Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»
проект (подготовительная группа)

Романенко Тамара Петровна

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               МБДОУ « Д/сад№47»

 

Проект

по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

в группе комбинированной направленности

«Я живу в Сибири – Красноярском крае»

                                                        Воспитатель: Романенко Т.П.

                                                               

                                                              2020 год

Мы живем в Сибири, Красноярском крае,

Нет просторов шире, нет полей бескрайней.

В нашем крае много и лесов и речек.

Родиной гордится каждый человечек.

Красота природы и степей просторы,

Чистые озера, и леса, и горы.

В заповедных зонах соболи, лисицы,

Средь высоких елей сойки и синицы.

Величавых кедров ввысь глядят верхушки,

Сотни километров ни одной избушки.

Край у нас богатый, даже дети знают

Что Сибирь в России щедрой называют.

Щедрой на богатства, что дает природа,

На добро и чуткость нашего народа.

А талантов сколько рождено в Сибири

Суриков, Астафьев - все их знают в мире.

Все это сибирский край родной чудесный.

И для нас, как прежде, нет прекрасней места!

“Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, 
может любить Родину, стать подлинным ее патриотом”.
С.В. Михалков

Актуальность проекта

Вопрос изучения дошкольниками основ культуры народов своего края относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему гармонии Человека и Природы, потому как без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Возникает острая необходимость в изучении своей малой Родины, где ребенок родился и живет.

Богат и могуч Красноярский край не только несметными богатствами, которые хранятся в недрах земли, водятся в огромных просторах Енисея, но и народностями, проживающими на территории края, их культурой, традициями, обычаями.

Цель: Познакомить с названиями малочисленных народностей Красноярского края

Задачи:

  • Формировать у дошкольников понятия “национальность”, “быт”, “обычаи”;
  • Дать представление о фольклорном наследии малых народностей;
  • Развивать у дошкольников самостоятельность, коммуникативные качества, умение добывать знания;
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Тип проекта: познавательно-исследовательский 

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

  • Подготовка теоретического и практического материала в рамках проекта

Основной этап

Познание:

  • Беседы: "Край, в котором мы живем"; "Коренные жители Севера".
  • Работа с картой Красноярского края - упражнение в ориентировке.

Социализация:

  • Рассматривание открыток, альбомов "Красноярский край";
  • Показ презентаций на тему: "Люби и знай свой край"

Коммуникация:

  •  Красноярский  краеведческий Музей – экспозиция « Наш край - многонациональный край»

Чтение художественной литературы:

  • Чтение произведений: “Айога”, “Лепешки”, “Кукушка”;
  • Знакомство с пословицами и поговорками коренных народов Красноярского края

Здоровье и физическое развитие:

  • Подвижные игры: “Куропатки и охотники”, “Ручейки и озера”, “Рыбаки”.

Художественное творчество:

  • Аппликация “Северное сияние”, “Узоры Севера”;
  • Рисование "Животные тундры".

Игровая деятельность:

  • Национальные игры “Иголка, нитка и узелок”, “Волк и ягнята”, “Табун”, “ Нашел друга”, “Ищем палочку” и др.

Музыка:

  • Традиционная музыка народов Севера.

Трудовая деятельность:

  • Изготовление кукол (аппликация), представляющих различные народности Красноярского края;

Заключительный этап

1. Обобщение итогов работы с детьми.

2. Изготовление макета “В царстве холода и красоты”.

Сроки реализации февраль – апрель.

Участники проекта

  • Дети в возрасте  6-7лет
  • Воспитатели
  • Родители

Продукт проекта

Изготовление макета “В царстве холода и красоты”

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • Словарный запас детей пополнится следующими словами: национальность, долганы, эвенки, ненцы, энцы, хакасы, чум, нарты.
  • В результате реализации проекта у детей сформируются интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость.

Для педагогов:

  • На этапах реализации проекта педагоги разработают конспекты бесед с детьми: “Край, в котором мы живем”, “Наш край - многонациональный край”, “Коренные жители Севера, их традиции”.
  • Повышение педагогической компетентности и мотивации при организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Для родителей:

  • Активное участие родителей в тематических праздниках и выставках, проводимых в рамках реализации проекта.
  • Оказание помощи в организации и пополнении наглядного материала для реализации проекта.

Список литературы.

  1. Размахнина В.К., Алехин А.И. Слово родного края.  – Красноярск: кн. Из-во, 1997.
  2. Раицкая Г.В. Фольклорные страницы Красноярского края. Хрестоматия для младших школьников. 2 класс. – Красноярск. Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2005.
  3. Сказки Севера/ в обработке Г.Меньшикова. – М. Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР. – 1953.
  4. Большая Медведица: Сказки народов Севера/ Перевод В.Ермакова. – Красноярск: Кн. Изд-во, 1990.
  5. Сказки народов Сибири/ Сост. Г.А.Смирнова. – Красноярск: Издательство “Витал”, 1992.

Защита проекта “Кто живет в Сибири, в Красноярском крае?” – 1 слайд

Как-то раз девчонки наши: (2 слайд)
Варя и Наташа,
Принесли к нам в садик кукол,
Стали их кормить, баюкать.

А наряды просто класс!
Шубы, бисер и атлас.
“Можно я их посмотрю,
Можно я их покормлю”.

“Ну конечно можно,
Только осторожно.
Ты покрепче их держи,
Сувенирные они!”.

Подошла Карина:
“Как у Вас красиво!”
“Куклы в платьицах цветных,
Из народов коренных”.

“И живут они у нас в Красноярском Крае”. (3 слайд)
“Как народы называют?” - Карина я не знаю.
“Мы не знаем, кто живет в Красноярском крае?” 
“Книгу надо почитать, вместе все узнаем”

В большой книге прочитали (4 слайд)
Что у нас живут Долганы,
Якуты, кеты, энцы,
А еще эвенки, ненцы.

Быт узнать их захотели (5 слайд)
Фильм про них мы посмотрели.
И узнали из него,
Очень много нового.
Основная их работа -
Рыболовство и охота.
Оленей многие пасут –
Оленеводами зовут.

“Собираемся скорей (6 слайд) 
В Краеведческий музей!”. 
Тетенька экскурсовод,
В залы разные ведет...

Про малые народы все нам рассказала.
И предметы быта показала.
Та увидели мы чум – это их жилье,
Оно все из оленьих шкур – очень теплое.

