РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год
методическая разработка (подготовительная группа)

Пахомова Лариса Борисовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»

2021- 2022 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чайка» корпус 3, г.Горняк, Локтевский район, Алтайский край

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»

2021- 2022 учебный год

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории

Пахомова Лариса Борисовна

                                                                         

        

        

2021-22гг.

        Пояснительная записка.

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ.

Программа составлена на основе:

1.Примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — 3-е изд., испр. и доп. — м.: мозаика-синтез, 2014.

2.Основной образовательной программы ДОУ;

3.Программы интеллектуально- речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе. А.Г. Апресова, Н.А. Гордова, Т.А. Сидорчук., М., Акри,  2010 г.

4.Методическое пособие «Технология развития связной речи дошкольников». Т.А. Сидорчук, Э.Э. Байрамова, АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015г.

Деятельность по реализации программы осуществляется на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении  Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Актуальность.

      Анализ образовательной ситуации в подготовительной группе, основанный   на данных мониторинга детского развития, показал, что:

- в процессе словесных игр, коллективных обсуждений, в ситуациях общения со взрослыми некоторые дети не проявляют речевой активности;

- затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные  и смысловые  ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требуется помощь взрослого;

- в творческом рассказывании некоторые дети повторяют рассказы сверстников и затрудняются в аргументации суждений, не пользуются речью - доказательством;

- словарный запас детей беден. В речи отсутствуют  средства языковой выразительности, антонимы, многозначные слова;

- анкетирование родителей показало высокую степень заинтересованности в эффективности речевого развития дошкольников.

Цель:

Создание условий для развития связной  речи детей старшего дошкольного возраста  в процессе совместной и самостоятельной деятельности  через использования инновационных технологий, игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики.

Задачи:

  1. Поощрять активность, инициативу и самостоятельность детей в процессе познавательного, игрового и делового общения  со взрослыми и сверстниками;
  2. Развивать связную монологическую речь; упражнять детей  в составлении повествовательного рассказа по игрушке, картинам, из личного и коллективного  опыта с использованием моделирования;
  3. Совершенствовать умение участвовать в коллективных разговорах;
  4. Развивать самостоятельное речевое творчество;
  5. Побуждать к использованию антонимов, синонимов, многозначных слов; средства языковой выразительности - метафор, образных сравнений, олицетворений.

При разработке программы учтены основные принципы дошкольного образования.

  • Обогащение (амплификация) детского развития разнообразными впечатлениями в процессе деятельности;
  •  Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество с семьями воспитанников;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Содержание программы направленно на удовлетворение ведущих социальных потребностей старших дошкольников, а именно:

  • Потребности  в положительных эмоциональных контактах с окружающими;
  • Потребности в активном познании и информационном обмене;
  • Потребности в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам;
  • Потребности в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;
  • Потребности в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.

   

 Предполагаемые результаты реализации программы:

дети проявляют интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задают вопросы, интересуются мнением других, расспрашивают об их деятельности и событиях  жизни;

  • самостоятельно без помощи взрослого привлекают сверстников к общению (обсуждают проблему, поступок, событие). Самостоятельно используют освоенные речевые  формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь – доказательство, объяснение, речь - рассуждение);
  • проявляют активность в коллективных обсуждениях, выдвигают предположения в процессе экспериментальной деятельности и при обсуждении спорных вопросов. Являются инициаторами обсуждений событий в группе, организуют  коллективные игры (загадывают загадки, придумывают истории);
  • имеют свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеют отстаивать свою позицию в коллективных спорах, обсуждениях, используют речевые формы убеждения («я думаю, что…», « я считаю, что…», « я хочу тебя убедить»); владеют культурными формами несогласия с мнением собеседника («хочу тебе возразить»,  « я не согласен с тобой», «сомневаюсь…»), умеют принимать позицию собеседника;
  • активно проявляют творчество в процессе общения: предлагают интересные темы для обсуждения, задают интересные вопросы, предлагают творческие варианты  решения проблем. Успешны в творческой речевой деятельности: сочиняют загадки, сказки, рассказы.

 Оценка эффективности реализации программы.

Для определения уровня речевого развития детей использована методика диагностики детского развития по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

  1. Содержание деятельности.

Месяц.

Тема недели.

Название игры, цель.

Содержание. Методы и приемы.

Работа с родителями

Сентябрь. 

1 неделя

 «Кто я ?»

«Цепочка».

Учить детей выделять разные признаки у объектов.

«Волшебники Нос, Глаз, Ухо и Рука».

Учить представлять ощущения, которые можно получить с помощью анализаторов.

«Дети на прогулке».

Учите детей создавать в воображении образы на основе схематических изображений  предметов.

«Загадай загадку».

Закрепить представления детей о том, что величина рассматриваемого объекта – понятие относительное.

-Воспитатель показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передается другому ребенку, который должен назвать один из признаков объекта и передать ее следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

-Воспитатель предлагает посетить какую – либо сказку, например «Три поросенка», и поочередно называет картинки с изображением анализаторов. С Волшебником Носом дети попадают в комнату Наф-Нафа, когда он открывает котел, рассказывают, что почувствовали (запах сажи, немытой шерсти волка). Затем приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (дети описывают возможные звуки) и Рука (описывают ощущения, которые могли возникнуть, если бы они дотрагивались до горячего котла или носов поросят).

-Воспитатель показывает детям одну из картинок и говорит, что художник не успел дорисовать её (например, мальчик  с палочкой  в руках). Можно сказать, что он идёт на  прогулку с флажком, с шариком, с цветком и т.п.

-Дети составляют загадки, используя опоры: «Он выше, чем…, но ниже, чем…», «Он шире, чем…, но уже, чем…» и т.д.

 Составить инструкцию игры

«Волшебники Нос, Глаз, Ухо и Рука».

 Предложить поиграть в неё дома, результаты записать

2 - 3 неделя

 «Овощи и фрукты  в нашей корзинке»

«Какой объект?».Учить детей выделять разные признаки в объекте.

«Противоположности».

Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.

«Пинг – понг».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

«Маятник».Учить выделять противоречивые свойства объекта.

-Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета.

-Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д.

-Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может ошибиться, ребенок должен его поправить.

-Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.

Игра «Противоположности» с детьми на тему «Овощи и фрукты»

4 неделя

 «Хлеб – всему голова!»

«Черный ящик».

Продолжать учить самостоятельно находить стратегию поиска неизвестного объекта.

«Из чего приготовлено?».

Учить выделять части объекта.

«Кем был раньше?».

Учить называть прошлое предмета.

«Помечтаем?».

Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

-Воспитатель перед началом игры прячет муляж хлебобулочного изделия в коробку и просит детей отгадать, что лежит в «черном ящике». Дети определяют, какой предмет спрятан, задавая вопросы по знакомым алгоритмам.

-Воспитатель называет какое – то кушанье, а дети перечисляют продукты, необходимые для его приготовления.

-Воспитатель называет предмет, дети -  его прошлое. Системное мышление.

-Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в …», «Я хотел бы стать большим, чтобы…».

Октябрь. 

1 неделя 

 « Царица Осень»

«Ожившие предметы».Учить наделять неживые предметы человеческими чувствами, мыслями, поступками.

«Составление лимериков».Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.

«Я что – то делаю, а ты угадай». Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей – действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

«Кем был раньше?».

Учить называть прошлое предмета.

-Воспитатель предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Воспитатель предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях.

-Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели:Жил – был какой – то объект.И был он такой (характеристика).Совершал действия.Или взаимодействия.Указание на необычность объекта.

-Воспитатель или группа детей показывает последовательность действий какого – либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание: угадать представленный процесс.

-Воспитатель называет предмет, дети -  его прошлое.

Мастер-класс

«Кто такие лимерики»

Составление лимериков

2 неделя

 «Волшебная пора»

«Кто гуляет на полянке?»

Развивать у детей абстрактное мышление; учить, не видя образа, представлять и описывать, что он представляет; формировать умение пользоваться символами, выделять в них самые характерные аналогии с реальным объектом.

«Волшебный светофор».

Закреплять знания об объектах природного и рукотворного мира.

«Где живёт (работает)?»

Учить детей определять разные места обитания объектов природного и рукотворного мира.

«Найди и оживи».

Учить наделять неодушевленные объекты на картине  свойствами и чертами характера человека и  составлять описательный рассказ.

-Воспитатель расстилает большой лист бумаги, дети располагаются вокруг. Воспитатель (потом дети) выставляет или выкладывает на полянку какой - либо бесформенный предмет (камень, скомканную бумагу, кусок пластилина, ткань), строительный или бросовый материал, части одежды. Дети по желанию или по очереди должны называть и описывать, кто вышел гулять на полянку. Ребёнок может детально описать признаки того, кто или что гуляет. Описывается одежда, цвет, покров, материал, походка, характер и т.д. Если один ребенок не может это описать, можно предложить остальным детям помочь. Игра продолжается до тех пор, пока каждый желающий ребенок не опишет своего гостя на «полянке».

-У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, жёлтый – систему, зелёный – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Воспитатель показывает картину с изображением объекта. Воспитатель: «Если я подниму кружочек красного цвета – вы называете части объекта. Если я подниму круг зелёного цвета – вы скажете,частью чего является объект. А если я подниму круг жёлтого цвета, то вы скажите, для чего нужен объект, какую пользу приносит»

-Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает. Например, тигр: живёт в джунглях, в зоопарке, нарисован в раскраске, в мультфильме.

-Воспитатель предлагает детям  перечислить  неодушевленный объекты, изображенные на картине. Дети  выбирают какой-либо объект и наделяют его человеческими свойствами  и чертами характера. Затем  составляют описательный   рассказ о жизни выбранного героя  в условленном  месте.

3 неделя

 «В гостях у осени»

«Дети на прогулке».Учить детей создавать в воображении образы на основе схематических изображений  предметов.

«Что-то - часть чего-то».Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира.

«Волшебная дорожка».

Учить анализировать  структурные единицы  объектов окружающего мира, упражнять в выделении свойств.

«Разведчики».

Упражнять в выделении свойств  предметов, объектов.

-Воспитатель показывает детям одну из картинок и говорит, что художник не успел дорисовать её (например, мальчик  с палочкой  в руках). Можно сказать, что он идёт на  прогулку с флажком, с шариком, с цветком и т.п.

-Понадобится разрезная  предметная картинка из 12-16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты  исчерпаны , открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

-Желательно брать не более 4 классов на одну игру, например, по 5-6 картинок из классов животных, птиц, насекомых, растений. Затем в один ряд  выкладываются 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети  должны найти общий для выложенных предметов признак.

-Для игры понадобится большая  сюжетная или пейзажная  картина и набор предметных картинок. По команде: »Разведчики, вперед!» дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого  на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу и т. д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор.

4 неделя

 « Земля родная»

«Выбери самое главное».

Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

«Невпопад».

Учить детей объяснять несвойственные объекту действия.

«В гости к волшебникам».

Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

«Отгадай секрет».

Учить строить гипотезы.

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют все признаки названного объекта, обозначая их схематично (буквами или знаками). В процессе обсуждения признаки, которые есть у многих объектов, вычёркиваются. Остаются характерные и специфичные признаки.

-Воспитатель называет предмет и бросает мяч ребёнку. Он называет любое действие невпопад – не свойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми : как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещ (расчёска пищит) в реальной жизни.

-Воспитатель предлагает поиграть, используя круги Луллия. На первом круге помещают изображения обычных предметов, на втором – волшебников.

Дети раскручивают круги, называют волшебника и предмет, изображения которых оказались под стрелкой. Рассказывают, какое волшебное свойство приобрел предмет, дают оценку этому новому свойству (кому стало хорошо или плохо). Воспитатель подводит детей к выводам: волшебным может стать любой предмет, волшебство может приносить добро и зло.

-Воспитатель предлагает словосочетание: объект + необычный признак (напр: мохнатая книга). Просит детей высказывать предположения, у какого объекта мог быть взят этот признак – мохнатость. У медведя, собаки и т.д.)

