Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Хлебникова Лилия Анатольевна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет по самообразованию25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 комбинированного вида»

Отчет по самообразованию на тему:

«Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»                           

Подготовила воспитатель: Хлебникова Л.А.

Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания. В основе его лежит развитие нравственных чувств. В настоящее время особенно актуально воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну.

Любовь ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился, где промчалось его детство. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит моменты своего детства, а вместе с ними и места любимого города

( поселка).

В начале своей  работы я провела диагностирование знаний  детей с целью выявления  представлений об истории и культуре  родного поселка, знакомых местах и улицах, на которых они проживают. Мной были выявлены следующие проблемы:

-  дети владеют недостаточной информацией о родном поселке;

- недостаточно развиты представления о понятиях город, улица, площадь, многие не знают достопримечательности родного поселка;

- отсутствие  гордости за свой поселок, осознание своей гражданской принадлежности.

Наличие этих проблем, побудило меня  включиться в работу с детьми  по формированию их  нравственно-патриотических чувств.

Цель моей работы: расширять представления и знания детей о поселке Суйда, формировать позитивное, уважительное отношение к родному поселку, его истории, культуре, достопримечательностях. Формировать патриотические чувства к природе родного края, улице, на которой живет ребенок, родному поселку.

Для достижения цели  поставила следующие задачи:

-воспитывать любовь и  бережное отношение к родному поселку;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков.

- знакомить  с символикой  родного поселка;

-дополнять атрибутами предметно-пространственную  развивающую среду, направленную на обогащение  представлений детей о родном поселке;

-обеспечить  единства  работы дс и семьи  по нравствено-патриотическому  воспитанию дошкольников.

Я изучила методическую и педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомление  с родным поселком наиболее  близки. Это, прежде всего:

-Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»      

-Н.В. Алешина «Знакомим дошкольников с родным городом»

-И. Рыбакова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» //Дошкольное воспитание 2003 №6,с45-55

-Т.А. Якушева «Воспитание гражданско-патриотических чувств у  ребёнка старшего дошкольного возраста». // Дошкольная педагогика 2006 №6                                     

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своём селе, городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру, его культуре.

Разработала  план мероприятий, включающий экскурсии, по родному поселку (на данный момент мы сходили на экскурсию в наш парк) на экскурсии ребята узнали о том, как жил и развивался наш поселок  в прошлом, о важных событиях которые проходили в поселке. Ребята с интересом разглядывали каменный диван, пруд, который А.С. Пушкин в своем произведении называет «Лукаморье», а также дуб. Экскурсия в парк помогла увидеть красоту родного поселка. Беседа о правилах поведения   в парке  способствовала  решению задач  о  бережном  отношении к родному поселку, природе.

В процессе образовательной деятельности, занятия доп. По социально-коммуникативному развитию «Мы живем в России» включаю в занятия дополнительный  материал о родном поселке, например на таких как «Моя улица» мы вспоминаем названия улиц нашего поселка, своего адреса,  адреса детского сада и т.п., посредством таких занятий воспитываем любовь к родному поселку, улице, дому, желание видеть их красивыми, чистыми.

Много времени уделяется  на проведение индивидуальных и групповых бесед. В процессе которых, закрепляю знания детей о родном поселке, о его достопримечательностях, дети получают  новые знания об истории поселка, связываю их с  историей  России, чтобы дети осознавали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны.

Ребята узнали, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, обратила  внимание  ребят, что у каждого города  свой герб. Рассмотрев герб  кобринского поселения, дети с помощью наводящих вопросов смогли  разобраться в значении символов изображённых на гербе. 

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без тесной связи с семьёй. Организовываю домашние   задания: совместно с родителями изготовили альбом «Достопримечательности нашего поселка», родители во время прогулок фотографировали детей у достопримечательностей, рассказывали детям их историю, что способствовало закреплению знаний полученных в детском саду, теперь он у нас стоит в уголке патриотического воспитания, в открытом доступе, т.е дети могут подойти рассмотреть, и обсудить фотографии, какая достопримечательность изображена, поделиться друг с другом своими знаниями об этом месте.

Также родители изготовили папку передвижку о знаменитых людях проживающих в нашем поселке А. С. Пушкин, Абрам Петрович Ганибал,  Арина Родионовна, и папку передвижку о достопримечательностях нашего поселка.

Проводятся консультации и беседы с родителями на тему: «Привитие патриотизма у детей», «Учим детей любить и беречь родной поселок», «Семейный маршрут выходного дня»,  «Отдыхаем всей семьёй».

Организованна выставка детского творчества по сказкам А.С. Пушкина. Каждую неделю мы знакомимся с новой сказкой А.С. Пушкина, в течение недели читаем, обсуждаем героев и их поступки. Затем ребята вместе с родителями рисуют рисунки к пройденной сказке, которые вывешиваю в раздевалке. Также с детьми обсуждаем изображенные эпизоды сказок.

Накануне праздника  День Победы планируется провести беседу – рассказ  на тему: «Герои нашего поселка  и Отечества ».

Целью, которой является воспитание у дошкольников духа  патриотизма, уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.

 Подвести детей к пониманию того, что  мы победили в Великой Отечественной войне, потому  что  любим свою  Родину, Отчизну.  Обратить  внимание детей, что наши прадеды внесли огромный вклад в Великую  Победу. Рассказать детям о братском захоронении, которое находится в нашем поселке, о подвигах погибших солдат, о том, что такое митинг и минута молчания. Донести до детей мысль, что спустя много, много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память  о погибших, отдавших свою жизнь за свободу людей. Их имена  увековечены в названиях улиц, предприятий, Домов культуры, в их честь воздвигнуты памятники.  

Планируется предложить родителям вместе с детьми посетить митинг 9 мая.

Такие мероприятия,  проводимые  по краеведению, воспитывают  такие чувства, как привязанность, любовь, уважение к своей  малой Родине.

Считаю, что основным  результатом  моей работы  по данной  теме  является то, что воспитанники моей группы  стали духовно богаче. Они  узнали много нового о своём поселке, изменили своё отношение  к нему, увидели его красоту и богатство своими глазами, с большим уважением  стали относится к защитникам и людям,  прославившим поселок, бережнее относиться  к окружающей их природе.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство  формирования нравственно-патриотических качеств  у д...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки

Воспитание нравственно-пастриотических чувств у старших дошкольников...

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

                    Актуальность.Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы д...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с событиями ВОВ средствами изобразительной деятельности.

quot;Рассказывайте детям о войне, Пусть ваша память к ним в серца стучится.Рассказывайте детям о войне,чтоб никогда войне не повториться"Н.Вербицкая...