Бубен дали в руках подержать,
Даже немного в него постучать!
В тихий час приснились нам сказочные сны,
Проснулись, сделали макет “В царстве холода и красоты”.

Шкуры, жерди – вот вам дом, (7 слайд)
Жить на радость будет в нем!
Применив смекалку, ум,
В тундре возвели мы чум!

Сделали народ из теста,
Хватит всем народам места!
На макете нашем хрупком,
В крае добром и уютном!

Вот теперь мы точно знаем (7 слайд)
Кто живет в огромном Крае!



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                 утверждаю                                                                                                            

Зам.зав. по ВОР МБДОУ «Д/c № 47»                             Заведующий    МБДОУ «Д/с № 47»

_______________ Хацкевич Н.В.                             __________________ Бахарева Р.К.  

________________ 2020г.                                          «____» _______________2020г.

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе

Исследовательско – творческий подпроект «Знатоки Сибири»

 Воспитатель: Романенко Т.П.

История: с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе. люди преклонялись перед законами природы и создавали себе богов, чтобы те могли оградить их от бед. До наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы. 
Проблема: живя в Сибири, дети плохо знают особенности природы родного края. Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. не могут ответить на интересующие их вопросы: "Чем отличается бурый и белый медведь?", "Что общего у человека и животного?" Они очень любознательны и хотят всё знать.
Цель:  ознакомление с природой через познавательно-исследовательскую деятельность
Задачи: 
1.Познание: обобщить и систематизировать представления детей о природе. Расширять представления детей о диких животных. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом моделью. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

2.Коммуникация: отражать результат обобщения в развёрнутом речевом суждении. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.

3.Социализация: воспитывать любовь к культуре и природе Сибири. Знакомить с разнообразием родной природы

4.Физическая культура: продолжать формировать умение осознанно выполнять движения.

Предварительная работа: 

  1. Чтение познавательной литературы.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Беседа с детьми о животном мире Сибири.
  4. Наблюдения.
  5. Работа по моделям.
  6. Разучивание стихотворений.
  7. Разучивание физминуток.

Срок реализации: 1 месяц. 

План мероприятий: 

  • Беседа о животном мире Сибири.
  • Изготовление родителями альбома гербариев.
  • Просмотр слайдов и фильмов о природе.
  • Познавательные занятия "Животный мир Байкала".
  • Наблюдения на прогулке.
  • Развлечение "Знатоки Сибири".


Направление работы участников: 

  • Домашнее задание: разучивание стихотворения.
  • Изготовление альбома гербариев.
  • Изготовление игрового поля.
  • Кружковая работа: занятия по экологии "Животный мир Байкала", "Растения Сибири".
  • Просмотр фильмов "Живая природа".
  • Развлечение "Знатоки Сибири"


Подготовка: Игровое поле, фишка, кубик, загадки, краски, кисти, листы со следами, иллюстрации животных, овощи, зубочистки, нож, карточки с моделями, видеокассеты, карточки с гербариями, кроссворд, карта – план группы, коробка с призами. 
Ход: 
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру – путешествие, чтобы узнать много нового. Вы согласны? (Ответы детей.) Тогда вперёд. Для игры у нас есть игровое поле, кубик, фишка. Каждый по очереди будет бросать кубик, и узнавать задание 

1. Загадки. 

Она приходит с ласкою 
И со своею сказкою. 
Волшебной палочкой 
Взмахнёт – 
В лесу подснежник 
Расцветёт. ( Весна.) 

Посмотрите-ка какая- 
Вся горит, как золотая 
Ходит в шубе дорогой, 
Хвост пушистый и большой. (Лиса ) 

Первым вылез из земли 
На проталинке. 
Он мороза не боится, 
Хоть и маленький. ( подснежник.) 

Кто на ветке шишки грыз? 
И бросал скорлупки вниз? 
Кто по ёлкам ловко скачет, 
Кто в дупле орехи прячет, 
Сушит на зиму грибы? ( Белка.) 

Он чёрной тучей был сначала, 
Он белым пухом лёг на лес 
Покрыл всю землю одеялом 
А по весне совсем исчез. ( Снег.) 

Ребята на этом этапе игры нам надо разгадать загадки, будьте внимательны. 

2. Рисование "Загадочные следы". 
Ребята какой-то волшебник зашифровал следы животных и птиц и решил проверить узнаем мы их или нет. Мы сейчас с вами будем следопытами и попытаемся угадать, кто здесь был. Берите краски и кисточки и закрашивайте весь лист у кого, чьи следы проявятся. Воспитатель спрашивает, у кого, чей след предлагает найти иллюстрацию этого животного. 

3. Зарядка для хвоста. Ребята, мы долго работали, а теперь музыкальная пауза "Зарядка для хвоста". 

4. Д/и "Заколдованные овощи". 
Ребята, посмотрим, что это у меня? (Ответы детей.) 
Это овощи? Какие? ( Морковь, картофель, лук...) 
Ребята, а знаете ведь и здесь загадочный волшебник побывал, он заколдовал зверей. И расколдовать их можете только вы, если скажете, на какое животное больше всего похож тот или иной овощ и почему? ( Ответы детей.) 
Воспитатель обобщает. Верно, морковь- это лиса, лук- это заяц, картофель- это медведь. Давайте вместе их превратим в зверей. ( Воспитатель с детьми приделывает уши, нос, глаза.) 

5.Физ. минутка. Ребята я предлагаю вам снова немного отдохнуть и вспомнить нашу игру "Бутончик" 

6.Сравнительная характеристика животного и человека. ( по моделям.) Это задание ребята тоже сложное, но я думаю, вы справитесь. Надо сравнить животного и человека. Что у них общего и какие есть различия, а помогут нам в этом вот такие модели.(воспитатель показывает детям карточки с моделями.) Давайте выяснять: Человек и животное: двигается, дышит, питается, растёт, размножаются, пьёт воду. Что едят? Где живут? Чем выкармливаются дети и детёныши. Дети и воспитатель разбирают все карточки и сравнивают. В конце воспитатель даёт оценку детям и обобщает. 

7. Сравнение бурого и белого медведя. Это задание самое интересное. Я вам предлагаю посмотреть фильм о белом, а потом о буром медведе, только внимательно, а потом вы мне скажете, что в них общего и разного. Воспитатель задаёт вопросы: какая окраска, что делают зимой, где живут, чем питаются. ( ответы детей) воспитатель обобщает. 

8.Д/и "Чей лист?"Я думаю, вы с этим заданием справитесь. У меня есть гербарии веточек деревьев. Что у них общего? В чём различия? Как называется дерево, на котором растут листья? Как называют деревья с листьями? ( дети отвечают, воспитатель обобщает.) 

9. Кроссворд о Байкале. 

Нам предлагают решить кроссворд о Байкале. Воспитатель зачитывает вопросы, дети отгадывают, воспитатель записывает. 

1. Самое большое озеро в мире, находящееся в Иркутской области. 
2. Человек, который охотится без разрешения. 
3. Лесная территория, которую охраняют. 
4. Морская птица, которая водится на берегах Ангары, Байкала и др. реках. 
5. Кормилец сибирских лесов. 
6. Ластоногое животное, тюлень, который водится только на берегах Байкала. 
7. Человек, охраняющий лес. 

10. Ребята мы подошли к финишу, но на месте финиша прикреплена какая-то карта, что это? ( Ответы детей ) воспитатель обобщает: Верно это план нашей группы, значком "п" отмечено, то что спрятано. Где это? Ищите. 
Дети находят. Открывают коробку, достают эмблемы и конфеты. Ребята, мы дошли до финиша, узнали много нового, разгадали все загадки и кроссворды. Какое задание вам больше всего понравилось? (ответы детей.) 

Замечательно! Вы хорошо отвечали, я теперь знаю земля наша в хороших руках, и вы будете её любить и беречь. 

И я предлагаю вам рассказать стихотворение «Земля, наш дом огромный.» 
Ты можешь удивиться, 
Узнав,- Земля - наш общий дом! 
Живут в нём звери, птицы, 
И мы с тобой живём. 
Земля- наш дом огромный, 
В нём много этажей 
Для жителей подводных 
И для лесных ужей. 
ля всех квартир хватило: 
Для буйволов и коз, 
Для сов и крокодилов, 
Для зайцев и стрекоз. 
Земля- наш дом огромный, 
И пусть сооружён 
Он не из плит бетонных, 
Но суть совсем не в том. 
А в том, что мы соседи, 
И мы должны сберечь 
Оленей и медведей. 
Об этом наша речь! 

                                                                                                                    Приложение 1

Спортивное развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Мы – сибиряки!».

 Цель: закрепление через игру полученных знаний об образе жизни сибиряков, их основных промыслах.

Задачи:

-способствовать закреплению стойкого интереса к жизни наших предков; -закреплять знания о промыслах сибиряков;

-формировать умение перевоплощаться, снимать усталость, получать удовольствие от игры;

-развивать ловкость, смелость, быстроту реакции, смелость и выносливость

-развивать соревновательный дух;

-способствовать активному вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность. Материалы: рыболовная сеть и фигурки рыб, конусы, тоннели, маленькие круглые коврики, семена гороха, горшочки с землей, леечки с водой, фигуры деревьев и кустов, фигуры животных и птиц размером, приближенным к реальному, муляжи грибов и ягод, две корзинки, маленькие мячики, медали: «Настоящий сибиряк», сладкие подарки.

Ход соревнования:

Дети разделились на две команды (любое количество человек), выбран капитан, придумано название команды. За соревнование следит жюри (педагоги).

-Ребята, мы с вами уже очень много говорили о Сибири и о том, какие люди живут в Сибири. Это люди смелые, сильные, выносливые, трудолюбивые. Ведь и мы с вами живем в Сибири. Значит, это все о нас? Готовы ли вы доказать, что вы настоящие сибиряки?

 -Давайте познакомимся с нашими командами и их капитанами.

-Приступим к испытаниям!

1.                                        «рыбаки» 

-Вы знаете, что сибирякам приходилось много рыбачить, чтоб прокормить свою семью. И сейчас многие любят этот иногда опасный и трудный промысел. А сможете ли вы добыть рыбу из рыбацкой сети? Рыба уже поймана, вам нужно её только вытащить, но и это не так просто, как кажется. На «берегу» много камней и чтоб добежать до реки, необходимо обежать каждый из них (конусы). (Взрослый показывает).

Затем вытаскиваете из сети одну рыбу и бежите обратно по прямой. Далее бежит следующий участник.

Задача: выловить как можно больше рыб.

Трудность: каждая рыбка крепко запутана в сетях.

2.                                                           «земледельцы»

 -Сибиряки кормятся тем, что вырастят на своих огородах, а выращивают много чего: ягоды, овощи. За ними нужно не только долго ухаживать, чтоб получить урожай, но и посеять правильно. Сейчас вы будете огородниками. А что мы будем сеять? (Показываю семя гороха). Правильно, горох. Вам нужно добежать по прямой до «грядки», выбрать горошину из других семян, посадить ее в землю, полить ее из леечки и бежать обратно. Между грядками дорожки очень узкие и идти до грядки вам нужно мелким шагом – пяточка к носочку. (Взрослый показывает).

Задача: посадить как можно больше горошин.

Трудность: горошины перемешаны с семенами бобов.

3.                                         «грибники и ягодники» - Конкурс капитанов.

 -Сибирякам часто приходится ходить в лес, чтоб набрать ягод и грибов для своей семьи, а в лесу комары и медведи. Сейчас капитаны возьмут свои корзины и пойдут в лес, чтоб накормить своих уставших участников. На поляне растут грибы и ягоды. (На полу по залу в беспорядке разложены муляжи). Капитан одной команды собирает ягоды, а капитан второй команды собирает грибы. Руки у вас будут заняты корзинкой, а еще надо от комаров отмахиваться. Поэтому собирать вы будете пальцами ног. И при это следить, чтоб не вышел медведь, как только вы его увидите, сразу бегите к команде. Итак, снимаем носочки, берем корзинки и вперед!

 Задача: набрать как можно больше ягод и грибов.

Трудности: ягоды и грибы перемешаны, нельзя брать руками и нужно следить, чтоб не вышел медведь. Засекается время в 1 минуту. Если участник не успел вовремя заметить медведя и тот к нему подошел, результат аннулируется.

4.                                                          «охотники» 

-Наступило время самого трудного испытания: вы выходите в тайгу на охоту.

-В тайге, вы знаете, надо ходить очень осторожно, иногда приходится даже ползти. Сначала вам нужно проползти под ветками огромных елей (по туннелю), затем перепрыгнуть с кочки на кочку (коврики), чтоб не упасть в болото. И вот перед вами деревья и кусты, среди которых притаились птицы и животные. Вам нужно броском мяча попасть в любое из них. Бросок только один. Чем меньше животное, тем больше очков можно за него получить. Совершив бросок, независимо от того, попали вы или нет, возвращаетесь по прямой к своей команде.

 -Ну, а пока жюри подсчитывает результаты, я вам предлагаю отдохнуть и расслабиться. Давайте сядем «на травку», закроем глаза, потрите ладошки друг о друга и прикройте глазки, чтоб было совсем темно. (Упражнение «Пальминг»). Кто хочет, может даже прилечь. (Включается аудиозапись со звуками леса, пением птиц). Представьте, что мы с вами в лесу, где такой свежий, чистый воздух, дует легкий ветерок, шелестят листья деревьев, до вас доносится пение птиц, вы чувствуете аромат ягод и травы, вам хорошо, приятно и спокойно. Красивая бабочка присела рядом с вами на цветок. Травка мягкая, как шелк, вы лежите и вам не хочется уходить отсюда. (Аудиозапись заканчивается). Я надеюсь, что вам понравилось отдыхать на природе. А теперь давайте узнаем о результатах соревнований. Поздравление победителей, вручение подарков и медалей.

 -Ребята, вы сегодня почувствовали, что значит быть настоящими сибиряками: сильными, смелыми, быстрыми, умелыми, бесстрашными, но при этом добрыми, отзывчивыми, готовыми всегда прийти на помощь ближнему. Наверное, было немного трудно? Да, жизнь в Сибири, она такая, требует много сил и умений от человека. Я надеюсь, что вы останетесь именно такими, какими показали себя здесь сегодня, и тогда жизнь в Сибири вам будет не страшна!

                                                                                                                         Приложение 2

Викторина «Наш край родной - Сибирь»

Цель: развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.

 Задачи: 

-Закрепить знания детей о природе сибирской земли: растениях, животных; одежде ненцев; названия городов ; об орнаменте национальной одежды .

-Развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности; расширять кругозор, обогатить жизненный опыт детей.

-Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа: экскурсия в городской музей, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край». Чтение сказок, рассказов, разучивание подвижных игр народов Севера, рассматривание иллюстраций с орнаментом национальной одежды народов севера.

Материал: малица, орнамент, клей, компьютер,

 Ход: 

Сибирь – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Вы родились в Сибири. Это наша малая Родина. Все, кто живет в Сибири, должны любить, беречь и знать свой край. Сейчас мы узнаем, что же вы знаете о нашем крае, о своей малой Родине.

Начинаем викторину! 

  1. Что означает слово Сибирь?
  2. Как называется край в котором мы живём?
  3. Столица нашего края?

                  4. Что изображено на гербе, флаге города?

                  5. Назовите коренных жителей Сибири?

                 6. Чем богат наш край? (пушниной, газом и т.д.)

                 7. Как называется одежда коренных жителей севера? (малица)

                 8. Как называется обувь коренных жителей севера? (кисы)

                 9. Скажите название жилища коренных жителей тундры? (чум)

               10. Чем покрывают чум зимой?

               11. Чем украшают одежду ненцы и ханты? (орнаментом, бисером)

Задание «Назови орнаменты» (по одному ребенку с каждой команды) для девочек. Национальная игра «Перетяни палку» (для мальчиков).

               12. Главное животное тундры?

               13. Чем питается олень?

               14. Назвать 3-4 вида животных тундры?

           15. Какая птица ночует зарываясь в снег? (куропатка)

           16. Назвать 3-4 растения крайнего севера?

           17. Какие насекомые обитают в Сибири? (3-4 вида)

           18. Назовите 3-4 вида ягод?

 Подведение итогов викторины.

                                                                                                                       Приложение 3

                                                       

                                             

                                               НОД Тема: «Разные дома»

                                      Подготовительная к школе группы

                                             

      Цель: формирование толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

  • Развивать речь, воображение, фантазию, мышление. Обогащать словарный запас детей.
  • конкретизировать первоначальные представления детей о зависимости внешнего вида жилья людей, населяющих планету Земля, от разного климата, природы;
  • стимулировать проявление познавательного интереса детей к жилищам разных народов и стран;

Познавательная деятельность:

беседа на тему: «История жилища»; экскурсия на строительную площадку; наблюдение за трудом строителей.

Речевая деятельность: чтение и рассматривание иллюстраций к книге О. Тайлер «Всемирная география»

Изобразительная деятельность: рисование «Мой дом», «Дом будущего».

Конструирование: изготовление макетов жилища разных народов» (проект: «Я живу в Сибири – в Красноярском крае»);

Игровая деятельность: дидактическая игра «Собери дом», сюжетно – ролевая игра «Строим дом», настольно – печатная игра «Дорисуй и раскрась хижину(чум, ярангу);

Планируемый результат: Историческая лента «История жилища», Тематический альбом «Такие разные жилища», Выставка детских работ.

    Оборудование: проектор, слайды с изображением разных домов (иглу, чума,

    яранги, юрты, сакли, вигвама, избы), настольно - печатная игра «Сколько

    братьев у нашего дома?», глобус, цветные карандаши, мяч.

   Методическая и художественная литература:

    Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника;

    Авдеева Ю.В. Я – это целый мир;

    Ковалёва А. Моя страна. Развивающие задания и игра для детей 6-7 лет;

    Чебан А.Я. Знакомим дощкольников с народной культурой;

    Стихи: «Муссон» Усачёва А.

             «В гостях хорошо, а дома лучше» Шорыгина Т.

Ход занятия

         Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратился ученый, разрабатывающий проекты домов, в которых можно будет жить под водой и в космосе. Он не случайно обратился за помощью именно к вам. От кого-то ученый узнал, что есть такие ребята в нашем детском саду, которые любят наблюдать, придумывать что-то новое; что вы так много знаете о жилищах народов разных стран и даже рисовали на занятиях дома будущего, изготовляли макеты разных жилищ. Он думает, что вы ему непременно поможете, потому что в каждом из вас живет маленький изобретатель, художник, творец. Ребята, как можно помочь ученому, обратившемуся к нам за помощью?

 Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы помочь ученому, обратившемуся к вам за помощью. Можно выслать ему ваши рисунки, рассказы о домах разных народов, макеты разных домов. А чтобы ваши рассказы получились интересными и помогли ему, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о том, почему у людей, живущих в разных частях нашей планеты, такие разные дома. Ребята, что означает слово «дом»?

Воспитатель. Правильно, ребята, домом мы называем жилое помещение, квартиру, где ночуем, едим, отдыхаем, куда приходим из детского сада или возвращаемся после долгого путешествия. Дом — место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту. Приходилось ли вам слышать выражения: «Я здесь чувствую себя как дома» или «Чувствуйте себя как дома»? Кто скажет, что они означают?

Воспитатель. Правильно, ребята, чувствовать себя как дома — это значит чувствовать себя хорошо, свободно, радостно. Недаром говорят: «В гостях хорошо, а дома — лучше!» Послушайте об этом стихотворение.

Пускай мне хорошо в гостях,

Но лучше дом родной.

В каких бы ни был я местах —

Всегда вернусь домой.

Меня родные стены ждут —

Помогут, защитят.

Ведь дома нас всегда поймут,

Утешат и простят.

Т. Шорыгина

Скажите, пожалуйста, зачем нужны дома?

Воспитатель. Правильно. Во всем мире люди строят дома, чтобы иметь кров и защиту. Если  посмотреть на глобус, можно увидеть, что на Земле среди Мирового океана есть шесть участков суши: Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия, Антарктида.

                   (показываю материки на глобусе)

Эти участки суши называют материками. Как вы думаете, дома, которые строят люди, живущие на разных материках, одинаковые или разные?

     Давайте познакомимся с некоторыми жилищами, которые строят люди разных стран. С описанием многих из них вы уже знакомы. Помните сказку про лису и зайца? Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Пришла весна - красна — у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Потом лиса попросилась к зайцу ночевать, да и выгнала его из избушки, за что, в конце концов, была наказана. Конечно, мы можем посмеяться над глупой лисой: почему для постройки дома она выбрала такой ненадежный материал, как лед? Однако именно из ледяных и снежных глыб сооружают свои жилища люди, живущие на Крайнем Севере.

На экране с помощью проектора появляется изображение ледяного дома — иглу.

Ребята, как называется такой дом? Как вы думаете, тепло ли в таком доме?

Воспитатель. В доме, построенном из снега, не холодно, потому что людей согревает воздух, находящийся между снежинками. Как проникает свет в такой дом?

Воспитатель.  Свет в иглу проникает через толщу стен или окна из озерного льда. Что помещается внутри иглу?

Воспитатель. Верно. Лежанка из снега, покрытая шкурами.

 Почему жильцы таких домов не боятся, что их дома могут растаять с наступлением весны?

 Потому что на Крайнем Севере почти весь год зима. Многие жители Крайнего Севера занимаются разведением оленей. Как вы думаете, иглу будет удобным жилищем для оленеводов? Почему?

Воспитатель. Да, ребята, оленеводы часто переезжают с места на место в поисках новых пастбищ для животных, поэтому они сооружают себе временное жилище.

На экране с помощью проектора появляются изображения чума и яранги

               Как они называются? Чем отличается чум от яранги?

Воспитатель. Правильно, в яранге есть две половины: теплая и холодная.

  Почему их можно быстро разобрать и собрать на новом месте?

Воспитатель  Молодцы! Их строят из  деревянных  шестов и оленьих шкур

 (показываю детям, как собирается чум — соединяю между собой несколько карандашей и  накрываю их сверху куском ткани.)

 Как могут обогреться люди, живущие в чуме, яранге?

      Воспитатель. Верно! Внутри такого северного дома горит костер, а дым от него выходит через отверстие в крыше. Ребята, у каких народов есть жилище, по форме напоминающее ярангу?

Воспитатель. У тех, кто живет в степях.  Как называется их дом?

     Воспитатель. Чем юрта отличается от яранги?

Воспитатель. Почему? Юрта накрывается войлоком или грубой шерстяной тканью, а не оленьими шкурами.  В степях нет оленей. Здесь разводят животных, от которых получают много шерсти: овец, коз. В степях не так холодно, как на Крайнем Севере, поэтому жилища накрывают шерстяной тканью, которая  защищает людей зимой от холода, а летом от солнца и ветра с песком.

       Почему народы, живущие в степях, тоже сооружают себе временные жилища?

Воспитатель. Правильно. Сегодня пастухи пасут скот здесь, а завтра — там. Разберут свои дома-юрты, погрузят на телегу и поедут на новое место. Как вы думаете, на юге, в жарких странах, где жилища строят люди?

 

Воспитатель. На столбах. Как называются такие жилища?

Ответы детей сопровождаются показом через проектор слайда с изображением хижины.

Воспитатель. Почему дома строят не прямо на земле, а на столбах, сваях?

Воспитатель. Верно! Дома на сваях лучше защищены от наводнений. Почему в тропических странах бывают наводнения?

     Воспитатель. Здесь часто идут сильные дожди.  В жарких странах не бывает зимы, там  никогда не бывает снега. Полгода (целых шесть месяцев) стоит сухая и теплая погода, а  полгода — жарко и идут дожди. Послушайте об этом шуточное стихотворение А. Усачева «Муссон».

Ребенок

Есть на свете ветер странный

По фамилии Муссон:

В южных странах постоянно

 С океана дует он.

Из-за этого Муссона

Есть там только два сезона:

Там стоит полгода сушь,

А полгода льет как душ.

Объявляется погода

Там, примерно, раз в полгода:

Ждите все сезон дождей...

Вот погодка у людей!

Воспитатель. Удобно ли людям жить в таком доме? Почему?

Воспитатель. Удобно, потому что в таком доме не жарко, пальмовые листья защищают от жары, сваи защищают от наводнений.

  Видите, сколько интересного мы узнали о домах людей, живущих в разных частях нашей планеты! И, конечно же, каждый хозяин считает свое жилище лучшим, потому что это его родной дом. Чем же жилища отличаются друг от друга?

 Воспитатель. Одни жилища защищают от холода, другие от сильного ветра с песком, жаркого солнца, наводнения. Жилища отличаются по форме, они сделаны из разного материала.

  Почему они разные?

Воспитатель. Верно! На разных материках разные климат, природа. Поэтому и дома у людей разные: в Африке, где очень жарко, люди строят круглые дома из пальмовых листьев; в Азии, где много песка и мало деревьев, люди живут в юртах; на северных частях материков, где очень холодно и нет деревьев, строят чумы из шкур оленей; дома изо льда. Предлагаю вам поиграть в игру «Сколько братьев у нашего дома?», в ходе которой вы еще раз вспомните о том, что дома у людей, живущих на разных материках, разные.

Игра «Сколько братьев у нашего дома?»

Оборудование: маленькие карточки с изображением домов и человечков, живущих в таких домах, большие пейзажные картины с изображением того географического места, где можно встретить такие дома.

Игровая задача: во время увлекательной игры-путешествия узнать, что у людей, живущих в разных концах света, есть свои традиционные жилища.

Игровые действия. Дети получают карточки с изображением домов, человечков и большие пейзажные картины. Для каждого домика нужно отыскать большую карту с соответствующим пейзажем, найти фигурку человечка, живущего в таком доме.

Дети делятся на две микрогруппы. Каждая стоит за своей разделительной чертой или в своем кругу. Одним раздают карточки с изображением домиков, другим — карточки с изображением людей. По условному сигналу дети начинают искать свою пару. Первая объединившаяся пара считается победительницей. Победа считается окончательной, если играющие смогут ответить на вопросы ведущего. Этот вариант игры можно усложнить, если не сразу раздать карточки детям, а разложить их на некотором расстоянии от играющих — так, чтобы каждому игроку еще и надо было быстро взять какую-нибудь карточку. Причем карточки должны лежать рисунками вниз — чтобы повысить эффект неожиданности.

Воспитатель. В городах много жителей. Какие дома строят в больших городах?

Ответы детей сопровождаются демонстрацией через проектор слайдов с изображением многоэтажных домов.

Игра «Кто строит дом»

Воспитатель бросает мяч ребенку, а тот кидает его обратно и называет профессии людей, которые строят дома. Названные другими детьми профессии повторять нельзя. Примерные ответы детей: каменщики, плотники, электрики, сварщики, стекольщики, маляры, штукатуры, крановщики, архитекторы, проектировщики.

Воспитатель. Вот мы и вспомнили о том, что люди, живущие в разных частях нашей планеты, строят разные жилища. Ребята, что же можно выслать ученому, чтобы помочь ему в разработке по строительству домов, в которых можно будет жить под водой и в космосе?

 Воспитатель. Молодцы! Как вы все хорошо придумали! Сегодня после дневного сна вы превратитесь в маленьких изобретателей и нарисуете дома, в которых людям можно будет жить под водой и в космосе.

Ваши рисунки, рассказы о разных домах я отправлю ученому, обратившемуся к вам за помощью. Думаю, что они ему помогут в разработке новых домов!

                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                     Приложение 4

                                              «КРАЙ МОЙ – ГОРДОСТЬ МОЯ!»

           (сценарий мероприятия,  посвящённого 85-летию Красноярского края)

Цели:

- воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, гордости за свою «малую» Родину, за людей, живущих на этой земле;

- продвижение в молодёжную среду устойчивого интереса к родному краю, его истории, традициям и культурным ценностям.

О, Россия!

С нелёгкой судьбою страна…

У меня ты Россия,

Как сердце, одна.

Я и другу скажу,

Я скажу и врагу –

Без тебя,

Как без сердца,

Прожить не могу…

(Показ заставка: Земной шар, Евразия, Россия, край)

Веками прирастать Сибирью будет

Могущество России. Нелегко

Здесь утверждались удалые люди,

Пришедшие вослед за Ермаком.

Родимый край! Саянские отроги,

И степь, и тундра… И во всей красе

Тайга на скалах, где кипят пороги,

Весь в облаках, как в льдинах, Енисей.

Какая мощь в тебе, мой край таёжный!

И нет тебя прекрасней и родней.

Как хорошо, что здесь порою можно

С природою побыть наедине.

            Ведущий 1: Добрый день, уважаемые друзья!

Ведущий 2: Мы рады приветствовать вас!

Ведущий 1: Сегодня у нас знаменательная дата – 85 лет Красноярскому краю.

Ведущий 2: 7 декабря 1934 года образовался наш край, его юбилею мы и посвящаем сегодняшний вечер.

* * *

Ведущий 1: Знойные степи юга с отарами овец и садами,

Ведущий 2: ледяные пустыни Арктического Красноярья,

Ведущий 1: таежные просторы с поселками лесопромышленников и горняков,

Ведущий 2: зубчатые стены Саян и безбрежные хлебные нивы,

Ведущий 1: тысячекилометровая тундра с чумами оленеводческих стойбищ,

Ведущий 2: гиганты электростанций с шагающими от них опорами ЛЭП,

Ведущий 1: тихий уют деревень и современные города –

Ведущий 2: все эти разноликие территории и есть

                         

                                      НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ!

(Звучит песня «Наш край», видеоролик)

 (Музыкальный фон - мелодия 1, презентация с фото о природе края)

                       

Оторваться глазами не смея, я гляжу на разлив Енисея,

На таёжные эти просторы, на покрытые дымкою горы,

На "Столбов" заповедные кручи, на замшелого "Деда" и "Перья"...

Здесь художник с талантом могучим убедится, что он – подмастерье.

...Солнце? Солнце у нас не скупится! Соловьи? И такие есть птицы.

Да и реки-то (скажем уж прямо!) величавее Волги и Камы.

Кто сравнится прозрачной водою ну хотя бы с одной Ангарою?

А красою и силой своею кто, скажите, под стать Енисею?

А какие тут дивные вёсны! А какие тут дивные сосны!

Тихо кедры мохнатые дремлют, разбежались цветы по увалам.

Поглядишь - и поверишь: на землю, словно радуга с неба упала.

А какая тайга вековая! А какие тут горные цепи!

А какие от края до края медуницей пропахшие степи!

Воздух чище воды родниковой...

Только выйдешь в просторы – сразу

Пьешь и пьешь его жадно, готовый

Пить еще и еще, до отказа.

Всем Сибирь и щедра и богата!

Здесь для юности край непочатый.

Впрочем, что убеждать вас стихами?

Приезжайте... Увидите сами!

Ведущий 1: Кому из нас не знакомо острое желание прикоснуться к своим истокам?

