Проект по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Моя Республика - Коми».
проект (старшая группа)

Рецлав Надежда Викторовна

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_respublika.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.

 

Проект по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

«Моя Республика - Коми».

Воспитатель: Рецлав Надежда Викторовна.

 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости   это доказывать.   Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С. Лихачёв

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.

Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства.     Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.

 Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре. Осознанный интерес к самобытности своего народа имеет большое значение для воспитания нравственности.

Только благодаря системной целенаправленной работе, которая начинается в детском саду, а затем в школе и в ВУЗе, и даже в трудовом коллективе возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Актуальность

      

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

 Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Проанализировав рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно- патриотическому воспитанию, я разработала проект по ознакомлению детей старшего возраста с родным краем – Республикой Коми.

Цели: Развитие познавательной активности у детей, повышение интереса к истории и культуре республики Коми, формирование чувств патриотизма.

Образовательные: 

Познакомить воспитанников с культурой и бытом народа коми, с элементарными сведениями из истории родного края.

Расширить знания о растительном и животном мире Республики Коми.

Познакомить детей с Государственными символами Республики Коми (герб, флаг, гимн).

Расширять и углублять знания детей о родном городе Сыктывкаре, его достопримечательностях и истории.

Расширять представления о городах республики Коми

Развивающие:

Продолжать развивать интерес к родной природе, к национальным традициям и промыслам;

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;

      Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на заня-  тиях, в играх, в труде, в быту – так как   воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 1 этап: подготовительный.

Формулирование проблемы.

Подбор методической, познавательной, художественной литературы по теме проекта;

Обогащение развивающей среды по теме «Моя республика Коми: подбор дидактического материала, наглядных пособий, подбор художественного слова, фотографии, открыток, вырезок, изготовление дидактических игр,

2 этап – основной (практический) – Реализация проекта, внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и форм по формированию знаний о родном крае.

3 этап: заключительный: 

Составление коллажа «Карта моего города».

Игра – Викторина «Что я знаю о родной республике».

Цель:

- Закрепление знаний о родном крае;

- Продолжать учить работать в командах;

- Воспитание патриотических чувств детей.

Сроки проекта: Сентябрь 2019 – 2020г.

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты:

- Повышение интереса к историческому прошлому и настоящему своего города, республики;

- Расширение представлений о достопримечательностях, памятниках города Сыктывкара, животном и растительном мире.

- Расширение у детей познавательной активности, исследовательских умений и навыков;

- Воспитание патриотических чувств к своей Малой родине;

- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.

Перспективное планирование в старшей группе по ознакомлению с Республикой Коми.

Месяц

Тема, цель.

Вид деятельности, формы организации взросло – детской деятельности

Сыктывкар - мой родной город

Октябрь

«Мой дом, моя улица».

Цель: Знакомство с домашним адресом.

Беседа: «Мой домашний адрес».

Беседа: «Моя семья»

 Рисование на тему   - «Мой дом».

Дидактическая игра: «Это мой домашний адрес».

Аппликация на тему: «Дома на улице».

Конструирование: «Строим дома».

Сюжетно – ролевая игры» «Дом», «Аптека».

Ноябрь

«Мой микрорайон –

Лесозавод».

Цель:

Познакомить с родным поселком, его улицами, достопримечательностями.

Беседа: «Улицы нашего микрорайона Лесозавод».

 Рассматривание открыток, наглядного материала на тему: «Достопримечательности нашего поселка»;

Экскурсия по поселку Лесозавод;

Дидактическая игра «Сложи картинку»; (социально – культурные объекты поселка);

Рисование: «Что мне запомнилось на экскурсии по поселку».

Декабрь

«Мой город Сыктывкар – столица Республики Коми».

Цель:

- продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, его историческими местами;

- воспитывать патриотические чувства к родным местам, к своей малой родине, коми народу;

- развивать наблюдательность, внимание при складывании   частей достопримечательностей города.

ООД: «Город Сыктывкар – город на реке Сысола.

ООД «Мой родной город Сыктывкар – столица Республики Коми.

ООД «Достопримечательности нашего города» (С показом презентации).

Рассматривание фотографий, книжных иллюстраций, с изображением достопримечательностей.

 Дидактическая игра «Сложи картинку – достопримечательность города, промышленных объектов города Сыктывкара».

Рисование «Раскрашивание зданий, достопримечательностей города».

 Сюжетно – ролевая игра «Прогулка по городу».

Январь

«Улицы нашего города».

Цель:

-познакомить детей с улицами ближайшего окружения, в честь кого или чего они названы.

- дать детям знания о том, для чего необходимы улицы.

- закрепить знания детей о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы, городском транспорте.

ООД «Улицы нашего города».

ООД «Прогулка по улицам нашего города.  Работа с картой».

