ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий
проект (старшая группа) на тему

Немытина Людмила Александровна

Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально

- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как само общество поликультурное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №128 « ГВОЗДИЧКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

» ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий

                                                                                                           

                                                                                                   

                                                                                                   Выполнила:

                                                                                                          Немытина Л.А.

                                                                                                                                  

                                           Тольятти, 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА……………………………………………………..

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………………………

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………..

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………....

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………………………...

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...

Актуальность проекта

Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально

- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как само общество поликультурное;

- с недостаточностью разработанности технологий поликультурного воспитания дошкольников (средств, методов, форм, приемов работы с детьми);

- в связи отсутствием педагогов специально подготовленных кадров по ознакомлению детей с культурой народов Среднего Поволжья;

- в связи с необходимости воспитаниям этнотолерантного отношения к культуре народов Среднего Поволжья.

Целевой компонент

Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий.

Задачи:

  1. Вызвать у детей интерес, желание изучать культуру народов Среднего Поволжья.
  2. Формировать у детей представления о материальных и духовных культур народов Среднего Поволжья.
  3. Учить детей реализовывать представление о материальной и духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности.

Концептуальный компонент

   Поликультурное воспитание – явление относительно новое для России. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, Л.Л. Супрунов, В.Ю. Хотинец и др.). Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е.С. Бабунов, Т.Ф. Бабынина, Е.А. Барахсанова, М.И. Богомолова, В.Д. Ботнарь, Э.Ф. Вертякова, Э.К. Суслова, Т.В. Черник, Т.И. Чиркова, Л.С. Ядрихинская) и обучению детей второму (неродному) языку (И.В. Вронская).

Методологической и теоретической основой проекта, являются положения:

  • о взаимосвязи социальных, культурных, этнических, национальных, языковых, художественных элементов нашего мира и их влияния на духовно-нравственное развитие человека (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л.С. Выготский, Д.С. Лихачев);
  • о национальном и межнациональном воспитании (М.И. Богомолова, С.А. Козлова, Е.Л. Протасова, Э.К. Суслова, Т.Н. Чиркова);
  • поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, И.М. Синагатуллин, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотинец);
  • по теории Билингвального образования в отечественной и зарубежной педагогике.

Диагностический компонент

1. Интеллектуальный компонент:

Показатель:

- наличие представления о материальной (одежда, кухня, предметы быта, украшения) культуре народов Среднего Поволжья;

- наличие представления о духовной (традиции, обычаи, праздники, обряды) культуре народов Среднего Поволжья.

Методы исследования:

- диагностические задания;

- дидактические игры;

- беседы;

- анализ продуктов деятельности.

2. Эмоционально-мотивационный компонент:

Показатели:

- наличия интереса к культуре народов Среднего Поволжья;

- желания изучать культуру народов Среднего Поволжья;

- эмоционально-положительное отношение к культурам народов Среднего Поволжья.

3. Поведенческий компонент:

Показатели:

- умения реализовать представления о культуре народов Среднего Поволжья в действии и деятельности;

- умения участвовать в подготовке и проведении совместных видов деятельности;

- уважение и этнотолерантных отношений к народам Среднего Поволжья.

Условия реализации проекта

1.Организационно-методические

  • изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе
  • разработка модели мини-музея народов Среднего Поволжья
  • разработка плана работы
  • составление плана работы с семьями воспитанников детского сада
  • организация сотрудничества с краеведческим музеем
  • осуществление взаимосвязи с детскими садами г.Тольятти, работающими по проблеме формирования материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья
  • разработать проект «Ознакомление дошкольников с народами Среднего Поволжья»
  • организовать педагогический совет на тему «Поликультурное воспитание дошкольников»
  • ознакомить педагогов с дидактическими и подвижными играми по данной теме

2. Кадровые

  • обучение воспитателей старших групп детского сада с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий
  • повышение квалификации педагогов в вопросах формирования ценностей материальной и духовной культуре народов Среднего Поволжья у детей старшего дошкольного возраста на курсах повышения
  • внести изменения в штатном расписании – ставка воспитателя этнопедагогики (этнограф)
  • повысить профессиональную квалификацию воспитателей через посещение курсов ИНПО

3. Материально - технические

  • поощрить творческую группу за проведенную работу премией
  • приобрести учебно – методическую литературу, дидактические пособия, экспонаты для музея
  • изыскать средства для приобретения мультимедийного оборудования и интерактивной доски

4. Информационные

  • разместить опыт работы в средствах массовой информации, на сайте детского сада
  • рекламно – информационное сопровождение деятельности детского по реализации проекта

5. Программно - методические

  • разработать программно – методические рекомендации:

пояснительная записка, перспективно – календарные планы, диагностический пакет, конспекты занятий с использованием мультимедийного оборудования

Литература

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004

2. Андреева Н.А. Русский фольклор. – М.: 1985

3. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре.

    Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.

4. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном  

    этапе. Набережные челны.: 1995

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: 1999

6. Дейниченок П.Г. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный

    справочник. – М.: ОЛМА-Пресс, 2003

7. Кузина Т.Ф. Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. – М.:

    1998

8. Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» Спб.:

    Детство-Пресс, 2004

9. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: 1982

10. Панкеева И.А. Обычаи и традиции русского народа. – М.: 1998

11. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. – Казань.: 1984

12. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. – Элиста, 1991

13. Борисенко Н.В. Калмыки в русском изобразительном искусстве. – Элиста,

      1998

14. Волжское раздолье. – Куйбышевское книжное издательство. 1978

15. Латышина Д.И. Книги по народоведению 1-2кл. – Самара. 1998

16. Программа «Мы – волжане». Авторский коллектив ДОУ № 115 «Салют» г.

