок дружбы»; «Спасибо за правду» ( цель: обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе; формировать умение договариваться, помогать друг другу; раскрыть детям смысл понятий, правда – неправда, честность – ложь) и многие другие.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми будут проведены циклы занятий: «Наша семья», «Мои папа», а все это будет так же подкреплено в изобразительной деятельности: рисовании, лепке,, аппликации.

Завершая, я могу сказать следующее, духовно -нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, мы будем и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания своих дошкольников, добиваясь нужных результатов.