План самообразование Тема: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Идрисова Татьяна Витальевна

План самообразования воспитателя старшей группы "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Крепыш»

Самообразование

Тема: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».

Воспитатель: Идрисова Татьяна Витальевна

г. Мегион

 2018- 2019г.

«Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                   В.А.Сухомлинский  

Актуальность:

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного

возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекватной самооценкой, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющий наиболее полно реализовывать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построить на свободном общении равных.

В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции и действий, и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопониманию.

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне

оптимальной трудности.

Актуальность развивающих игр создают условия для проявления

творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Именно использование современных развивающих игр В.В.Воскобовича, Б.П. Никитина, блоков Дьенеша, цветных палочек Х.Кюизенера  способствуют решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Цель:

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи:

-Повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной

проблеме.

- Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;

-Исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе

формирования элементарных математических представлений у

дошкольников.

- Разработать программу интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста

- Подготовить отчет- презентацию по результатам проекта для педагогов по теме: "Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Перспективный план по самообразованию.

Месяц.

Направления работы.

Способы достижения.

           Сентябрь

Подбор литературы по теме самообразования

Мониторинг, анкетирование. Работа с документацией.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Знакомство и анализ документации.

Изучение теории по теме: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр». Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Знакомство с литературой по данной тематике.

 Создания перспективного плана работы.

                   Октябрь.

Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала  раздела образовательной программы: область «Познание»

Работа над развивающей математической средой группы.

Знакомство с литературой.

Оформление уголка группы.

                        Ноябрь.

                           

Разработка картотеки игр по развивающей игре «Блоки Дьенеша».

 Беседы с воспитателями .

Подбор материала.

 Обмен опытом по проблеме.

                       Декабрь.

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала по темам.

                       

                        Январь.

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием с цветных палочек Кюизенера.)

 - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с кубиками Никитина)

             

                Февраль.

Проведение открытого занятия для педагогов по математике с использованием с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие на остров»

Подбор материала.

-Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару)

                     

                   Март.

- Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в совместной деятельности с детьми. Вечер сказки «Мальчик Гео и Фиолетовый лес»

              Апрель.

                   

- Математическое развлечение для детей «Путешествие в Фиолетовый лес»

 - Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

 - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры).

                         

                 Май.

- Анализ, оформление результатов диагностики. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

Используемая литература:

  1. Антонов В.А. Фадеева Е.М. Диагностика математического развития

дошкольников. – Пермь, 1998.

  1. БондаренкоТ. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ИП Лакоценин С.С, 2009.
  2. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1:

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е. Н. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2007.

  1. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/Л.Д Комарова. – М.: Издательство гном и Д,2008
  2. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 200
  3. Р.С. Немов «Психодиагностика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр

В статье раскрыт опыт работы  по развитию математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр, представлены игры, раскрыто понятие математическая способнос...

«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных книг (девайсов)»

Мастер –класс с использованием презентации на тему: «Развитие  математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных книг (девайсов)...

ПРОЕКТ «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических, развивающих интеллектуальных игр"

Представлена система работы по  развитию математических способностей у детей  с  ОНР через специально организованные игры и упражнения,   способствовует  повышению...

Педагогический опыт на тему: "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования эвристических методов»

В качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю применение в работе с детьми  на занятиях эвристических методов. Наработанный материал позволил мне сделать о...

План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Проблемы развития творческих способностей дошкольников находитсясегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающихв сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требова...

Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр

Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр...

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное усвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их к счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десято...