Ноябрь.

1 неделя

 «В гостях у сказки»

«Волшебники Нос, Глаз, Ухо и Рука».

Учить представлять ощущения, которые можно получить с помощью анализаторов.

«Дразнилка».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

«Если бы у меня…».

Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

«Какой объект?».

Учить детей выделять разные признаки в объекте.

-Воспитатель предлагает посетить какую – либо сказку, например «Три поросенка», и поочередно называет картинки с изображением анализаторов. С Волшебником Носом дети попадают в комнату Наф-Нафа, когда он открывает котел, рассказывают, что почувствовали (запах сажи, немытой шерсти волка). Затем приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (дети описывают возможные звуки) и Рука (описывают ощущения, которые могли возникнуть, если бы они дотрагивались до горячего котла или носов поросят).

-Воспитатель предлагает «подразнить» какой – либо предмет рукотворного мира. Для этого дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно – ласкательным суффиксом – лка. Например, дразнилки бантика – украшалка, потерялка, пачкалка и т.д. Далее предлагается составить «дразнительные» стишки или загадки. Например: «Не терялка, не пачкалка, а голову украшалка».

В старшем возрасте предметы «поддразнивают» с использованием суффиксов – щ, - оньк и др.

-Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки и бегать быстрее самолета.

-Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета.

2 неделя

 «Животные,

птицы»

«Угадай по описанию».

Учить детей по названным признакам определять объект.

«Что будет, если уберем часть?».

Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.

«Игры с «подзорной трубой».

Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

«Летает, плавает, бегает».

Упражнять в классификации объектов живой природы.

-Воспитатель показывает картинку с изображенным объектом только одному ребенку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались о каком объекте идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

-Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор.

-Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается назвать все объекты на картине.

-Ведущий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

3 неделя

 « То берёзка, то осина»

«Коробочки времени».

Учить детей устанавливать время (часть суток, времена года), в котором происходят события.

«Составление лимериков».

Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.

«Путешествие растений».

Уточнить знания детей об условиях существования растений. Побуждать к описанию фантастических ситуаций, возникших в результате взаимодействия объекта с окружением.

-Воспитатель объявляет «Коробочки времени» (по частям суток, по временам года). Дети получают картинки с изображением ситуаций из разных литературных произведений и раскладывают  их по коробочкам. Воспитатель даёт проблемные ситуации, связанные с тем, что во многих произведениях время происходящего различное .Дети вспоминают временные изменения и выбирают преимущественные. Например, сказка «Двенадцать месяцев»: преимущественное время – зима ночь, но там были описаны ситуации смены месяцев.

Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели: 1.Жил – был какой – то объект.2.И был он такой (характеристика).3.Совершал действия.Или взаимодействия.4.Указание на необычность объекта.

-Используется морфологическая таблица. По горизонтали – карточки с изображением растений (береза, клюква, роза, кактус). На вертикали – карточки с изображением местности (тайга, болото, парк, пустыня).

РЗ: «Выбери растение, положи карточку в нужную клетку таблицы и расскажи, где оно живет (например, роза растет в парке)».

ФЗ: «Помести карточку с изображением растения в другую клетку таблицы (в необычное место обитания). Расскажи, что или кто поможет ему выжить в этих условиях»

4 неделя

 « О, Родина моя!»

«Зеркало времени». Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Описывать собственные представления итогов «перемещения».

«Путаница».Закрепить умение находить типичные свойства объектов.

«Подарок родным».

Учить детей улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта.

«Вывески».

Учить детей понимать символику и ее специфику, видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность. Формировать умение самостоятельно придумывать графические символы.

-Воспитатель предлагает детям заглянуть  в «Зеркало времени». Оно показывает прошлое или будущее того кто в него «смотрится». Детям предлагается представить какую – либо сюжетную сценку.

-Воспитатель называет 3 - 4 объекта с необычными свойствами (например, тигр заострённый, карандаш полосатый, полка замёршая,  стекло книжное) и просит детей восстановить порядок, т.е. подобрать каждому объекту типичное свойство.

-Воспитатель предлагает придумать подарки для родных и советует усовершенствовать обычные предметы так, чтобы они были необыкновенными, понравились родным и выполняли свою основную функцию.

-Воспитатель показывает картинки и рассказывает: «Чтобы знать, что продается в магазине, не обязательно заходить в него. Достаточно посмотреть на вывеску, и станет ясно, что это за магазин. Далее детям предлагается придумать свою вывеску к знакомому объекту в городе.

Декабрь

1 неделя

.

 « Волшебница Зима»

«Составление лимериков».

Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.

«Складушки – ладушки»

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова.

«Пинг – понг».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

«Маятник».Учить выделять противоречивые свойства объекта.

-Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели:Жил – был какой – то объект. И был он такой (характеристика).Совершал действия. Или взаимодействия. Указание на необычность объекта.

-Воспитатель предлагает детям набор картинок с изображением предметов, названия которых рифмуются. Например, баран – тюльпан, кошка – ложка и т.д. дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки – ладушки». В старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (сущ., гл., нар., прилаг), а ребенок должен подобрать рифмующееся слово.

-Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может ошибиться, ребенок должен его поправить.

-Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.

2 неделя

 « Зимние забавы»

«Превращения».

Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица с элементами театрализации.

«Чудо – юдо».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира.

«Кто о чем говорит?». Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

«Волшебная дорожка».Учить анализировать  структурные единицы  объектов окруж.мира, упражнять в выделении свойств.

-Воспитатель предлагает детям выбрать какой – либо объект на картине или его часть. И на основе образных специфических характеристик изобразить с помощью мимики, пантомимы, характерных звуков.

-Детям показывают картинку, составленную по принципу «Фоторобот» (фантастическое животное, созданное путем соединения частей разных животных). Задача детей – как можно быстрее определить все объекты, из которых составлен образ.

-Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты».

-Желательно брать не более 4 классов на одну игру, например, по 5-6 картинок из классов животных, птиц, насекомых, растений. Затем в один ряд  выкладываются 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети  должны найти общий для выложенных предметов признак.

