Выступление на педагогическом совете «Организация работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
материал

Анастасия Владимировна Евтушенко

1. Вступление. Актуальность темы педсовета

  Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является нравственное и патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с  ребёнком.

  Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

  Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ – это система мероприятий, направленных на формирование у детей чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

  Формы и методы организации работы:

  Программа патриотического воспитания в детском саду подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к Отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам.

Вторая часть методологической работы – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями педагоги нашего детского сада проводят тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

  Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических центров в группах, в большинстве групп, начиная со второй младшей такие центры совмещены с уголком духовно-нравственного воспитания «Наши истоки», примеры патриотических центров вы можете увидеть на слайдах (вкючить слайды); организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музея, городской библиотеки; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, можно организовать также просмотр видеофильмов.

 

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми охватывает все формы и методы работы с детьми, в том числе и по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

  Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ мы приурочиваем обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

  При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

  При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники.

  Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи.

  Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в группах педагоги организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры – дидактической, словесной, подвижной.

  Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение, традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими, сотрудниками детского сада. Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он гуляет, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это родина.

Отдельно хочется сказать о программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Это парциальная программа. Она реализуется у нас с 2008 года, начинается со 2-ой младшей группы. Работа в каждой группе по этой программе должна проходить ежемесячно: 9 занятий в год + совместная деятельность педагога с детьми по программе. В течении всего дошкольного детства у каждого дошкольника формирутся альбом «Мои истоки», состоящий из самостоятельных, а также оформленных совместно с родителями страничек альбома, отражающих категории «Слово», «Образ», «Книга», «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», «Традиции слова», «Традиции образа», «Традиции дела», «Традиции праздника».

В детском саду стали традиционными как государственные 9о них говорилось выше), так и народные праздники.

Празднование Масленицы мы стараемся организовать на улице (если хорошая погода).

  Свои символы есть и у праздника Пасхи. В средних, старших и подготовительных к школе группах проводятся занятия по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

  Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями:

- анкетирование; консультации (информация) для родителей;

-родительские собрания;

- беседы за круглым столом;

- наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.

  Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца», быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями, и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.

  Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.

  Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать, о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёв: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

 

Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек. Очень  важны  для  воспитания  патриотических  чувств  и  исторические  знания, необходимые для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

 «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,  живописи  ...  Народные  отличия  сохранятся  и  в XXI веке,  если  мы  будем озабочены воспитанием души, а не только пересдачей знаний». (Д. С. Лихачев.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет № 3

«Организация работы по духовно-нравственному

и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

в условиях ФГОС ДО»

Дата проведения: 30.04.2018г.

1. Вступление. Актуальность темы педсовета

        Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является нравственное и патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с  ребёнком.

        Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

        Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ – это система мероприятий, направленных на формирование у детей чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

        Формы и методы организации работы:

        Программа патриотического воспитания в детском саду подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к Отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам.

Вторая часть методологической работы – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями педагоги нашего детского сада проводят тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

        Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических центров в группах, в большинстве групп, начиная со второй младшей такие центры совмещены с уголком духовно-нравственного воспитания «Наши истоки», примеры патриотических центров вы можете увидеть на слайдах (вкючить слайды); организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музея, городской библиотеки; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, можно организовать также просмотр видеофильмов.

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми охватывает все формы и методы работы с детьми, в том числе и по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

        Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ мы приурочиваем обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

        При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

        При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники.

        Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи.

        Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в группах педагоги организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры – дидактической, словесной, подвижной.

        Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение, традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими, сотрудниками детского сада. Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он гуляет, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это родина.

Отдельно хочется сказать о программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Это парциальная программа. Она реализуется у нас с 2008 года, начинается со 2-ой младшей группы. Работа в каждой группе по этой программе должна проходить ежемесячно: 9 занятий в год + совместная деятельность педагога с детьми по программе. В течении всего дошкольного детства у каждого дошкольника формирутся альбом «Мои истоки», состоящий из самостоятельных, а также оформленных совместно с родителями страничек альбома, отражающих категории «Слово», «Образ», «Книга», «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», «Традиции слова», «Традиции образа», «Традиции дела», «Традиции праздника».

В детском саду стали традиционными как государственные 9о них говорилось выше), так и народные праздники.

Празднование Масленицы мы стараемся организовать на улице (если хорошая погода).

        Свои символы есть и у праздника Пасхи. В средних, старших и подготовительных к школе группах проводятся занятия по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

        Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями:

- анкетирование; консультации (информация) для родителей;

-родительские собрания;

- беседы за круглым столом;

- наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.

        Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца», быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями, и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.

        Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.

        Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать, о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёв: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек. Очень  важны  для  воспитания  патриотических  чувств  и  исторические  знания, необходимые для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

 «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,  живописи  ...  Народные  отличия  сохранятся  и  в XXI веке,  если  мы  будем озабочены воспитанием души, а не только пересдачей знаний». (Д. С. Лихачев.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС  ДО....

Доклад «Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Как часто мы повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это еще и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности в движениях....

Педагогический совет: «Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик»

Презентация  к Педагогическому совету "Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик"...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»

С 2019 года  МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации&raq...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Пути повышения эффективности патриотического воспитания детей, в рамках проектной деятельности и подготовке к празднованию 76 годовщины Победы ВОВ».

Базой патриотического воспитания является формирование нравственного, эстетического, трудового, умственного воспитания. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданск...

«Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Особенности организации работы по физическомуразвитию и воспитанию детей дошкольного возраста всоответствии с ФГОС ДО»...