«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
консультация на тему

Захарова Лидия Михайловна

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается так же в дошкольном возрасте -  с нравственного самоопределения и становления самопознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             

  «Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

«Только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его в первую пору жизни»

                     Ян Амос Коменский

   

 Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается так же в дошкольном возрасте -  с нравственного самоопределения и становления самопознания.

     Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно – нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Систематическое духовно – нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

    Василий Александрович Сухомлинский писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  Из детства ребёнок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.                                                

    Крымский полуостров является полиэтничным и поликонфессиональным регионом. К 4 годам у ребёнка появляются первые признаки национального самосознания, именно в этом возрасте целесообразно начинать работу по формированию этнической и конфессиональной  толерантности. Отражая национальное и региональное своеобразие культур, необходимо уделять особое внимание формированию национального самосознания и базиса личностной культуры, означающего, что ребёнок приобщается к общим, непроходящим человеческим ценностям, но и решить следующие задачи:

   1. Воспитание начал духовной культуры, формирование духовно – нравственного отношения:

      -- к семье, родному дому, городу (селу), Родине;                

      -- к природе родного края;

      -- к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребёнок.

    2. Упражнение ребёнка в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким людям,  к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей и религий, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома и сам нуждается в его участии.

     3. Воспитание уважительного отношения к людям  и результатам их труда, родной земле, государственной символике и символам, традициям страны, государственным и религиозным праздникам.

     4.  Воспитание любви, уважения к  своей этнической группе, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантности.

     5.  Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей, проживающих в Крыму, в том числе, семейных и религиозных обычаев, народного этикета, традиций гостеприимства.

     6.  Воспитание уважения, симпатии, добрых чувст  к людям иных национальностей, обучение этике межнационального общения и «культуре мира».

     7.   Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

     8.   Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных учреждениях.

       Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

      Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно – нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

    В детском саду необходимо проводить специальную работу, направленную на воспитание нравственно – патриотических чувств, так как дошкольный возраст наиболее сензитивный период для воспитания этих чувств.

     Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забывать, что сами по себе знания  являются пищей ума, а патриотизм «от ума не бывает», он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно – нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создаёт патриотическое мировоззрение.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре  страны,  созданной   трудами  родных и близких  людей,  тех,  кого  зовут соотечественниками. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно:  в организованной  образовательной  деятельности,  режимных моментах, самостоятельной деятельности и, конечно же, в семье. Работа должна строиться таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.

   

       Результат  –   становление  личности  с  активной  жизненной  позицией  и  творческим потенциалом, способной  к  самосовершенствованию, к  гармоническому  взаимодействию  с другими людьми. Раскрыться  в  полной мере  ребёнку возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не  просто знание  о  культуре, а проживание  в  культуре, проживание  в  традиции.  При  этом  необходимо  следовать  дидактическим  принципам  «от простого к сложному», «от знакомого понятного к новому, неизведанному», -  сначала знакомить с  ближайшим  окружением, ориентироваться на  их личный опыт,  учитывать  эмоциональный фактор  в  познании.

       Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных  эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью  духовно – нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость  движения  сочетается  с  духовным обогащением детей. Особеннность  народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша  обретать  гармонию с окружающим миром. У  малышей  формируется  устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся  эмоционально – положительная основа для развития духовно – нравственных чувств. По содержанию народные игры  лаконичны,  выразительны  и доступны детям. Они  вызывают активную работу  мысли, способствуют  расширению  кругозора, уточнению  представлений  об  окружающем  мире. Народные игры в контексте с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования  гармонически  развитой, активной  личности,  сочетающей  в себе духовное богатство и физическое совершенство.

      Знакомя детей с играми людей, проживающих в Крыму, важно показать общность целей, единство ценностей этих игр, потому что многие игры одинаковы по своему содержанию  и отличаются только названием, атрибутикой, национальным колоритом и стихотворным сопровождением.

      В региональной программе «Крымский веночек» в подразделе  «Играем вместе»  особо выделены игры, направленные в первую очередь на  обучение  детей  взаимодействию  друг с другом, на развитие у них навыков доброжелательного, толерантного, уважительного отношения друг к другу.

      В  формировании духовно – нравственного и патриотического воспитания немаловажное значение имеют и дидактические игры. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом  «Укрась одежду  национальным  узором»,  «Сложи одежду», «Дом Машеньки и Гульчечек», »Сортируй узоры», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к  Родине на основе изучения национальных культурных традиций  «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?»,  «Птицы в нашем городе», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?», помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много  словесных игр следует использовать при воспитании  у  детей духовно – нравственных чувств и патриотизма: «Вкусные слова» (ребёнок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебные слова), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя улица рассказывает обо

мне», «Люблю  своих  близких» (ребёнок только движениями показывает, как он любит своих близких).

       Работа по ознакомлению детей с народными промыслами и декоративно – прикладным искусством  может быть организована как кружковая работа, которая обогатит представления детей о разнообразии промыслов в Крыму, позволит вовлечь в процесс изготовления народных игрушек   и   других  предметов, в  ходе  которого,  они   приобретают навыки  работы  с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные вещи для людей. Детей можно познакомить с такими видами работ: вышивка, мозаика, плетение, художественная  чеканка  (на  фольге),  изготовление изделий  из  бисера,  объёмное конструирование, флоропластика, флоромозаика, вытынанки  и др. Работы, выполненные детьми, можно использовать  для  украшения группы,  украшения  игровых центров,  как  подарки или атрибуты  для  игр.

       Знакомя детей с историей Крыма, необходимо дать представление о том, что наш полуостров всегда был многонационален.  Здесь издавна звучали разные языки, памятники архитектуры и искусства  создавались носителями  разных  культур и   религий.  Это многообразие  нашло отражение в топонимике  Крыма: в  названиях  улиц,  городов, кварталов, рек, гор  и  других географических объектов. Учитывая то, что топонимика Крыма  претерпевала многочисленные изменения,  нужно знакомить со старыми и новыми географическими  названиями.

       Развитие  у  детей общей  музыкальности  следует осуществлять, используя  наряду  с  классическими  и  высокохудожественным  современным  музыкальным  репертуаром фольклорные  произведения  крымчан  и  произведения современных   крымских  авторов.

       Для  ознакомления  с  народными  музыкальными инструментами  можно  рекомендовать следующие: балалайка, домбра, зурна, кавал, думбелек, дарэ, скрипка, цимбалы и другое.

       Знакомить детей с характерными особенностями традиций и обычаев людей, проживающих в Крыму,  целесообразно на  праздничных утренниках и развлечениях. Детям  необходимо  дать общие понятия о праздниках, например, как и когда к людям пришли праздники, с чем они были связаны, праздники бывают разные. В народных праздниках и традициях фокусируются веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением насекомых, птиц, растений.  Причём эти наблюдения  непосредственно  связаны  с трудом и  различными сторонами  общественной  жизни человека, со  всеми  их ценностями  и многообразием. Оптимальным для духовно – нравственного  и патриотического воспитания детей является проведение сезонных музыкально – игровых праздников: осенью – «Ярмарка»; зимой – «Новый год»,  «Рождество», «Святки»,  «Защитники Отечества», «Масленица»;  весной – «Наши мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто»; летом – «День защиты детей»,  «Именины берёзки» (Троица), «Праздник Петра и Февронии». В  содержание сценариев можно вводить фольклорный материал на родном языке и «языке соседа».

       Вечера  развлечений  для  детей могут  быть  посвящены  национальным  праздникам, проведённым в доступной для детей форме. Региональная программа «Крымский веночек»  в разделе «Праздники народов Крыма» рекомендует знакомить детей дошкольного возраста с наиболее известными

и  значимыми праздниками людей, проживающих  в  Крыму.

     Художественные произведения занимают значительное место в формировании межкультурных и межнациональных  связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению внутреннего мира   людей. Детская   книга открывает  границы  культур разных  людей  для  детской любознательности и  их  духовного  развития. Художественная  литература помогает  вводить ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит всматриваться в людей, понимать их и мотивы их поступков, воспитывать  человечность,  терпимость.

     Произведения крымских писателей и поэтов приобщают детей к богатому национальному наследию  Крыма, в  формировании  национального  самосознания детей и их толерантного отношения друг к другу, независимо от этнических и религиозных отличий.

     Педагоги детского сада широко используют в работе источники художественного чтения и рассказывания детям:

    1. Устное народное творчество.

    -  народнопоэтические  произведения  (потешки, считалки, заклички, присказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки);

    -  прозаические произведения (сказки, сказания, легенды, притчи, былины, мифы);

    -  игровой фольклор (народные хороводные, подвижные игры, игры-драматизации с текстом и диалогами).

    2. Произведения классической  и современной литературы о Крыме.

    3. Произведения крымских писателей и поэтов.

    Региональная программа  «Крымский веночек» в разделе «Художественная литература» рекомендует использовать в соответствии с возрастными и  индивидуальными  особенностями  те  художественно-познавательные и собственно художественные  произведения, которые помогут донести до детей нравственно—духовные понятия, идеи толерантности, познакомят их с жизнью, культурой, историей людей, живших и проживающих в Крыму.

      Процесс духовно – нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста имеет свою специфику и трудности в организации. Однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование основ культуры казаков в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

14 октября в моей группе состоялся фольклорный праздник "Казачья покровская ярмарка "...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

План по самообразованию по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через приобщение к природе и культуре родного края ».

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенно...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»

laquo;Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию...

"Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к народной культуре"

В наше время, полное тревог и противоречий, когда бесчеловечность, силовое давление и бездуховность становятся нормой в сообществе, возврат к истокам народной мудрости и традиций сможет помочь ребенку...