3 неделя

 « На пороге новый год»

«Необычный подарок».

Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.

«Складушки – ладушки».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова.

«Составь рифму».

Учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения.

«Что стало большим, что стало маленьким».

Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате изменения размера.

-Воспитатель спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2-3 ребенка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак.

-Воспитатель предлагает детям набор картинок с изображением предметов, названия которых рифмуются. Например, баран – тюльпан, кошка – ложка и т.д. дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки – ладушки». В старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а ребенок должен подобрать рифмующееся слово.

-Воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например, «птичка- синичка»; составляется фраза: «На дереве сидела птичка, похожая на синичку».

-Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно. Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом.

4 неделя

 «Здравствуй, Дедушка Мороз!»

«Подарок родным».

Учить детей улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта.

«Мастерская поделок».

Учить объединять разные части для создания нового объекта, определяя его назначение.

«В гости к волшебникам».

Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

«Составь четыре строчки смешного стихотворения».

Учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения.

-Воспитатель предлагает придумать подарки для родных и советует усовершенствовать обычные предметы так, чтобы они были необыкновенными, понравились родным и выполняли свою основную функцию.

-Детям предлагается различный бросовый материал, части игрушек для создания новой игрушки. Дети должны объяснить, как играть с новой игрушкой.

-Воспитатель предлагает поиграть, используя круги Луллия. На первом круге помещают изображения обычных предметов, на втором – волшебников.

Дети раскручивают круги, называют волшебника и предмет, изображения которых оказались под стрелкой. Рассказывают, какое волшебное свойство приобрел предмет, дают оценку этому новому свойству (кому стало хорошо или плохо). Воспитатель подводит детей к выводам: волшебным может стать любой предмет, волшебство может приносить добро и зло.

-Воспитатель называет две пары рифмующихся между собой слов и предлагает детям составить стихотворение с ними. Например, олень-тюлень, плыл-ныл. Возможное рифмование:

Удивительный олень,

И внимательный тюлень

По морю плыли

И совсем не ныли.

В старшем возрасте рифмующиеся слова подбирают сами дети.

Январь. 

2 неделя

 «Новогодние веселье»

«Маятник».Учить выделять противоречивые свойства объекта.

«Найди и оживи».

Учить наделять неодушевленные объекты на картине свойствами и чертами характера человека и составлять описательный рассказ.

«Скажи по – другому».Учить подбирать к заданным объектам слова – синонимы.

«Загадай загадку».

Закрепить представления детей о том, что величина рассматриваемого объекта – понятие относительное.

-Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.

-Воспитатель предлагает детям перечислить неодушевленные объекты, изображенные на картине. Дети выбирают какой-либо объект и наделяют его человеческими свойствами и чертами характера. Затем составляют описательный рассказ о жизни выбранного героя в условленном месте.

-Воспитатель предлагает выбрать объект на картине для игры. Дети подбирают слова, которыми можно назвать объект (синонимические обороты). Например: будка – конура, собачий дом, жилище для собачьей семьи.

-Дети составляют загадки, используя опоры: «Он выше, чем…, но ниже, чем…», «Он шире, чем…, но уже, чем…» и т.д.

3 неделя

 « Дружная семья»

«Разложи лепесточки ромашки».

Учить детей устанавливать жанр литературного произведения.

Со среднего возраста – 3 – 4 лепестка ромашки, в старшем возрасте - до 8.

«Угадай – ка».

Учить сравнивать объекты, их действия, бытовые ситуации.

«Что с чем связано?».

Учить описывать предмет с точки зрения различных связей с окружающим.

-Воспитатель предлагает сложить «ромашку». На каждом лепестке цветка написано литературного произведения. Дети, получая картинку из какого – либо литературного произведения, выкладывают ее на соответствующий лепесток. Например: ромашка имеет 4 лепестка – сказка народная, сказка авторская, рассказ, стихотворение. У детей картинки по произведениям: «Колобок», «Красная шапочка» Ш. Перро, «Буратино» А. Толстой, «На льдине» Б. Житков, «Живая шляпа» Н.Носов, «Осень» А.С.Пушкин, «Мужичок с ноготок» Н.Некрасов.

-Воспитатель рассказывает детям истории (утром в нашей семье обычно бабушка просыпается и встает после папы; папа встает после собачки Шарика, а мама встает после бабушки; детям предлагается выяснить, кто в семье встает раньше всех, а кто позже). Аналогично выполняются задания на предложенный воспитателем признак (кто самый высокий,самый низкий и т.д.)

-Дети выбирают объект и представляют возможные отношения загаданного объекта с окружающим (дружественные, злонамеренные и т.д.). Играющие составляют рассказ, в котором описываются предполагаемые взаимоотношения с точки зрения «хорошо – плохо».

4 неделя

 « Книги для детей»

«О чём написано в книге».

Продолжать учить детей представлять себя каким – либо объектом и вести  рассказ от его имени.

«Викторина».

Учить детей находить в сказочных героях приемы динамического и статистического преобразования.

«Позови джина».Учит находить в сказках пример универсализации – специализации волшебства. Изобретать волшебные предметы специального и универсального характера, составлять истории на основе использования данного приёма.

«Эта ситуация из какого мира?».

Учить детей классифицировать ситуации, выделяя признаки реальной, фантастической (литературной).

-Воспитатель предлагает вспомнить, эпизод из знакомой сказки и перечислит объекты, которые там упоминаются. Например Царевна – лягушка сидит на кочке в болоте и ждёт, когда к ней придёт Иван – царевич. Объекты – кочка, стрела, кувшинка, болото, лес вокруг болота. Каждый ребёнок представляет себя одним из объектов и рассказывают о своём характере (кочка – ворчливая, стрела – равнодушная, кувшинка – самовлюблённая, лес – мудрый). Далее каждый объект рассказывает о своём отношении к ситуации.

-Воспитатель называет сказочных героев, а дети должны назвать, что это в реальном мире; например: Колобок, реальный мир – тесто, сказка – тесто ожившее.

-Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки в которых были предметы, умеющие делать всё (волшебная палочка, цветик – семицветик и т.д), обсудить, что они имели ограничения (перечислить какие). Далее дети называют сказки, в которых были волшебные предметы, выполняющее какое – то одно дело (сапоги – скороходы, скатерть – самобранка). Обсудит, как можно было бы расширить их возможности. Придумать свои волшебные предметы и  сочинить об этом историю.

-Воспитатель предлагает вниманию детей различные ситуации (из реальной жизни, из сказок, из других литературных произведений). Дети определяют, к какому миру относятся каждая из предложенных ситуаций.

Февраль

1 неделя.

 «Все работы хороши!»

«Загадай загадку».

Закрепить представления детей о том, что величина рассматриваемого объекта – понятие относительное.

«Я что-то делаю, а ты угадай».

Учить определять и описывать словесно какой-либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

«Все могу!».

Учить определять основное назначение сложных объектов и описывать их практическое применение.

«Заколдованное место».

Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта.

-Дети составляют загадки, используя опоры: «Он выше, чем…, но ниже, чем…», «Он шире, чем…, но уже, чем…» и т.д.

-Ведущий или группа детей показывает последовательность действий какого-либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание угадать представленный процесс.

-Ведущий называет объект, дети определяют его окружение.

Приглашается Волшебник Всемогу, обсуждается ситуация по принципу «хорошо – плохо». Дети решают проблемные ситуации, возникающие в результате преобразований объектов. Обсуждается внешний вид, целесообразность такого объекта.

-К детям пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до объектов. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне и рассказывают, как можно практически использовать измененный предмет.

2 неделя

 «Мы поедем, мы помчимся»

«Цепочка».

Учить детей выделять разные признаки у объектов.

«Какой объект?». Учить детей выделять разные признаки в объекте.

«Выбери признак, который есть у других объектов». Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

«Придумаем разные стишки про один предмет»

Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок.

-Воспитатель показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передается другому ребенку, который должен назвать один из признаков объекта и передать ее следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

-Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета.

-Воспитатель  называет объект. Дети называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные).

-Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто – то, то они чего – то».

3 неделя

 «В здоровом теле – здоровый дух»

«Волшебники Нос, Глаз, Ухо и Рука».

Учить представлять ощущения, которые можно получить с помощью анализаторов.

«Дразнилка».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

«Я дам характеристику герою, а вы мне скажите,  кто это».

Учить узнавать персонажа по предложенному описанию. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи и зависимости.

-Воспитатель предлагает посетить какую – либо сказку, например «Три поросенка», и поочередно называет картинки с изображением анализаторов. С Волшебником Носом дети попадают в комнату Наф-Нафа, когда он открывает котел, рассказывают, что почувствовали (запах сажи, немытой шерсти волка). Затем приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (дети описывают возможные звуки) и Рука (описывают ощущения, которые могли возникнуть, если бы они дотрагивались до горячего котла или носов поросят).

-Воспитатель предлагает «подразнить» какой – либо предмет рукотворного мира. Для этого дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно – ласкательным суффиксом – лка. Например, дразнилки бантика – украшалка, потерялка, пачкалка и т.д. Далее предлагается составить «дразнительные» стишки или загадки. Например: «Не терялка, не пачкалка, а голову украшалка».

В старшем возрасте предметы «поддразнивают» с использованием суффиксов – щ, - оньк и др.

-Воспитатель использует портреты героев, составленные детьми ранее. Он предлагает описание, а дети отгадывают.

Например, сказка «Колобок» воспитатель предлагает детям следующий портрет, кто это: «Она была голодна, и чтобы поесть, притворялась, что плохо слышит». После того, как дети отгадали героя, им предлагается объяснить его характер и описать связи: «Лиса – сладкоголосая, потому что  поела сладким голосом; льстивая, потому что хвалила Колобка; терпеливая, потому что принималась петь несколько раз, чтобы добиться своей цели;  притвора, потому что на самом деле слышала хорошо.

4 неделя

 «Папа может все!»

«Мастерская поделок».

Учить объединять разные части для создания нового объекта, определяя его назначение.

«Завод игрушек».

Учить видеть многофункциональность применения множества одинаковых объектов.

«Все могу!».

Учить определять основное назначение сложных объектов и описывать их практическое применение.

«Выбери признак, который есть у других объектов».

Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

-Детям предлагается различный бросовый материал, части игрушек для создания новой игрушки. Дети должны объяснить, как играть с новой игрушкой.

-Детям предлагается придумать и изготовить как можно больше игрушек или предметов из пластмассовых стаканчиков.

Усложнением является анализ сказочных образов, созданных на основе объединения однородного множества.

-Ведущий называет объект, дети определяют его окружение.

Приглашается Волшебник Всемогу, обсуждается ситуация по принципу «хорошо – плохо». Дети решают проблемные ситуации, возникающие в результате преобразований объектов. Обсуждается внешний вид, целесообразность такого объекта.

-Воспитатель  называет объект. Дети называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные).

Март

 1 неделя

 «Маму свою очень люблю!»

«Подарок маме».

Учить детей улучшать свойства объекта, путем добавления свойств другого объекта.

«Отгадай секрет».

Учить строить гипотезы.

«Если бы у меня…».

Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

«Скажи по – другому».

Учить подбирать к заданным объектам слова – синонимы.

-Воспитатель предлагает придумать подарок для мамы и советует усовершенствовать обычный предмет (кастрюлю) так, чтобы он был необыкновенным, понравился маме и выполнял свою основную функцию.

-Воспитатель предлагает словосочетание: объект + необычный признак (напр: мохнатая книга). Просит детей высказывать предположения, у какого объекта мог быть взят этот признак – мохнатость. У медведя, собаки и т.д.).

-Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки и бегать быстрее самолета.

-Воспитатель предлагает выбрать объект на картине для игры. Дети подбирают слова, которыми можно назвать объект (синонимические обороты). Например: будка – конура, собачий дом, жилище для собачьей семьи.

2 неделя

 «Мамины помощники»

«Дразнилка».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

«Пирог для великана».

Учить детей соотносить предметы по заданным параметрам, использовать ресурсы.

«Все могу!».