Беседа «Из каких частей состоит улица».

Экскурсия по ближайшим улицам родного города.

Беседа «Транспорт нашего города».

Рисование «Городской транспорт».

Сюжетно ролевая игра «Прогулка по улицам Сыктывкара».

Февраль

Усть – Сысольск. История нашего города.

Цель:

-формировать интерес к настоящему и прошлому города.

-познакомить детей со старым городом, с его зданиями, улицами.  

-учить детей рассказывать о своем городе, его главных достопримечательностях, о своей улице.

-знакомство с поэзией, песенным творчеством о городе Сыктывкаре, с коми народными сказками.

Беседа «Усть - Сысольск. История нашего города».

Беседа «Прогулка по Усть - Сысольску». (Презентация).

Игра «Экскурсия по родному городу».

Рассматривание иллюстраций «старого» города.

Вечер творчества. Чтение стихотворений о Сыктывкаре, прослушивание песен о любимом городе Сыктывкаре.

Чтение сказок народа Коми

Разучивание стихотворений коми поэтов.

Март

Государственная символика города.

Цель:

-продолжать формировать знания о символах города, их происхождении и   значении.

-закрепление полученных знаний о городе Сыктывкаре.

ООД «Что такое государственные символы».

ООД «Государственные символы города Сыктывкара».

Рисование «Раскрась флаг города Сыктывкара».

Рисование «Раскрашивание герба города Сыктывкара».

Оформление альбомов «Сыктывкар и его достопримечательности», «Усть-Сысольск».

Викторина: «Что я знаю о своем городе?»

Республика Коми

Апрель

Республика Коми на карте

Цель: Познакомить детей с картой Республики Коми, государственной символикой Республики, ее городами.

ООД «Знакомство с картой Республики Коми».

Рассматривание карты РК «Найди на карте город».

ООД: «Государственные символы Республики Коми: флаг, герб, гимн».

ООД «Города Республики Коми».

Дидактические игры «Путешествие по карте», «Найди и покажи».

Май

Вечер творчества. Чтение стихотворений о Сыктывкаре, прослушивание песен о любимом городе Сыктывкаре и Республике Коми.

Заучивание стихотворений коми поэтов.

Викторина «Что я знаю о Республике Коми?».

Создание альбома «Республика Коми».

Перспективное планирование в подготовительной группе по ознакомлению детей с Республикой Коми.

Месяц

Тема. Цель.

Вид деятельности, формы организации взросло – детской деятельности

Республика Коми

Сентябрь

Моя Республика Коми.

Цель:

- закрепление знаний у детей о городе Сыктывкаре, Республике Коми.

- продолжать учить передавать впечатления, знания о городе, республике в рисунках.

НОД «Мой край – Республика Коми».

Беседа: «Сыктывкар – столица Республики Коми».

Беседа: «О чем расскажет карта».

Рисование «Раскрась достопримечательности города».

Беседа: «Государственные символы РК».

Игра – викторина: «Что я знаю о Республике Коми».

 Дидактические игры: «Назови правильно», «Узнай, где я нахожусь», собери целое».

Составление альбома: «Гербы городов Республики Коми».

Октябрь

Люди разных профессий.

Цель:

-познакомить детей с профессиями людей Республики коми, с их социальной значимостью.

Беседа: «Профессии людей Республики Коми».

НОД: Составление рассказа: «Профессия моих родителей».

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто что делает».

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Аптека», «Строитель», «Шахтер».

Разучивание пословиц и поговорок о труде.

Животный и растительный мир Коми Края

Ноябрь

Животный мир Коми Края.

Цель:

-способствовать формированию представлений о животном мире нашего края, его многообразии и значении для человека.

НОД: « Животные Республики Коми». НОД: «Птицы Республики Коми».

НОД: «Зимующие и перелетные птицы нашего края».

Беседа: «Покорми птиц зимой».

Рассматривание иллюстрации, альбомов с изображением животных Республики Коми.

Дидактические игры: «Угадай, какое я животное», «О ком я говорю», «Кто как поет», «Опиши, я отгадаю», «Кто где живет».

Загадки: Отгадывание   и составление загадок о животных.

Лепка по теме животные РК.

Коллективная аппликация «Кто живет в лесу».

Подвижная игры: «Медведь и пчелы», «Сто, олень», «Ловля Оленей», «Чум», «Пышкай».

Декабрь

Растения Республики Коми.

Цель:

- способствовать формированию представлений о растительном мире нашего края, его многообразии и значении для человека.

НОД: «Растения Республики Коми».

НОД: «Грибы съедобные и опасные».

Беседа: «Деревья и кустарники Коми Республики», «Береги природу», «Растения, которые лечат».

Дидактические игры: «Четвертый Лишний», «Собери растение», «Что где растет»,

Рисование: «Раскрашивание растений Республики Коми».

Январь

«Красная книга Республики Коми».

- познакомить детей с Красной книгой, с занесенными в нее животными и растениями;

-продолжать формировать бережное отношение к природе.

НОД: «Красная книга – что это такое? Страницы книги».

Беседа: «Животные, занесенные в красную книгу».

Беседа: «Растения, занесенные в Красную Книгу».

Дидактическая игра – лото: «Береги природу».

Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк».

Викторина: «Мир животных и растений Республики Коми».

Создание альбома: «Растения, и животные, занесенные в Красную книгу Коми».

Устное народное творчество

Февраль

«Герои коми сказок».

Цель:

-познакомить детей с устным творчеством коми народа, с основными героями сказок и легенд.

Беседа: «Коми сказки и их герои».

НОД: «Пера Богатырь – герой коми сказок».

Чтение коми народных сказок: «Пера Богатырь», «Яг Морт», «Марпида - царевна», «Ёма и две сестры», «Охотник и Чукля», «Медвежьи няньки» и т.д.

Раскраски «Герои коми сказок.»

Дидактическая игры: «Собери сказку», «Узнай по описанию», «Из какой я сказки».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Викторина: «Коми народные сказки».

Прошлое края

Март

Коми изба

Цель:

-  формировать представления об истории РК, быте, обычаях и традициях коренного населения.

НОД «Знакомство с коми избой». (Презентация».

Беседа: «Предметы домашнего обихода коми народа».

Рассматривание иллюстраций «Изба Коми».

Дидактическая игра «Сложи картинку».

Посещение музея: «Предметы быта народа коми».

Изготовление альбома: «Предметы коми быта».

Апрель

Особенности коми национального костюма.

Цель:

- знакомить детей с национальной одеждой коми, с орнаментом коми.

НОД с просмотром презентации: «Национальная одежда коми».

Беседа: «Что в бабушкином сундуке?».

НОД: «Знакомство с коми орнаментом».

Беседа: «Как украшали одежду коми».

Дидактические игры: «Сложи узор», «Найди части», «Подбери пару».

Рисование: «Сарапан для Настук», «Рубашка для Перы», «Украшение рукавички коми орнаментом», «составление коми орнамента на носке».

Подбор раскрасок с орнаментом коми.

Май

Народные промыслы коми.

Беседа: «Ремесла коми народа». (просмотр презентации)

Беседа: «Что делали из бересты».

Беседа: «Мастера по дереву» (Просмотр презентации).

Беседа: «Женское рукоделие: ткачество, вышивка, вязание».

Дидактические игры "Что для чего", "Четвертый лишний", "Чего не хватает".

Загадки: Отгадывание и составление загадок о рабочих инструментах.

Изготовление музыкального инструмента шур-шар.

Рисование по теме.

Изготовление карты РК

КВН по теме: «Что я знаю о Республике Коми».

Работа с родителями:

-Мастер класс с родителями «Кормушка для птиц»

-Фотовыставка «Мой любимый город».

-Сбор информации для создания альбомов: «Сыктывкар и его достопримечательности», «Усть - Сысольск», «Гербы городов РК», «Растения, и животные, занесенные в Красную книгу Коми», «Предметы быта коми».

-Консультация «Воспитание любви к Родине».

-Наглядная информация в родительский уголок: «Приобщение детей к народным традициям»; «Особенности коми сказок».

Литература

 1.Журавлёв А. К. Прилетела корова: стихи. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2002. - 104с.

 2. Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико - ориентированный проект/авт. Сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2016. 104 с.

 3. Парма национально-региональная программа развития и воспитания детей в дошкольном учреждении республики Коми. Сыктывкар: отпечатано «ПОЛИГРАФ - СЕРВИС».1998.

      4. Пера – богатырь. Сказки финно-угорских народов. Сыктывкар: Коми кн. Изд-во. 1985. – 128с.

      5. Плесовский Ф. В. Коми народные сказки. - Сыктывкар: Коми книжное издательство,1975. - 142с.

      6. Плесовский Ф. В., составитель Коми пословицы и поговорки. Изд.2.Сыктывкар: Коми кн. Изд-во. – 1983.-с.208.

      7. Этот город зовут Сыктывкар. Сборник стихотворений- Сыктывкар: ООО «Титул», 2010-60 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

работа с родителями по теме « Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патрио...

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготови...

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста "Мой ЯМАЛ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Я ЖИВУ НА ЯМАЛЕ»Номинация: «Дополнительная общеобразовательная программа»Проект по воспитанию нравственно &nd...

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста "Мой ЯМАЛ"

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов, детей комбинированной  группы №4 (6-7 лет) и их родителей....