      Тольятти.

17. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. – М.: 1994

18. Терещенко А. Быт русского народа – М.: 1997

19. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой Отчий край. –

      Тольятти, 2001

20. Детские игры и загадки народов Поволжья. – Самара, 1994


Процессуальный компонент

Этапы

I этап

Ознакомительный

II этап

Основной

III этап

Практический

Цель, задачи

Вызвать у детей интерес к культуре народов Среднего Поволжья.

  • Мотивировать интерес к культуре других народов.
  • Вызвать желание знакомиться с культурой народов Среднего Поволжья.
  • Познакомить с народами Среднего Поволжья.
  • Воспитывать  эмоциональное положительное отношение к культуре народов Среднего Поволжья.

Формировать у детей представление культуры народов Среднего Поволжья.

  • Расширять у детей знания о материальных ценностях культуры (быте, одежде, жилищах, кухне, украшениях) Среднего Поволжья.
  • Уточнять у детей представления о духовной культуре (традиции, обычаи, обряды) Среднего Поволжья.
  • Воспитывать у детей уважение к культуре народов Среднего Поволжья.

Учить детей реализовывать представленные знания о жизни народов Среднего Поволжья.

  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между народами Среднего Поволжья.
  • Умения реализовываться в практической деятельности.

Способы и формы работы

  • Беседа о традициях народа Среднего Поволжья.
  • Организовать выставку предметов быта народов Среднего Поволжья.
  • Презентации национальной кухни Среднего Поволжья.
  • Организация экскурсии в краеведческий музей.
  • Проведение тематических занятий с использованием мультимедийных оборудований, интерактивных досок.
  • Информирование родителей по данной теме, проведение дня открытых дверей, участие родителей в различных мероприятиях: фотоссесии, проведение народных праздников: Масленица, Сабантуй, Агатуй.
  • Организовать досуг детей.
  • Экскурсия в краеведческий музей.
  • Презентация с использованием мультимедийных оборудований, интерактивных досок.
  • Проектная деятельность
  • Выставки, фотовыставки, демонстрирующие достижения детей  в освоении культуры народов Среднего Поволжья.

        

Деятельность педагога и детей

Педагог:

  • Мотивирует к знакомству с народами ближнего национального окружения.
  • Вызывает интерес к материальным, духовным и культурным ценностям (быту, традициям, одежде, кухне)
  • Создает ситуацию, мотивирующую личную заинтересованность детей в изучении культуры народов Среднего Поволжья.

Дети:

  • Обсуждают
  • Запоминают новые понятия с помощью наглядных средств.
  • С помощью игр приобщаются к культурам Среднего Поволжья
  • Заинтересовы-ваются в сборе экспонатов
  • Выражают желание рассказывать, нарисовать о быте и традициях культур других народов.

Педагог:

  • Организует деятельность по формированию знаний о народах Среднего Поволжья, их ценностях через различные формы работы
  • Поощрять детей и родителей за активность, творчество, сотрудничество при выполнении заданий.

Дети:

  • Рассматривают представленные материалы
  • Усваивают знания о культуре народов Среднего Поволжья
  • Участвуют в совместных мероприятиях
  • Проявляют активность, творчество, свое отношение в ходе освоения информации о жизни народов Среднего Поволжья

Педагог:

  • Помогает детям и родителям в подготовке средств  презентации, текста выступлений.
  • Организует обсуждение с детьми их достижений в освоении культуры народов Среднего Поволжья.

Дети:

  • Подбирают необходимые средства, составляют

рассказы, содержащие информацию о материальных и духовных ценностях народов Среднего Поволжья.

  • Принимают участие в проектной деятельности
  • Участие в фотоссесиях, видеосъемках.

Результат продукт

  • Конспект выставки предметов быта народных костюмов.
  • Конспект беседы о традициях народов Среднего Поволжья.
  • «Книга рецептов» национальных блюд народов Среднего Поволжья.
  • Конспекты проводимых мероприятий
  • Видеотека
  • Презентация смотра обрядов культуры
  • Проекты, презентации на электронном и бумажном носителях
  • Выставка экспонатов в мини-музее народов Среднего Поволжья.

Результат эффект

  • Эмоционально-положительное отношение к людям других народов.
  • Наличие интереса к различным культурам (чуваши, мордва, татары, русские) народов Среднего Поволжья.
  • Представление о прошлой и настоящей материальной и духовной жизни народов Среднего Поволжья
  • Знания о традициях и обычаях народов Среднего Поволжья
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи между народами Среднего Поволжья
  • Владение способами сохранения поликультурных материально-духовных ценностей народов Среднего Поволжья.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России.  Задача  современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...

Проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями марийского народа в Тоншаевском районе

Образовательный проект«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народав Тоншаевском районе»(из опыта работы) Общие сведения о проекте....

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Поволжья"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Поволжья"...

Практико-ориентированный проект "Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста посредством певческойдеятельности"

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей....