Упражнения по развитию нестандартного воображения с использованием приема типового фантазирования у детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Цель: развитие нестандартного воображения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43»

                                                                                                       

         Подготовила  Воспитатель:

    Фёдорова В. Л.

Упражнения по развитию нестандартного  воображения

с использованием приема типового фантазирования

у детей старшего дошкольного возраста

 Усолье – Сибирское 2024 г.

Цель: развитие нестандартного воображения. 

1. «Нарисуй настроение»

Цель: Развивать творческое воображение  детей.

Материал: Альбомные листы, краски акварель, кисти, карандаши цветные.

Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

2. Что умеет делать? 

Цель: формирование умения выявлять функции объекта

Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры “Да - Нет” или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или, что делается с его помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Телевизор.

Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

В: Что может мяч?

Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку ” Колобок”. Как он может помочь Колобку?

Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.

Базис личностной культуры.

В: Вежливый человек – это какой и что умеет делать?

Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.

В: Еще?

Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.

В: Что может растение?

Д: Расти, пить воду,  расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

В: Что может слон?

Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

В: Что может дождь?

Д: Растворить лед.

В: Когда и почему?

Д: Когда ярко светит солнце, тепло.

В: Что еще может лед?

Д: Лед может расколоться, треснуть.

В: А какие полезные функции у льда?

Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

В: Что можно делать со льдом?

Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

В: Что может дождь?

Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.

3.  «Что было бы, если убрать часть?»

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Материал: Картинки (велосипед, часы, дом, ботинки, самолет)

Ход игры: Воспитатель  называет объект, дети говорят его составляющие части. Воспитатель  убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом. Например: - У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?

4. Знакомство с волшебником «Увеличения – Уменьшение».

Цель: познакомить с приемом «Увеличение -Уменьшение»;активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.

Материал: Картинка - Волшебник «Увеличение- Уменьшение», волшебная палочка.

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня к нам пришел  один волшебник, он очень много чего умеет делать. Он умеет все превращать в большое или маленькое. Это он сделал так, чтобы появились гномики и Дюймовочка, чтобы были лилипуты и великаны. Его зовут Волшебник «Увеличение- Уменьшение», потому что он сам тоже может быть громадным великаном ростом с...

(Воспитатель предлагает детям предположить, какого роста может быть великан, и на все их предположения отвечает: «Нет, еще больше!», пока не назовут «до космоса».)

Еще он может уменьшаться и становиться таким крошечным, как...

Аналогично воспитатель предлагает назвать детям различные степени уменьшения (можно в форме игры с мячом), контрольный ответ -  «маленькие человечки» (молекулы).

 Решение проблемных ситуаций.

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели уметь изменять свой рост? Когда бы хотели быть большого роста, когда маленького?

Воспитатель: А представьте, что Волшебник взял и выполнил ваши желания, - и вы все превратились в великанов, а вот это (воспитатель показывает на столики)  крыши ваших домов. А как теперь вам попасть домой, где вы будете жить?

Воспитатель: Хорошо ли быть великаном, почему?

Воспитатель: Тогда Великан  превращает вас в маленьких, крошечных человечков, меньше муравья. Вот вечером за вами в садик придет ваша мама, но ведь вас даже не увидит и не услышит, чтобы забрать домой. Что вы будете делать?

Воспитатель: Нравится ли быть крошками?

Подведение итогов.

5. «Небылицы»

Цель: развивать фантазию, творческое воображение.

Ход игры: Каждому ребенку задается серия вопросов: Кто? С кем? Где? Когда? - Что делали? Детей просят отвечать необычно, чтобы получились невероятные небылицы.

6. «Кто кем будет?»

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход игры:

Кто кем будет:

- яйцо - может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

- цыпленок - петухом;

- мальчик - мужчиной;

- теленок - коровой или быком - бумага - книгой

- снег -водой

- вода - льдом

- семечко - цветком

- мука - блинчиками

и т. д.

7. «Кем был раньше?»

Цель: учить называть прошлое предмета.

Материал: Картинки (цыпленок, лошадь, корова, дуб, рыба, яблоня, лягушка, бабочка, хлеб, шкаф, велосипед, рубашка, дом)

Ход игры: Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).

8.«Что можно сказать о предмете, если там есть…?»

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.

Ход игры: Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.

Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).

- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?

(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).

- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?

(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).

9.«Оживший рисунок»

Цель: развивать фантазию, остроту ума, творческое воображение.

Материал: Альбомные листы, краски, карандаши, восковые мелки, кисти.

Ход: Вопрос детям: Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете -оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений?

10. Знакомство с волшебником «Ускорение - Замедление».

Цель: познакомить с приемом «Ускорение – Замедление»;активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.

Материал: Картинка -  Волшебник «Ускорение- Замедление», волшебная палочка.

Ход игры: Однажды Волшебник подарил Незнайке волшебную палочку, которая могла ускорять или замедлять разные действия. Первым делом Незнайка замедлил лето  в волшебном городе на целых шесть месяцев…

Воспитатель: представьте, что у вас волшебная палочка, которая ускоряет и замедляет время… Что бы вы сделали?

11.«Фантастические гипотезы».

Цель: развивать фантазию, творческое воображение.

Ход игры: Детям задаются вопросы: «Что было бы, если…?»Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Предложите детям поразмышлять: «Что было бы, если бы…?»дальше называется любой предмет и любое действие. Можно предложить детям самим придумать нелепые вопросы, а желающие на них отвечают, придумывая свою историю.

Пример вопросов:
«Что было бы если внезапно исчезло солнце?»
«Что было бы, если бы исчезли все взрослые?»
«Что было бы, если бы к нам пришел крокодил? Слон?»

12. «Путаница»

Цель: развивать фантазию, творческое воображение.

Материал: Картинки (кукла, грибы, собака, птица, муравьи, скворечник)

Ход игры: Нужно придумывать предложения про обычные ситуации, как «не бывает». Например, девочка баюкает куклу – бывает, кукла баюкает девочку – не бывает; дедушка собирает грибы – бывает, грибы собирают дедушку – не бывает и др.

13.«На что похожи облака?»

Цель: развивать фантазию, творческое воображение.

Материал: картинка (облако), фишки.

Ход игры: Воспитатель показывает облачко, дети угадывают в очертаниях облака кого - то из животных или какой - то предмет, цветок и т. д., называют на что оно похоже. Фишку получает тот, кто точнее назовет на что похоже облако.

14.«Если бы…»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Предлагается придумать объект с необычными свойствами или функциями: «Если бы деревья стали усатыми?», «Если бы лужи могли петь?», «Если бы дома могли летать?», «Если бы люди перестали спать?» и др. и описать последствия такого допущения.

 

15.«Веревочка»

Цель: развивать  воображение, фантазию, мелкую моторику, координационные способности.

Материал: Веревка 1,5 метра.

Ход игры: из веревки предлагается детям построить различные предметы, а далее детям предлагается из веревочки построить что то фантастическое…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"

В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием приемов арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста "Веселые котята"

Конспект предназначен для открытого просмотра по кружковой работе "Разноцветные ладошки" (нетрадиционное рисование)...

«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Использование игровых приемов в обучении пению детей старшего дошкольного возраста.

Одним из самых доступных и самых любимых  детьми видов музыкальной деятельности является пение.  Перед музыкальным руководителем стоит ответственная задача – научить детей любить песню...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...