Учить определять основное назначение сложных объектов и описывать их практическое применение.

«Аукцион».

Учить выделять дополнительные ресурсы объекта.

-Воспитатель предлагает «подразнить» какой – либо предмет рукотворного мира. Для этого дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно – ласкательным суффиксом – лка. Например, дразнилки бантика – украшалка, потерялка, пачкалка и т.д. Далее предлагается составить «дразнительные» стишки или загадки. Например: «Не терялка, не пачкалка, а голову украшалка».

В старшем возрасте предметы «поддразнивают» с использованием суффиксов – щ, - оньк и др.

-Воспитатель предлагает проблемную ситуацию, разрешение которой требует произведения измерения на основе сравнения с использованием ресурсов (чем лучше всего измерить следующие объекты: муравья, дом, палец).

Ведущий называет объект, дети определяют его окружение.

Приглашается Волшебник Всемогу, обсуждается ситуация по принципу «хорошо – плохо». Дети решают проблемные ситуации, возникающие в результате преобразований объектов. Обсуждается внешний вид, целесообразность такого объекта.

-На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения.

3 неделя

 «Добрая фея Весна»

«Угадай время года или загаданный месяц»

Закрепить понятие «между», «за», «перед», «предыдущий», «последующий». Учить детей последовательно и в разброс называть времена года и месяцы. Используется демонстрационная лента с карманами. Картинки  младшем возрасте  с временами года в разных ситуациях (5 – 7 карточек), в среднем возрасте картинки с изображением месяцев расположенных по порядку ( 12 карточек), в старшем возрасте картинки с изображением месяцев,  расположенных в разброс. Так же используются схематические изображения.

«Живые картинки»

Учить детей ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве, отвечать развёрнутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

«Окажись около объекта»

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

«Да – нет».Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Закреплять умение работать по алгоритму служения поля поиска объекта на плоскости картины.

-Воспитатель вкладывает (последовательно или в разброс) в демонстрационную ленту картинки с изображением времён года, проявленных в различных ситуациях (в жизни людей, растений, животных и т.д) или со схематично обозначёнными месяцами года (цифрами буквами картинками др.). Загадывает одну из карточек и предлагает играющим детям отгадать загаданную, задавая вопросы ведущему по усвоенному алгоритму.

Например, выставлены картинки: ранняя зима, разгар лета, поздняя осень, середина зимы, золотая осень, начало лета, ранняя весна, весна в цвету, конец зимы.

-Воспитатель предлагает детям превратиться в конкретный объект на картине, объяснить своё местонахождение в двухмерном пространстве, а затем смоделировать в трёхмерном (на ковре). Ребёнок должен найти место своему объекту относительно других объектов, изображённых а картине, и составить связный рассказ о местонахождении объектов.

-Детям предлагается «войти» в картину, выбрать себе объект и описать, что находится рядом с ним, используя пространственные характеристики.

-Воспитатель загадывает объект на картине а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение.

4 неделя

«Театральная неделя»

«Превращения». Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица с элементами театрализации.

«Что с чем связано?».Учить описывать предмет с точки зрения различных связей с окружающим.

«Путешествие в сказки и объяснение волшебства». Учить детей анализировать известные сказки с точки зрения какого – либо приема типового фантазирования.

«Если бы у меня…».Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

-Воспитатель предлагает детям выбрать какой – либо объект на картине или его часть. И на основе образных специфических характеристик изобразить с помощью мимики, пантомимы, характерных звуков.

-Дети выбирают объект и представляют возможные отношения загаданного объекта с окружающим (дружественные, злонамеренные и т.д.). Играющие составляют рассказ, в котором описываются предполагаемые взаимоотношения с точки зрения «хорошо – плохо».

-Воспитатель предлагает вспомнить сказочных героев. В процессе обсуждения дети выясняют, какой волшебник произвел изменение и что изменилось: сам объект, его части, надсистема или какое – либо другое свойство.

-Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки и бегать быстрее самолета.

Апрель

 1 неделя

«Домашние питомцы – верные друзья!»

«Чудо – юдо».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира.

«Летает, плавает, бегает».

Упражнять в классификации объектов живой природы.

«Угадай по описанию».

Учить детей по названным признакам определять объект.

«Кем был раньше?».

Учить называть прошлое предмета.

-Детям показывают картинку, составленную по принципу «Фоторобот» (фантастическое животное, созданное путем соединения частей разных животных). Задача детей – как можно быстрее определить все объекты, из которых составлен образ.

-Ведущий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

-Воспитатель показывает картинку с изображенным объектом только одному ребенку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались о каком объекте идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

-Воспитатель называет предмет, дети -  его прошлое.

2-3 неделя

 «Наш дом – планета»

«Путаница».

Учить  самостоятельно осуществлять преобразования с помощь изменения размера.

«Подарки Волшебника Дробления – Объединения».

Учить создавать новые объекты с помощью  добавления  какого – либо свойства.

«Скажи, почему объект должен быть таким и другим?»

Обучать детей формулированию физических противоречий.

«Мои друзья».

Упражнять детей в умении выделят у объекта заданный признак.

Детям предлагается выбрать два объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры или заменить  на противоположные.

-Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают  Волшебника Дробления – Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого. Например: мыло подарило свойство запаха телевизору, а телевизор подарил мылу  свойство показывать.

-Ведущий выбирает объект, к которому можно предъявить претензию (мост – низкий). Детям предлагается сформулировать  противоречие, вызванное данным качеством (мост должен быть низким, потому что его таким построили, и мост должен быть высоким, потому что под ним должны проходить корабли).

-Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего – либо или кого – либо. Дети берут на себя роль объекта. Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.

4 неделя

 «Мы играем, мы мечтаем»

«Я дам характеристику герою, а вы мне скажите,  кто это».

Учить узнавать персонажа по предложенному описанию. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи и зависимости.

«Коробочки времени».

Учить детей устанавливать время (часть суток, времена года), в котором происходят события.

«Ожившие предметы».

Учить наделять живые предметами человеческими чувствами, мыслями, поступками.

«Если бы у меня…».

Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

-Воспитатель использует портреты героев, составленные детьми ранее. Он предлагает описание, а дети отгадывают.

Например, сказка «Колобок» воспитатель предлагает детям следующий портрет, кто это: «Она была голодна, и чтобы поесть, притворялась, что плохо слышит». После того, как дети отгадали героя, им предлагается объяснить его характер и описать связи: «Лиса – сладкоголосая, потому что  поела сладким голосом; льстивая, потому что хвалила Колобка; терпеливая, потому что принималась петь несколько раз, чтобы добиться своей цели;  притвора, потому что на самом деле слышала хорошо.

-Воспитатель объявляет «Коробочки времени» (по частям суток, по временам года). Дети получают картинки с изображением ситуаций из разных литературных произведений и раскладывают  их по коробочкам. Воспитатель даёт проблемные ситуации, связанные с тем, что во многих произведениях время происходящего различное . Дети вспоминают временные изменения и выбирают преимущественные. Например, сказка «Двенадцать месяцев»: преимущественное время – зима ночь, но там были описаны ситуации смены месяцев.

-Воспитатель предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Воспитатель предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях. Например: солнечный летний день на море. Дети выбирают и характеризуют море: море спокойное, спящее, тихо дышит.

-Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки и бегать быстрее самолета.

Май. 

1 неделя

 «На пороге школы»

«Ключевое слово».

Учить подбирать сравнения с помощью слов «Как», «Вроде», «Подобно».

«В гости к Волшебникам».

Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

«Обиженные вещи».

Создавать условия для развития эмпатии по отношению к объектам рукотворного мира.

«Помечтаем?».

Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

-Воспитатель называет объект, его признаки и действия, а дети объясняют, на что это похоже. В построении предложения используются ключевые  слова (дождь подобен водопаду с неба, одуванчики на лугу вроде как цыплята).

-Воспитатель предлагает поиграть, используя круги Луллия. На первом круге помещают изображения обычных предметов, на втором – волшебников.

Дети раскручивают круги, называют волшебника и предмет, изображения которых оказались под стрелкой. Рассказывают, какое волшебное свойство приобрел предмет, дают оценку этому новому свойству (кому стало хорошо или плохо). Воспитатель подводит детей к выводам: волшебным может стать любой предмет, волшебство может приносить добро и зло.

-Воспитатель предлагает вспомнить, какие предметы находятся в домах людей, и обсудить правила пользования ими. Затем приглашает «посетить» квартиру нерадивых хозяев, которые нарушают правила пользования предметами. Дети от имени обиженных предметов рассказывают о своих бедах, обсуждают, что бы они сделали, если бы мы умели разговаривать и двигаться (по типу сказки К. Чуковского «Федорино горе»).

-Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…».

2 неделя

 «Этот день победы…»

«Что имеем – не храним,  потерявши плачем».Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями «много - мало», «цена-стоимость.

«Меняем порядок».

Учить детей нарушать логическую последовательность хода событий с помощью Волшебника Перепутывания времени.

«Что произойдет?»

Учить детей формулировать причины и выводить следствие.

«Что случится, если…?»

Формировать умение представлять знакомые предметы и явления в случаях, когда они сами начинают сами что – то делать.

-Детям  предлагается обсудить пословицу «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Рассматриваются жизненные  ситуации, при  которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести.

-Обсуждение хода какого – либо события или  последовательности линии жизни объекта. Приглашение Волшебника Перепутывания времени, который перепутал порядок хода событий. Детей старшего дошкольного возраста следует побуждать  к составлению   фантастических рассказов. При выполнении задания используются сюжетные картинки для детей среднего возраста. Дети старшего возраста  работают по памяти.

-Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос, дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Можно ввести правило: задавать  вопросы  на определенную тему и ответы давать, исходя из реальной линии развития  системы или на уровне фантастики.  

-Воспитатель предлагает детям какую – либо, не совсем обычную ситуацию. Описания могут быть самыми разнообразными.  Выслушиваются все суждения.

3 неделя

«В гостях у

Мойдодыра»

«Кто о чем говорит?»

Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми объектами по сюжету картины.

«Кто внимательный?»

Закреплять представления о принципах действия примеров ТФ.

«Что делает так же?». Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», « Но не…», «Какой, что такое же у другого объекта», «Что делает так же?».

-Воспитатель предлагает выбрать  объекты и представить себе, о чем они  могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты».

-Воспитатель показывает картинки с изображением  объектов с явно выраженными признаками «Действия Волшебников» (большого или маленького размеров; Оживления – окаменения и др.) и символы этих Волшебников. Дети, увидев схематичное изображение Волшебника, например, Великана, должны встать ( или поднять руки вверх), а, увидев схематичное изображение Волшебника Крохи, - присесть (опустить руки вниз).

Один и тот же Волшебник может быть изображён по – разному (схемой, рисунком, лепка или просто объявлен по имени).

 -Воспитатель называет объект. У объекта выделяется действие и перечисляются другие объекты  у которых названное действие ярко выражено («Воробей что делает? Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь). Из предложенных вариантов составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», « Но не»: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка».                                        

4 неделя

 «Где ты, лето?»

«Ожившие предметы» Учить наделять неживые предметы человеческими чувствами ,мыслями, поступками.

«Я назову признак, а вы перечислите его значение». Учить детей подбирать разные значения одному признаку

«Волшебник Наоборот просит выполнить задания» Учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные и решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений

Угадай время года или загаданный месяц».

Закрепить понятие «между», «за», «перед», «предыдущий» , «последующий». Учить детей последовательно и в разброс называть времена года и месяцы. Используется демонстрационная лента с карманами. Картинки в младшем возрасте с временами года в разных ситуациях (5-7 карточек), в среднем возрасте картинки с изображением месяцев, расположенных по порядку (12 карточек).

-Ведущий предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Ведущий предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях. Например: солнечный летний день на море. Дети выбирают и характеризуют море: море спокойное, спящее, тихо дышит.

-Ведущий предлагает поиграть и называет признак (цвет). Дети должны называть как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение, а дети угадывают признак (светящийся- бывает цвет; холодным – бывает температура).

