«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»
статья (младшая группа)

Валентина Алексеевна Куцанкина

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»

В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать ребёнка настоящим патриотом Родины? Эта задача не из лёгких в современном мире. Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. «Корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях.» (Джавахарлал Неру).

Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребёнка в детских садах Мордовии.

Мир мордовской культуры открывает детям нравственные ценности мордовского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Воспитанники получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа.

Концептуальность

Практическое решение данной проблемы заключается в поиске новых современных подходов к развитию патриотических чувств дошкольников. Формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре способствует активизации патриотических качеств у детей дошкольного возраста.

В связи с этим определились следующие цели:

- формирование нравственных и патриотических качеств личности на основе приобщения детей к народной культуре, обучения родному языку;

- поликультурное воспитание детей на основе широкого знакомства с культурой других народов;

- применение необходимых моральных ориентиров, почерпнутых из народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей;

- воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры.

Наличие теоретической базы опыта

За основу в своей работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, через ознакомление с родным краем взяла программу А. И. Исайкиной «Обучение мордовским языкам в ДОУ Республики Мордовия». Также использую примерный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», автор О. В. Бурляева, которая помогает приобщать детей к культурному наследию родного края.

Ведущая педагогическая идея

Очень важно заложить в дошкольном возрасте интерес к языку той земли, республики, где он живёт, любовь к мордовской литературе. И эта любовь ребёнка к национальному языку, произведениям мордовской художественной литературы, музыке будет являться одним из проявлений патриотизма, ступенькой любви к большой Родине.

Развивая ребёнка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы; на желании участвовать в их сравнении и приумножении; на чувстве гордости, уважения и любви к малой родине.

Важное средство воспитания детей дошкольного возраста - народное творчество. Мордовская художественная литература и фольклор, произведения народных промыслов несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребёнка.

В процессе реализации задач инновационного педагогического опыта: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями, и обычаями мордовского народа, осознают собственную культурную принадлежность; воспитываются в духе уважения народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Оптимальность и эффективность

Проводимая работа с детьми и родителями знакомит с устно- поэтическим творчеством мордовского народа; народным декоративно - прикладным искусством, мордовскими народными играми; фольклором и произведениями писателей Мордовии; музыкой и музыкальным фольклором, композиторами Мордовии, позволяя раскрыть все многообразие национального колорита.

Началась работа с опроса родителей о национальном воспитании детей и семейных традициях.Была проведена беседа на тему«Мой родной язык». Родители предложили пополнить мордовский национальный уголок, в чем и приняли активное участие, принося различные экспонаты мордовской старины.

Работа направлена на воспитание и пробуждение у детей интереса к мордовскому языку и стремления к общению на этом языке. С этой целью, в рамках дополнительного образования, организовала занятия с детьми в кружке «Баягине». Общение на мордовском языке организуется в различных формах совместной деятельности, в игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о друзьях, о сказочных персонажах, и их поступках в различных ситуациях. Одним из наиболее ярких выражений в народном творчестве всех народов является национальный костюм. На кружковых занятиях и НОД дети получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.

Обращение к фольклорному искусству мордовскогонарода стало основной темой в проектной деятельности на тему«Моя малая родина».

Дети с удовольствием слушают мордовскую музыку, исполняют песни на мордовском языке, национальные танцы, участвуют в развлечениях. Мордовские народные игры («В ключи»«В платки»«Раю-раю»«В карусель» и другие, содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Результативность

- Возникновение интереса к истории, традициям родного края;

- Расширение знаний детей о мордовской народной культуре;

- Активизации позиции родителей как участников педагогического процесса;

- Возникновение у детей интереса и стремления к общению на эрзянском языке;

- Проявление патриотизма, стремление к познанию исторической культуры мордовского края, его традициям, ценностям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»

В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать ребёнка настоящим патриотом Родины? Эта задача не из лёгких в современном мире. Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. «Корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях.» (Джавахарлал Неру).

Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребёнка в детских садах Мордовии.

Мир мордовской культуры открывает детям нравственные ценности мордовского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Воспитанники получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа.

Концептуальность

Практическое решение данной проблемы заключается в поиске новых современных подходов к развитию патриотических чувств дошкольников. Формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре способствует активизации патриотических качеств у детей дошкольного возраста.

В связи с этим определились следующие цели:

- формирование нравственных и патриотических качеств личности на основе приобщения детей к народной культуре, обучения родному языку;

- поликультурное воспитание детей на основе широкого знакомства с культурой других народов;

- применение необходимых моральных ориентиров, почерпнутых из народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей;

- воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры.

Наличие теоретической базы опыта

За основу в своей работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, через ознакомление с родным краем взяла программу А. И. Исайкиной «Обучение мордовским языкам в ДОУ Республики Мордовия». Также использую примерный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», автор О. В. Бурляева, которая помогает приобщать детей к культурному наследию родного края.

Ведущая педагогическая идея

Очень важно заложить в дошкольном возрасте интерес к языку той земли, республики, где он живёт, любовь к мордовской литературе. И эта любовь ребёнка к национальному языку, произведениям мордовской художественной литературы, музыке будет являться одним из проявлений патриотизма, ступенькой любви к большой Родине.

Развивая ребёнка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы; на желании участвовать в их сравнении и приумножении; на чувстве гордости, уважения и любви к малой родине.

Важное средство воспитания детей дошкольного возраста - народное творчество. Мордовская художественная литература и фольклор, произведения народных промыслов несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребёнка.

В процессе реализации задач инновационного педагогического опыта: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями, и обычаями мордовского народа, осознают собственную культурную принадлежность; воспитываются в духе уважения народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Оптимальность и эффективность

Проводимая работа с детьми и родителями знакомит с устно- поэтическим творчеством мордовского народа; народным декоративно - прикладным искусством, мордовскими народными играми; фольклором и произведениями писателей Мордовии; музыкой и музыкальным фольклором, композиторами Мордовии, позволяя раскрыть все многообразие национального колорита.

Началась работа с опроса родителей о национальном воспитании детей и семейных традициях.Была проведена беседа на тему«Мой родной язык». Родители предложили пополнить мордовский национальный уголок, в чем и приняли активное участие, принося различные экспонаты мордовской старины.

Работа направлена на воспитание и пробуждение у детей интереса к мордовскому языку и стремления к общению на этом языке. С этой целью, в рамках дополнительного образования, организовала занятия с детьми в кружке «Баягине». Общение на мордовском языке организуется в различных формах совместной деятельности, в игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о друзьях, о сказочных персонажах, и их поступках в различных ситуациях. Одним из наиболее ярких выражений в народном творчестве всех народов является национальный костюм. На кружковых занятиях и НОД дети получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.

Обращение к фольклорному искусству мордовскогонарода стало основной темой в проектной деятельности на тему«Моя малая родина».

Дети с удовольствием слушают мордовскую музыку, исполняют песни на мордовском языке, национальные танцы, участвуют в развлечениях. Мордовские народные игры («В ключи»«В платки»«Раю-раю»«В карусель» и другие, содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Результативность

- Возникновение интереса к истории, традициям родного края;

- Расширение знаний детей о мордовской народной культуре;

- Активизации позиции родителей как участников педагогического процесса;

- Возникновение у детей интереса и стремления к общению на эрзянском языке;

- Проявление патриотизма, стремление к познанию исторической культуры мордовского края, его традициям, ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории и традициям родного края».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к культуре народа, семейным традициям»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам и традициям малой Родины».

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Семинар-практикум Тема :«Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Осуществляя задачи годового плана мною был подготовлен и проведён семинар-практикум для педагогов с целью повышения уровня профессионального мастерства  в рамках реализации вариативной части...

Семинар-практикум Тема: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. В этой связи нам представилась возможность ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным, гео...

Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...

Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины»

тематический контроль «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины&ra...