Ведущий 2: Кто из нас не хотел бы знать, что происходило на этой Красноярской земле, когда нас еще не было?

Ведущий 1: На все вопросы помогает ответить история родного края.

                                               1:  ИСТОРИЯ

 Рассказчик 1: История края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь более 20 тыс. лет назад. Археологи утверждают, это были представители монголоидной расы.

 Рассказчик 2:  В прошлом край именовался Приенисейской Сибирью, а позднее получил официальное название Енисейской губернии, которую учредили 22 июня 1822 года именным указом Александра I.

        Новая губерния оказалась самой малочисленной из всех губерний Российской империи. Однако по темпам развития она вскоре вошла в число лидеров. Первым Енисейским губернатором был Александр Петрович Степанов.

        Рассказчик 3: Более чем через 100 лет, 7 декабря 1934 года был образован Красноярский край, территория которого почти совпадает с бывшей территорией Енисейской губернией. Выделение края в самостоятельную административную единицу явилось признанием его успехов в хозяйственно-культурном строительстве и открывало широкие возможности его всестороннего развития.

        Рассказчик 1:        Необозримый и широкий

                                      Мой край встает передо мной

                                      Он весь в работе, весь в разведке

                                      Он весь преображен трудом.

         Рассказчик 2:    В апреле 2005  года произошло ещё одно важное событие для  нашего края. Состоялся референдум по объединению  Эвенкии, Таймыра и Красноярского края в один субъект федерации, который официально начал существовать с января 2007 года.

        Рассказчик 3:        Административный центр края - город Красноярск, основанный в августе 1628 году, как опорный пункт для закрепления русских на Среднем Енисее. Первым, кто выбрал место для строительства острога, его основателем – был казак Андрей Дубенский.

        Рассказчик 4: Выбранное место отличалось не только удобным стратегическим положением, но и было очень красивым. Здесь гармонично сочетались неукратимое движение воды, мускулистый горный рельеф и обилие леса. Дубенский назвал это урочище Красным Яром (Красный – означало «красивый», яр – крутой берег). Статус города Красноярск получил в 1690 году, когда Сибирь была окончательно присоединена к России.

                          (Звучит песня группы Яхонт «Мой Красноярск», видеоролик)

                                       2: ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ

        Ведущий 1: Красноярский край один из крупнейших   субъектов Российской Федерации. Его площадь составляет 2,4 млн. кв. км. На необозримых просторах края могли бы разместиться 10 Великобританий, 7 Германий и 4 Франции.

        Ведущий 2: Протяженность края с севера на юг - почти 3000 км

Ведущий 1: На территории края располагается географический центр нашей страны - озеро Виви.

Ведущий 2: В Красноярском крае насчитывается 581 муниципальное                                   образование и 1763 населенных пункта.

Ведущий 1: В нем проживают 137 народов. Это не только русские, украинцы, татары, но и  малочисленные народы севера со своей историей, культурой, обычаями и традициями.

Ведущий 2: Ну и конечно же главное богатство края - это его природные ресурсы.

                                                   

(Выступление рассказчиков и показ презентации с фотографиями ресурсов края)

                               3: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

                                     Полезные ископаемые

Рассказчик 1: О богатстве края очень хорошо сказал Александр Твардовский «край, где несметный клад заложен». И действительно, в его недрах встречаются почти все виды минерального сырья, используемые в современном

производстве. Из 70 известных металлов в крае выявлено 63.  

         

Рассказчик 2: Красноярскому краю принадлежит первенство в России по общегеологическим запасам угля, кобальта, никеля, платины, золота, аппатитов и других полезных ископаемых. В крае открыто 25 месторождений нефти и газа, после Западной Сибири это наиболее перспективный район нефтедобычи в стране. Всего в крае обнаружено более 10 тысяч месторождений, что делает его главной сырьевой базой страны.

Рассказчик 1:        Весь в сияньи мартенов, домен

        Всем краям бескорыстный друг

        Щедр сибирский мой край, огромен

        Ровню сыщешь ему не вдруг.

***

        Скалы круче, чем над Курою,

        Сколько недра таят руды

        А приволье степей какое

        И какие растут сады.

                                               Лесные ресурсы

Рассказчик 1: Величайшее из богатств красноярской земли – лес. Мы являемся главной лесосырьевой базой России, а по количеству леса, приходящегося на одного человека, красноярцы – самые богатые люди земли. Каждое 10-е дерево России растёт в крае. Наши леса состоят из наиболее ценных хвойных пород – тут и высокая прямоствольная сосна, и пушистая могучая лиственница, и задумчивая ель, и красавец кедр.

                                                         Стихотворение «Тайга»

                                                            (Музыкальный фон)

Рассказчик 2:        Вдаль ушла тайга родимая

        И конца ей нет,

        Затерялись в ней дороженьки

        Затерялся след.

        

                            Заросли пути и скрылися             

                            Лишь медведь один

        Тем путям и тем дороженькам

        Вечный господин…

         

                            Зашумит тайга, взволнуется,

        Треск и гул пойдет

        Только путник перекрестится,

        Только конь вздрогнет.

        

                             Вдаль ушла тайга родимая

        И конца ей нет

        Затерялись в ней дороженьки

        Затерялся след.

Рассказчик 1: Лесная промышленность является одной из старейших в крае. Главные ее отрасли имеют не только общероссийское, но и мировое значение. Из лесного сырья производится более 600 видов продукции. А между тем лес – это бесценное достояние, расходуется не по-хозяйски. Очень далек пока от реализации основной принцип лесопользования – «срубил дерево – используй его полностью, посади другое».

Водные ресурсы

Рассказчик 1:        Еще одним достоянием, символом нашего края является самая многоводная в России - река  Енисей. Не случайно, в виде лазаревой полосы она изображена на гербе края.

Рассказчик 2:        Я видел мощный Енисей

        Как сей беглец, оставя страны

        Родной Монголии своей,

        Раздвинул тяжкие Саяны.

Рассказчик 1:        Енисей – это главная  транспортная артерия края, притягивающая к себе города и села. Енисей – это дешевая энергия.

         Рассказчик 2:        Енисей – это источник продовольствия. В нем водится около 30     видов промысловых рыб, в том числе осетр, стерлядь, хариус, сиг.

                                                                  Енисей

                                               (Музыкальный фон)

Рассказчик 3:        Гой ты, мой Енисей

        Быстротечный!