Ведущий показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске (листе), затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение  объекта.

Ведущий вкладывает (последовательно или вразброс) в демонстрационную ленту картинки с изображением времен года, проявленных в различных ситуациях (в жизни людей, растений, животных и т.д.) или со схематично обозначенными месяцами года (цифрами, буквами, картинками и др.). Загадывает одну из карточек и предлагает играющим детям отгадать загаданную, задавая вопросы ведущему по усвоенному алгоритму. Например, выставлены картинки: ранняя зима ,разгар лета, поздняя осень, середина зимы, золота осень, начало лета, ранняя весна, весна в цвету, конец зимы.

  1. Организация образовательной деятельности.

Материально техническое обеспечение программы.

Для эффективности программы в группе создана оптимальная развивающая предметно-пространственная среда, которая отвечает следующим требованиям:

- она носит системный характер, отвечает целям и задачам воспитания, инициирует деятельность детей;

- учитывает специфику возрастного этапа развития ребенка, т,е, способствует решению задачи создания « зоны ближайшего развития;

- обеспечивает возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной деятельности;

- имеет, наряду с консервативными элементами, часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т.д.), так и развитие детей в ней.

Образовательное пространство группы представлено современными игровыми развивающими пособиями и материалами, многие из которых были сделаны своими руками или с помощью детей и родителей (игрушки-самоделки, экран системного оператора, круги Луллия, морфологическая таблица, наборы предметных и сюжетных картинок и др.).        

Богатый образовательный потенциал заложен в игротеке дидактических игр, направленных на развитие логического действия сравнения, классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий. Особое место в игротеке занимают, так называемые «тризовские» игры, которые предполагают большой выбор вариантов игры и вызывают интерес у детей своей необычностью. Например, «Салат из сказок», «Логический поезд», «Теремок» и другие. В таких играх не бывает неправильных действий или ответов; главное, чтобы игрок мог объяснить партнерам логику своих рассуждений и доказать их правильность. Это очень важно для формирования конструктивного взаимодействия со взрослыми и детьми; развивает у детей чувство собственного достоинства, дает возможность каждому ребенку прожить «ситуацию успеха» в общении, поверить в свои силы. Инновационным содержанием отличается групповой развивающий центр «Фантазёры» с многообразием моделей мыслительных действий, побуждающих детей к творческому взаимодействию со сверстниками. Для индивидуального использования на занятиях, на подгруппу детей имеется папка с набором моделей: схемы вопросов, вопросная дорожка, предметные картинки, имена признаков, волшебники, картинки – рифмочки, карточки для составления загадок и лимериков, наборы алгоритмов составления рассказов и текстов сказочного содержания.

Для самостоятельного пользования был создан лэпбук  « ТРИЗ», который включает в себя большое многообразие моделей, таких как: имена признаков, волшебники, предметные картинки, алгоритмы составления рассказов по сюжетной картине, портрету, пейзажу и наборы художественных произведений к каждому жанру, рекомендуемые по программе «От рождения до школы». Разнообразные модели, широко представленные в нем, активно используются детьми не только в совместной, но и в самостоятельной деятельности. Например, воспитанники группы самостоятельно могут поиграть с ним в разные игры: «Да - нет», « Салат из сказок», « Логический поезд», «Теремок», «Составь загадку», «Найди рифмочку» и др. Также, дети могут взять определенные модели из лэпбука домой для того, чтобы познакомить или поиграть с моделями кого-то из домашних. Такая деятельность способствует освоению детьми позиции субъекта деятельности.

Развивающая среда группы значительно обогатилась в процессе реализации групповых проектов  продуктами детского индивидуального и коллективного творчества (рисунками, коллажами),книжками-малышками со стихами, сказками, загадками и лимериками.

Содержание развивающего центра « Фантазеры»

- модели анализаторов;

- модели имен признаков;

- волшебники;

Содержание лэпбука « ТРИЗ»:

- модели анализаторов;

- модели имен признаков;

- вопросная дорожка;

-модели вопросов (описательный, восполняющий, каузальный, субъективный, уточняющий, оценочный, воображаемый);

- наборы предметных картинок;

- пособие «Загадоки»;

- пособие «Рифмовочка»;

- алгоритмы составления рассказов по сюжетной картине, по портрету, по пейзажу, по серии картинок;

- наборы: портретов, пейзажей, серии картинок, сюжетных картин.

Содержание игротеки:

  •  «Что изменилось?»;
  •  «Шифровщики»;
  • «Узнай по описанию»;
  •  «Похожи-не похожи»;
  •  «Угадай настроение»;
  •  «Волшебный бинокль»;
  •  «Подари вопрос»;
  •  «Придумай фантастическое животное»;
  •  «Да-нет-ка»;
  • «Теремок загадок»;
  • «Придумай сказку» и др.

 Список использованных источников:

  • Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
  • Ванюхина Г. А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. – Смоленск, 1993.
  • Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб., 2003.
  • Выготский Л. С. Мышления и речь / Собр. соч. – М., 1982.
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.
  • Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
  • Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972.
  • Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 2006.
  • Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
  • Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
  • Марфидина В. А., Харгт Г. В., Шевченко Г. И. Методы развития творческого мышления: учеб. метод, пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду. – Норильск, 1993.
  •   Нестеренко А. «Страна загадок» Санкт – Петербург, 2019г
  • Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи: метод, пособие. — СПб., 1999
  • Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических  рассказов по серии картинок: Методическое пособие.- М.:АРКТИ, 2009.-28 с.:ил.
  • Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. 2004.-52 стр.
  • Шулыгина Е.В. Третьяк Н.Н. «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками» Санкт – Петербург, 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников в математическом развитии. Математика для дошколь...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста». "История о настольной лампе"

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего лошкольного возраста с нарушениями речи с использованием системного оператора ТРИЗ -ОТСМ-РТВ....

Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...

Консультация для родителей «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов по ТРИЗ-педагогике у детей»

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ...

План программы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей дошкольного возраста».

Применение элементов теории решения изобретательских задач в развитии речи дошкольников   в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать,  искать самостоя...