        Мой красавец, боец удалой

Славен ты красатою беспечный

Гордый вид в ней сияющий твой

Протекаешь ты мерно, игриво,

Средь зеленых лесов и лугов,

И зеркальною гладью красиво

Отражаешь виды берегов

Серебристою рябью играя

Ты несешься на север глухой

В берегах живописного края

Ты, красавец, Сибири родной.

Ведущий 1: Красноярский  край не только всемирно известен своими природными богатствами, но славится так, же своим национальным фольклором – сказаниями, легендами, песнями, пословицами.

Ведущий 2:  Любовь к родине, к родной земле является у народов нашего края самым дорогим их сердцу чувством. Пословицы свидетельствуют об этом:

Ведущий 1: «Родная земля каждому дорога».

Ведущий 2: «От родной земли веет теплом, от чужой – холодом»

Ведущий 1: «Родное гнездо и птица не забывает»

Ведущий 2: «В Сибири: 100 рублей – не деньги, 100 верст – не расстояние»

Ведущий 1:  «Страшна Сибирь слухам, а люди лучше всех живут».

Ведущий 2: Сибиряки умеют не только хорошо поработать, но и славно отдохнуть.

                                             4: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ  О КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

                                           (презентация «Веришь не веришь»)

Ведущий 3:  Мы живём в удивительно красивом месте, с уникальными природными памятниками и   завораживающими находками.

Ведущий 4:  Мы предлагаем вам сыграть в игру «Веришь – не веришь». Мы задаём вопрос а вы хором отвечайте верите или нет.

Ведущий 3: В древности  в Красноярском крае водились динозавры. Верите или нет? (Верим)

Вы правы. Об этом факте свидетельствует находка, сделанная в Шарыповском районе. В одном из угольных карьеров были обнаружены кости динозавра. Они залегали в слое песка и глины. Найденный динозавр был маленьким – его длина около метра, это было существо с (довольно) крупной головой, но короткими ножками, снабженными острыми кривыми когтями.

   

Ведущий 4: В Красноярском крае до сих пор находят кости мамонтов. Верите или нет? (Верим)

                         Действительно, мамонты - древние родственники слонов, жили на севере Евразии тысячи лет тому назад. Древние люди охотились на мамонтов. Кости и бивни мамонтов находили в Березовском районе, на берегу реки Качи. А на Таймыре, в вечной мерзлоте, порою встречаются не только кости, но и заледеневшие туши этих древних животных.

                                    А в Ужурском районе около 30 лет назад был найден череп пещерного льва, которые вымерли около 10 тысяч лет назад. Всего в мире известно не более 30 таких находок.

         Ведущий 3: Верите или нет, что в наших краях побывал даже космический    пришелец? (Верим)

30 июня 1908 года в районе реки Подкаменная Тунгусска  пролетел большой огненный шар. Полет космического пришельца закончился мощнейшим взрывом на высоте 7-10 километров. Волна от взрыва дважды обошла земной шар. Взрывной волной в радиусе около 40 километров был повален лес. Однако, остатки метеорита так и не были найдены. Тунгусская катастрофа относится к числу хорошо изученных, но вместе с тем к одному из самых загадочных явлений ХХ столетия.

Ведущий 4: В Красноярском крае находится единственный в мире музей многолетней мерзлоты. Верите или нет?  (Верим)

                          Музей вечной мерзлоты находится в городе Игарка и располагается в вечномёрзлом грунте на глубине от 7 до 10 метров.  Природа позаботилась о передаче нашим потомкам образцов древних деревьев: лиственниц возрастом около 36 000 лет, которые можно видеть прямо на срезах стен.        В подземной части выставлена коллекция льдов. Один из образцов – реликтовый лёд имеет возраст около 50000 лет. Музей вечной мерзлоты является памятником природы Красноярского края.

  Ведущий 3:  Вот такой он, наш Красноярский край.

5: ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Ведущий 1:  Когда-то, замечательный русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Есть у каждого на родине что-нибудь такое дорогое, о чем хочется сказать вслух и на весь мир». Богатой на таланты оказалась и наша красноярская земля.

(на экране презентация знаменитостей края)

          Ведущий 2: Красноярский край – это родина художников Василия Ивановича Сурикова и Андрея Поздеева

         Ведущий 1: народного артиста, баритона России Дмитрия Хворостовского.

         Ведущий 2: скрипача Виктор Третьякова.

         Ведущий 1: актёра Иннокентия Смоктуновского.

         Ведущий 2: хореографа Михаила Годенко.

         Ведущий 1: писателя Виктора Петровича Астафьева

         Ведущий 2: Эти имена известны всему миру.

         Ведущий 1: Но есть в истории края имена более скромные, порой просто незаметные – это имена сибиряков края.

         Ведущий 2: Здесь живут свободные и сильные люди «сибирского здоровья» и «сибирского характера».

О сибирском характере (И.Ф. Федоров-Омулевский)

        Смелость, сметливость, повадка

        Рыскать по стране.

        Чистоплотность, ум, приглядка

        К новой стороне.

        Горделивость, мысли здравость,

        Юмор, жажда прав,

        Добродушная лукавость,

        Развеселый нрав.

        Политичность дипломата

        В речи при чужом

        Откровенность, вольность брата

        С истым земляком.

        Страсть отпетая к природе –

        От степей и гор.

        Дух, стремящийся к свободе,

        Любящий простор;

        Поиск дела, жажда света,

        Юной жизни кровь,

        Без предела и завета

        К Родине любовь;

        Страсть отстаивать родное;

        Знать: за что? И как?

        Стойкость: сердце золотое –

        Вот наш сибиряк!

Список литературы:

1. Быконя Г.Ф., Федорова В.Т., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом. XVII–XIX века. Издательство Красноярского университета, 1990.

2. Васильева Л.В. Наш Красноярск: информационный справочник. Красноярск: Горница, 2000. - 319 с.

3. Козаченко В.А.  «Летопись Енисея». Красноярское книжное издательство, 1997.

4. Нифантьев Е. «Город на Енисее». Красноярское книжное издательство, 1973.

5. Павлов П.Н., Степынин В.А., Логвинов В.К. «История Красноярского края»  Учебное пособие по краеведению. Красноярское книжное издательство, 1967.

6. Сто знаменитых красноярцев. Красноярск, 2003.